Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. То поколение защищали наши города, нашу страну, люди жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни. Это надо ценить, помнить, уважать. Сценарий литературно-музыкальной композиции призывает воспитывать чувство гордости за свою Родину за людей, которые сражались за будущее нашей страны, стремление быть готовыми встать в строй и сражаться за свою страну в случае такой необходимости; воспитывать уважение к ветеранам и участникам ВОВ.
Литературно-музыкальная композиция «ЕСТЬ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ ЗАБВЕНЬЯ, И СЛАВА, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА…» разработана для учащихся среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Есть память, которой не будет забвенья..." »
Пояснительная записка.
Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют государственные награды за помощь фронту. То поколение защищали наши города, нашу страну, люди жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни. Это надо ценить, помнить, уважать.Сценарий литературно-музыкальной композиции призывает воспитывать чувство гордости за свою Родину за людей, которые сражались за будущее нашей страны, стремление быть готовыми встать в строй и сражаться за свою страну в случае такой необходимости; воспитывать уважение к ветеранам и участникам ВОВ.
Литературно-музыкальная композиция «ЕСТЬ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ ЗАБВЕНЬЯ, И СЛАВА, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА…» разработана для учащихся среднего звена.
Цель:
-Формирование патриотизма читателей на основе исторических событий.
показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;
-На примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.
-Воспитание чувства сопричастности с историей России, с её героическим прошлым; уважения к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших Родину в страшную годину Великой Отечественной войны.
Задача:
-Познакомить учащихся с подвигом русского народа, в том числе и с земляками во время Курской битвы.
Участники мероприятия: учащиеся 5 - 7 классов.
Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция.
Место проведения: Актовый зал
Оборудование:Мультимедийный проектор, экран.
Реквизиты: Презентация о Курской битве;
Музыка на тему Великой Отечественной войны;
Видеоролик о Курской битве;
Звуки метронома;
Плакат, цветы, свечи, макет «вечный огонь»
Зал празднично оформлен. На видном месте плакат
Не говорите громкие слова
Тем, кто присяге с молодости предан.
Не отживёт высокая молва
О тех, над кем склоняется Победа!
На столиках – цветы, свечи, на сцене макет «вечный огонь»
Ход мероприятия
Слайд №1
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы поговорим о самом значимом событии в истории нашей страны и нашего народа. Мы вернемся в 1943 год. Вспомним, что же происходило…
Память Великой Отечественной войны…
Память Великой битвы…Курской…70 лет назад.
Одной из самых незабываемых сражений Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге. Она несет в себе огромной силы эмоциональный заряд – это документы человеческой памяти.
Сегодня вы узнаете о событиях, достоверно изложенных, сумеете проникнуть в обстановку давно отгремевших боев.
Слайд № 2
( Выходят ведущие юноша и девушка в военной форме)
Ведущий 1: С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна.
Ведущий 2: Что может быть страшнее, чем война. Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей. Любимых разлучает и друзей.
Ведущий 1: Как смерч, врывалась в мирные дома. И рушит яростно, не ведая сама. Что веру в разум убивает. И души пламенем отчаянья сжигает.
Ведущий 2: Больше полувека прошло с момента окончания одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны: 70-летие Курской битвы. Подходя к этой памятной дате, мы не можем не вспоминать о подвигах наших отцов, дедов, прадедов, воинах, принимавших участие в этой битве. Если предположить, что тогда им было около 20-ти, то сейчас им около 80-ти. Как ни прискорбно, но время берет свое, все меньше их, героев, выходит на парад 9-го мая.
Ведущий 1: Многое о битве мы можем узнать из книг, но можем ли мы представить себе, что пережили люди, принимавшие участие в этой битве? Каково это было, когда снаряд попадал в танк и люди выбирались из него, пылавшего огнем, под пулями!
Слайд № 3
Итак, мы отправляемся в путь по местам тех великих сражений, о которых мы не должны забывать никогда.
(Вступление к песне «Журавли» сл. Р. Гамзатова, муз. Я.Френкеля )
Ч. 1 (на фоне музыки)
Мы здесь с тобой не потому, что дата, Как злой осколок жжёт в груди. К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад. И имя есть у этого героя – Великой Армии простой солдат.
Ч. 2 Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ведущий 2: Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов, уничтожить их интеллигенцию, искусственно сократить рождаемость.
Слайд № 4
Ведущий 1: Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог её спасти. История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили наши воины, защищая свой народ.
Слайд № 5
Ведущий 2: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года. По своему ожесточению и упорству, эта битва не имеет себе равных. Сокрушительный разгром гитлеровских войск на Курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: Невиданная по масштабам битва Великой Отечественной войны разыгралась здесь летом 1943 года. С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 млн. чел., 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.
Ведущий 2: По мнению маршала Советского Союза Г.К. Жукова это сражение « по своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по количеству людей – не имеет себе равных в мировой истории за всю историю войн. Это была, несомненно, самая крупная битва».
Слайд № 6 Ведущий 1: Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название “Цитадель”, фашисты избрали курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность массированных танковых ударов на узких участках фронта.
Слайд № 7-8
Ведущий 2: Войска центрального, Воронежского, Брянского Степного фронтов, которым командовали генералы К.К. Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, М.М. Попов и И.С. Конев, создали глубоко эшелонированную оборону. В строительстве траншей и ходов сообщений бойцам Красной армии помогали тысячи жителей Орловской, Курской, Воронежской и Харьковской областей.
(Ребята в солдатской одежде инсценируя привал, исполняют под гитару песню “Бьётся в тесной печурке огонь…”.) (На сцену выходит юноша, исполняющий роль сына солдата. В руках у него письмо, сложенное треугольником.)
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами, На конверте в углу номер почты стоит полевой. Его в 43-м отец написал моей маме, Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой…
(Звучит в записи песня “Письмо отца” сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова)
Сын солдата:
Дорогая моя, на переднем у нас передышка. Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу, Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку, Знай, что вас от беды я всегда берегу, Я читаю письмо и как будто всё ближе и ближе Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец. Я читаю письмо и сквозь годы отчётливо слышу И сейчас те слова, что сказал перед боем отец…
(Запись: Взрыв гранат…Пауза…Звучит музыкальное вступление к песне “Журавли” сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.)
Сын Солдата:
Здравствуй, папа, Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивился, До чего ты прежний был во сне. Папа! Ты вернёшься невредимый, Ведь война когда – нибудь пройдёт. Миленький, голубчик мой родимый, Скоро майский праздник к нам придёт. Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть, Я тебе желаю всей душою Поскорей фашистов одолеть. Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб, как раньше, можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить Чтоб над всем таким огромным миром Днём и ночью был весёлый свет… Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет, Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев как один… …Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…От радости…Твой сын.
Слайд № 9 Ведущий 1: 5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. Со стороны Орла наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Клюге. Со стороны Белгорода наступала группировка под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Задача отразить наступление со стороны Орла была возложена на войска Центрального фронта, со стороны Белгорода – Воронежского фронта. В тылу Курского выступа был развернут Степной В.О.
Слайд № 10 Ведущий 2: 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) произошло самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны между наступавшей танковой группировкой противника и наносившими контрудар советскими войсками. С обеих сторон в сражении принимало участие до 1200 танков и самоходных установок. Авиационную поддержку ударной группировки противника осуществляла авиация группы армий «Юг». С советской стороны удары с воздуха наносили самолеты 2, 17 ВА и АДД. За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.
(Демонстрируется видеофильм «Курская битва»)
Ведущий 1: К сожалению, эта победа досталась нам дорогой ценой – велики и невосполнимы были ее потери…Но подвиг армии и народа на Курской дуге никогда не будет забыт !
Ведущий 2: Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Ведущий 1: В боях за Орловский плацдарм получил звание Героя Советского Союза старший лейтенант А.П. Маресьев – летчик-истребитель без обеих ног, летавших на протезах. В этих же боях боевое крещение получила знаменитая франко-советская эскадрилья «Нормандия» (будущий полк «Нормандия-Неман»). Здесь же получил боевое крещение самый знаменитый летчик ВОВ – Иван Кожедуб, о котором вы уже слышали более подробно на уроках истории. Ведущий 2: Юрий Бондарев в своем произведении «Венок Славы» говорит: « Не забывать Время – это значит не забывать людей…» Многое могли бы рассказать и часто рассказывали, приходя в школу на встречи с учениками ветераны Великой Отечественной, наши земляки – Кондратенко Леонид Андреевич, Нестерок Михаил Иванович, но, к сожалению, их нет рядом с нами. После войны всю жизнь работали механизаторами в с.Васильевка. У нас сегодня в гостях их внуки, которые поведают тайны и рассказы своих дедов.
На фоне приглушённой мелодии “Второго концерта” С.Рахманинова чтецпроизносит:«Реквием» Р. Рожденственского)
Помните! Через века, через года, - помните
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горе сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших, будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какой ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю, - помните!
Ребята, давайте почтим память всех героев Великой Отечественной войны. Пусть наши зажженные свечи будут частицей вечного огня, зажженного в честь подвига русского солдата. Мы думаем о погибших, чтим память не вернувшихся с той войны!!! Минута молчания (звучание метронома)
Слайд № 13 Ведущий 2: Россия вечна! Никогда нельзя забывать, что мы – народ победитель, и вслед за великой отечественной бедой грядет Великая Отечественная Победа! (звучит песня «День Победы»)
Ведущий 2: Мы, потомки оставшихся на поле боя, мы внуки вернувшихся домой солдат и, мы готовы служить Отчизне! Песня « Служить России» (исполняют воспитанники кружка «Родничок»)
Список литературы:
Венок славы. Т.5, М., 1988.
Внеклассная работа по истории./ Авт. Сост. Р.Н.Чеброва, А.В.Бармин. Саратов, 2003.
Иванова Г.Г. «Огненная дуга». Материалы к уроку и внеклассному мероприятию по истории Орловско-Курской операции //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 10.
Кислицына Л. П., Суслова Л.М. Классный руководитель. 2004. № 8
Сайт «Курская Дуга» http://www.kursk1943.mil.ru/
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«ЕСТЬ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ ЗАБВЕНЬЯ, И СЛАВА, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА…»