kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая дискуссия «Толерантность спасет мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание толерантного отношения к окружающим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая дискуссия «Толерантность спасет мир»»

Пояснительная записка

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространилась интолерантность. Может ли дополнительное образование препятствовать этому? Да, оно является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира. Возраст старшеклассника сензитивен для воспитания толерантности, так как соответствует периоду ранней юности, когда происходит становление самосознания, развитие потребности в самоутверждении, самовыражении.

Одним из наиболее эффективных методов в воспитании толерантности у старшеклассников является метод групповой дискуссии — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. В процессе дискутирования со сверстниками старшеклассник отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях. Конструктивный диалог в образовательном процессе обеспечивает развитие личности старшеклассника, способствует развитию умения анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; позволяет извлекать из каждой ситуации взаимодействия опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем; помогает ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Сценарий «Толерантность спасет мир» – мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября, в форме круглого стола и конструктивного диалога - дискуссии. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого круглого стола имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе нашего учреждения.

Необходимость создания данного сценария была обусловлена тем, что образовательный процесс проходит в многонациональном городе. В школах города Омска обучаются дети различных национальностей: русские, татары, узбеки, украинцы есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.





Групповая дискуссия «Толерантность спасет мир»

Цель: воспитание толерантного отношения к окружающим

задачи мероприятия:

  1. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

  2. Расширить представления у учащихся о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  3. Способствовать формированию у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей

  4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, как составляющие толерантного поведения

  5. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

  6. поддерживать интерес к учению и формированию познавательной активности;

Форма проведения мероприятия: групповая дискуссия

Оборудование: презентация по теме, видеоролик «Дети Солнца», доска, маркеры, магниты, табличка с надписью «СХОДСТВА», «РАЗЛИЧИЯ», музыкальная аппаратура, мультимедийный проектор.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Ход мероприятия

Мероприятие начинается с транслирования видеоролика «Дети солнца», по окончании на слайде - картинка по теме)

Голос за ведущего кадром:

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно.

Будь терпимым к дальнему иль странному-

Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,

И о чёрствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

Будь терпимым ко всему иному:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам…

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,

В этом мире вечного движения!

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения!

На импровизированную сцену выходит ведущий.

Ведущий: Добрый день всем участникам дискуссионного клуба. Тема нашего сегодняшнего обсуждения – Толерантность. 16 ноября – Международный день толерантности.

На слайде картинка с информацией о празднике

По данной теме существуют различные мнения и взгляды. Именно поэтому мы сегодня с вами сели за круглый стол, чтобы обсудить ваши мнения по этой теме. Напоминаем правила ведения дискуссии. Обратите внимание на слайд.

На слайде:

  1. Правило внимательного слушания

  2. Правило уважения человека

  3. Правило свободного микрофона

  4. Правило поднятой руки

  5. Обсуждаем проблему, а не человекка

  6. Прежде чем вступать в спор, продумай основные моменты того, что хочет сказать

Ведущий: Ну что ж начнем обсуждение. Уважаемые участники дискуссии, скажите, что же такое толерантность по вашему мнению?

Следуют ответы детей

Ведущий: Существуют различные определения слова «толерантность» на разных языках мира, внимание на слайд

На слайде выведена информация:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то ,быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

Ведущий: Какое из определений вам импонирует более всего и почему?

Следуют ответы детей

Ведущий: А что объединяет эти определения?

Следуют ответы детей

Ведущий: Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Меняется слайд, на слайде «Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Ведущий: Ребят, а скажите, как вы думаете, стоит ли вообще об этом говорить? Или можно оставить эту тему и почему?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Как вы думаете, что значит быть толерантным?

Следуют ответы детей

На экране слайд с составными компонентами толерантной личности.

Ведущий: На ваш взгляд, какие черты присуще интолерантной или, по другому, нетерпимой личности?

Следуют ответы детей.

Ведущий: В истории человечества нетерпимость или «интолерантность» присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследования по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Ведущий: По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям, обратите внимание на слайд.

На экране слайд с видами толерантности.

Ведущий: Ребята, скажите какие виды толерантности вы знаете, приведите примеры. Следуют ответы детей

Ведущий: Существует несколько видов:

Политическая толерантность. Как вы думаете, что это означает и приведите примеры?

Следуют ответы детей.

Примерный ответ: терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

Ведущий: Научная толерантность. Как вы думаете, что это означает, и приведите примеры?

Следуют ответы детей

Примерный ответ: терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Ведущий: Следующий вид толерантности: педагогическая толерантность.

Как вы думаете, что это означает и приведите примеры?

Следуют ответы детей.

Примерный ответ: терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Ведущий: Административная толерантность. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры.

Следуют ответы детей.

Примерный ответ: умение руководить без нажима и агрессии.

Ведущий: Культурная толерантность . Как вы думаете, что это означает и приведите примеры?

Следуют ответы детей.

Примерный ответ: уважение явлений культуры других народов, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Ведущий: Мы с вами выяснили, что такое толерантность, и в каких сферах она проявляется.

Звучит лирическая музыка. На фоне музыки ведущий продолжает.

Ведущий: Давным-давно на заре человечества все люди были едины. Они понимали друг друга, потому что говорили на одном языке. Потом они возгордились и решили стать выше других. Тогда самый могучий из всех волшебников наказал человечество. Он смешал все языки. И разбрелись люди по свету, и построили они новые города, и стали говорить на разных языках, а значит, перестали понимать друг друга. И тогда произошло деление на своих и чужих, не похожих на них. Шли века. Менялись одежды, вкусы. Но люди по-прежнему делились на своих и чужих. Давайте разберемся в этом. Скажите, могут ли люди быть только своими и чужими?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Кого можно назвать своим, чужим?

Следуют ответы детей

Ведущий: Часто люди принимают за чужих, людей не похожие на нас самих.

Предлагаю сейчас нам вместе заполнить небольшую табличку, в которую мы внесем сходства и различия людей на планете земля. Внимание на доску, на одной половике вы видите надпись «СХОДСТВА», на другой - «РАЗЛИЧИЯ». Теперь называйте сходства и различия людей, живущих на планете Земля, а я буду их записывать. Следуют ответы детей, ведущий записывает все ответы на доске.

Ведущий: Итак, вы видите, получилось гораздо больше в нас различий, нежели сходств. Какой вывод мы с вами можем сделать в результате данной работы? Следуют ответы детей.

Ведущий: Это говорит о том, что каждый из нас уникален и неповторим, каждый из нас личность со своими взглядами, со своими убеждениями.

Ведущий: А давайте представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми - рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.

Как вы думаете, как бы мы жили плохо или хорошо?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Хорошо или плохо, что мы все разные?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Как жить в мире, где столько разных людей?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Какой из этого всего мы можем сделать вывод?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Итак, мы с вами выяснили, различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Сейчас я вам зачитаю несколько высказываний знаменитых людей о том, что связано с нашей сегодняшней темой, вы подумайте и ответьте на вопрос, согласны вы с этим утверждением или нет и почему. Внимание на слайд, первое утверждение: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» Антуан Сен-Экзюпери.

Следуют пояснения детей.

Ведущий: Спасибо, ребята, второе утверждение: Конфуций «Владеть собой настолько ,чтобы уважать других, как самого себя и поступать с ним так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». А с этим утверждением согласны?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Если брать толерантность в большом смысле, то какой из видов привлекает наше внимание более всего?

Следуют ответы детей. При обсуждении ведущий приводит участников к следующему выводу: политическая, культурная – толеранстность в межнациональных отношениях. Звучит динамичная музыка. Ведущий продолжает.

Ведущий: На территории России сотнями лет жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Великая Отечественная война породнила все народы Советского Союза. В братских могилах лежат русские, армяне, украинцы, грузины, татары, осетины - люди всех национальностей СССР. Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты перепеси населения – 160 национальностей. Это национальное богатство России. У каждого народа – своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру и все они для нас и для мира – русские.

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли среди вас чистокровные русские?

Следуют ответы детей.

Ведущий: У кого какие национальности были в роду?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Принадлежность какой-либо нации – это повод гордится собой?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Ни одно общество не обладает имунитетом против интолерантности. Наша страна не исключение. Национальный вопрос в России – это очень больная тема.

Ведущий: При выборе друзей вы ориентируетесь на национальность? Почему? Следуют ответы детей.

Ведущий: Как к вам относятся друзья, зная, что вы другой национальности?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Влияет ли национальность на взаимоотношения людей? Почему?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и представителям других национальностей?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Как вы относитесь к семьям, в которых у мужа и жены разные национальности?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Скажите, уважаемые участники обсуждения, знакомо ли вам понятие национализм?

Следуют ответы детей. По окончании беседы на кране транслируется ряд слайдов по теме.

Ведущий: Если обобщить все ответы, то получится, что национализм это нетерпимость к людям другой национальности, неприятие национальных традиций, обычаев, норм. Бритые головы, нацистское приветствие, флаги со свастикой, лозунги «Россия – для русских» - всем знакома такая картина. В России несколько десятков тысяч националистов. С каждым годом растет количество преступлений на почве национальной нетерпимости. У знаменитого историка Д.С. Лихачева есть такое высказывание «Национализмом зарождаются только слабые народы» согласны ли вы с ним и почему?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Приходилось ли вам в своей жизни сталкиваться с национальной непрязнью? Как вы относитесь к этому?

Следуют ответы детей

Ведущий: Как вы относитесь к организациям, пропогандирующим идеи национализма и шовинизма? Есть ли подобные организации у нас в городе?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Испытываете ли вы тревогу или неудобства из-за того, что в нашем городе живут люди разных национальностей. По отношению к каким национальностям вы испытываете подобные чувства и почему?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Как вы думаете, кто должен воспитывать толерантную личность?

Следуют ответы детей.

Ведущий: Что вы можете предложить для решения проблемы национальной неприязни?

Следуют ответы детей.

Меняется слайд. На слайде картинка.

Ведущий: Всякий, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Леонардо да Винчи. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо безоблачней. Всем спасибо за работу, до свидания.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Групповая дискуссия «Толерантность спасет мир»

Автор: Удовидченко Светлана Викторовна

Дата: 15.01.2022

Номер свидетельства: 597756

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства