"Единство непохожих" - к всемирному дню толерантности.
"Единство непохожих" - к всемирному дню толерантности.
Методическая разработка написано для проведения открытого воспитательного часа по теме «Единство непохожих». К международному дню толерантности».
Целью мероприятия является разъяснение студентам понятие «толерантность», учить их к милосердию и пониманию друг – друга, принимать других такими, какие они есть. Способствовать формированию у студентов мышление о негативных последствиях экстремизма и терроризма.
Разработка может быть использовано другими классными руководителями при проведении открытых воспитательных мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Единство непохожих" - к всемирному дню толерантности. »
Министерство образования и науки РТ
ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум
им. Габдуллы Тукая»
Методическая разработка
открытого воспитательного часа
на тему:
«Единство непохожих»
К международному дню толерантности
Преподаватель: Сайтханова Фирдина Газизовна
с. Б. Атня
2014
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка написано для проведения открытого воспитательного часа по теме «Единство непохожих. К международному дню толерантности».
Целью мероприятия является разъяснение студентам понятие «толерантность», учить их к милосердию и пониманию друг – друга, принимать других такими, какие они есть. Способствовать формированию у студентов мышление о негативных последствиях экстремизма и терроризма.
Разработка может быть использовано другими классными руководителями при проведении открытых воспитательных мероприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методика проведения мероприятия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Плакаты
Презентация с использованием видео
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Цели:
Разъяснить студентам понятие «толерантность».
Учить их к милосердию и пониманию друг – друга.
Принимать других такими, какие они есть.
Способствовать формированию у студентов мышление о негативных последствиях экстремизма и терроризма.
Здравствуйте дорогие студенты, преподаватели, гости нашего техникума.
Сегодня наша 022 группа познакомит вас с таким распространенным, но некоторыми студентами впервые услышанном термином – «Толерантность». Тема нашего воспитательного часа - «Единство непохожих». (Слайд 2)
Ведущий 2.
Сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам существовал и ранее, но сегодня он принимает жесточайшие формы и угрожающие размеры, особенно среди молодежи. А ведь проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, уважение, доброжелательность, коммуникабельность… Именно поэтому сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. (Слайд 3)
Ведущий 3.
Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой – все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста. (Слайд 4)
Ведущий 4.
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей : африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. (Слайд 5,6)
Ведущий 1.
Да, мы разные, так уж сложилось исторически, и, поэтому, то, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать иногда осуждение и даже отвращение у другого. Славяне, например, традиционно не употребляют в пищу конину. Русский, узнав, что кто-то ест ее, сочтет это свидетельством крайнего голода. Между тем конина – традиционная еда народов, занимавшихся кочевым скотоводством: татар, башкир и т.д. Различным может быть отношение не только к пище, но и к способам ее обработки. Так, народы Европейской России не едят сырое мясо, а вот многие народы Севера и Дальнего Востока традиционно употребляют в пищу мясо только сырым – парное, мороженое и сушеное. В условиях Заполярья сырое мясо – единственный источник необходимых питательных веществ.
(Слайд 7)
Ведущий 2.
Часто нормы поведения обусловлены представлениями об окружающем мире. Так русские в Сибири вырубали гектары леса, а коренные сибирские народы рубили дерево в случае крайней необходимости. За бесцельную порубку кедра у хантов, например, полагалось крайне суровое наказание: виновного голым привязывали в тайге и оставляли на съедение насекомым. Такое отношение к дереву – результат целого комплекса представлений. Хант живет в лесу, общается с лесом, и все здесь наделено для него особым смыслом. В частности, многие деревья воспринимаются как дома духов. Поэтому для ханта одинаково: срубить дерево или разрушить дом уважаемого человека. Для русского же лес скорее мир враждебный. Не случайно в русских сказках, именно в лесной чаще, живет нечисть. (Слайд 8)
Ведущий 3.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. (Слайд 9)
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; (слайд 12) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? (Слайд 10)
Ведущий 4.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. (Слайд 11)
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. (Слайд 12)
К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях.
Ведущий 1.
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... (Слайд 13)
Ведущий 2.
Мы часто слышим и видим такие угрозы обществу как экстремизм и терроризм.
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремизм - это на самом деле сложное явление, не смотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность личности, далекие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жесткой формы разделения конфликта. Однако обозначение видов деятельности людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. (Слайд 14)
Ведущий 3.
Приведем пример экстремизму.
Напомним, болельщик «Спартака» Егор Свиридов был убит в драке в ночь на 6 декабря прошлого года. А 11 декабря после шествия в память о молодом человеке более 5 тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки на Манежной площади. В результате погромов пострадали более 30 человек. Илья Кубраков обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 105 (убийство), частью 2 статьи 116(побои) и частью 2 статьи 213 (хулиганство) Уголовного кодекса Российской Федерации. Молодой парень 1996 года рождения участвовал в «Манежном деле». Кубраков 11 декабря на Манежной площади познакомился с Игорем по кличке «Опель», который предложил ему подзаработать - прокричать в мегафон националистические лозунги. На митинге Илья около 20 минут призывал к очищению столицы от инородцев. И еще Кубраков обвинялся в том, что на следующий день он вместе с приятелями совершил убийство киргиза возле станции метро «Коломенская». Зимой Илье исполнилось 16 лет. (Слайд 15,16)
(Слайд 16 - видеоролик о «офис»(не хами))
Ведущий 4.
Терроризм – это одна из форм организованного насилия.
Терроризм глобален по масштабам, «порочен» по природе, безжалостен к врагам и стремиться контролировать все сферы жизни и мысли.
Терроризм – акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено против гражданских объектов и лиц. Мотивы имеют политический или иной характер. Исполнители малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп, берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба. (Слайд 17)
Ведущий 1.
Приведем некоторые примеры
Статистика терроризма (Слайд 18)
Захват автобуса с детьми 1 декабря 1988 г. в Минеральных водах 4 бандита потребовали крупную сумму денег в иностранной валюте и самолет для вылета за рубеж. В противном случае угрожали всех сжечь: под каждым сиденьем террористы поставили по три 3-литровых банки бензина. История с захватом детей прогремела на всю страну. (Слайд 19)
Ведущий 2.
Разрушение Всемирного Торгового Центра
11 сентября 2001 года, в 28-ю годовщину подготовленного ЦРУ военного путча в Чили, и 11-ю годовщину речи Буша-старшего "Новый мировой порядок", террористы захватили четыре самолета. Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. (Слайд 20)
Ведущий 3.
Террористический акт в Москве 2002 года
23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли.
28 октября был объявлен днем траура. (Слайд 21)
Ведущий 4.
Террористический акт на Тушинском аэродроме
05 июля 2003 года в Москве был совершён террористический акт: у входа на Тушинский аэродром, где в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы. По официальным данным погибло 13 и ранено 59 человек. Больших жертв удалось избежать только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в толпу участников фестиваля.
(Слайд 22)
Ведущий 1.
Захват заложников в Беслане
Примерно в 8 утра 1 сентября в районе села Хурикау, на границе Моздокского и Правобережного районов Северной Осетии, примерно в 60 км от Беслана, вооруженные люди остановили местного участкового, майора милиции и посадили его в свою машину.
(Слайд 23)
Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября они ворвались на территорию школы №1.
Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. (Слайд 24)
Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех кто не смог сбежать - бандиты загнали в спортзал. (Слайд 25, 26)
Ведущий 2.
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Ведущий 3.
Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили советские города, многие наши соотечественники были эвакуированы в те места, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, татары, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогли друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут в север, за помощью к нам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
(Слайд 27 видеоролик «всем хватит места»)
Ведущий 4.
А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б. Шоу
(Слайд 28)
В 1995 году по инициативе ЮНЕСКО представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин
Ведущий 1.
Статья 1. Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.
Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. (Слайд 29)
Ведущий 2.
1.2. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство.
Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства. (Слайд 30)
Ведущий 3.
1.3. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права.
Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека. (Слайд 31)
Ведущий 4.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. (Слайд32)
(Слайд 33 видеоролик о курении )
Ведущий 2.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты. И начинать прививать толерантность нужно с детства. А от того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависать и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Самое главное: мы должны терпимо относится друг к другу, родителям, учителям, окружающему миру. (Слайд 34)
(Слайд 35 видео - конец мероприятия)
(Слайд 36)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка написано для проведения открытого воспитательного часа 022 группы, в Атнинском сельскохозяйственным техникуме им. Габдуллы Тукая, 16 ноября 2014 года. Это мероприятия проводилась в актовом зале при присутствии всех групп техникума. Цель данной работы является разъяснение студентам понятие «толерантность», учить их к милосердию и пониманию друг – друга, принимать других такими, какие они есть. Способствовать формированию у студентов мышление о негативных последствиях экстремизма и терроризма.
Во время выступления, у выступающих студентов была грамотная, выразительная и эмоциональная речь.
Подготовка и проведение этого мероприятия помогает сплочению коллектива. С учетом возможностей и способностей распределили обязанности: одних избрали ведущими, другие искали информацию о теме, третье принимали участие в оформлении. Все были направлены на решение поставленной задачи.
Считаем, что проведение воспитательного мероприятие достигло цели. Этому способствовали компьютерная презентация, видеоролики и выступления студентов.
Данная методическая разработка может быть использована другими классными руководителями для проведения воспитательных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Декларация принципов толерантности: официальный документ // Школьная библиотека. – 2003.- № 4. – С. 13 – 40 (Вкладка).
Бетти Э. Риэрдон «Толерантность – дорога к миру», Москва, «Бонфи», 2001г.
Новикова Т. Мы разные, а жить приходится вместе. // Библиотека в школе.-2010 №22 с.18-20
«Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ, 2001.
«Молодежный экстремизм». Под ред. А.А.Козлова, СПГУ, 2001.