kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие формирует представление об экологической ценности всех явлений и предметов природы, о взаимосвязях между ними. Развивает эстетическое восприятие природы, ценностное отношение к любому объекту природы, наблюдательность, фантазию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».»

Игра – путешествие по экологическим тропам


«Царства Фауны».


Цели:

формировать представление об экологической целостности всех явлений и предметов природы, о взаимосвязях между ними. О приспособленности организма к условиям среды, формировать эстетическое восприятие природы, ценностное отношение к любому объекту природы, формировать представление об их уникальности, формировать у детей эмпатичное отношение к природе, развивать наблюдательность, фантазию.


Оборудование:

карта «Царство Фауна», музыкальная запись «Звуки леса», таблички с надписями «Флора», «Фауна», муляжи насекомых 2 стакана, картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.



Ход занятия:

Звучит запись «Звуки леса». На доске - карта «Царство Фауна».


Ведущий:

Есть на земле 2 царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, воздух... Это царство животных – Фауна и царство растений – Флора.

(на доску вывешиваются таблички с названиями царств)


Жители Царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь, жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, воде и на ее поверхности.

Эти существа – насекомые.

1 ученик:

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

2 ученик:

Вот темно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

3 ученик:

Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То, раскрываясь, несутся опять.

Ведущий:

- Как выдумаете, почему их назвали насекомыми? (От слов «насечка», «насекать»).

-Давайте рассмотрим насекомых и пронаблюдаем чем все они похожи?

Дети рассматривают муляжи насекомых, определяют количество конечностей (их всегда шесть) и количество частей тела (их три – голова, грудь, брюшко).

-Теперь, когда вы знаете 3 основных признака: насечки на брюшке, 3 части тела, 6 конечностей, вы сможете без труда отличить насекомых от других животных.

-А сейчас я приглашаю вас попутешествовать по этому уголку и поближе познакомиться с его жителями.

-Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей).

Появляется мальчик в костюме муравья.

Муравей:

Размышляет муравей

Под ветвистой елочкой:

-Как бы справиться живей

С хвойною иголочкой?

Здесь ложбинка, там бугор,

Травки встали, как забор...

Пронесу ли я иглу

По узлистому стволу?

Ведущий:

Среди муравьев есть карлики и великаны. Великаны-муравьи имеют длину тела до 4 см, а муравьи-лилипуты – 2-3 мм. Муравьи живут семьёй. В семье есть родоначальница – царица. Она живет в самом укромном и безопасном месте.

Мелкие муравьи – няньки, ухаживают за ней. Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Рабочие муравьи строят муравейник. Добывают пищу и вскармливают молодых муравьев. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные муравьи-солдаты. Их обязанность защищать муравейник. Бывают случаи нападения муравьев одного вида на колонию муравьев другого вида. Напав, они уводят в рабство часть населения. Оружие муравьев – челюсти. Есть и ядовитые муравьи.

- Как называется «дом», в котором живут муравьи?

Обычно мы видим только наземную часть муравейника, а под ней находятся подземные этажи с множеством ходов и камер.

- Из чего построен муравейник?

В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается определенная температура и влажность.

На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, там, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны.

Видят муравьи плохо и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают все. При помощи усиков они находят дорогу к своему гнезду, отличают своих сожителей от «чужаков».

Если вы хотите узнать о погоде в ближайшее время – понаблюдайте за жизнью в муравейнике.

Если муравьи строят высокие муравейники, а строительство начинают с середины лета – к холодной и долгой зиме.

Если ходы открыты и заметно бойкое движение – к хорошей погоде. Если прячутся, закрывают ходы - к ненастью, к дождю.

Муравьи полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых, они охраняют наши леса.

Муравей:

А сейчас я хочу послушать стихи о природе, которые вы, ребята, подготовили.

Дети читают стихи о природе.

Ведущий:

Ребята, отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Выходит девочка в костюме бабочки.

Бабочка:

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень-очень просим.

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить!

Мы привлекательны, красивы

Но просим помнить, что должны, вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравится лететь

К цветам, на речку и на луг,

И, сделав там над ними круг,

Припав к цветку нектар попить.

Цветы поможем сохранить:

У одного пыльцу возьмем

И на другой перенесем.

Ведущий:

Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды? У бабочки крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.

Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные легко повреждаются. Так стоит ли ловить бабочек?

- Чем питаются бабочки?

Нектар находится в глубоких чашечках цветков, и бабочка достает его с помощью длинного хоботка, который скручивает в виде спирали.

С помощью бабочек также можно определить погоду:

Много бабочек над цветами – к хорошей погоде. Залетают в дом, укрытие – к ветру.

- Как же начинает свою жизнь бабочка?

Дети рассматривают таблицу, на которой изображены этапы развития бабочки.

Жизнь бабочки начинается в яйце на листе. Из яйца появляется крохотная гусеница (личинка), которая ест лист и быстро растет. Гусеница становится толстой и вялой. У нее вырастает жесткое покрытие, и она превращается в куколку. Куколка почти не двигается, но внутри происходят большие изменения: гусеница превращается в бабочку. Под твердой оболочкой ей становится тесно, куколка раскрывается и из нее выползает бабочка. Как только у нее высохнут и расправятся крылья – она улетит.

Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают. Одни как птицы улетают на юг, другие спят всю зиму, а третьи отложат личинки и умрут.


Бабочка:

Ребята, я хочу с вами поиграть. Вот 2 стакана: в одном вода простая, в другом – сладкая. Определите в каком стакане сладкая вода, представив, что вы бабочка. Но есть одно условие – воду нельзя пить (дети должны попробовать «лапкой»).

Ведущий:

Следующая загадка:

Что за маленькая крошка

У Егорки на ладошке?

Красный плащ, семь черных точек

Улетать совсем не хочет?

(Божья коровка)

Выходит девочка в костюме божьей коровки.

Божья коровка:

У Егорки на ладошке

Отдохну еще немножко.

Отдохну совсем чуток –

Перепрыгну на листок!...

Вся наша жизнь так интересна,

И людям часто неизвестна,

Ведь, вы живете в городах,

А мы – в лесах. полях, садах.

И о защите очень просим!

Ведущий:

- Как вы думаете, почему это насекомое получило такое название?

В старые времена «божьим» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого и беззащитного. Божья коровка так же безобидна и беззащитна! Она не кусается не царапается, защищается только тем, что выпускает желтое «молочко». Поэтому и называется коровкой.

У божьей коровки 2 мягких прозрачных крылышка и 2 твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре. Когда она хочет полететь, то расправляет надкрылья, поджимает их, выпускает прозрачные крылья и летит.

Тля – основная пища для нее. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растения. Божья коровка верный помощник человека в борьбе с тлёй и другими вредными насекомыми. Эти полезные жучки ядовиты и почти не имеют врагов. В случае опасности жук прижимает к телу ножки усики и ... падает на землю – притворяется мертвым. Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако, редкая птица отважится отведать этого жука. Если такое и случается, она долго чистит клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»

Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают – к ясной теплой погоде.

Божья коровка:

- Ребята, попробуйте меня нарисовать с закрытыми глазами.

Детям завязывают глаза платком. Они рисуют божью коровку мелом на доске.

Ведущий:

Следующая загадка:

С цветочка – на травинку,

С листочка – на былинку,

Отталкиваясь ножками,

Летит над дорожками.

(Кузнечик)

Появляется мальчик в костюме кузнечика.

Кузнечик:

Из травы с земляной кочки

Раздается странный звук

Будто рядом молоточки

Выбивают: тук-тук-тук!

Будто к наковальне встал

Очень ловкий человечек

То в траве застрекотал

Маленький кузнец-кузнечик.

Ведущий:

Повсюду летом раздается стрекотание кузнечиков. Но обнаружить его не так просто: слишком хорошо маскируется в зелени густой травы.

Ушки у кузнечика не на голове, а на ногах передних. А где же у него находится скрипочка? Оказывается на надкрыльях. «Играя», кузнечик потирает маленькими выступами своих задних ног о твердые края надкрыльев. Стрекотать могут только самцы.

Поймать кузнечика нелегко, у него хорошо развиты задние ноги. При опасности он распрямляет ноги и прыгает вперед, на лету распуская крылья и пролетая иногда до полсотни метров.

Кузнечик полезное насекомое поедает тлю, мелких гусениц.

Кузнечик:

- Ребята, представьте, что вы кузнечики. Сядьте ко мне спиной, когда я хлопну в ладоши, вы должны что-то сделать, чтобы меня услышать.

Дети должны повернуть колени к кузнечику.

Ведущий:

Еще одна загадка:

Что за девчонка

В поясе тонка,

Огромные очи

Летит – стрекочет.

(Стрекоза)

Входит девочка в костюме стрекозы.

Стрекоза:

Быстрый, шустрый,

Вот – над капустой,

Вот – над травой.

Над головой,

Вот – над малиной

Вертолет стрекозиный...

Вот опустился.

Вот припустился

Вертолетик без расписания

Где он сядет?

Кто знает заранее?

Ведущий:

Стрекоза это живой вертолет, в котором вместо мотора работают чудо-мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза настоящая хозяйка воздуха.

Быстро увидеть свою жертву при таком полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и еще 3 глазка на темени.

Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая потом перебирается на сушу.

Стрекоза:

Для игры мне нужны 2 человека. Этим ребятам я дом листочки, на которых написаны предложения. Вы их молча читаете, потом с помощью мимики и жестов ребятам объясняете, что вы прочитали. Остальные ребята внимательно смотрят и угадывают эту фразу.

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что оно вам понравилось, вы узнали для себя новое и интересное.

- Ребята, а что произойдет, если уголок насекомых исчезнет?


Если мы будем уничтожать насекомых, кто станет опылять растения? Их вырастет меньше, ведь в природе все взаимосвязано друг с другом. Исчезнут насекомые – исчезнут растения и птицы, которые ими питаются.

Очень часто осенью можно наблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая трава. Нужно ли поджигать старую траву? Как это отразится на жизни природных обитателей?

В траве под ее защитой устраивают гнезда многие птицы, живут ящерицы. Сколько насекомых находят кров в травинках! Значит для всех этих животных существ сухая прошлогодняя трава – их дом. А огонь превращает этот дом в черный пепел...

Я призываю вас научиться понимать язык животных, уважительно и разумно относится к ним!

Дети читают стихи.

1 ученик:

Давайте будем

Дружить друг с лругом,

Как птица – с небом,

Как поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава – с дождями,

Как дружит Солнце

Со всеми с нами.

2 ученик:

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь и птица.

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

3 ученик:

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

Ведущий:

- Ребята, а какое насекомое самое красивое? (Бабочка)

Давайте на память о нашем путешествии сделаем бабочку. Показывает образец изделия.

Практическая часть

Из каких деталей состоит бабочка? (тельце – 2 детали, 2б.крыла – цв.бумага, 2м.крыла – цв.бумага, усики – цв.бумага).

Бабочка сделана из красивой цв.бумаги. Ее крылышки – узкие полоски, согнуты петелькой. Они вклеены между двумя одинаковыми деталями тельца.

Нам понадобится:

  1. 2 узкие полоски разного цвета из цв.бумаги – для крылышек;

  2. плотная цв.бумага или цв.картон – для туловища;

  3. 2 узкие полоски черного цвета – для усиков;

  4. обрезки цв.бумаги, блестки – для отделки;

  5. клей ПВА, ножницы, карандаш, кисточка для клея.

Итак, приступаем к работе:

  1. К изнаночной стороне цв.бумаги приложим длинную полоску бумаги, обведем, вырежем. То же и с короткой полоской.

  2. Длинную полоску сложим пополам, разрежем. Каждую полоску сложим петелькой, склеим концы. Получили большие крылышки. То же самое и с короткой полоской.

  3. Сложим плотную бумагу пополам цветной стороной внутрь. На изнаночную сторону обведем по шаблону тельце. Вырежем. Получим 2 детали.

  4. На одной детали тельца на изнаночной стороне разложим крылышки, приклеим.

  5. Вырезаем усики, приклеиваем.

  6. Намажем клеем изнаночную сторону второй детали тельца. Уложим ее сверху, приклеим.

  7. Украсим крылья и тельце обрезками цв.бумаги

  8. Убираем рабочие места.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра – путешествие по экологическим тропам «Царства Фауны».

Автор: Донцова Наталья Ивановна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства