kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационный блок для родителей "Это страшное слово зависимость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рекомендуется использовать при проведении родительского собрания, посвященного проблемам распространения наркотиков среди школьников. Рассматривается проблема возникновения аддикции (зависимости), ее влияние на все стороны жизни одного человека и всей семьи. Исследуются  этапы формирования аддикции и виды аддиктивного поведения. особое внимание уделено симптомам и путям формирования со-зависимости. Определяются характеристики здоровой и дисфункциональной семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационный блок для родителей_копилка»

Информационный блок для родителей.



«Это страшное слов «зависимость».



Цель:

Изучить проблему зависимости (аддикции), ее влияние на все стороны жизни человека.

Каждый человек стремится к комфорту постоянно, но в повседневной жизни реализовать это стремление не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют:

-свои внутренние ресурсы,

- обращаются за помощью к друзьям, близким людям,

-просто пережидают – «время лечит», проблемные периоды жизни – это естественно.

Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться.

Вариантов великое множество: еда, спорт, музыка, компьютерные игры, , рыбалка, коллекционирование, работа и т. д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигается на второй план все остальное «жизненное», можно говорить о возникновении особенного состояния, которое вызывается адикцией (слайд 2)

В свете этой проблемы нас интересуют вопросы:

-что такое зависимость (аддикция)?

-какие встречаются виды зависимостей?

-какой механизм развития зависимостей?

-как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?

-почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимость.



Вероятность возникновения аддиакции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и незначительные затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.

Поведение, которое диктует нам состояние аддикции, называют аддиктивным поведением.

Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы), любо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм..).(слайд3).

Этапы формирования аддикции. (слайд 4).

  1. Начало (исходная точка).

Возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению с момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные или отрицательные эмоции испытывал человек – главное интенсивность переживания.

Например: переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычайного волнение при знакомстве с коллекцией марок или во время компьютерной игры, первая принятая доза спиртного.

  1. Аддиктивный ритм-

Устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. Установления этого ритма способствуют:

-особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений);

-тяжелая личная жизнь (болезни или смерть близких, потеря работы);

-ограниченный выбор возможностей выхода из стресса.

Важно: между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

  1. Аддикция как часть личности.

Учащение адиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. «Поругалась – надо съесть шоколадку».

В человеке возникают как бы две личности – здоровая и адиктивная. Здоровая стремится к общению, боится одиночества. Аддиктивная же, наоборот, стремится к уединению, может общаться с такими же аддиктами (коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекций). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды сокращения аддикции или замена одной аддикции на другую. Человеку в тот период кажается, что он полностью контролирует свои эмоции, что поступает совершенно правильно. У окружающих в это время возникает ощущение, что они общаются с разными людьми. Например. Только сегодня обещал больше никогда не играть в казино, завтра обманывает с целью получить денег на игру, послезавтра – злобно обвиняет во всем окружающих. Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» переубедить невозможно. На все доводы у него будет готовый ответ: «Все люди пьют...», « Один раз живет, съем еще одно пирожное..», «Вся наша жизнь – игра..».

  1. Доминирование аддикции.

На этом тапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений – он не может общаться даже с себе подобными. На этом этапе уже все окружающие замечают, что «это уже не тот человек», что личность разрушена.

  1. Катастрофа.

Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается полное пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Нефармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приврдит к ожирению, азартные игры разрушают сосуды головного мозга и сердца). Возвратиться к прежней жизни уже невозможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек неизбежно теряет семью, квалификацию, работу. У него возникают серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты – самые частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной зависимости приводя к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их реальными заботами, надеждами . проблемами и успехами.



Виды аддиктивного поведения (слайд 5)



химические аддикции


нехимические аддикции

Зависимость от психоактивных веществ:

алкоголя;

наркотиков;

табака;

таблеток (транквилизаторы, барбитураты).

Переедание;

голодание;

коллекционирование;

азартные игры;

работоголизм;

компьютерные игры;

интернет;

религиозный фанатизм;

фан-движение в спорте, музыке;

просмотр «мыльных опер»;

со-зависимость.




В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, значки, оружие) или активных действиях(забота о муже –алкоголике, поглощение пищи, работа, секс, общение с компьютером как с живым существом). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делать его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Из жизни вытесняются нормальные контакты с людьми, любовь, забота о близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все это гармонично дополняет друг друга.

При химических адикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика ил наркопотребителя)разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение втягиваются, как в воронку, близкие ему люди.

Разрушительное действие такого поведения всегда следует рассматривать на био-психо-социо-духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем – любая зависимость влияет на все аспекты жизни человека – разрушает тело, психику, отношения с людьми.

Например, зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению центральной нервной деятельности (ЦНС), как следствие этого – головные боли. Нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.





Что такое со-зависимость? (слайд 6)



Со-зависимость – попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек. Мы се неизбежно зависим от самочувствия, настроения, увлечений наших близких. Эта зависимость может приносить нам радость – мы стараемся жить заботами любимого человека. Переживаем успехи и неудачи любимого ребенка. Принимаем близко к сердцу перемену настроения близких, их слова и поступки. Но если во взаимоотношения наркотик, то он нарушает любую гармонию. Если в отношениях уже были проблемы, то наркотик их усугубляет. Наркомания – проблема всей семьи. Если ребенок начинает употреблять наркотики, то страх вначале начинают испытывать его только близкие (если она знают, что происходит). Когда у ребенка возникают проблемы из-за приема наркотиков - плохое самочувствие, нехватка денег, отношения с новыми «друзьями» - он старается найти опору дома, в семье. В результате сложившиеся отношения в таком маленьком и тесном обществе, как семья, неизбежно меняются.



Симптомами со-зависимости являются:



-нарушение нормального ритма работы семьи;

-отказ членов семьи зависимого от работы, от своих увлечений;

-подчинение жизни семьи состоянию и настроению наркозависимого подростка;

-чувство вины родителей за происходящее;

-постоянные взаимные обвинения;

-невнимание к другим детям членам семьи.





Пути формирования со-зависимости:



-неправильное понимание сути помощи зависимому человеку;

-поиски «хорошего «врача, попытки положить в больницу любой ценой, надежда на то, что «пройдет само»;

-ошибочное представление о своей роли в этой помощи: от «Я ничем не могу ему помочь» до «Все зависит только от моих усилий, надо немного поднапрячься, и я справлюсь с его зависимостью»;

-переоценка своих возможностей;

-игнорирование истинных потребностей ребенка в получении помощи;

-искаженное представление о реально существующей ситуации;

-принятие на себя вины за все, что произошло с ребенком.



Для родителей со-зависимость грозит серьезными последствиями. Двигаясь по неправильному пути и осознавая этого, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем только себя, получают стрессы и нервные расстройства, приносят все большие и большие жертвы, разрушают себя и остальных членов семьи. Причем часто взрослое окружение наркопотребителя страдает гораздо сильнее, чем он сам Например, если подросток не хочет, чтобы его лечили, его все устраивает. В этом случае как бы себя не мучили родители. Кроме скандалов и разочарований они ничего не получат.





Важно: для того, чтобы застраховать себя от со-зависимости и иметь реальную возможность помочь ребенку, если случится беда, взрослым необходимо знать и понимать, что представляет лечение зависимого, какие этапы ему предстоит пройти, кто и какие обязанности берет на себя на этом пути, от чего зависит вероятность успеха.



Со-зависимость – это закрепленная патологическая реакция на длительно подавляемый стресс. (слайд7)

















Характеристика со-зависимого:( слайд 8)



- преувеличенная значимость своей силы воли;

- внимание сфокусировано на зависимости;

- не осознает своих чувств, не контролирует их проявление;

- низкая самооценка;

- закрытое манипулятивное общение;

- постоянно чувствует усталость, тревогу, страх, неуравновешенность;

- социальная и эмоциональная изоляция.



Итак, со-зависимый человек хочет контролировать, исправлять зависимого, так как он считает, что спасает его, вместо того, чтобы проявить эмпатию, подбодрить его. Со-зависимый ничего не желает слышать, так как считает, что поступает правильно. Он манипулирует другими и думает, что зависимый должен жить в соответствии с его ожиданиями, не доверяет ему и не позволяет самому отвечать за поступки. В результате он становится тревожным, неуравновешенным, не чувствует себя свободным.



Подведем итоги. Любая зависимость крайне редко бывает индивидуальной. Если человек живет в семье, в воронку его зависимости непременно втягивается семья: все ее члены испытывают, бесспорно, разную степень «зависимости от зависимости», но она одинаково негативно воздействует на всех. Семья зависимого вынужденно подстраивается под условия, которые диктует зависимость. Очень важную роль в жизни любой семьи играет стремление ее членов сохранять семью здоровой нравственно и физически, жить уверенно и достойно, руководствуясь со-ответственностью за родных, а не страдать, испытывая со-зависимость.

Насколько и чем различаются такие семьи, станет ясно из таблицы (слайд 9). Судите сами. Выбор за вами!


















Здоровая семья



Дисфункциональная семья

это открытая система

это закрытая система.

самооценка у каждого члена семьи высокая.

самооценка у членов такой семьи низкая.

внутри семьи общение прямое и ясное, способствует росту «Я».

общение неадекватное, непрямое, потребности и чувства не принято выражать напрямую; препятствует росту «Я».

есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, которые могут изменяться, если этого потребуют новые условия.

правила скрытые, жесткие; члены семьи изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, которые не подлежат обсуждению.

семья открыта для прямых доверительных контактов внутри и вне ее; есть пространство для развития каждого «Я» и общего «Мы».

ролевые взаимоотношения сводятся к семейным сценариям, где каждый участник играет свою роль (отец-алкоголик – «зависимый», мать – «со-зависимая», ребенок – «герой», «шут», «потерянный ребенок»).

сочувствую, сопереживают друг другу; уверены, что человек сам отвечает за свои поступки, принимают людей такими, какие они есть.

со-зависимый чувствует повышенную ответственность за других; он сам исправляет, сам защищает, спасает, контролирует.















Просмотр содержимого презентации
«Это страшное слово «зависимость»»

Это страшное слово «зависимость»

Это страшное слово «зависимость»

Что такое зависимость (аддикция)?   Какие встречаются виды зависимостей?  Какой механизм развития зависимостей?  Как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?  Почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимости?

Что такое зависимость (аддикция)? Какие встречаются виды зависимостей? Какой механизм развития зависимостей? Как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость? Почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимости?

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение

  • Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы), либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм).
Этапы формирования аддикции

Этапы формирования аддикции

  • Начало (исходная точка).
  • Аддиктивный ритм
  • Аддикция как часть личности.
  • Доминирование аддикции.
  • Катастрофа.
Виды аддиктивного поведения химические аддикции  нехимические аддикции Зависимость от психоактивных веществ: Переедание;  голодание; алкоголя;  наркотиков; коллекционирование; азартные игры; табака; таблеток работоголизм; компьютерные игры; (транквилизаторы, барбитураты). интернет; религиозный фанатизм; фан-движение в спорте, музыке; просмотр «мыльных опер»; со-зависимость.

Виды аддиктивного поведения

химические аддикции 

нехимические аддикции

Зависимость от психоактивных веществ:

Переедание;

голодание;

алкоголя;

наркотиков;

коллекционирование;

азартные игры;

табака;

таблеток

работоголизм;

компьютерные игры;

(транквилизаторы, барбитураты).

интернет;

религиозный фанатизм;

фан-движение в спорте, музыке;

просмотр «мыльных опер»;

со-зависимость.

Со-зависимость – попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек. Симптомами со-зависимости являются:

Со-зависимость – попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек.

Симптомами со-зависимости являются:

  • нарушение нормального ритма работы семьи;
  • отказ членов семьи зависимого от работы, от своих увлечений;
  • подчинение жизни семьи состоянию и настроению наркозависимого подростка;
  • чувство вины родителей за происходящее;
  • постоянные взаимные обвинения;
  • невнимание к другим детям членам семьи.
Важно: Со-зависимость – это закрепленная патологическая реакция на длительно подавляемый стресс.

Важно:

Со-зависимость – это закрепленная патологическая реакция на длительно подавляемый стресс.

Характеристики со-зависимого:

Характеристики со-зависимого:

  • преувеличенная значимость своей силы воли;
  • внимание сфокусировано на зависимости;
  • не осознает своих чувств, не контролирует их проявление;
  • низкая самооценка;
  • закрытое манипулятивное общение;
  • постоянно чувствует усталость, тревогу, страх, неуравновешенность;
  • социальная и эмоциональная изоляция.

 

Здоровая семья

 

это открытая система

 

Дисфункциональная семья

это закрытая система.

самооценка у каждого члена семьи высокая.

самооценка у членов такой семьи низкая.

внутри семьи общение прямое и ясное, способствует росту «Я».

общение неадекватное, непрямое, потребности и чувства не принято выражать напрямую; препятствует росту «Я».

есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, которые могут изменяться, если этого потребуют новые условия.

правила скрытые, жесткие; члены семьи изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, которые не подлежат обсуждению.

семья открыта для прямых доверительных контактов внутри и вне ее; есть пространство для развития каждого «Я» и общего «Мы».

ролевые взаимоотношения сводятся к семейным сценариям, где каждый участник играет свою роль (отец-алкоголик – «зависимый», мать – «со-зависимая», ребенок – «герой», «шут», «потерянный ребенок»).

сочувствую, сопереживают друг другу; уверены, что человек сам отвечает за свои поступки, принимают людей такими, какие они есть.

со-зависимый чувствует повышенную ответственность за других; он сам исправляет, сам защищает, спасает, контролирует.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационный блок для родителей "Это страшное слово зависимость"

Автор: Амосова Ирина Эдуардовна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства