Игра-путешествие «По страницам Конвенции о правах детей»
Игра-путешествие «По страницам Конвенции о правах детей»
Игра-путешествие «По страницам Конвенции о правах детей» разработана для учащихся начальных классов. Целью данной разработки является ознакомление с основными направлениями Конвенции о правах ребёнка, с перечнем прав ребёнка в игровой и инсценированной форме в виде путешествия. В ходе данного мероприятия дети наглядно видят значение и обоснованность создания «важного документа для детей». Учащиеся являются не только пассивными зрителями происходящего, но и активными участниками составления «Конвенции о правах детей». Во время путешествия дети инсценируют ситуации, сказки, обсуждают права.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие «По страницам Конвенции о правах детей»»
Донецкая общеобразовательная
школа I - III ступеней № 93
имени Н. П. Жердева
Игра-путешествие
«По страницам Конвенции о правах детей»
Автор: Лубочникова Марианна Викторовна
Аннотация
«Конвенция о правах детей» - уникальный инструмент защиты прав ребёнка. Интерес к этому документу во всём мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека. В ней ребёнок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать». Ребёнок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты. Без поддержки обычных людей – каждого человека в отдельности – Конвенция не достигнет своих целей, без заинтересованности в защите прав ребёнка учёных, госслужащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных перемен будет невозможно.
Так как неотъемлемую часть образования составляет воспитание, то через него можно хотя бы познакомить детей с их правами, с особенностями их защиты.
Игра-путешествие «По страницам Конвенции о правах детей» разработана для учащихся начальных классов. Целью данной разработки является ознакомление с основными направлениями Конвенции о правах ребёнка, с перечнем прав ребёнка в игровой и инсценированной форме в виде путешествия. В ходе данного мероприятия дети наглядно видят значение и обоснованность создания «важного документа для детей». Учащиеся являются не только пассивными зрителями происходящего, но и активными участниками составления «Конвенции о правах детей». Во время путешествия дети инсценируют ситуации, сказки, обсуждают права.
Ход занятия:
І. Вступление.
- Сегодня мы все вместе будем составлять важный документ, которым должен пользоваться каждый, все без исключения. Называется он «Конвенция о правах детей».
(демонстрация большой книги с надписью «Конвенция о правах
детей»)
- Я предлагаю доверить писать этот документ одному «очень умному учёному».
( за столом перед детьми сидит ученик – в очках , костюме учёного
и с большой книгой)
- Вы согласны? Не против?
ІІ. Инсценировка ситуаций, сказок и обсуждение прав.
(названные детьми права записываются учёным в документ)
1. Сценка «Приключения Маленького человечка»
Автор: Однажды вечером Маленький Человечек прогуливался в сквере
со своей собакой. Собака весело носилась по кустам, а Маленький
Человечек радовался тёплому вечеру и важно попыхивал трубкой. И
вдруг он увидел, как через сквер бежит мальчишка, а за ним гонится
здоровенный верзила с палкой в руке.
Маленький Человечек: Остановитесь!
Автор: Крикнул маленький Человечек верзиле. Но тот даже не взглянул
в его сторону. Тогда маленький человечек, не раздумывая, бросился
ему под ноги – и верзила, перекувыркнувшись, полетел на землю…
Верзила: Это ещё кто такой?
Автор: Взревел он страшным голосом.
Верзила: Да знаешь ли ты, что я с тобой сделаю?
Автор: Но Маленький Человечек не испугался.
Маленький Человечек: А знаешь ли ты, что написано в Декларации прав
человека?
НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
ОБИЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА,
УНИЖАТЬ ЕГО И ЖЕСТОКО НАКАЗЫВАТЬ!
Верзила: В какой такой ДИКОРАЦИИ? Этот негодяй разбил мячом моё окно, и
я имею полное право разделаться с ним по-свойски!
Маленький Человечек: Вы можете потребовать через суд, чтобы его родите-
лей оштрафовали или чтобы они вставили новое стекло. Но вы не
Верзила: А вот сейчас увидим, имею или не имею!
Автор: Верзила уже замахнулся, чтобы ударить… Но тут из кустов выскочила
маленькая собака и рявкнула таким басом, что он выронил палку и
попятился.
Верзила: Откуда я знал? Может, я этой вашей ДУКЛАРАЦИИ или как там её…
и в глаза не видел. Может, я вообще неграмотный!
Маленький Человек: Моя собака тоже не читала Декларации. Однако она
бросилась защищать меня, потому что знает: никто не имеет права
обижать человека…
Верзила: Кто её знает, читала она или не читала… Может, она бешеная?
Автор: Буркнул верзила. И, прихрамывая, отправился домой, решив
никогда больше не связываться с сумасшедшими хозяевами и их
собаками, знающими Декларацию Прав Человека.
А Маленький Человечек продолжал свою прогулку, раздумывая о
том, что. Может быть, совсем необязательно быть грамотным, чтобы
уважать других людей.
(дети называют право, а учёный записывает его в документ)
2. Выступление Золушки.
- Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Посоветуйте, что же мне делать? Наверняка, вы читали сказку «Золушка» и знаете, как я люблю свою семью: отца, мачеху, сестёр своих. Но я сомневаюсь, любят ли они меня так, как я их. Как вы считаете? Почему я должна ночью. Когда мои сёстры спят, шить им бальные наряды? Почему моя мачеха основную работу по дому перекладывает на мои плечи? Разве это правильно?! Иногда мне очень хочется отдохнуть, но я не имею права отдохнуть, я должна всё успеть. Я заканчиваю говорить, потому что скоро мачеха проснётся и накажет меня за то, что я бездельничаю. Я с нетерпением жду ваших ответов.
(дети называют право на отдых и досуг, учёный записывает в документ)
3. Сценка «Галилей».
Автор: В одном старом городу жил очень умный учёный Галилей. Целыми
днями он наблюдал за природой и небом. И вот однажды он сделал
важное открытие и решил рассказать о нём Святому отцу в церкви.
Галилей: Святой отец! Я сделал открытие. Оказывается, что наша Земля вертится
и вращается вокруг Солнца!
Святой отец: Что за ересь ты несёшь?! Вздор! Этого не может быть, ведь
в святом писании сказано, что Земля стоит на трёх слонах, а они - на
гигантской черепахе, которая плавает в огромном океане. Немедленно
отрекись от своих слов, которые не угодны Богу. Отрекись, иначе
придётся сжечь тебя на костре!
Галилей: Но Земля вертится!
Святой отец: Отрекись, или тебя ждёт костёр!
Галилей: Отрекаюсь…
(уходит, но в конце произносит)
А всё-таки она вертится!!!
(дети называют право на собственное мнение, учёный записывает
его в документ)
4. Выступление Мишутки.
- Здравствуйте! Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я так же, как и вы, учусь
в школе, только лесной. Знаете, и математика у нас есть, и чистописание. Но никто не говорил нам о том, что есть какие-то права. Стыдно, но мы своих прав не знаем. Вот, например, если вы помните, в сказке «Три медведя» Машенька пришла в наш дом, покушала из моей мисочки, поспала в моей кроватке, измяла её и даже «спасибо» сказать не удосужилась. Пожалуйста, ответьте мне: имела ли Машенька право без приглашения и разрешения зайти в чужой дом и пользоваться чужими принадлежностями?
(дети называют право иметь своё имущество и дом)
5. Сценка «Рыбак и рыбка».
Автор: Говорит старику старуха:
Старуха: Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Автор: Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит. На море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Автор: Ей старик с поклоном отвечает:
Старик: Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.
Автор: Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
(дети называют право – никто не имеет право заставлять быть
рабом другого)
ІІІ. Знакомство с «Конвенцией о правах детей»
Пусть, наконец, узнает каждый
И расскажет всем,
Что ребёнок – тоже человек,
Только маленький совсем.
Поэтому учёные люди,
Заслужившие «браво»,
Хотят изменить судьбу детей
И написали для вас мудрое право.
Каждый день его надо знать
И никогда не забывать.
Права детей записаны в Конвенции о правах детей – это международный договор, содержащий перечень прав.
Государства, которые присоединились к Конвенции, т.е. подписали её, обязаны соблюдать содержащиеся в ней права.
«Права детей» имеют свою короткую, всего лишь в несколько десятилетий историю. Они впервые записаны в так называемой Женевской Декларации 1924г., но по-настоящему первый, в меру полный список прав, был записан в Конвенции о правах детей, подготовленной Организацией Объединённых Наций (сокращённо ООН) в 1989г.
Права и обязанности детей Украины закреплены Конституцией Украины.
ІV. Перечень прав.
- Я имею право жить там, где хочу, и с тем, кто мне нравится.
- Ты имеешь право гулять со своей собакой.
- Он (она) имеет право читать любимые книги.
- Мы имеем право писать письма друзьям.
- Вы имеете право владеть каким-либо имуществом, никто не может забрать
его без основания.
- Они имеют право на защиту от хулиганов.
(дети знакомятся с памяткой о правах ребёнка)
Все дети имеют право на:
Получение образования
Полноценное питание
Отдых и досуг
Любовь, заботу и общение
Медицинское обслуживание
Высказывание своего мнения
Ни один ребёнок не должен быть обижен и унижен.
Ни один ребёнок не должен быть жертвой насилия или войны.
V. Отгадывание загадок.
Если я, ты, он, она 2. Почему всем взрослым,
Дружно ставши в круг, Так же, как и детям,
Да ещё мы, вы, они На большой планете
Пожелают вдруг Солнце ярко светит?
Нам загадку загадать – И всем, без исключения,
«Кто же самый важный? Ночью снятся сны?
Кто имеет все права?» Почему у всех людей
Мы ответим: (хором) – «Каждый!» Есть праздник – День рожденья?
Мы ответим просто:
Люди все (хором)РАВНЫ!
3. У нашего Егора Сказать мы можем хором
С друзьями вышла ссора: Сварливому Егору:
Обидел он всех здорово, «Есть правило, которое
Решив не замечать, Ты должен соблюдать!
Что может из-за ссоры Тогда не будет ссоры
Друзей своих, бесспорно, С друзьями в жарком споре,
Однажды потерять! Когда права друг друга
Все будут (хором)УВАЖАТЬ!
VІ. Заключение.
1. Никакая сила не имеет права меня принуждать,
А особенно к плохому направлять.
2. Могу учить всё, что меня интересует
И имею право сам выбирать, с кем мне играть.
3. Никто не может меня унижать, обижать, бить, обзывать,
И каждого могу всегда на помощь призывать.
4. Если мама или папа уже не живёт с нами,
Нельзя мне запретить встречаться с ними временами.
5. Никто не может читать моих писем без разрешения,
Имею право на личную тайну и собственное суждение.
6. Могу желать, чтобы каждый признавал мои права всегда,
А если отличаюсь от других, то это не беда.
7. Так в стихах изложили
Права детей в целом свете..
Чтобы они служили
Как можно лучше детям.
8. Каждый человек имеет одинаковые права! Независимо от того, мужчина он или женщина. Пусть даже при этом он:
- разговаривает не на твоём языке;
- имеет не твой цвет кожи;
- не так думает, как ты;
- исповедует другую религию;
- богатый или бедный;
- происходит из другой страны.
Всё равно он имеет на Земле такие же права, как ты.
9. Но у медали есть 2 стороны. Это права и обязанности.
(дети знакомятся с памяткой об обязанностях детей)
Обязанности:
Старательно учиться в школе
Выполнять школьные поручения
Выполнять посильную работу
Уважать права других людей
Охранять природу
Дома заботиться о членах своей семьи, помогать старшим, хорошо себя вести.