kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребенок  проходит школу общения и взаимодействия сдругими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения. рассмотрим вопрос развития игровой деятельности в связи с формированием  гендерной принадлежности и попытаемся определить роль  игр в становление  гендерного сознания детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников »

Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра . в ходе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность. Осваивает стили и модели поведения. рассмотрим вопрос развития игровой деятельности в связи с формированием гендерной принадлежности и определить роль игр в становлении гендерного сознания детей.


Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников


Цель - выявить совокупность педагогических условий формирования гендерной идентичности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.


Уникальны средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра. Игра в дошкольном детстве имеет ценность, условность, а также формирование социального поведения, самоутверждения человека, и невозможность прогнозирования поведения в ситуации общения.

Основу современной классификации детских игр заложил П.Ф. Лесгафт. Он

создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие игр с прави-

лами от имитационных, раскрыл вос­питательное значение правил игры. «Пер-

вые шаги ребенка бывают всегда имитационными, он повторяет то, что сам

подмечает в окру­жающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей

впечат­лительности». П.Ф. Лесгафт писал, что «ребенок яв­ляется зеркалом

среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды, вос-

принимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц».

Большое влияние на исследователей детской игры оказали рабо­ты А.П. Усовой. Она писала о том, что игра возникает у ребенка не самопро­извольно. Для ее возникновения нужен целый ряд внешних условий: наличие впечатлений от внешнего мира, игрушек, общения со взрос­лыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Л.С. Выготский. подчеркивал огромное значение игры и говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. «В игре ре­бенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде собирает в себе как в фокусе уве­личительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» .

Личность, созданная гендером, есть одновременно и продукт, и процесс. Это не только наличие индивидуальной совокупности определенных черт, маркированных в культуре как «мужские» и «женские», это еще и способ восприятия и осмысления реальности, который сам по себе создает и воспроизводит эти черты на протяжении всей жизни человека . При этом, как можно видеть, говоря о гендерной личности, вполне признает активность самого индивида, но эта активность, по ее мнению, ограничена степенью принятия индивидом культурных линз гендера .

А.Н. Леонтьев тоже отмечает, что основу игры ребенка составляет «именно человеческая предметная деятельность». Ученый признает, что трудно дать характеристику игры, так как игра развивается, и на каждом этапе своего развития у игры есть что-то специфическое. Игра многообразна не только по содержанию, но и по своим формам и источникам. В дошкольной игре операции и действия ре­бенка всегда реальны и социальны. При этом игровое действие все­гда обобщено: игра ребенка в шофера - это не изображение конкрет­ного шофера, а отображение вообще действий управления автомо­билем в доступных ребенку пределах, т.к. для ребенка мотив - не изображение конкретного лица, а осуществление самого действия.

Анализируя процесс развития дошкольной игры, А.Н. Леонтьев утвер­ждает, что главное изменение, которое претерпевает игра - это превращение ролевой игры с воображаемой ситуацией в игру с правилами, в кото­рых воображаемая ситуация и игровая роль содержатся в скрытой форме. Игры с правилами вырастают из ролевых игр.

Как отмечал Д.Б. Эльконин сюжетно-ролевая игра возникает только на определенном этапе исторического развития как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличностных отношений, выделить цели, задачи, смыслы и мотивы человеческой деятельности. Ученый обращает внимание на то, что в сюжетно-ролевых играх имеется два вида отношений между детьми: воображаемые, соответствующие сюжету, и реальные отношения, существующие между играющими участниками.

Д.Б. Эльконин показывает влияние игры на интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте. Ссылаясь на работы Ж. Пиа­же, он говорит о преодолении ребенком в процессе игры так назы­ваемой центрации, то есть видения мира только со своей непосред­ственной точки зрения и невозможности учитывать точку зрения дру­гого лица на те же предметы. Д.Б. Эльконин утверждает, что взятие на себя роли другого человека уже предполагает известную децентрацию. Для анализа сюжетно ролевой игры Д.Б. Эльконин предлагает идти по линии выяснения структуры роли, считая, что роль и деятельность по ее реализации составляет единицу игры. Роль, которую берет на себя ребенок, является центральным моментом игры. Игровая роль - смысловой центр игры, и для ее осуществления служат и игровая ситуация и игровые действия .

Ш. Зауш-Гордон свя­зывает игру с реальным окружением ребенка. Социальное окружение влияет на процесс возникновения игры и на ее содержание. «На оп­ределенной ступени исторического развития общество, сообразуясь с воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, на­чинает культивировать игру, создавая и производя определенные иг­рушки и игровые материалы, создавая традиционные сюжеты и пра­вила игры, передаваемые из поколения в поколение. Так вырабатыва­ются и фиксируются общественно сложившиеся способы игрового изображения действительности».

Н.Я. Михайленко выделяет основные элементы, входящие в структуру игровой деятельности, и отмечает значение этих элемен­тов в игре и трудности, связанные с их освоением: а) роль и персонаж; б) ситуация, в которой происходит реализация роли; в) действия, которыми реализуется роль; г) предметы, которыми реализуется роль; д) отношение к другому персонажу .

Н.Я. Михайленко выделяет сюжеты трех степеней сложности.

  1. сюжет с единственным персонажем, с определенными пред­метами в одной или нескольких ситуациях;

  2. сюжеты с несколькими персонажами, набором соответствую­щих действий, через последовательность которых дети включены в общую ситуацию;

  3. сюжеты, в которых связь между персонажами проявляется в отношениях между ними .

Автором делается вывод, что путь развития игры идет от кон­кретного предметного действия к обобщенному - игровому .

С.Н. Карпова и Л.Г. Лысюк исследуют влияние игровой деятельности дошкольников на усвоение ими моральных норм. Авторы исходят из положения о двух планах взаимоотношений дошкольников во время игры: сюжетно-ролевых и отношений по поводу игры и их влияния на нравственное развитие детей. На основании проведенного эксперимента они дела­ют вывод о том, что сюжетно-ролевые отношения определяют знания о нравственных нормах, а отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения.

В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражения не только физические ( биологические), но и психические гендерные различия. По данным Н.К. Ледовских мальчики более рациональны и агрессивны, у них тяжелее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значительным фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему зависимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах. Но воспитатели и родители обычно не учитывают эту особенность идентификации и социализации мальчиков. В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Тем самым он проявляет свои интересы, реализует желания, избавляется от угнетающих воздействий запретов и ограничений, естественных в процессе воспитания дошкольников.

Со старшего возраста в сюжетно-ролевой игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Характерная черта ребенка этого возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания.

В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка.

В сюжетно-ролевой игре на передний план выдвигается общение со сверстниками. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями, старшие дошкольники используют речь для установления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственно деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Диалогическое общение предполагает ориентацию не только на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений. Координация речевых действий в диалоге прямым образом зависит от умения понять сверстника, встать на его точку зрения.

Начиная с 4-5 лет, необходимо учитывать поло-ролевую специфику и обеспечить среду, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Как считает В.П. Кондрашов само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В основе лежит, выражаясь метафорически, «открытие ребенком нового мира, мира взрослых» с их деятельностью, их функциями, их отно­шениями. Ребенок и раньше фактически действовал как взрослый, но не замечал этого. В этом ему помогали сами взрослые, указывающие ре­бенку, что он действует, «как кто-то». Аффект переносится с предмета на чело­века, стоявшего до этого за предметом. Благодаря этому взрослый и его дейст­вия начинают выступать перед ребенком как образец. Ребенок под влиянием этого желания, сначала при помощи под­сказки взрослого, начинает действовать, как будто бы он взрослый. Аффект этот настолько силен, что достаточно небольшого намека - и ребенок с радостью превращается, конечно, чисто эмоционально, во взрослого. Именно на­пряженностью этого аффекта объясняется то, с какой легкостью принимают де­ти на себя роли взрослых.

Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчика обычно очень легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. Заметим, что мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах девочек, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней всех остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать. Дразнить и перебивать друг друга. Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения у мальчиков. Можно предположить, что гендерная сегрегация соблюдается у них более жестко, чем у девочек. Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно приглашают мальчиков в совместную игру. Вероятно, это следствие сформированной в нашем обществе маскулинной культуры.

В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Принцип психологической комфортности как основа любой свободной игры позволяет ребенку освободиться от чувства одиночества, соразмерить и оценит свои возможности, осознать радость общения, содружества и сотрудничества и тем самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию по отношению к другим людями окружающему миру в целом. В период активного развития сюжетно-ролевых игр- это время самоопределения каждого ребенка в системе поло-ролевых стандартов и отношений. Гендерные стили поведения детей в период разделения девочек и мальчиков иногда вызывают у взрослых тревогу, желания немедленно внести коррективы. Родителям и педагогам следует очень деликатно вмешиваться в общение между детьми ( девочками и мальчиками) , чтобы не мешать полноценному и развернутому прохождению важного этапа развития человека.

Сюжетно-ролевые игры оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «поликлиника», « Центр здоровья» и другие идеально подходят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. При этом мальчики научаться заботиться о ком-либо, а девочки берут на себя мужские роли и учатся быть ответственными, решительными. При этом замечено, что дети, поведение которых безукоризненно отвечает поло-ролевым канонам и требованиям, показывают более низкий уровень развития интеллекта и воображения. И наоборот, дети имеющие разноплановый опыт игрового взаимодействия, обнаруживают более высокие показатели развития интеллекта и воображения. Потому педагогу при распределению ролей необходимо корректировать те или иные негативные проявления в поло-ролевом поведении детей.

В игровой деятельности постепенно формируется понимание значения общественно значимого разделения труда (5-7 лет), происходит овладение смыслами профессиональной деятельности взрослых, возникает мотивационное подражание, которое является эмоцио­нальном механизмом, запускающим формирование устремлений ребенка к оп­ределенной сфере профессиональной деятельности взрослых, появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах и интересе к определенным видам труда в ролях сюжетно-ролевых игр, формируется профессиональная состав­ляющая «образа-Я».

При подготовке к игре педагог может сделать вывод о знаниях, имеющихся у детей по теме игры, с тем, чтобы при необходимости дополнить их. Затем коллективно устанавливаются правила иг­ры. Распределение функций между ролями практически сводится к повторению перед игрой сведений о действиях, выполняемых специалистом конкретной профессии.

Таким образом, обобщая теоретические позиции ученых по подходам к игре ребенка, можно сделать вывод, что игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии в период старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид игры, характери­зующийся наличием определенной темы или сюжета. Наиболее часто де­ти ведут игры коллективно, что дает больший эффект, так как сливаются в еди­ное целое творческие умения ребят, происходит обмен информацией друг с другом. При этом, кроме развития представлений о профессии воспитывается инициатива, творчество, тренируются воображение и фантазия, происходит формирование черт коллективизма и товарищества у дошкольников. Однако нынешние педагоги должны обращать особое внимание на сюжеты ролевых игр, придавать особое значение формированию игрового процесса и развитию игровой деятельности.

Существуют разные мнения возникновения половых предпочте­ний в игре. Так, некоторые психологи считают, что в возрасте трех лет у мальчиков и девочек отсут­ствуют предпочтения в отношении секстипичных игровых объектов. Вместе с тем исследова­ния Л.В. Поповой, Т.А. Репиной показывают, что уже в три года у детей, воспитывающих­ся в детском саду, имеются предпочтения к типичным иг­ровым объектам, и в большей степени они выражены у дево­чек. Это также находит отражение в сюжетах игр и пред­почитаемом содержании рисунков.

Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно диф­ференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпо­читают те, которые соответствуют их полу. Как показывают многие работы отечест­венных исследователей , у мальчиков преобладают игры ге­роической тематики, а также подвижные спортивные игры. Их при­влекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, геро­изма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т.п. Девочки же предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин. Они выбирают роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т.е. профес­сии, по которым преимущественно работают их матери.

Поло-ролевые стандарты, которые формируются к стар­шему дошкольному возрасту, приобретают для детей значе­ние моральных законов. Многие мальчики считают, что девчоночьи игры, например игры семейной тематики, «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчи­ков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру - «войнушку».

В ряде зарубежных исследований была выявлена тенден­ция: у мальчиков - выбирать властные, агрессивные, доми­нирующие роли, а у девочек - роли, где бы они подчинялись мужчинам (медсестра при враче мужчине, секретарь). Ребенку предъявлялась фигура, по­нимание которой могло быть двойственным в зависимости от пола испытуемого. Также ему предъявлялся определен­ный набор игрушек и предметов. Ребенка спрашивали, что он предпочитает из предъявляемого набора. Результаты по­казали, что мальчики-дошкольники проявили предпочте­ние к секстипичным игрушкам, в то время как девочки 3-10 лет обнаружили сильное предпочтение к играм, деятельно­сти и предметам мальчиков. Среди мальчиков этого возраста подобной тенденции не наблюдалось. Показательно, что обе вышеописанные тенденции не нашли подтверждения в ис­следованиях отечественных авторов.

Надо отметить, что в дошкольные годы начинают формироваться и разли­чия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина и др. выявили, что у старших дошколь­ников мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, ко­рабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят ри­совать цветы, деревья, животных, людей (особенно прин­цесс и невест). Были обнаружены и некоторые особенности манеры ри­сования . По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека, чаще всего это человек женского пола, они тщательно вырисовывают пла­тье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схема­тичны, но более динамичны, чем у девочек.

В группе детей старшего дошкольного возраста, использовалась методика «Волшебный цветок». Были выявлены существенные различия в пожеланиях детей как в свой адрес, так и в адрес других людей, обращенных к разным сферам действительности, а именно: бытовой, игровой, познавательной и сфере человеческих отношений у мальчиков и девочек .

Так, при изучении общения дошкольников в игре выявлена тенденция: у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имела место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника, характер взаимоотношения с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей (это предполагалось в ходе игры), обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, моряком, спасателем. А девочки «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т.п.

С 5 лет девочки и мальчики выбирают деятельность, игрушки и атрибутику. Ориентируясь на половые стандарты. При этом мальчики игры девочек, а девочки игры мальчиков считают «плохими», «неинтересными». Однако данное противопоставление нельзя создать искусственно и закреплять его. Так как именно в это период «поло-ролевые стандарты приобретают значение моральных законов».

Значительно большее социали­зирующее влияние на детей дошкольного возраста оказыва­ют сверстники одного с ним пола. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю сту­пень социальной организации детей, где у ребенка развива­ются общение с другими детьми и разнообразные виды со­вместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции, орудием которой служит особое общественное мнение, которое рас­пространяется и на оценку поло-ролевого поведения мальчи­ков и девочек.

Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают гостей, готовят обед и во всех ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В свободных играх развиваются основы нравственности девочек6 верность , доброжелательность, терпеливость уважение к мальчикам. Сюжеты игр усложняются, они становятся похожи на маленькие спектакли. Девочки, как и мальчики, разыгрывают прочитанные сказки, увиденные кино-, и мультфильмы, услышанные новости и, разумеется, то, что вызвало интерес в повседневной жизни, в бытовых и образовательных ситуациях. Отличие состоит в том, что мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала сюжеты точно соответствуют своему источнику, но постепенно неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг дуга, взаимодействовать через игровой предмет. В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. У мальчиков в самодеятельной игре становится четкое следование игровому правилу или содержание своей роли. Ребенок выполняет две функции: с одной стороны, играет свою роль, а с другой, - контролирует свое поведение. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих игр мальчики избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить , а действовать. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли.

Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие.

В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в стороны преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленными на тренировку ловкости, меткости.

К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличии от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем, в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовке к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.

Опыт развития сюжетно-ролевой игры в современных ДОУ, увы, неутешителен. Рассматривая нынешнее состояние развития сюжетно-ролевых игр в ДОУ и вне дошкольных учреждений, сталкиваешься с рядом весьма серьезных проблем. Начнем хотя бы с того, что недостаточно количество тематических комплектов для игры в доктора, парикмахера, магазин, семью, милиционера. Вместе с тем появились современные сюжеты: набор «Юный сыщик», где в комплект входит значок сыщика, инструмент для снятия отпечатков пальцев, лупа, набор для маскировки; наборы «Омоновца» и «Моджахеда» - маска, оружие и пр.

В этой связи приведем результаты наблюдений Е.О. Смирновой и Т.В. Лаврентьевой . Ученые исследовали, во что и как играют современные дошкольники. Неутешительные результаты показали, что за последние годы произошли определенные измене­ния в играх дошкольников. Наиболее явное измене­ние заключается в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продол­жительности) ролевые игры. Многие педагоги и роди­тели утверждают, что современным детям «неинте­ресно играть», что сегодня существуют более полез­ные и важные для них виды деятельности. Однако это совсем не так. Большинство современных дошколь­ников все же играют, но их игры не такие, какие бы­ли у детей предыдущих поколений.

Чтобы выяснить, во что и как играют современные дошкольники, было проведено наблюдение за свобод­ной деятельностью детей 4-6 лет в детских садах . Как выяснилось, значительная часть дошкольников (40%) в свободное время вообще не играли. Они демонстрировали от­дельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лeго» и т.д. Ос­тальные дошкольники демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Наиболее популярными у дошкольников оказа­лись традиционные бытовые сюжеты: магазин, боль­ница и парикмахерская. Значительное место занима­ли сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормле­ние, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Современная разновидность традиционной игры «Дочки-матери» - «Семья куклы Барби» - отлича­ется тем, что в ней разыгрываются не столько детско-родительские, сколько семейные отношения. Уход за ребенком дополняется (а порой и вытесняется) супружескими отношениями Барби и Кена или друж­бой Барби и Синди. Главная героиня этих игр основ­ную часть времени посвящает уходу за собой: беско­нечные причесывания с использованием всевозмож­ных заколочек, лака для волос, модных шампуней; маникюра и педикюра, подбор одежды и переодевания составляют содержание кукольной жизни.

У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связан­ные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями», погоня за преступниками, всевозможные стрелялки и т.д. Эти сюжеты отличает яркая агрессивность: маль­чишки с удовольствием гоняются, стреляют, пытают, убивают друг друга. В подобных играх явно отражает­ся влияние телевизора. И это, пожалуй, главное отли­чие игр современных дошкольников. Специальные интервью со старшими дошкольниками показали, что большинство из них (97%) играют в игры, основанные на сюжетах из массмедиа: мультики, мыльные оперы, видеокли­пы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д.

Теле и видеопродукция оказывает значительное влияние на игру современного ребенка. Большинство детей воспроизводят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов или передач, таких как «Сейлор Мун», «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Последний герой» и др. Tакие герои достаточно примитивны и бесчеловечны - это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (покемоны), либо гибриды чело­века и животного (черепашки, пауки); но во всех слу­чаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. И при этом все они, безу­словно, положительные герои, на которых стремятся походить наши дети (во всяком случае, в играх). Вспомним, что всего 10-15 лет назад главными каче­ствами положительных героев для детей были щед­рость, доброта, способность жалеть и помогать. И хотя в играх детей всегда присутст­вовали кровожадные персонажи (враг, злодей или ко­щей), было понятно, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается .

Результаты уровня игры у детей раз­ного возраста (от 4 до 6 лет) показали, что у современ­ных детей в период расцвета ролевой игры - в сред­ней и старшей группе - преобладает игра-действие, характерная для первого, самого примитивного уров­ня развития игровой деятельности. Этот тип игры встречается почти у половины современных детей. Высший же, четвертый, уровень развития игры (игра как выражение отношения к партнеру) появляется только у отдельных детей после 5 лет и в подготови­тельной группе наблюдается в 18% случаев.

Г.И. Репринцева указывает еще на одну из серьезных актуальных проблем современных дошкольников в игре. У детей данного возраста возникает интерес, связанный с удовлетворением к человеческому телу и взаимоотношению полов. В играх в больницу, в семью дети преодолевают запрет на проявление любопытства к телу противоположного пола, поэтому фазу игры, где перед «доктором» надо обнажиться, дети стараются проигрывать втайне от взрослых, тем самым демонстрируя свою осведомленность об интимных частях своего тела. Взрослому следует предусмотреть это и в доверительной беседе ответить на вопросы ребенка, подчеркнув, что игры с прикосновением к запретным местам недопустимы. Если родитель стал свидетелем такой игры, то, как верно советуют психологи В. Лосева и А. Луньков, «ее надо недвусмысленно прекратить, но без резких и унизительных комментариев. Желательно, чтобы на волнующие детей вопросы тактично отвечала мама – в беседе с девочками, папа – с мальчиками» .

Что же касается ролевых игр, удовлетворяющих интерес к постижению смыслов взаимоотношения взрослых людей, то позиция взрослых по отношению к играющим в них детям должна быть однозначно положительной. Ведь в таких играх (дочки-матери, семья и т.п.) дети демонстрируют представления о многообразных моделях взаимоотношений с родителями, детьми, прародителями, другими семьями и людьми. Взрослый может увидеть в таких играх опыт детей или желаемые формы общения в семье, включиться в совместную игровую деятельность, чтобы вовлечь детей наиболее социально приемлемые, добрые, сердечные взаимоотношения и взаимопомощь. В игре подобное обучение человеческим отношениям наиболее продуктивно, ибо ребенок здесь сам органично и ненавязчиво может быть активным в построении связей с другими участниками при максимальном и свободном проявлении чувств. Хорошо, если в игру «семья» включаются и мальчики и девочки.

Интересен в контексте нашего исследования опыт Л.В. Градусовой . Известно, что мнение педагогов по поводу ценности военных игр для воспитания мальчиков всегда были противоречивыми. Воспитатели ссылались на агрессивность и жестокость в подобных играх. Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями, о необходимости которых писал В.А. Сухомлинский, еще ему недоступно, а военная игра представляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным.

Л.В. Градусова считает, что при руководстве военными играми для дошкольников необходимо объяснить их функции, сделать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей.

Приведем материалы Т.Н. Дороновой из ее опыта поло-ролевого воспитания мальчиков, а именно опыта организа­ции игры в вертолетчиков. В ее исследовании педагогиче­ская работа после восприятия детьми художественных про­изведений была необходимым условием организации сюжетно-ролевых игр героической тематики, а эмоциональ­ное проигрывание ролей героических персонажей, в свою очередь, способствовало углублению представлений маль­чиков о качествах мужественности и в дальнейшем реализа­ции этих представлений в повседневной жизни.

Для инициирования игры в вертолетчиков дошкольникам зачитывались рассказы Б. Бахревского «Вертолетчики». Эти рассказы первоначально не вызывали эмоционального от­клика у детей, поэтому одним из путей заинтересовать маль­чиков была активизация их интереса к технике. Для этого мальчикам давали книгу К. Беляева и Г. Маркуши «На земле, в небесах и на море», где были изображены различные виды летательной техники, которую они рассматривали с большим любопытством.

На основе возникшего у детей интереса педагогом была проведена беседа с широким привлечением наглядного ма­териала: иллюстраций, картинок, моделей различных верто­летов. В беседе использовалось содержание рассказов Б. Бахревского, но с выделением ситуаций, где вертолетчи­кам приходилось проявлять свою силу и находчивость: в пургу на Крайнем Севере доставить врача к больному ребен­ку, спасти в горах людей после аварии самолета.

Особенно мальчиков привлекала иллюстрация, на кото­рой изображены вертолетчики в форме: меховых комбинезо­нах, шлемах. Педагог объяснил детям, почему именно такая форма нужна вертолетчикам. А спустя некоторое время в группу заносились сделанные из картона шлемы вертолет­чиков, что подтолкнуло детей к организации игры .

Сначала в большей степени игра передавала сам процесс управления вертолетом: взлет, заход на посадку и т. п. Чтобы изменить процессуальный характер игры, экс­периментатор спрашивал мальчиков: «А куда летит ваш вер­толет?» Иногда задавался подсказывающий вопрос в развер­нутой форме: «Далеко на Севере в маленьком поселке тяже­ло заболел ребенок, ему нужна срочная операция, иначе он может умереть. Вы сможете туда доставить врача?» Это пред­ложение дети принимали с удовольствием, и их вертолет вез врача к больному.

Читая с дошкольниками повторно некоторые из расска­зов Б. Бахревского и рассматривая вместе с ними иллюстра­ции в книге, педагог обращал внимание детей на мотив про­явления вертолетчиками смелых, отважных поступков. Осо­бое внимание детей привлекалось к отражению образов мужественных игровых персонажей. Если дошкольник вел себя не так, как соответствовало характеру героя, роль кото­рого он взял на себя, в беседе после игры педагог вносил свою корректировку.

Другой игрой героического содержания, которая поль­зовалась большой популярностью у детей, была игра в спа­сателей. Активизации этой игры способствовали как худо­жественная литература, так и трагические события в жизни, такие как землетрясения, пожары, наводнения, взрывы жи­лых домов террористами.

О них дошкольники узнавали из телевизионных передач: о мужественных поступках спасателей, военных, о героиче­ских усилиях врачей по оказанию помощи раненым, о важ­ной роли специально обученных собак в розыске людей, за­живо погребенных под обломками разрушенных домов.

На тему о героической работе спасателей была проведена беседа. Дети, дополняя ее содержание впечатлениями из собственного опыта, рассказывали о том, что видели об этих трагических событиях по телевизору, что слышали от роди­телей. Педагог использовал в беседе фотографии из газет, где были изображены спасенные дети. Очень привлекала до­школьников тема о розыске людей с помощью собак.

Игра возникала сразу, после окончания беседы - такой был у детей эмоциональный накал. Непосредственным толчком к игре послужило внесение в группу больших иг­рушечных собак на поводке с красным крестом на боку. Очень престижными в игре были роли спасателя и врача, на них претендовали многие мальчики. Девочек мальчики брали в игру только на роль медсестер. Дошкольницы уха­живали за ранеными, кормили их, поили, приносили по­сылки.

Когда по ходу игры «загорелась» машина «скорой помо­щи», мальчики ее «тушили». Спасатели с собаками находили под обломками домов людей, которым срочно надо было оказывать медицинскую помощь. Серьезных конфликтов у детей не возникало, трудности были лишь из-за того, что ни­кто не хотел быть раненым, поэтому их роли поочередно вы­полняли то «медсестры», то «врач», то «шофер». Игра про­должалась больше часа и была закончена лишь потому, что за детьми стали приходить родители.

С девочками проводились игры по семейно-бытовой тематике.

Игры девочек обогащались за счет того, что они инсцени­ровали некоторые из прочитанных им произведений («Се­ребряное копытце» Бажова, «Аленький цветочек» Аксакова, «Научу братца одеваться» А. Барто и др.). Они обогащались также за счет расширения тематики игр в семью и включения в них с помощью педагога мальчиков, где они проигрывали свои будущие семейные роли.

При организации совместных игр мальчиков и девочек важно было создать игровую ситуацию, требующую эмоцио­нального сотрудничества детей разного пола. Это должно было обеспечить дальнейшее углубление, корректировку и реализацию полученных представлений о семейных ролях в игровых действиях, что находило отражение в выполнении трудовых обязанностей «отца» и «матери» по дому по прин­ципу взаимодополнения, а также в различных способах вы­ражения заботы и внимания друг к другу и «детям».

Как известно, мальчики неохотно примыкают к объединениям девочек, если те играют «в семью». Детям была предложена игра «Пе­реезжаем на новую квартиру». В ней особенно ярко проявились качеств мужественности «папой» и женст­венности. Мальчики в роли «пап» энергично погружали мебель на грузовую машину, девочки-«мамы» собирали вещи, заботливо укладывали «детей» в коляски (эта ситуация близка жизненному опыту ребен­ка).

На новой квартире «мамы» наводили порядок, создава­ли уют. Некоторые из мальчиков проявили себя неожидан­но заботливыми отцами - «папа» Саша И. предложил «ма­ме» - Татьяне: «Мы сейчас перевезем тебя с детьми и ко­ляской, а потом остальные вещи перевезем, а то детям скоро спать надо», т. е. в игре отразилось стремление маль­чика к максимальному уподоблению взрослым членам се­мьи.

Воспитателем всячески одобрялись игры, положительно отражающие семейные роли, а также игровые действия, в которых проявлялись забота и ответственность за семью, стремление выполнить домашнюю работу сообща, вместе находить выход из создавшейся ситуации. Педагог, выбрав удобный момент после окончания игры, высказывал свое одобрение и, в первую очередь, мальчикам, например: «Се­годня (называлось имя мальчика) был очень хорошим па­пой, он заботился о своих детях и о маме. Переезжая на новую квартиру, он сначала перевез маму с детьми, а потом вещи».

Приведем в пример опыт Е. А. Алябьевой . С целью актуализации полученных представлений в ре­альном поведении и повседневном общении была органи­зована соответствующая практика взаимодействия маль­чиков и девочек в детском саду. Для этого использовалась методика И.А. Амонашвили «Секретные совещания», мо­дифицированная в соответствии с психическими особен­ностями детей дошкольного возраста: «Игра в тайные общества настоящих мужчин и настоящих женщин».

Эти секретные совещания проводились поочередно с девочками и мальчиками. Например, педагог, собрав вокруг себя мальчиков, обра­щается к ним и вполголоса сообщает, что ему серьезно надо поговорить с ними о том, согласны ли они создать в группе «тайное общество настоящих мужчин». После этого предла­галось тем ребятам, которые хотят стать «настоящими муж­чинами», поднять руку. Обычно дети живо и с большим ин­тересом реагируют на это предложение, и все мальчики под­нимают руки.







Затем экспериментатор объявлял, что с сегодняшнего дня они должны соблюдать основные правила тайного муж­ского общества, а именно:

  1. не обижать девочек;

  2. всегда пропускать девочек вперед;

  3. более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;

  4. не садиться за стол, пока не сядут девочки;

  5. помогать девочкам надевать и снимать пальто;

  6. готовить девочкам подарки к 8 Марта.

В заключение «совещания» педагог, подсев поближе к детям, предупреждал мальчиков, чтобы они помнили, что настоящий мужчина не выдает тайн. С целью усвоения де­тьми каждого из этих правил проводились отдельные сове­щания.

Подобные совещания организовывались и с девочками, чтобы у них воспитать чувство заботливости и научить це­нить внимание мальчиков, поэтому основными правилами, которые они должны были усвоить:

  1. всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;

  2. замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, по­могать им его устранять;

  3. помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;

  4. стараться доставлять им радость, например дарить ко Дню защитника Родины подарки, изготовленные свои­ми руками .

Как показал опыт Е. А. Алябьевой , эти тайные совеща­ния были достаточно эффективными. Их эффективности способствовала сама форма - обучение в игре, в процессе которой этические правила преподносились в эмоциональ­ной форме с использованием элемента таинственности (провозглашение совещаний «секретными»), а запрет на разглашение секрета заставлял детей, особенно мальчиков, проявить самообладание - сохранить тайну. «Секретные со­вещания проводились на протяжении довольно длительного времени, около двух месяцев.

Следующий этап был направлен на реализацию этих представлений в поведении детей. Здесь пришлось столкну­ться с большими трудностями. Многие дети первоначально соглашаются применить эти правила лишь по отношению к сверстникам противоположного пола, к которым они пита­ют особую симпатию. Обычно большим вниманием у маль­чиков пользуются несколько особо симпатичных девочек, и у девочек также есть свои избранники, как правило, это рос­лые, физически сильные, приятной внешности мальчики.

Учитывая это, педагог старался внушить детям, что правила поведения обществ настоящих мужчин и настоящих жен­щин распространяются на всех мальчиков и девочек группы.

Эффективным путем преодоления этой избирательности к представителям противоположного пола служили также специальные «экстренные совещания», где дети обсуждали случаи нарушения правил тайных обществ.

Дошкольники с удовольствием готовили подарки сверст­никам противоположного пола в то время, когда те уходили на музыкальные занятия, и эти приготовления держались в большом секрете. Готовые подарки преподносились торже­ственно на праздничных утренниках, посвященных Дню за­щитника Родины и 8 Марта.

Для воспитания рыцарского отношения мальчиков к де­вочкам, а у девочек - женского достоинства использова­лись также музыкальные занятия, где мальчиков обучали галантному приглашению девочки к танцу и сопровожде­нию ее после танца на место. Девочки в ответ на это пригла­шение, а также по окончании танца должны были поклони­ться, выражая при этом чувство собственного достоинства. Музыкальный работник демонстрировал детям, как это на­до делать.

С целью сохранения интереса детей к этому ритуалу обу­чение ему проводилось отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. Музыкальный работник выступал поочередно, то за мальчика, то за девочку.

Следует отметить, что предпочтение ребенком той или иной игры влияет как природный фактор, так и социум. Природой заведено, что мальчик отдает предпочтение играм, связанной с техникой и машинами, как и все будущие мужчины, а девочка- как будущая мама и хранительница очага- куклам и игре в семью. Мальчики и девочки, играя, подражают папе и маме соответственно. Они неосознанно выбирают игры, имитируя наглядные примеры из жизни. Так, некоторые девочки начинают интересоваться мужскими играми- ведь в современном мире женщина старается освоить и уметь все, а мальчик, играя в куклы знакомиться с различными жизненными ситуациями.

Анализируя наблюдения за игрой детей , стоит отметить, что одной из самых любимых игр остается игра в семью. Девочки чаще играют в игру семья. Природой заведено, что мальчик отдает предпочтение играм, связанной с техникой, с машинами, игры с конструктором. Любимая игра мальчиков в военные игры. В настольно-печатные игры играют и девочки и мальчики. Но большая часть, хоть и небольшая, отдается девочкам.

Таким образом, наблюдая за играми детей обнаружило наличие существенных различий в игровых интересах маль­чиков и девочек уже на этапе старшего дошкольного возрас­та. Обнаружилась достаточно резкая дифференциация муж­ских и женских ролей в игре и предпочтение мальчиками и девочками игр определенного содержания.

За 100% брали общее число ответов: 115 у мальчиков и 100 у дево­чек.

У мальчиков 27% составили игры режиссерские, с солда­тиками и с игрушечными машинками. У девочек таких игр в экспериментальных группах не было. Значительно больше у мальчиков было названо строительно-конструктивных игр: у мальчиков они составили 14%, у девочек - всего 2%.

Различия в игровых интересах мальчиков и девочек осо­бенно сказались в тематике сюжетно-ролевых игр. Среди этих игр у мальчиков 17% из 29% составляли игры военной тематики. У девочек же (40% из 71%) всех сюжетно-ролевых игр падает на игру «Семья» и 22% на игры «Магазин» и «Больница». Только три девочки сказали, что они «любят иг­рать в войну, но мальчики не пускают». Остальные девочки свою нелюбовь к военным играм объясняли тем, что это - «мальчишечьи игры».

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

Автор: Рубцова Наталья Валерьевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства