Знакомство с природой Хабаровского края. Через ряд интересных заданий в игровой форме развивать и формировать творческие способности учащихся начальной школы. Воспитывать бережное отношение к родной природе. данное мероприятие требует дополнительной подготовки: чтение книг о родном крае, посещение музея, подготтовка сообщений.Данное мероприятие интереснотем, что присутствует театрализованные элементы, чем и интересно для детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
выставка книг, открыток и фотографий «Путешествие по родному краю», конверты с буквами разрезной азбуки и деталями аппликации, иллюстрации деревьев. Выставка детских рисунков и поделок из природного материала, выставка лекарственных растений
«Зеленая аптека».
Подготовка к мероприятию: чтение книг о природе родного края, практическая работа с гербариями, комплексная экскурсия в лес, изготовление рисунков и поделок из природного материала, изготовление масок-личин, разучивание песен, стихотворений и загадок, изготовление костюмов.
В течение первой четверти готовились к этому мероприятию. Вместе с педагогом, родителями дети читали книги эколого-краеведческого содержания, проведено было несколько бесед и практических занятий преподавателями городской библиотеки имени Горького, проведена комплексная экскурсия в осенний лес, где был собран материал для поделок, с детьми были разучены песни, стихотворения, загадки, приметы и пословицы.
Кабинет украшен осенними листьями (листья вырезаны из цветной бумаги), на доске находятся иллюстрации деревьев Дальневосточной тайги, оформлены выставки книг, рисунков и поделок из природного материала, оформлена выставка «Лесная аптека».
Под музыку дети входят в кабинет, их встречает Лесовичок Ведущая говорит о том,
что дети пришли в гости, они долго готовились и принесли подарки, свои рисунки и поделки. Дети знают правила поведения в лесу.
Дети показывают Лесовичку листовки и плакаты « Как надо вести себя в лесу»
Лесовичок предлагает детям взять из корзиночки по одному листочку дерева и сесть за стол, на котором находится букет из веточек (веточки украшены листьями из цветной бумаги). Таким образом учащиеся делятся на группы: берёза, дуб, ива, клён, липа, сосна, ель, рябина.
Звучит музыка, Лесовичок спрашивает у детей, знают ли они, какие деревья растут в лесу, предлагает им отгадать загадки. Когда дети называют дерево, выходит ученик в костюме и маске-личине, читает стихотворение. Таким образом представлены некоторые породы деревьев тайги. Затем дети в костюмах садятся за столы своих команд.
Учитель предлагает детям принять участие в игре-конкурсе, показать свои знания и умения. У каждой команды на доске «растет» дерево и за каждый конкурс они будут получать листочек своего дерева и прикреплять его на иллюстрацию растения.
1 конкурс «Рассыпалось словечко».
Каждая группа получает конверт с буквами, из которых надо собрать слово, которое потом выставляется на магнитной доске. Это название дерева. Детям предлагается рассказать о деревьях, показать рисунки, на которых оно изображено, а если используется в медицине, отправиться в «Лесную аптеку». Затем предлагается каждой команде «зашифровать» название дерева и передать другой группе детей.
2 музыкальный конкурс.
Все дети под музыку изображают деревья в разное время года и погоду. Некоторые объясняют потом, что руки - это ветки, они качаются от ветра, опускаются под тяжестью снега, ладошки рук дрожат, как листья осины.
3 конкурс «Аукцион».
На выставке находятся плоды разных растений, дети должны найти и забрать плоды своего дерева, команда, которая правильно выполнила задание получает листочек своего дерева и прикрепляет его на рисунок.
4 конкурс.«Умелые ручки».
Каждой команде выдается конверт с заготовленными деталями аппликации, лист бумаги клей. Деталей в конверте много и одинаковый набор для всех групп. Учащимся предлагается выполнить узор из листьев, плодов, цветов, затем проводится выставка коллективных работ.
5 конкурс. «Конкурс знатоков»
Свои вопросы детям задает Лесовичок, команда получает листочек за правильный ответ, который приклеивается на рисунок дерева.
Вопросы:
*Почему березу иногда называют доброй няней ели?
(всходы ели не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца под пологом берез).
*Чем ценна древесина лиственницы?
(устойчивая против гнили)
Какое дерево русский народ называет ласково «веселкой», «плакучая», «болотка»?
(береза)
*Какое дерево цветет позднее всех?
(липа)
*Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет?
(сосна - светолюбивое дерево)
*Почему лес может погибнуть, если вырубить старые дуплистые деревья?
(в дуплах живут птицы, летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
*У каких деревьев осенью листья краснеют?
(рябина, осина, черемуха)
*Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
Когда цветет черемуха – всегда бывает…..(холодно).
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать …..(крутой зимы)
Много желудей в сентябре на дубу – к…….(лютой зиме).
Предлагается каждой группе привести свой пример поговорки или приметы.
Подводятся итоги конкурсов.
Лесовичок предлагает отгадать загадку (о яблоньке), затем ребенок в костюме яблони входит в зал, поздравляет победителей, вручает памятные подарки (все дети получают яблоки)
Дети и гости знакомятся с выставками книг, рисунков, поделок, делятся своими впечатлениями.
Приложение (стихи и загадки о деревьях)
Маски – личины:
Маски изготовлены из природного материала или цветной бумаги и картона.
Рот (губы) – трубочки из бумаги.
Ресницы – бумага нарезанная лапшой и закручена.
Серьги – на нитке несколько рядов листочков.
Нос – вырезан и сделан объёмным, на маске делается вырез.
Иголки – гармошка веером.
Липа:
С моего цветка берет Весной растет,
Пчелка самый вкусный мед. Летом цветет,
А меня все обижают Осенью осыпается,
Шкуру тонкую сдирают. Зимой отсыпается.
Береза:
Склоняясь к реке Не заботясь о погоде
Зеленою рукой, В сарафане белом ходит
Спешит береза А в один из теплых дней
Стройная умыться Май сережки дарит ей.
Ей хочется в семье
Своей большой
Быть самой лучшей,
Самой белолицей.
Ель:
По округе славится Что же это за девица-
Зеленая красавица: Не швея, не мастерица,
Сарафан - как колокол, Ничего сама не шьет,
По земле да волоком, А в иголках круглый год.
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой.
Сосна:
У меня длинней иголки, Стоит столб до небес,
Чем у елки. А на нем шатер-навес:
Очень прямо я расту Красной меди столб точеный,
В высоту. А навес сквозной, зеленый.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
Ива:
Не губите иву, не рубите иву. Вышли девицы весне подивиться,
Пусть она у речки вырастит на диво. Сели гурьбой над самой водой:
Пусть в воде полощет шелковые косы. Ножки в реке купаются,
Соберет на листьях первой зорьки росы. Ручки в воде плескаются,
Пусть на ветках ивы распевают птицы. Космы с плеч спускаются,
У корней темнеет травка – шелковица. Сережки висят, качаются.
Пусть растет высокой, пусть растет красивой.
Не губите иву, не рубите иву.
Рябина:
В сенокос - горька, Ягоды - не сладость,
А в мороз – сладка. Зато глазу – радость,
Что за ягодка? И в садах – украшенье,
Весной зелена, И дроздам – угощенье.
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Яблоня:
Будто снежный шар бела, Круглое, румяное,
Ранним летом я цвела, Оно растет на ветке:
Нежный запах источала. Любят его взрослые
А когда пора настала, И маленькие детки.
Разом сделалась я
Вся от яблочек красна
Клен:
Быть может, первый листопад
Лист лапастый, золотой
Встречает этот клен. В бричке к речке за водой
Впервые праздничный наряд Мимо нас, шурша, проехал
Подставил ветру он. И пахнула темнотой ….
Надеты на его сучки
Шесть листьев вырезных.
Они красны и широки,
Совсем как у больших.
Дуб:
Я из крошки- бочки вылез Зреют на ветках
Корешки пустил и вырос Детки лысые в беретках
Стал высок я и могуч У кудрявого их папы
Не боюсь ни гроз, ни туч Нет беретки, нет ни шляпы.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок.
Литература:
В.Иванов «1000 загадок, пословиц, поговорок» Москва 2004г.
А.Е. Тихонова, Л.А. Востряков «Твой родной край» Владивосток 1998 г.