Информационный блок для родителей.
«Это страшное слов «зависимость».
Цель:
Изучить проблему зависимости (аддикции), ее влияние на все стороны жизни человека.
Каждый человек стремится к комфорту постоянно, но в повседневной жизни реализовать это стремление не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют:
-свои внутренние ресурсы,
- обращаются за помощью к друзьям, близким людям,
-просто пережидают – «время лечит», проблемные периоды жизни – это естественно.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться.
Вариантов великое множество: еда, спорт, музыка, компьютерные игры, , рыбалка, коллекционирование, работа и т. д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигается на второй план все остальное «жизненное», можно говорить о возникновении особенного состояния, которое вызывается адикцией (слайд 2)
В свете этой проблемы нас интересуют вопросы:
-что такое зависимость (аддикция)?
-какие встречаются виды зависимостей?
-какой механизм развития зависимостей?
-как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?
-почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимость.
Вероятность возникновения аддиакции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и незначительные затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Поведение, которое диктует нам состояние аддикции, называют аддиктивным поведением.
Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы), любо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм..).(слайд3).
Этапы формирования аддикции. (слайд 4).
Начало (исходная точка).
Возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению с момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».
Фиксация происходит не зависимо от того, положительные или отрицательные эмоции испытывал человек – главное интенсивность переживания.
Например: переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычайного волнение при знакомстве с коллекцией марок или во время компьютерной игры, первая принятая доза спиртного.
Аддиктивный ритм-
Устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. Установления этого ритма способствуют:
-особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений);
-тяжелая личная жизнь (болезни или смерть близких, потеря работы);
-ограниченный выбор возможностей выхода из стресса.
Важно: между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.
Аддикция как часть личности.
Учащение адиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. «Поругалась – надо съесть шоколадку».
В человеке возникают как бы две личности – здоровая и адиктивная. Здоровая стремится к общению, боится одиночества. Аддиктивная же, наоборот, стремится к уединению, может общаться с такими же аддиктами (коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекций). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды сокращения аддикции или замена одной аддикции на другую. Человеку в тот период кажается, что он полностью контролирует свои эмоции, что поступает совершенно правильно. У окружающих в это время возникает ощущение, что они общаются с разными людьми. Например. Только сегодня обещал больше никогда не играть в казино, завтра обманывает с целью получить денег на игру, послезавтра – злобно обвиняет во всем окружающих. Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» переубедить невозможно. На все доводы у него будет готовый ответ: «Все люди пьют...», « Один раз живет, съем еще одно пирожное..», «Вся наша жизнь – игра..».
Доминирование аддикции.
На этом тапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений – он не может общаться даже с себе подобными. На этом этапе уже все окружающие замечают, что «это уже не тот человек», что личность разрушена.
Катастрофа.
Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается полное пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Нефармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приврдит к ожирению, азартные игры разрушают сосуды головного мозга и сердца). Возвратиться к прежней жизни уже невозможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек неизбежно теряет семью, квалификацию, работу. У него возникают серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты – самые частые нарушители закона.
Вывод: все виды аддиктивной зависимости приводя к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их реальными заботами, надеждами . проблемами и успехами.
Виды аддиктивного поведения (слайд 5)
химические аддикции | нехимические аддикции |
Зависимость от психоактивных веществ: алкоголя; наркотиков; табака; таблеток (транквилизаторы, барбитураты). | Переедание; голодание; коллекционирование; азартные игры; работоголизм; компьютерные игры; интернет; религиозный фанатизм; фан-движение в спорте, музыке; просмотр «мыльных опер»; со-зависимость. |
В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, значки, оружие) или активных действиях(забота о муже –алкоголике, поглощение пищи, работа, секс, общение с компьютером как с живым существом). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делать его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Из жизни вытесняются нормальные контакты с людьми, любовь, забота о близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все это гармонично дополняет друг друга.
При химических адикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика ил наркопотребителя)разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение втягиваются, как в воронку, близкие ему люди.
Разрушительное действие такого поведения всегда следует рассматривать на био-психо-социо-духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем – любая зависимость влияет на все аспекты жизни человека – разрушает тело, психику, отношения с людьми.
Например, зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению центральной нервной деятельности (ЦНС), как следствие этого – головные боли. Нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.
Что такое со-зависимость? (слайд 6)
Со-зависимость – попытка преодоления проблемы, которую испытывает близкий человек. Мы се неизбежно зависим от самочувствия, настроения, увлечений наших близких. Эта зависимость может приносить нам радость – мы стараемся жить заботами любимого человека. Переживаем успехи и неудачи любимого ребенка. Принимаем близко к сердцу перемену настроения близких, их слова и поступки. Но если во взаимоотношения наркотик, то он нарушает любую гармонию. Если в отношениях уже были проблемы, то наркотик их усугубляет. Наркомания – проблема всей семьи. Если ребенок начинает употреблять наркотики, то страх вначале начинают испытывать его только близкие (если она знают, что происходит). Когда у ребенка возникают проблемы из-за приема наркотиков - плохое самочувствие, нехватка денег, отношения с новыми «друзьями» - он старается найти опору дома, в семье. В результате сложившиеся отношения в таком маленьком и тесном обществе, как семья, неизбежно меняются.
Симптомами со-зависимости являются:
-нарушение нормального ритма работы семьи;
-отказ членов семьи зависимого от работы, от своих увлечений;
-подчинение жизни семьи состоянию и настроению наркозависимого подростка;
-чувство вины родителей за происходящее;
-постоянные взаимные обвинения;
-невнимание к другим детям членам семьи.
Пути формирования со-зависимости:
-неправильное понимание сути помощи зависимому человеку;
-поиски «хорошего «врача, попытки положить в больницу любой ценой, надежда на то, что «пройдет само»;
-ошибочное представление о своей роли в этой помощи: от «Я ничем не могу ему помочь» до «Все зависит только от моих усилий, надо немного поднапрячься, и я справлюсь с его зависимостью»;
-переоценка своих возможностей;
-игнорирование истинных потребностей ребенка в получении помощи;
-искаженное представление о реально существующей ситуации;
-принятие на себя вины за все, что произошло с ребенком.
Для родителей со-зависимость грозит серьезными последствиями. Двигаясь по неправильному пути и осознавая этого, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем только себя, получают стрессы и нервные расстройства, приносят все большие и большие жертвы, разрушают себя и остальных членов семьи. Причем часто взрослое окружение наркопотребителя страдает гораздо сильнее, чем он сам Например, если подросток не хочет, чтобы его лечили, его все устраивает. В этом случае как бы себя не мучили родители. Кроме скандалов и разочарований они ничего не получат.
Важно: для того, чтобы застраховать себя от со-зависимости и иметь реальную возможность помочь ребенку, если случится беда, взрослым необходимо знать и понимать, что представляет лечение зависимого, какие этапы ему предстоит пройти, кто и какие обязанности берет на себя на этом пути, от чего зависит вероятность успеха.
Со-зависимость – это закрепленная патологическая реакция на длительно подавляемый стресс. (слайд7)
Характеристика со-зависимого:( слайд 8)
- преувеличенная значимость своей силы воли;
- внимание сфокусировано на зависимости;
- не осознает своих чувств, не контролирует их проявление;
- низкая самооценка;
- закрытое манипулятивное общение;
- постоянно чувствует усталость, тревогу, страх, неуравновешенность;
- социальная и эмоциональная изоляция.
Итак, со-зависимый человек хочет контролировать, исправлять зависимого, так как он считает, что спасает его, вместо того, чтобы проявить эмпатию, подбодрить его. Со-зависимый ничего не желает слышать, так как считает, что поступает правильно. Он манипулирует другими и думает, что зависимый должен жить в соответствии с его ожиданиями, не доверяет ему и не позволяет самому отвечать за поступки. В результате он становится тревожным, неуравновешенным, не чувствует себя свободным.
Подведем итоги. Любая зависимость крайне редко бывает индивидуальной. Если человек живет в семье, в воронку его зависимости непременно втягивается семья: все ее члены испытывают, бесспорно, разную степень «зависимости от зависимости», но она одинаково негативно воздействует на всех. Семья зависимого вынужденно подстраивается под условия, которые диктует зависимость. Очень важную роль в жизни любой семьи играет стремление ее членов сохранять семью здоровой нравственно и физически, жить уверенно и достойно, руководствуясь со-ответственностью за родных, а не страдать, испытывая со-зависимость.
Насколько и чем различаются такие семьи, станет ясно из таблицы (слайд 9). Судите сами. Выбор за вами!
Здоровая семья | Дисфункциональная семья |
это открытая система | это закрытая система. |
самооценка у каждого члена семьи высокая. | самооценка у членов такой семьи низкая. |
внутри семьи общение прямое и ясное, способствует росту «Я». | общение неадекватное, непрямое, потребности и чувства не принято выражать напрямую; препятствует росту «Я». |
есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, которые могут изменяться, если этого потребуют новые условия. | правила скрытые, жесткие; члены семьи изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, которые не подлежат обсуждению. |
семья открыта для прямых доверительных контактов внутри и вне ее; есть пространство для развития каждого «Я» и общего «Мы». | ролевые взаимоотношения сводятся к семейным сценариям, где каждый участник играет свою роль (отец-алкоголик – «зависимый», мать – «со-зависимая», ребенок – «герой», «шут», «потерянный ребенок»). |
сочувствую, сопереживают друг другу; уверены, что человек сам отвечает за свои поступки, принимают людей такими, какие они есть. | со-зависимый чувствует повышенную ответственность за других; он сам исправляет, сам защищает, спасает, контролирует. |