Является ли игра "Кок-бору" национальной игрой алтайцев
Является ли игра "Кок-бору" национальной игрой алтайцев
Введение
Эй, джигит, не жалей скакуна!
Пусть становится розовой пена,
Черной гривы струится волна,
Жаром крови наполнены вены.
Цель работы – изучение правил, истории игры «Кок-Бору».
Объект исследования – игра «Кок-Бору», как национальная игра алтайцев
Задачи работы:
1. Изучить и собрать информацию об игре.
2. Провести анкетирование населения Улаганского района.
3. Изучение правил и истории игры.
У канадцев есть хоккей, у бразильцев – футбол, у японцев – сумо… А у азиатов есть Кöк - Бöрÿили - козлодрание. Для каждого из народов исконно национальная принадлежность данных видов спортивного состязания, безусловно, означает большее, чем "просто" спорт. Это следование определенным культурно-историческим традициям и своеобразная демонстрация силы духа нации; если хотите, - даже способ самоидентификации. Различия – не только в характере игр и их психологии, современности или "древности", но еще, разумеется, в общем уровне развития общества и страны в целом.
2
В государствах высокоразвитых – все, что касается исконного, национального, глубинного - всячески поддерживается и культивируется. Ведь это в конечном итоге и есть тот нравственный фундамент, та идеология развития, на которых и "держится" общество. Потому то сумоист в Японии или выдающийся хоккеист в Канаде являются своего рода символами страны, приравниваются почти к национальным героям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эй, джигит, не жалей скакуна! Пусть становится розовой пена, Черной гривы струится волна, Жаром крови наполнены вены.
Цель работы – изучение правил, истории игры «Кок-Бору».
Объект исследования – игра «Кок-Бору», как национальная игра алтайцев
Задачи работы:
1. Изучить и собрать информацию об игре.
2. Провести анкетирование населения Улаганского района.
3. Изучение правил и истории игры.
У канадцев есть хоккей, у бразильцев – футбол, у японцев – сумо… А у азиатов есть Кöк - Бöрÿили - козлодрание. Для каждого из народов исконно национальная принадлежность данных видов спортивного состязания, безусловно, означает большее, чем "просто" спорт. Это следование определенным культурно-историческим традициям и своеобразная демонстрация силы духа нации; если хотите, - даже способ самоидентификации. Различия – не только в характере игр и их психологии, современности или "древности", но еще, разумеется, в общем уровне развития общества и страны в целом.
2
В государствах высокоразвитых – все, что касается исконного, национального, глубинного - всячески поддерживается и культивируется. Ведь это в конечном итоге и есть тот нравственный фундамент, та идеология развития, на которых и "держится" общество. Потому то сумоист в Японии или выдающийся хоккеист в Канаде являются своего рода символами страны, приравниваются почти к национальным героям.
Правила игры «Кöк - Бöрÿ»
В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества всадников, по 2-3 человека. Игровая площадка длиной в 200-400 метров, шириной в 100-150 метров размещается на ровном месте. Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются воротами шириной (до 10 метров) (см. приложение 1.). В центре игровой площадки размечается круг (мара) диаметром в 6 метров, куда перед началом соревнования кладут тушу козла, без головы и с обрезанными по запястья конечностями (улак). Вес туши 30-40 кг, а иногда и больше. Время на одну встречу 15 минут. По сигналу судьи капитаны команд выезжают с мара, приветствуют друг друга, и начинается борьба за тушу козла. Как только улак поднят, в борьбу вступают все остальные члены команды. Победителем становиться та команда, которая наибольшее количество раз забросала улак в ворота соперника.
3
Участникам соревнования разрешается поднимать улак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партерам по команде, отпускать, принимать улак под ноги, держать сбоку, или между ног коня, помогать партнерам доскакать с улаком и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут, после чего улак возвращают на дорожку и игру возобновляют с этого момента.
2. История игры.
Улак-тартыш или Кок-бору - борьба всадников за тушу козла Очень распространенная игра киргизского, казахского, таджикского, узбекского и каракалпакского народов. Словосочетание "кок бору" на русском языке означает "серый волк". История этой своеобразной игры уходит в глубину веков. По-видимому, она возникла в те далекие времена, когда в безлюдных степях и горах Кыргызстана стада животных зимой и летом паслись под открытым небом, без помещений и подкормки, поэтому волки часто нападали на скот и приносили людям много бедствий. Из-за отсутствия огнестрельного оружия животноводы не могли расправиться с волками на месте. Мужественные джигиты на резвых и выносливых конях устраивали преследование волка до дех пор, пока не загоняли их до полусмерти, били палками, камчой, подхватывали с земли,
4
отбивая друг у друга. Позже, при более оседлом образе жизни "кок бору" был заменен на "улак тартыш", который превратился в национальный вид конной игры - в борьбу всадников за тушу козла.
Сейчас у«Кок-Бору» появляются свой флаг и гимн. Реабилитация самого древнего названия данной национальной игры также происходит в эти годы.
Федерация «Кок-Бору» создана на Алтае, где также начинает культивироваться данный вид борьбы древних кочевников. Да что там Алтай! В США всерьез заинтересовались древней игрой: вождь самого крупного индейского племени Навахо, влиятельный политик и общественный деятель – Джо Ширли – всерьез намерен популяризировать в Штатах данный вид спорта…
3.Развитие игры в Республике Алтай.
Хотя у нас и есть уже команды, которые уже участвуют в континентальных играх, и занимают призовые места на «Эл-Ойынах», можно сказать, что в Улаганском районе игра «Кок-Бору» только развивается. И с каждым годом интерес к ней все больше и больше растет. (Хотя, по некоторым данным эта игра перенята нами уже с 90-х годов).
Впервые игра была продемонстрирована в 2004 году во время праздника «Эл-Ойын» в Чемальском районе. После этой показательной игры в республике уже не было человека, который не знал бы об этой игре, и не
5
говорил о нем. Первыми и являющимися чемпионами по игре в республике являются игроки команды «Шыргайту» Шебалинского района, вторыми считается команды «Каинчи» Онгудайского района. В тот же год была сформирована сборная команда Улаганского района. Которая после нескольких игр уже была приглашена на мировую игру в городе Бишкек в Киргизии. Если сравнить новую молодую команду с опытными командами Киргизии, Казахстана, Китая и США, то 6 место, которое заняли наши земляки, можно считать победой. Ведь, все таки, держаться в седле – это у нас в крови. в последнее время сборная Улаганского района разделилась на 2 команды: «Улаган» и «Чибиля». Но на республиканские соревнования во время игр «Эл-Ойын» они выступают чаще как сборная района(см.приложение 2.).
4.Заключение.
Чтобы найти ответ на вопрос «Является ли игра «Кок-Бору» национальной игрой алтайцев», были изучены история и правила игры, также был проведен опрос населения Улаганского района и анализированы комментарии людей различных национальностей в сети Интернет.
На 1 вопрос «Как вы относитесь к игре «Кöк - Бöрÿ»?» ответили 48 человек. Были предложены конкретные ответы, такие как:
- красивая игра, я ярый болельщик;
- ни разу о такой игре не слышал;
- мне не нравится эта игра, так как мне жаль животное.
6
В процентном соотношении ответы населения выглядят так:
Ответ «красивая игра, я ярый болельщик» дали 90% опрошенных;
Ответ «ни разу о такой игре не слышал» - 0% опрошенного населения;
Ответили «Мне не нравится эта игра, так как мне жаль животное» - 10%. (см.приложение 3)
По данным опроса можно сказать, что игра нравится большинству жителей Улаганского района.
Оказывается, в сети Интернет на различных сайтах, игра тоже вызывает различные споры. Многие, в основном постоянные гости Республики Алтай и, в частности, Улаганского района, относятся к игре положительно. И даже восхваляют красоту и зрелищность этой игры. Но есть и те, которые относятся к ней отрицательно. В основном это те, которые не
привыкли, к таким зрелищам. Алтайский народ, как и многие азиатские народы, привыкли тому, что на их глазах часто колят домашний скот. И мы с самого детства относимся к этому спокойно. И отрицательно к этой игре относятся именно те люди, которые не привыкли к этому. Им просто страшно смотреть на «издевательство над животным». А тем временем, многие народы играют в «Кок-Бору» не с тушей козла, а с живым животным. По крайней мере, в начале игры оно живое!
На второй вопрос анкетирования «Является ли игра «Кок - Бору» национальной игрой алтайцев?»ответили 42 человека. Результаты анкетирования можно посмотреть в Приложении 2.
7
По этим данным можно сказать, что большинство местного населения считают игру «Кок-Бору» национальной игрой алтайцев. 17% опрошенного населения вникали в историю игры, и знают ее корни. Но, тем не менее, для коренного населения Горного Алтая - это традиционные, истинно мужские соревнования на выносливость, силу и ловкость, на умение управлять лошадью. Кок-бору - традиционный для кочевников вид спорта. Возрождённый недавно в Республике Алтай, он привлекает спортсменов и зрителей своей зрелищностью и накалом страстей. (см.приложение 4)
Зная общую историю азиатских народов, схожесть обычаев и традиций, опираясь на упоминания об игре «Кок -Бору» в различных источниках,
опираясь на мнение нашего народа, я думаю, что можно считать игру «Кок-Бору» национальной игрой алтайцев.
8
Список использованной литературы:
Сказание о Земле Улаганской. В.М.Адагызов, Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2010