kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровая программа "Экстремальное путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступление ведущего:

Прежде чем, я скажу, как будет называться наша игровая программа, я хотела бы задать вам несколько вопросов:

О какой погоде предупреждает кошка, сворачиваясь во сне в клубок? (о смерче)

Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас? (клубок ниток)

Продолжите вторую часть пословицы и поговорки:

Пришла беда -… отворяй ворота.

Искру туши до пожара, беду …. отведи от удара.

Не зная броду, не суйся в воду.

Перемелется …  мука будет.

Ученье-свет, а … неученье – тьма.

В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения. Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера.  Ч.С. могут быть разного характера.

Метеорологические (ураган, молния, смерч, пыльная буря)

Геофизические (землетрясение, лава)

Геологические (обвал, снежная лавина, сель, вода, проссочившая по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

Гидрологические (цунами, затопление, моретресение)

Ч.С. – это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Экстремальное путешествие"»

Игровая программа «Экстремальное путешествие»

(для учащихся 9-х классов)


Цели игровой программы:

    • Проведение в игровой форме учебной викторины «Экстремальное путешествие»;

    • Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее;

    • Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

    • Воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.

    • Формирование у школьников потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации дома, в общественных местах, на транспорте.


Вступление ведущего:

Прежде чем, я скажу, как будет называться наша игровая программа, я хотела бы задать вам несколько вопросов:

О какой погоде предупреждает кошка, сворачиваясь во сне в клубок? (о смерче)

Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас? (клубок ниток)

Продолжите вторую часть пословицы и поговорки:

Пришла беда -… отворяй ворота.

Искру туши до пожара, беду ….. отведи от удара.

Не зная броду, не суйся в воду.

Перемелется … мука будет.

Ученье-свет, а … неученье – тьма.


В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения. Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера. Ч.С. могут быть разного характера.

Метеорологические (ураган, молния, смерч, пыльная буря)

Геофизические (землетрясение, лава)

Геологические (обвал, снежная лавина, сель, вода, проссочившая по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

Гидрологические (цунами, затопление, моретресение)

Ч.С. – это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.

Девизом нашей викторины будет выражение: “Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”. А викторина наша называется «Экстремальное путешествие».

Сегодня мы проверим знания, которые вы получили на занятиях по ОБЖ.

Для участия в викторине попрошу создать от каждого класса команду из 6 человек.

Итак, поприветствуем команду 9-А класса, 9-Б и 9-В классов.

Необходимо в ходе игры совершить «экстремальное путешествие» с наименьшими потерями, преодолев все этапы. На каждом этапе выставляются баллы.

Та команда, которая наберет больше очков, станет победителем, учитываются также и потери (штрафные баллы), полученные в ходе игры.


Задание №1: “Кто первый…” (разминка)

Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

  2. Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

  3. Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

  4. Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

  5. Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

  6. Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

  7. Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).


Задание №2: “Гонка за лидером”

Каждой команде поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ – 2 балл, неправильный – 1 штрафной балл. Если команда не отвечает право ответить получают болельщики какой-либо команды, но зарабатывают 1 балл для команды.

Вопросы для 1 команды:

  1. Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)

  2. Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)

  3. Какой важнейший прибор на судне? (компас)

  4. Токсичные вещества называют… (яды)

  5. Затопление водой большой территории называют (наводнением)

  6. Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)

  7. Нарушение целостности кости называют... (переломом)

  8. Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

Вопросы для 2 команды:

  1. Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)

  2. Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)

  3. Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)

  4. Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)

  5. Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)

  6. Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)

  7. Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)

  8. Нарушение целостности кожи (рана).

Вопросы для 3 команды:

  1. Какой химический элемент необходим для горения? (кислород)

  2. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания? (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска)

  3. В чем главная опасность аварии на АЭС? (Заражение территории радиоактивными веществами)

  4. Какой объект является взрывоопасным? (Объект, на котором хранят, производят, транспортируют вещества, способные при определенных условиях взрываться)

  5. Что относится к индивидуальным средствам защиты кожи? (Спецодежда, резиновая обувь, резиновые перчатки, общевойсковой защитный комплект).

  6. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)

  7. Если ты увидел, что около леса горит прошлогодняя трава? (постараюсь затушить, забросать землей)

8. Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными? (хлора, аммиака или ртути)


Задание №3: Конкурс капитанов

Ну, а сейчас пришла очередь немного поработать капитанам команд.

Прошу капитанов команд подойти к отдельному столику. На листочках написаны вопросы, которые капитаны выберут сами. Им даётся 3 минуты на подготовку ответа на свой вопрос. За правильный ответ капитан приносит команде 5 баллов.

Вопросы для капитанов:

  1. Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале 2) в кабинете химии на третьем этаже.

  2. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны.

  3. Возникло возгорание спирта на твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. А как вообще правильно пользоваться спиртовкой?

Ответы капитанов:

1. Актовый зал – по схеме эвакуации из здания. Из кабинета химии – вниз по спуску до 1 этажа, выходим на улицу через выход № 1.

2. Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, прежде всего, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, можно даже пенный огнетушитель. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.

3. Горящий спирт, разлитый на столе можно тушить самым дешёвым средством тушения – водой, так как он в ней хорошо растворяется и прекращает гореть. Правила работы со спиртовкой: снять колпачок, немного выдвинуть фитиль, зажечь спиртовку спичками. Горящую спиртовку нельзя передавать из рук в руки, переносить по классу. Задувать зажжённую спиртовку нельзя! Для погашения пламени спиртовки используют колпачок. Подождать, пока спиртовка остынет.


Задание №4: «Найди решение»

На этом этапе командам предстоит найти правильное решение по выходу из сложной ситуации. За правильный ответ – 5 баллов. На обдумывание ответа команде дается 3 минуты.

Задача 1

Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100м. Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Что вы будете делать?

Задача 2

Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов. Река находится в 15 км от города. На берегу реки они расположились на ночлег. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: “Подъем, вода прибывает!” Каковы ваши дальнейшие действия?

Задача 3

Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100-150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Каковы ваши дальнейшие действия?

Задача 4

Вы решили отдохнуть с друзьями на природе. Разбили палатки, разожгли костер, а сами пошли купаться в реке. Неожиданно подул сильный ветер.

Задача 5

Вы находитесь в школе. Идет урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – задание №1.

Задание №5: “Найди пару»

Команды получают две карточки с набором слов. Участники команды должны из предложенных слов выбрать термин и правильно собрать его определение. В случае если участники команды допустят ошибку, они получают штрафной балл за каждое неправильное слово. За правильное выражение команда зарабатывает 3 балла. На выполнение задания команде дается 3 минуты.


снега гор с лавина сход (лавина – сход снега с гор)

кратковременный реке в воды резкий вызванный подъём дождями обильными
(паводок – резкий кратковременный подъём воды в реке, вызванный обильными дождями)

человеческим неконтролируемое пожар приводящее к горение и ущербу жертвам возможным
(пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам)

огромной достигающие ураган и силы ветры скорости разрушительной
(ураган – ветры, достигающие огромной скорости и разрушительной силы)

масс по горных оползень пород вниз под скользящее силы склону тяжести смещение влиянием
(оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести)

поток резкого вследствие сель паводка грязекаменный внезапно возникающий
(сель – грязекаменный поток, внезапно возникающий вследствие резкого паводка)

волна подводного возникающая океаническая в разрушительная результате цунами землетрясения (цунами – разрушительная океаническая волна, возникающая в результате подводного землетрясения)

затопление части наводнение суши временное уровня воды увеличением вызванное значительной
(наводнение – временное затопление значительной части суши, вызванное увеличением уровня воды)


ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – задание №2.

Задание № 6: “Анаграммы”

С действиями сильного ветра можно столкнуться в любом уголке нашей страны.

“Анаграммы” и узнаем разнообразный мир ветров.

Плакат с анаграммой держит ведущий, ведущий читает определение, дети отгадывают и показывают слово. Первый угадавший зарабатывает 2 балла.

Е

М

С

Ш

В

И

Х

Р

О

Р

М

Е

Т

Е

Л

Ь

Ь

О

Ч

У

У

О

Р

М

Р

О

Я

Б

Р

А

Г

А

Н

О

Л

И

У

Р

Я

М

Е

Т

Е

О

Г

  1. Длительный сильный ветер, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше. (Шторм)

  2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающий снегопадом. (Метель)

  3. Ветер с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. (Вихрь)

  4. Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой. (Смерч)

  5. Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого достигает до 32 м/с. (ураган)

  6. Как называется служба, которая следит за продвижением и образованием ветра? (Метеорология)


Задание №7: Вопросы - Памятка

Каждая команда получает таблицу, в которой в разнобой даны вопросы и памятки поведения при ЧС. Команде необходимо найти соответствующее решение из конкретной ситуации.

Конкурс не оценивается. Жюри тем временем подводят итоги игры.

Памятка звучит как подведение итогов игровой программы (рефлексия учащихся).

1. Почему нужно находиться подальше от зданий, высоких столбов, деревьев, электроприборов?

1. Держитесь подальше от зданий, высоких столбов, деревьев, электроприборов.

2. Почему нельзя находиться на мостах, чердаках?

2.Нельзя находиться на мостах, чердаках, на крышах домов.

3. Где нужно спрятаться?

3. Спрячьтесь в подвале, можно лечь в яму или любое углубление.

4. Какие части тела нужно защитить?

4.Глаза, рот и нос защитите от попадания снега, пыли.

5. Если вы в машине?

5.Если вы на машине, остановитесь. Плотнее закройте окна, двери.

6. Если вы на возвышенном или открытом месте?

6. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, ползите в сторону укрытия.

7. Если ветер стих?

7. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут ветер может повториться.

8. Какое чувство должно быть у человека, чтобы не совершать ошибок?

8. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.


ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – задание №3.


Задания для зрителей:

Задание № 1:

Вопрос. Скажите, что означают знаки, которые держит капитан каждой команды в руках? Где эти знаки изображают?

Что означают знаки?

  1. Знак перечёркнутой сигареты “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.

  2. Знак перечёркнутой горящей спички “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.

  3. Знак, где нарисован кран и перечёркнутый огонь “Запрещается тушить водой”. Изображается на таре со щелочными металлами, а также на дверях помещений, где эти вещества хранятся.

  4. Треугольный знак – огонь “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.


Задание №2:

1. Светило солнце, стояла теплая погода. Темно-свинцовая туча выглянула из-за горизонта и окутала весь город. Страшный ветер завертелся вокруг. Столб пыли вперемешку с камнями, песком, мусором поднялся вверх. Стали падать с домов крыши, деревья вырвало с корнями. Упали столбы линий связи электропередач. Несколько домов превратились в развалины.

(Смерч)

2. Море потемнело, вздыбилось. Морская волна на побережье снесла все, что встретилось на ее пути. Вся местность была затоплена.

(Наводнение)

3. В жаркую погоду летом туристы разожгли костер и до конца его не потушили. Возник лесной пожар. Любое неосторожное обращение с огнем может вызвать лесной пожар.

(Лесной пожар)


Задание №3:

  1. Что называется чрезвычайной ситуацией? (неблагоприятная обстановка на определенной территории сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.)

  2. Каковы основные причины гидродинамических аварий? (Действие сил природы (землетрясения, ураганы, размыв плотин), износ и старение оборудования, воздействие человека (разрушение оружием, ошибки при проектировании)).

  3. Что называется аварией? (Опасное техногенное происшествие, которое создает на объекте (определенной территории, акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и наносящее ущерб окружающей среде).

  4. В чем состоит опасность аварии на объекте химической промышленности? (в заражении окружающей среды химически опасными веществами).

  5. Каковы основные причины аварий? (нарушение требований безопасности, износ основного технологического оборудования и основных фондов, нарушение правил техники безопасности, снижение качества проведения работ по предупреждению аварий).

  6. Какой объект является радиационно опасным? (Производственный объект, на котором используются, хранятся и транспортируются ядерные материалы, а при аварии на нем может произойти облучение, радиоактивное заражение людей, животных и растений, а также загрязнение окружающей природной среды).


Дополнительно (для зрителей):

1) Если случится пожар, как ты будешь действовать?

А) позвоню по телефону 01 (3 балла)

Б) позову на помощь (2 балла)

В) убегу, никому не скажу (0 баллов)

2) Если комната начала наполняться густым едким дымом?

А) открою окно и дверь (0 баллов)

Б) буду продвигаться к выходу (2 балла)

В) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу (3 балла)

3) Если загорелась электропроводка?

А) буду тушить водой или огнетушителем (0 баллов)

Б) выкручу пробки, затем буду тушить (3 балла)

В) буду звать на помощь (2 балла)

4) Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке?

А) накрою сковородку мокрым полотенцем (3 балла)

Б) буду тушить водой (0 баллов)

В) вынесу горящую сковородку на улицу (1 балл)

5) Если при зажигании газовой плиты газ не загорается, и спичка погасла?

А) достану вторую спичку, и буду зажигать газ (0 баллов)

Б) перекрою газ (2 балла)

В) перекрою газ и позову взрослых (3 балла)

6) Если на тебе загорелась одежда?

А) побегу и постараюсь сорвать одежду (0 баллов)

Б) остановлюсь, упаду и покачусь сбивая пламя (3 балла)

В) завернусь в одеяло (2 балла)

7) Как действовать по сигналу “Внимание всем”?

а) надеть средства защиты и покинуть помещение

б) включить радио и прослушать информацию (правильно)

в) быстро направится в убежище

8) При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1 этаже 9 этажного дома. Как вы поступите?

а) укроетесь в подвале

б) подниметесь на верхний этаж (правильно)

в) останетесь в своей квартире

9) Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз человека и пожары?

а) воздействие светового излучения (правильно)

б) воздействие проникающей радиации

в) электромагнитный импульс

10) Что такое дезактивация?

а) удаление радиоактивных веществ с поверхности одежды (правильно)

б) уничтожение отравляющих веществ

в) уничтожение болезнетворных микробов во внешней среде

11) При аварии с утечкой аммиака в качестве средств индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Чем вы ее смочите?

а) 2% раствором нашатырного спирта

б) 2% раствором уксусной кислоты (правильно)

в) раствором соды

12) Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?

а) специальный костюм

б) противогаз, респиратор, противопыльная повязка (правильно)

в) убежище, противорадиационное укрытие

13) От чего зависит стойкость химического заражения?

а) от токсичности отравляющих веществ (ОВ) и направления ветра

б) от площади разлива ОВ и рельефа местности

в) от свойств ОВ, погоды и условий местности

14) При аварии на химически опасном объекте вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует покинуть эту зону?

а) по направлению ветра

б) на встречу ветру

в) перпендикулярно направлению ветра (правильно)



Заключение: Жизнь, как бы сложна ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас.

Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.

Чрезвычайная ситуация – ситуация, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к значительным материальным потерям или нарушению условий жизнедеятельности людей.

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. Экстремальные ситуации могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Одним из факторов, препятствующих выживанию является растерянность, страх. Что необходимо сделать для его преодоления?

- решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план.

Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю.

Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание – это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.

Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Игровая программа "Экстремальное путешествие"

Автор: Бычкова Мария Викторовна

Дата: 14.09.2016

Номер свидетельства: 343837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства