Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии
Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии
Воспитательная работа с подростками состоит в формировании новой личности, ее социально-нравственных ориентиров. Чуткое и бережное отношение к национальному наследию, развитие самосознания и творческого потенциала - важнейшая задача нашего общества. Одним из видов работы, посвященной знакомству с историей Отечества, его самобытным искусством и гениальными мастерами является проведение внеклассных мероприятий, связанных с традиционными видами декоративно-прикладного и классического искусства.
Проведение бесед по искусству среди молодежи имеет свою специфику как в организационной, так и в художественной частях. Решаются вопросы наглядности и доходчивости материала, выявляются закономерности развития искусства, связанные с историческими и социальными изменениями в обществе.
Наиболее самобытным видом декоративного искусства Руси, отображающим сплав христианской мифологии с народным фольклором является иконопись. Предлагаемая тематика внеклассного мероприятия "Русская икона" рассчитана на его проведение в читальном зале колледжа с непосредственным участием студентов колледжа.
Данная методическая разработка содержит практические указания по подготовке и проведению внеклассного мероприятия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи «Русская икона». В пособии приводятся основные сведения по иконографии и творчеству иконописцев, даются рекомендации по проведению викторины.
Воспитательная работа с подростками состоит в формировании новой личности, ее социально-нравственных ориентиров. Чуткое и бережное отношение к национальному наследию, развитие самосознания и творческого потенциала - важнейшая задача нашего общества. Одним из видов работы, посвященной знакомству с историей Отечества, его самобытным искусством и гениальными мастерами является проведение внеклассных мероприятий, связанных с традиционными видами декоративно-прикладного и классического искусства.
Проведение бесед по искусству среди молодежи имеет свою специфику как в организационной, так и в художественной частях. Решаются вопросы наглядности и доходчивости материала, выявляются закономерности развития искусства, связанные с историческими и социальными изменениями в обществе.
Наиболее самобытным видом декоративного искусства Руси, отображающим сплав христианской мифологии с народным фольклором является иконопись. Предлагаемая тематика внеклассного мероприятия "Русская икона" рассчитана на его проведение в читальном зале колледжа с непосредственным участием студентов колледжа.
Данная методическая разработка содержит практические указания по подготовке и проведению внеклассного мероприятия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи «Русская икона». В пособии приводятся основные сведения по иконографии и творчеству иконописцев, даются рекомендации по проведению викторины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии »
Воспитательная работа с подростками состоит в формировании новой личности, ее социально-нравственных ориентиров. Чуткое и бережное отношение к национальному наследию, развитие самосознания и творческого потенциала - важнейшая задача нашего общества. Одним из видов работы, посвященной знакомству с историей Отечества, его самобытным искусством и гениальными мастерами является проведение внеклассных мероприятий, связанных с традиционными видами декоративно-прикладного и классического искусства.
Проведение бесед по искусству среди молодежи имеет свою специфику как в организационной, так и в художественной частях. Решаются вопросы наглядности и доходчивости материала, выявляются закономерности развития искусства, связанные с историческими и социальными изменениями в обществе.
Наиболее самобытным видом декоративного искусства Руси, отображающим сплав христианской мифологии с народным фольклором является иконопись. Предлагаемая тематика внеклассного мероприятия "Русская икона" рассчитана на его проведение в читальном зале колледжа с непосредственным участием студентов колледжа.
Данная методическая разработка содержит практические указания по подготовке и проведению внеклассного мероприятия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи «Русская икона». В пособии приводятся основные сведения по иконографии и творчеству иконописцев, даются рекомендации по проведению викторины.
РУССКАЯ ИКОНА
Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии
Цели мероприятия:
- Углубить знания студентов об истории российской культуры;
- Способствовать формированию эмоционально-эстетического восприятия русской иконы, уважения к памятникам отечественной культуры и искусства, воспитывать художественный вкус
- Побуждать студентов к расширению своего кругозора, к изучению культуры России, посещению художественных выставок
- Активизировать участие студентов в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- сформировать эстетическое восприятие памятников мировой культуры;
- способствовать развитию национального самосознания.
Развивающие:
- содействовать формированию причинно-следственных связей, умению анализировать результаты временных изменений в художественно-декоративных формах, делать выводы, вносить предложения, давать рекомендации;
- обеспечивать развитие коллективной работы в творческих группах;
- применять теоретические знания при выполнении практических заданий
Форма проведения: виртуальная экскурсия
Подготовительная работа:
а) разработка сценария;
б) подбор материалов, иллюстраций и слайдов;
в) выбор и закрепление ответственных лиц за проведение мероприятия;
г) назначение экскурсоводов (5 человек) и актеров (2 человека)
д) подготовка презентаций, распределение текстовых и иллюстративных материалов между участниками мероприятия.
Вспомогательные работы:
а) оформление читального зала:
На книжных полках - выставка книг по декоративно-прикладному искусству Руси. На стене вывешен экран для показа презентаций. Слева — складная ширма с названием мероприятия "Русская икона" и выставкой иконами. За ней находятся стол с керосиновой лампой, заготовки для икон, посуда с красками; на переднем столе – мультимедийный проектор. Столы для зрителей расставлены в два ряда. На первом ряду лежат карточки зеленого цвета, на втором - красного;
Классный руководитель: Русская икона... (слайд 1).В наших летописях мы находим много свидетельств того, как высоко ценились иконы в Древней Руси, как их собирали, как гордились обладанием особенно замечательных по письму.
Потемневшие от времени или записанные до неузнаваемости, скрытые под тяжелыми металлическими окладами, они еще несколько десятилетий назад казались лишь предметом суеверного поклонения богомольных старушек.
Ветер перемен пронесся по России. Мы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются старые. Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает утраченные святыни. Вновь засияли золотом купола церквей, зазвучали колокола, отмечая новый этап в развитии русской культуры.
Русская идеология была изначально духовной. Икона же издавна являлась "посредником" между земным человеком и его личностью, т.е. духовным идеалом. В Древней Руси икона являлась наивысшей и любимой формой изобразительного искусства
Сегодня образа икон открылись вдруг в былой красе и древнерусская живопись явилась нам в ином, еще не знакомом свете. Что же это - русская икона? (слайд 2). Давайте вместе познакомимся с этим самобытным видом декоративного искусства Руси, отображающим сплав христианской мифологии с народным фольклором.
Сегодня наш классный час посвящен рассказу о возникновении и развитии иконописи, иконографии, иконописцах и красоте русской иконы. Мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в прошлое нашей Родины и в конце классного часа проведем небольшую викторину. Передаю слово нашим экскурсоводам.
II. Виртуальная экскурсия
(слайд 3).
1. История русской иконы
Экскурсовод 1 - Слово "икона" происходит от греческого "изображение". Это живописное изображение Бога, святого или святых, а также библейских сюжетов. Икона -такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для Древней Греции –статуя (слайд 4), для Египта – рельеф (слайд 5), для Византии – мозаика (слайд 6).
Экскурсовод 2 - Икона возникла еще до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа И здесь сослужило добрую службу дерево - верный спутник русского человека в быту, хозяйстве и строительстве (слайд 7).
Экскурсовод 1 - Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, в них невозможно было применение мозаики или фресок. Своей декоративностью, яркостью, удобством размещения в интерьере собора, а также возможностью выноса иконы или даже переселением ее в другие церкви, иконы как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Во время пожаров первыми из дома или храма выносились иконы. Поэтому до нас и дошли иконы 13-14 веков (слайд 8).
Экскурсовод 2 - Но как же получилось, что о древнерусской иконе заговорили только в конце 19 века? Ведь долгое время иконопись Древней Руси была просто неизвестна!
Все объясняется приемами создания самой иконы (слайд 9).
2. В иконописной мастерской (сценка)
(Гаснет свет. Ведущие отодвигают складную ширму. За ней - стол, лавка. За столом сидит подмастерье, рисует. Перед ним зажженная керосиновая лампа. Стук в дверь. Входит купец, крестится.)
Купец - Здоров будь!
Подмастерье - Здравствуйте Вам!
Купец - А что, малец, тут проживает мастер по иконам Севостьян?
Подмастерье - Аль дело какое к нему?
Купец - Да вот хотел дочери к венчанию икону заказать!
Подмастерье - Погоди, коли час есть. Ныне ушел в Покровский собор образам лики новить. (Рисует).
(Купец подходит, наблюдает за работой, садится рядом.)
Купец - Ловко у тебя выходит. А ты кто ж такой будешь?
Подмастерье - Был у Севостьяна в учениках, а ноне, вот, в подмастерьях хожу.
Купец - А к чему ж ему подмастерье? Он же не хоромы кладет, а вон, лики малюет! (показывает на иконы).
Подмастерье - Не скажи, мил человек! Тут своя наука, да мудреная! Даже доска на икону идет не простая. Потребна тут липа, сосна, а уж лучше - так кипарис. (показывает доску 1)
Допреж доску ту паволокой кроют - холстиной. А опосля ее левкасят -алебастром с клеем покрывают (показывает 2-ю доску). Как все высохнет - доску ту полируют, чтобы лик на ней не повело. Опосля ученик по прорисям, по трафарету, значит, фон ей рисует, как знамя, знаменит. Бирюзой, охрой, а всего дороже - золотом покрывает. И краски все природные, на яичке. (Показывает 3-ю икону).
(Купец разглядывает 2-ю и 3-ю доску, сравнивает)
Подмастерье - Как знаменщик кончит - приступает к работе доличник. Пишет он все, что до лица образа - одежду, храмы. Это и я уже могу. (Показывает 4-ю икону). А уж до ума икону мастер доводит - личник. Он лицо пишет, персты и правит коли что не по образцу. (Показывает 5-ю икону). Вот теперь ее родимую маслицем, олифой протереть и хоть в дом, хоть в храм.
(Купец и подмастерье разглядывают икону.
Экскурсоводы вешают икону на выставочный стенд.
Студенты закрывают ширму.)
(Звучит музыка)
3. Иконография.
Экскурсовод 1 – (Показывает на иконы на выставке)
Для того, чтобы придать иконе долговечность и яркость, ее покрывают олифой. А олифа имеет свойство темнеть в течение 70-80 лет, полной завесой скрывая изображение (слайд 10). Тогда икону "подновляли", часто искажая и превнося новые черты. Иногда почерневшую икону полностью записывали совершенно новым изображением Так, к началу 14 века письмо 11-12 веков было полностью скрыто живописью 13 века А в девятнадцатом веке русские люди могли видеть только ближайший 18 век, да и тот загороженный медными, серебряными или золотыми окладами.
Экскурсовод 2 - Сейчас уже невозможно установить первого ценителя русской живописи, которому пришло в голову снять верхний слой краски. Вероятно, помог счастливый случай.
Экскурсовод 1 - Но краски чуждые с летами
Спадают ветхой чешуей
Созданье гения пред нами
Сияет прежде красотой. (слайд 11)
Экскурсовод 2 - На иконе отшелушилась от времени поздняя живопись, отвалилась пластом как штукатурка со стен, и тогда проглянула в образовавшуюся брешь затаившаяся древность. Открытие потрясло передовые умы, люди начали собирать коллекции. Произошло это на рубеже 19-го и 20-го столетий (слайд 12).
(Звучит музыка)
Экскурсовод 1 - Сюжетов для икон существует сотни, но все изображения можно разделить на несколько групп. Это: изображения на библейские сюжеты, праздники, изображения святых. Но чаще всего встречаются изображение Божьей матери и Иисуса Христа или Спаса (слайд 13) .
Экскурсовод 2 - Имеется несколько изображений Спаса портретного характера.
Икона Спас Нерукотворный (слайд 14) с изображением только лица на фоне платка Легенда гласит, что когда истекающего кровью Христа с крестом на плечах гнали на Голгофу, то одна из женщин (Вероника), сопровождающая его на казнь, подала ему платок, чтобы он вытер лицо от пота. Христос приложился к платку и на ткани остался отпечаток его лица (слайд 15). Это самый лаконичный и выразительный иконописный сюжет. Недаром наши предки рисовали его на своих боевых знаменах.
Экскурсовод 1 - Спас в силах и Спас на престоле (слайд 16) Христос изображен сидящим на троне или, как говорили, - на престоле. Дальше, как бы приближаясь к фигуре Христа, мы видим Спас Вседержителя (слайд 17). Это поясной портрет. Приближаясь, мы видим Спаса огрудного и Спаса оплечного (слайд 18).
(Звучит музыка)
Экскурсовод 2 - Существует более 300 изображений Богородицы - Казанская. Донская, Владимирская... Однако дело упрощается тем, что все это множество сюжетов почти целиком укладывается в 3 основных типа композиции, а именно: Богородица Умиление, Богородица Одигитрия, Богородица Оранта.
Экскурсовод 1 - Богородица Умиление (слайд 19). Композиция этой иконы. называвшаяся в Византии «елеуса», означает «милующаяся». Если вы увидите икону, на которой Богоматерь изображена с младенцем, прижимающимся к матери щекой, то перед нами композиция Умиление (слайд 20). Самой известной можно считать Владимирскую Божью матерь, про которую Игорь Грабарь сказал: "древнейшая песня материнства" Первая, подлинная икона Владимирской Божьей Матери хранится в Третьяковской галерее, но по всей Руси существует множество ее вариантов.
Экскурсовод 2 - В композиции Богоматерь Одигитрия младенец не касается матери; а сидит чуть в отдалении. Это иконы Смоленской (слайд 21), Казанской (слайд 22) Богоматери, "Неувядаемые цветы" (слайд 23).
Экскурсовод 1 - Третий тип композиции - Оранта. Это изображение Богородицы в полный рост с поднятыми до уровня плеч ладонями (слайд 24). Древнейшим изображением Оранты или «взывающей», является Оранта Софии Киевской (слайд 25).
Экскурсовод 2 - Спасение и реставрация наших древних икон воскрешают целый мир красок, ритмов, имен прекрасных иконописцев. Феофан Грек и Андрей Рублев. Дионисий и Даниил Черный - эти имена прочно вошли в иконографию, архитектуру и историю нашей страны.
Русские иконописцы.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
Экскурсовод3 - Андрей Рублев. (слайд 26). О его жизни известно очень немного. Родился он около 1360 года. Значительную часть своей жизни он прожил в "миру" и принадлежал к числу московских великокняжеских мастеров. К старости, постригшись, стал иноком, а позже - соборным старцем. К его ранним работам относятся фрески Успенской церкви в Звенигороде 1400 года (слайд 27) .
В 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора были обнаружены 3 иконы "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Образы на них интимны и близки молящимся (слайд 28).
Сам Бог является здесь не в пугающе ослепительном сиянии славы, а в облике "совершенного человека", в скромных одеждах - учителя и проповедника
Одну из прекрасных страниц биографии Андрея Рублева открывает для нас 1408 год. В этом году он и его ближайший друг и многолетний соратник Даниил Черный украсили фресками и иконами Успенский собор во Владимире, где происходил торжественный обряд возведения на великокняжеский престол властителей Руси. Среди дошедших дс нас росписей лучшей сохранностью отличается изображение Страшного Суда (слайд 29) .
Андрей Рублев и Даниил Черный не просто живописали будущее человечества, каким они его себе представляли. Художники выступали страстными защитниками своей нравственной позиции.
Прекрасны росписи и иконы Московского Благовещенского собора. В праздничных иконах Благовещенского иконостаса Рублев в полной мере заявляет о себе как о необычно яркой, творческой личности. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита. единством живописного ансамбля (слайд 30) .
"Троица" - самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи... (слайд 31). Икона была написана в начале первого десятилетия 15-го века и является вкладом в монастырь Ивана Грозного. Неисчерпаемо художественное и идейное богатство рублевской "Троицы". Взгляд зрителя не устает находить новые красоты в ритмике цветовых созвучий, пластике линий.
Огромный вклад внес Рублев в книжную миниатюру.
Андрей Рублев умер 29 января 1430 года и похоронен в Спасо-Андронниковом монастыре.
ДИОНИСИЙ
Экскурсовод 4 - Последователем Андрея Рублева стал Дионисий, родившийся в 30-х годах 15-го века и умерший в 1508 году.
Дионисий был мирянином знатного происхождения. В семье Дионисия, как и в семье ряда других художников его времени, иконописание стало наследственной профессией Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных заказов принимали участие сто сыновья Владимир и Феодосий.
Важнейшими из сохранившихся творений являются росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Это ансамбль удивительной красоты (слайд 32) .
Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов напоминают акварели. В палитре Дионисия очень редко тот или иной цвет дается в полную силу. Он предпочитает гармонизировать легкие и радостные бирюзовые и светло-коричневые, розовые и палевые тона. Объединенные яркой синевой лазурного фона они создают аккорд, обладающие исключительной декоративной выразительностью (слайд 33) .
Для работ Дионисия характерна преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений. Художник отображает одухотворенность, "очищенную" человеческую плоть.
Прекрасным образцом творчества Дионисия - иконописца является "Богоматерь Одигитрия" (слайд 34).
Будучи последователем Рублева, Дионисий вместе с тем, как выдающийся и самобытный мастер, нашел свой собственный путь и свое место в древнерусском искусстве. Ему не свойственна присущая Рублеву четкая ритмическая организация живописной поверхности, придававшая внутреннюю динамику фигурам. Персонажи Дионисия менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть элемент стандартизации, столь характерной для иконописи 16-го века (слайд 35).
СИМОН УШАКОВ
Экскурсовод5 - Происходившая в 17 веке во всех сферах жизни переоценка ценностей позволила художникам и иконописцам по новому взглянуть на окружающий мир и возможности его отображения. Элементы своеобразного реализма наблюдались и в иконописи. Русские новаторы 17-го века были весьма робки, за что их нельзя винить: условий для духовного раскрепощения личности не было в закрепощенной стране
Пример такого половинчатого новаторства - деятельность царского иконописца Симона Ушакова (1626-1686 гг.). Ушаков - человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики и прикладного искусства. В 1667 году в "Слове к люботщателям иконного писания" Симон Ушаков рекомендовал художникам учиться у зеркала и сам написал великое множество икон, где лики вполне "телесны" (слайд 36). Вместо условных «пробелок» и «оживок» Ушаков вводит светотень, моделирующую объем лика, при этом иконография и плоскостная композиция остаются вне прикосновении.
Характерным примером практического претворения в иконописи эстетических идеалов Симона Ушакова является его "Троица" 1671 г. (слайд 37). Композиция этой иконы воспроизводит прославленный рублевский "образец" с его плавными линейными ритмами, с ориентацией на плоскость. Но у Ушакова эта плоскость разрушена. Глубина перспективы слишком ощутима, в фигурах слишком выявлена "телесность'' и объемность. При тщательности и чистоте письма, подчеркнутой наглядности все это вызывает ощущение академической холодности, омертвелости изображения. Мастер ошибался, полагая, что сумел связать элементы реалистической трактовки формы с требованиями иконописного канона. Однако, стремление преодолеть средневековые принципы искусства в сочетании с мощным воздействием народного творчества создают неповторимость художественного наследия Симона Ушакова.
III.Рефлексия
Классный руководитель: - Наша небольшая экскурсия подошла к концу. Но, как после любой нашей экскурсии, хотелось бы услышать ваше мнение о нашем путешествии. Какое впечатление оно оставило у вас?
(Студенты высказываются)
В чем заключается сходство и отличие иконописи от других видов искусства – декоративно-прикладного, живописного, графики?
(Студенты высказываются)
Нужны ли современным людям иконы или они отрывают нас от реальной жизни?
(Студенты высказываются)
В заключении нашего классного часа мы проведем небольшую викторину. Победит команда, которая наиболее полно и быстро ответит на вопросы.
IV. Викторина
Группа делится на две команды, каждому студенту выдается карточка соответствующего цвета. При ответе на вопрос участники викторины поднимают карточку
Экскурсоводы поочередно задают командам вопросы.
Вопросы викторины:
Назвать тип иконы на стенде (Икона Спаса Вседержителя, праздники, Умиление, складень):
Почему икона стала любимым видом декоративного искусства Древней Руси (Удобство размещения в интерьере собора, возможность переноса в другое помещение, применение икон во время ритуальных шествий или военных походов)
Когда на Руси появились первые иконы (10-11 век).
Назвать имена русских иконописцев.(Симон Ушаков, Даниил Черный, Дионисий. Феофан Грек, Андрей Рублев)
Назвать мастеров, занимающихся созданием икон. (Иконописцы, доличники, личники, знаменщики)
Какие соборы вы запомнили во время наших экскурсий? (Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Покрова на Нерли и др)
Какие материалы шли на создание икон.(Дерево: кипарис, липа, сосна, натуральные краски с добавлением яиц, природные масла и пигменты)
Какие этапы проходит икона перед росписью? (Шлифовка деревянной доски, покрытие тканью, покрытие левкасом, сусальным золотом )
Назвать соборы города Пензы. ( Покровский собор, Преображенский собор, часовня Михаила Архангела, церковь Николая Угодника и др.)
Почему именно дерево чаще всего использовали для строительства церквей? (Распространенность материала, легкость транспортировки, взаимозаменяемость элементов, передача традиций от отца к сыну, низкая теплопроводность и др.)
Побеждает команда, давшая больше правильных ответов).
(После подведения результатов лучшей команде вручается приз - торт).
V. Обсуждение результатов викторины и чаепитие
После завершения внеклассного мероприятия классный руководитель отмечает удачные выступления, анализирует ответы команд. Студенты убирают реквизит Для всех участников устраивается чаепитие.
VI. Заключительное слово
Классный руководитель: Русская икона на протяжении восьми веков отражала нравственно-эстетические идеалы русского человека и влияла на его художественно-образное мышление. Икона неразрывно связана с историей Отечества. Она - часть архитектурной и художественной культуры Руси. Сегодня мы лишь немного подняли завесу над тем чудом, которым является икона. Икона - это великое наследие, еще не до конца осмысленное, в котором сочетается этический и великий стоицизм русского народа.
Бережное отношение к иконе, как носительнице русской культуры очень важно для формирования духовно - нравственных идеалов и патриотизма у будущих поколений.
Будет ли существовать Россия? Сохранится ли русская культура и настанет лиее духовное возрождение? Утвердительно ответить на эти вопросы - вот та цель, которую преследует всякий патриотически настроенный россиянин, независимо от его национальности.
Литература:
Солоухин В. А. Черные доски .- М.: Правда, 1990.- 688с
Русская иконопись .- М.: ОЛМА – Медиа – Групп, 2008.-127 с.
Сергеев В.Н. Андрей Рублев. – Молодая гвардия, 1986. – 254 с.