Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребенок проходит школу общения и взаимодействия сдругими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения. рассмотрим вопрос развития игровой деятельности в связи с формированием гендерной принадлежности и попытаемся определить роль игр в становление гендерного сознания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников »
Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра . в ходе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность. Осваивает стили и модели поведения. рассмотрим вопрос развития игровой деятельности в связи с формированием гендерной принадлежности и определить роль игр в становлении гендерного сознания детей.
Гендерный аспект содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Цель - выявить совокупность педагогических условий формирования гендерной идентичности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.
Уникальны средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра. Игра в дошкольном детстве имеет ценность, условность, а также формирование социального поведения, самоутверждения человека, и невозможность прогнозирования поведения в ситуации общения.
Основу современной классификации детских игр заложил П.Ф. Лесгафт. Он
создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие игр с прави-
лами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил игры. «Пер-
вые шаги ребенка бывают всегда имитационными, он повторяет то, что сам
подмечает в окружающей среде, и разнообразит эти занятия по степени своей
впечатлительности». П.Ф. Лесгафт писал, что «ребенок является зеркалом
среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды, вос-
принимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц».
Большое влияние на исследователей детской игры оказали работы А.П. Усовой. Она писала о том, что игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд внешних условий: наличие впечатлений от внешнего мира, игрушек, общения со взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место.
Л.С. Выготский. подчеркивал огромное значение игры и говорил об игре как о зоне ближайшего развития ребенка. Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде собирает в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» .
Личность, созданная гендером, есть одновременно и продукт, и процесс. Это не только наличие индивидуальной совокупности определенных черт, маркированных в культуре как «мужские» и «женские», это еще и способ восприятия и осмысления реальности, который сам по себе создает и воспроизводит эти черты на протяжении всей жизни человека . При этом, как можно видеть, говоря о гендерной личности, вполне признает активность самого индивида, но эта активность, по ее мнению, ограничена степенью принятия индивидом культурных линз гендера .
А.Н. Леонтьев тоже отмечает, что основу игры ребенка составляет «именно человеческая предметная деятельность». Ученый признает, что трудно дать характеристику игры, так как игра развивается, и на каждом этапе своего развития у игры есть что-то специфическое. Игра многообразна не только по содержанию, но и по своим формам и источникам. В дошкольной игре операции и действия ребенка всегда реальны и социальны. При этом игровое действие всегда обобщено: игра ребенка в шофера - это не изображение конкретного шофера, а отображение вообще действий управления автомобилем в доступных ребенку пределах, т.к. для ребенка мотив - не изображение конкретного лица, а осуществление самого действия.
Анализируя процесс развития дошкольной игры, А.Н. Леонтьев утверждает, что главное изменение, которое претерпевает игра - это превращение ролевой игры с воображаемой ситуацией в игру с правилами, в которых воображаемая ситуация и игровая роль содержатся в скрытой форме. Игры с правилами вырастают из ролевых игр.
Как отмечал Д.Б. Эльконин сюжетно-ролевая игра возникает только на определенном этапе исторического развития как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличностных отношений, выделить цели, задачи, смыслы и мотивы человеческой деятельности. Ученый обращает внимание на то, что в сюжетно-ролевых играх имеется два вида отношений между детьми: воображаемые, соответствующие сюжету, и реальные отношения, существующие между играющими участниками.
Д.Б. Эльконин показывает влияние игры на интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте. Ссылаясь на работы Ж. Пиаже, он говорит о преодолении ребенком в процессе игры так называемой центрации, то есть видения мира только со своей непосредственной точки зрения и невозможности учитывать точку зрения другого лица на те же предметы. Д.Б. Эльконин утверждает, что взятие на себя роли другого человека уже предполагает известную децентрацию. Для анализа сюжетно ролевой игры Д.Б. Эльконин предлагает идти по линии выяснения структуры роли, считая, что роль и деятельность по ее реализации составляет единицу игры. Роль, которую берет на себя ребенок, является центральным моментом игры. Игровая роль - смысловой центр игры, и для ее осуществления служат и игровая ситуация и игровые действия .
Ш. Зауш-Гордон связывает игру с реальным окружением ребенка. Социальное окружение влияет на процесс возникновения игры и на ее содержание. «На определенной ступени исторического развития общество, сообразуясь с воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, создавая и производя определенные игрушки и игровые материалы, создавая традиционные сюжеты и правила игры, передаваемые из поколения в поколение. Так вырабатываются и фиксируются общественно сложившиеся способы игрового изображения действительности».
Н.Я. Михайленко выделяет основные элементы, входящие в структуру игровой деятельности, и отмечает значение этих элементов в игре и трудности, связанные с их освоением: а) роль и персонаж; б) ситуация, в которой происходит реализация роли; в) действия, которыми реализуется роль; г) предметы, которыми реализуется роль; д) отношение к другому персонажу .
Н.Я. Михайленко выделяет сюжеты трех степеней сложности.
сюжет с единственным персонажем, с определенными предметами в одной или нескольких ситуациях;
сюжеты с несколькими персонажами, набором соответствующих действий, через последовательность которых дети включены в общую ситуацию;
сюжеты, в которых связь между персонажами проявляется в отношениях между ними .
Автором делается вывод, что путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному - игровому .
С.Н. Карпова и Л.Г. Лысюк исследуют влияние игровой деятельности дошкольников на усвоение ими моральных норм. Авторы исходят из положения о двух планах взаимоотношений дошкольников во время игры: сюжетно-ролевых и отношений по поводу игры и их влияния на нравственное развитие детей. На основании проведенного эксперимента они делают вывод о том, что сюжетно-ролевые отношения определяют знания о нравственных нормах, а отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения.
В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражения не только физические ( биологические), но и психические гендерные различия. По данным Н.К. Ледовских мальчики более рациональны и агрессивны, у них тяжелее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значительным фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему зависимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах. Но воспитатели и родители обычно не учитывают эту особенность идентификации и социализации мальчиков. В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Тем самым он проявляет свои интересы, реализует желания, избавляется от угнетающих воздействий запретов и ограничений, естественных в процессе воспитания дошкольников.
Со старшего возраста в сюжетно-ролевой игре усложняются сюжеты; она приобретает все более творческий характер. Характерная черта ребенка этого возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. В играх-фантазиях дети сочиняют сюжет и развивают его в плане представлений. Иногда эти игры могут принимать вид совместного рассказывания.
В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка.
В сюжетно-ролевой игре на передний план выдвигается общение со сверстниками. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями, старшие дошкольники используют речь для установления контактов с окружающими, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственно деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Диалогическое общение предполагает ориентацию не только на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений. Координация речевых действий в диалоге прямым образом зависит от умения понять сверстника, встать на его точку зрения.
Начиная с 4-5 лет, необходимо учитывать поло-ролевую специфику и обеспечить среду, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Как считает В.П. Кондрашов само расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В основе лежит, выражаясь метафорически, «открытие ребенком нового мира, мира взрослых» с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребенок и раньше фактически действовал как взрослый, но не замечал этого. В этом ему помогали сами взрослые, указывающие ребенку, что он действует, «как кто-то». Аффект переносится с предмета на человека, стоявшего до этого за предметом. Благодаря этому взрослый и его действия начинают выступать перед ребенком как образец. Ребенок под влиянием этого желания, сначала при помощи подсказки взрослого, начинает действовать, как будто бы он взрослый. Аффект этот настолько силен, что достаточно небольшого намека - и ребенок с радостью превращается, конечно, чисто эмоционально, во взрослого. Именно напряженностью этого аффекта объясняется то, с какой легкостью принимают дети на себя роли взрослых.
Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчика обычно очень легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. Заметим, что мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах девочек, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней всех остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать. Дразнить и перебивать друг друга. Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения у мальчиков. Можно предположить, что гендерная сегрегация соблюдается у них более жестко, чем у девочек. Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно приглашают мальчиков в совместную игру. Вероятно, это следствие сформированной в нашем обществе маскулинной культуры.
В самодеятельных играх наиболее свободно реализуются желания, интересы и способности детей. Иногда ребенок в игре исполняет роль желаемую, но запретную в реальной жизни. Принцип психологической комфортности как основа любой свободной игры позволяет ребенку освободиться от чувства одиночества, соразмерить и оценит свои возможности, осознать радость общения, содружества и сотрудничества и тем самым обрести веру в себя, найти позитивную позицию по отношению к другим людями окружающему миру в целом. В период активного развития сюжетно-ролевых игр- это время самоопределения каждого ребенка в системе поло-ролевых стандартов и отношений. Гендерные стили поведения детей в период разделения девочек и мальчиков иногда вызывают у взрослых тревогу, желания немедленно внести коррективы. Родителям и педагогам следует очень деликатно вмешиваться в общение между детьми ( девочками и мальчиками) , чтобы не мешать полноценному и развернутому прохождению важного этапа развития человека.
Сюжетно-ролевые игры оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «поликлиника», « Центр здоровья» и другие идеально подходят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. При этом мальчики научаться заботиться о ком-либо, а девочки берут на себя мужские роли и учатся быть ответственными, решительными. При этом замечено, что дети, поведение которых безукоризненно отвечает поло-ролевым канонам и требованиям, показывают более низкий уровень развития интеллекта и воображения. И наоборот, дети имеющие разноплановый опыт игрового взаимодействия, обнаруживают более высокие показатели развития интеллекта и воображения. Потому педагогу при распределению ролей необходимо корректировать те или иные негативные проявления в поло-ролевом поведении детей.
В игровой деятельности постепенно формируется понимание значения общественно значимого разделения труда (5-7 лет), происходит овладение смыслами профессиональной деятельности взрослых, возникает мотивационное подражание, которое является эмоциональном механизмом, запускающим формирование устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых, появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах и интересе к определенным видам труда в ролях сюжетно-ролевых игр, формируется профессиональная составляющая «образа-Я».
При подготовке к игре педагог может сделать вывод о знаниях, имеющихся у детей по теме игры, с тем, чтобы при необходимости дополнить их. Затем коллективно устанавливаются правила игры. Распределение функций между ролями практически сводится к повторению перед игрой сведений о действиях, выполняемых специалистом конкретной профессии.
Таким образом, обобщая теоретические позиции ученых по подходам к игре ребенка, можно сделать вывод, что игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии в период старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид игры, характеризующийся наличием определенной темы или сюжета. Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает больший эффект, так как сливаются в единое целое творческие умения ребят, происходит обмен информацией друг с другом. При этом, кроме развития представлений о профессии воспитывается инициатива, творчество, тренируются воображение и фантазия, происходит формирование черт коллективизма и товарищества у дошкольников. Однако нынешние педагоги должны обращать особое внимание на сюжеты ролевых игр, придавать особое значение формированию игрового процесса и развитию игровой деятельности.
Существуют разные мнения возникновения половых предпочтений в игре. Так, некоторые психологи считают, что в возрасте трех лет у мальчиков и девочек отсутствуют предпочтения в отношении секстипичных игровых объектов. Вместе с тем исследования Л.В. Поповой, Т.А. Репиной показывают, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр и предпочитаемом содержании рисунков.
Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Как показывают многие работы отечественных исследователей , у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Их привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т.п. Девочки же предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин. Они выбирают роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т.е. профессии, по которым преимущественно работают их матери.
Поло-ролевые стандарты, которые формируются к старшему дошкольному возрасту, приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что девчоночьи игры, например игры семейной тематики, «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру - «войнушку».
В ряде зарубежных исследований была выявлена тенденция: у мальчиков - выбирать властные, агрессивные, доминирующие роли, а у девочек - роли, где бы они подчинялись мужчинам (медсестра при враче мужчине, секретарь). Ребенку предъявлялась фигура, понимание которой могло быть двойственным в зависимости от пола испытуемого. Также ему предъявлялся определенный набор игрушек и предметов. Ребенка спрашивали, что он предпочитает из предъявляемого набора. Результаты показали, что мальчики-дошкольники проявили предпочтение к секстипичным игрушкам, в то время как девочки 3-10 лет обнаружили сильное предпочтение к играм, деятельности и предметам мальчиков. Среди мальчиков этого возраста подобной тенденции не наблюдалось. Показательно, что обе вышеописанные тенденции не нашли подтверждения в исследованиях отечественных авторов.
Надо отметить, что в дошкольные годы начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина и др. выявили, что у старших дошкольников мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно принцесс и невест). Были обнаружены и некоторые особенности манеры рисования . По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека, чаще всего это человек женского пола, они тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.
В группе детей старшего дошкольного возраста, использовалась методика «Волшебный цветок». Были выявлены существенные различия в пожеланиях детей как в свой адрес, так и в адрес других людей, обращенных к разным сферам действительности, а именно: бытовой, игровой, познавательной и сфере человеческих отношений у мальчиков и девочек .
Так, при изучении общения дошкольников в игре выявлена тенденция: у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имела место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника, характер взаимоотношения с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей (это предполагалось в ходе игры), обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, моряком, спасателем. А девочки «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т.п.
С 5 лет девочки и мальчики выбирают деятельность, игрушки и атрибутику. Ориентируясь на половые стандарты. При этом мальчики игры девочек, а девочки игры мальчиков считают «плохими», «неинтересными». Однако данное противопоставление нельзя создать искусственно и закреплять его. Так как именно в это период «поло-ролевые стандарты приобретают значение моральных законов».
Значительно большее социализирующее влияние на детей дошкольного возраста оказывают сверстники одного с ним пола. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развиваются общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции, орудием которой служит особое общественное мнение, которое распространяется и на оценку поло-ролевого поведения мальчиков и девочек.
Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают гостей, готовят обед и во всех ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В свободных играх развиваются основы нравственности девочек6 верность , доброжелательность, терпеливость уважение к мальчикам. Сюжеты игр усложняются, они становятся похожи на маленькие спектакли. Девочки, как и мальчики, разыгрывают прочитанные сказки, увиденные кино-, и мультфильмы, услышанные новости и, разумеется, то, что вызвало интерес в повседневной жизни, в бытовых и образовательных ситуациях. Отличие состоит в том, что мальчиков увлекает сам сюжет и, в первую очередь, действия героев, а для девочек наибольший интерес представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала сюжеты точно соответствуют своему источнику, но постепенно неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг дуга, взаимодействовать через игровой предмет. В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. У мальчиков в самодеятельной игре становится четкое следование игровому правилу или содержание своей роли. Ребенок выполняет две функции: с одной стороны, играет свою роль, а с другой, - контролирует свое поведение. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих игр мальчики избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить , а действовать. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли.
Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие.
В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в стороны преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленными на тренировку ловкости, меткости.
К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличии от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем, в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовке к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.
Опыт развития сюжетно-ролевой игры в современных ДОУ, увы, неутешителен. Рассматривая нынешнее состояние развития сюжетно-ролевых игр в ДОУ и вне дошкольных учреждений, сталкиваешься с рядом весьма серьезных проблем. Начнем хотя бы с того, что недостаточно количество тематических комплектов для игры в доктора, парикмахера, магазин, семью, милиционера. Вместе с тем появились современные сюжеты: набор «Юный сыщик», где в комплект входит значок сыщика, инструмент для снятия отпечатков пальцев, лупа, набор для маскировки; наборы «Омоновца» и «Моджахеда» - маска, оружие и пр.
В этой связи приведем результаты наблюдений Е.О. Смирновой и Т.В. Лаврентьевой . Ученые исследовали, во что и как играют современные дошкольники. Неутешительные результаты показали, что за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Наиболее явное изменение заключается в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) ролевые игры. Многие педагоги и родители утверждают, что современным детям «неинтересно играть», что сегодня существуют более полезные и важные для них виды деятельности. Однако это совсем не так. Большинство современных дошкольников все же играют, но их игры не такие, какие были у детей предыдущих поколений.
Чтобы выяснить, во что и как играют современные дошкольники, было проведено наблюдение за свободной деятельностью детей 4-6 лет в детских садах . Как выяснилось, значительная часть дошкольников (40%) в свободное время вообще не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лeго» и т.д. Остальные дошкольники демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. Значительное место занимали сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Современная разновидность традиционной игры «Дочки-матери» - «Семья куклы Барби» - отличается тем, что в ней разыгрываются не столько детско-родительские, сколько семейные отношения. Уход за ребенком дополняется (а порой и вытесняется) супружескими отношениями Барби и Кена или дружбой Барби и Синди. Главная героиня этих игр основную часть времени посвящает уходу за собой: бесконечные причесывания с использованием всевозможных заколочек, лака для волос, модных шампуней; маникюра и педикюра, подбор одежды и переодевания составляют содержание кукольной жизни.
У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями», погоня за преступниками, всевозможные стрелялки и т.д. Эти сюжеты отличает яркая агрессивность: мальчишки с удовольствием гоняются, стреляют, пытают, убивают друг друга. В подобных играх явно отражается влияние телевизора. И это, пожалуй, главное отличие игр современных дошкольников. Специальные интервью со старшими дошкольниками показали, что большинство из них (97%) играют в игры, основанные на сюжетах из массмедиа: мультики, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д.
Теле и видеопродукция оказывает значительное влияние на игру современного ребенка. Большинство детей воспроизводят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов или передач, таких как «Сейлор Мун», «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Последний герой» и др. Tакие герои достаточно примитивны и бесчеловечны - это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (покемоны), либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки); но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. И при этом все они, безусловно, положительные герои, на которых стремятся походить наши дети (во всяком случае, в играх). Вспомним, что всего 10-15 лет назад главными качествами положительных героев для детей были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать. И хотя в играх детей всегда присутствовали кровожадные персонажи (враг, злодей или кощей), было понятно, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается .
Результаты уровня игры у детей разного возраста (от 4 до 6 лет) показали, что у современных детей в период расцвета ролевой игры - в средней и старшей группе - преобладает игра-действие, характерная для первого, самого примитивного уровня развития игровой деятельности. Этот тип игры встречается почти у половины современных детей. Высший же, четвертый, уровень развития игры (игра как выражение отношения к партнеру) появляется только у отдельных детей после 5 лет и в подготовительной группе наблюдается в 18% случаев.
Г.И. Репринцева указывает еще на одну из серьезных актуальных проблем современных дошкольников в игре. У детей данного возраста возникает интерес, связанный с удовлетворением к человеческому телу и взаимоотношению полов. В играх в больницу, в семью дети преодолевают запрет на проявление любопытства к телу противоположного пола, поэтому фазу игры, где перед «доктором» надо обнажиться, дети стараются проигрывать втайне от взрослых, тем самым демонстрируя свою осведомленность об интимных частях своего тела. Взрослому следует предусмотреть это и в доверительной беседе ответить на вопросы ребенка, подчеркнув, что игры с прикосновением к запретным местам недопустимы. Если родитель стал свидетелем такой игры, то, как верно советуют психологи В. Лосева и А. Луньков, «ее надо недвусмысленно прекратить, но без резких и унизительных комментариев. Желательно, чтобы на волнующие детей вопросы тактично отвечала мама – в беседе с девочками, папа – с мальчиками» .
Что же касается ролевых игр, удовлетворяющих интерес к постижению смыслов взаимоотношения взрослых людей, то позиция взрослых по отношению к играющим в них детям должна быть однозначно положительной. Ведь в таких играх (дочки-матери, семья и т.п.) дети демонстрируют представления о многообразных моделях взаимоотношений с родителями, детьми, прародителями, другими семьями и людьми. Взрослый может увидеть в таких играх опыт детей или желаемые формы общения в семье, включиться в совместную игровую деятельность, чтобы вовлечь детей наиболее социально приемлемые, добрые, сердечные взаимоотношения и взаимопомощь. В игре подобное обучение человеческим отношениям наиболее продуктивно, ибо ребенок здесь сам органично и ненавязчиво может быть активным в построении связей с другими участниками при максимальном и свободном проявлении чувств. Хорошо, если в игру «семья» включаются и мальчики и девочки.
Интересен в контексте нашего исследования опыт Л.В. Градусовой . Известно, что мнение педагогов по поводу ценности военных игр для воспитания мальчиков всегда были противоречивыми. Воспитатели ссылались на агрессивность и жестокость в подобных играх. Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями, о необходимости которых писал В.А. Сухомлинский, еще ему недоступно, а военная игра представляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным.
Л.В. Градусова считает, что при руководстве военными играми для дошкольников необходимо объяснить их функции, сделать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей.
Приведем материалы Т.Н. Дороновой из ее опыта поло-ролевого воспитания мальчиков, а именно опыта организации игры в вертолетчиков. В ее исследовании педагогическая работа после восприятия детьми художественных произведений была необходимым условием организации сюжетно-ролевых игр героической тематики, а эмоциональное проигрывание ролей героических персонажей, в свою очередь, способствовало углублению представлений мальчиков о качествах мужественности и в дальнейшем реализации этих представлений в повседневной жизни.
Для инициирования игры в вертолетчиков дошкольникам зачитывались рассказы Б. Бахревского «Вертолетчики». Эти рассказы первоначально не вызывали эмоционального отклика у детей, поэтому одним из путей заинтересовать мальчиков была активизация их интереса к технике. Для этого мальчикам давали книгу К. Беляева и Г. Маркуши «На земле, в небесах и на море», где были изображены различные виды летательной техники, которую они рассматривали с большим любопытством.
На основе возникшего у детей интереса педагогом была проведена беседа с широким привлечением наглядного материала: иллюстраций, картинок, моделей различных вертолетов. В беседе использовалось содержание рассказов Б. Бахревского, но с выделением ситуаций, где вертолетчикам приходилось проявлять свою силу и находчивость: в пургу на Крайнем Севере доставить врача к больному ребенку, спасти в горах людей после аварии самолета.
Особенно мальчиков привлекала иллюстрация, на которой изображены вертолетчики в форме: меховых комбинезонах, шлемах. Педагог объяснил детям, почему именно такая форма нужна вертолетчикам. А спустя некоторое время в группу заносились сделанные из картона шлемы вертолетчиков, что подтолкнуло детей к организации игры .
Сначала в большей степени игра передавала сам процесс управления вертолетом: взлет, заход на посадку и т. п. Чтобы изменить процессуальный характер игры, экспериментатор спрашивал мальчиков: «А куда летит ваш вертолет?» Иногда задавался подсказывающий вопрос в развернутой форме: «Далеко на Севере в маленьком поселке тяжело заболел ребенок, ему нужна срочная операция, иначе он может умереть. Вы сможете туда доставить врача?» Это предложение дети принимали с удовольствием, и их вертолет вез врача к больному.
Читая с дошкольниками повторно некоторые из рассказов Б. Бахревского и рассматривая вместе с ними иллюстрации в книге, педагог обращал внимание детей на мотив проявления вертолетчиками смелых, отважных поступков. Особое внимание детей привлекалось к отражению образов мужественных игровых персонажей. Если дошкольник вел себя не так, как соответствовало характеру героя, роль которого он взял на себя, в беседе после игры педагог вносил свою корректировку.
Другой игрой героического содержания, которая пользовалась большой популярностью у детей, была игра в спасателей. Активизации этой игры способствовали как художественная литература, так и трагические события в жизни, такие как землетрясения, пожары, наводнения, взрывы жилых домов террористами.
О них дошкольники узнавали из телевизионных передач: о мужественных поступках спасателей, военных, о героических усилиях врачей по оказанию помощи раненым, о важной роли специально обученных собак в розыске людей, заживо погребенных под обломками разрушенных домов.
На тему о героической работе спасателей была проведена беседа. Дети, дополняя ее содержание впечатлениями из собственного опыта, рассказывали о том, что видели об этих трагических событиях по телевизору, что слышали от родителей. Педагог использовал в беседе фотографии из газет, где были изображены спасенные дети. Очень привлекала дошкольников тема о розыске людей с помощью собак.
Игра возникала сразу, после окончания беседы - такой был у детей эмоциональный накал. Непосредственным толчком к игре послужило внесение в группу больших игрушечных собак на поводке с красным крестом на боку. Очень престижными в игре были роли спасателя и врача, на них претендовали многие мальчики. Девочек мальчики брали в игру только на роль медсестер. Дошкольницы ухаживали за ранеными, кормили их, поили, приносили посылки.
Когда по ходу игры «загорелась» машина «скорой помощи», мальчики ее «тушили». Спасатели с собаками находили под обломками домов людей, которым срочно надо было оказывать медицинскую помощь. Серьезных конфликтов у детей не возникало, трудности были лишь из-за того, что никто не хотел быть раненым, поэтому их роли поочередно выполняли то «медсестры», то «врач», то «шофер». Игра продолжалась больше часа и была закончена лишь потому, что за детьми стали приходить родители.
С девочками проводились игры по семейно-бытовой тематике.
Игры девочек обогащались за счет того, что они инсценировали некоторые из прочитанных им произведений («Серебряное копытце» Бажова, «Аленький цветочек» Аксакова, «Научу братца одеваться» А. Барто и др.). Они обогащались также за счет расширения тематики игр в семью и включения в них с помощью педагога мальчиков, где они проигрывали свои будущие семейные роли.
При организации совместных игр мальчиков и девочек важно было создать игровую ситуацию, требующую эмоционального сотрудничества детей разного пола. Это должно было обеспечить дальнейшее углубление, корректировку и реализацию полученных представлений о семейных ролях в игровых действиях, что находило отражение в выполнении трудовых обязанностей «отца» и «матери» по дому по принципу взаимодополнения, а также в различных способах выражения заботы и внимания друг к другу и «детям».
Как известно, мальчики неохотно примыкают к объединениям девочек, если те играют «в семью». Детям была предложена игра «Переезжаем на новую квартиру». В ней особенно ярко проявились качеств мужественности «папой» и женственности. Мальчики в роли «пап» энергично погружали мебель на грузовую машину, девочки-«мамы» собирали вещи, заботливо укладывали «детей» в коляски (эта ситуация близка жизненному опыту ребенка).
На новой квартире «мамы» наводили порядок, создавали уют. Некоторые из мальчиков проявили себя неожиданно заботливыми отцами - «папа» Саша И. предложил «маме» - Татьяне: «Мы сейчас перевезем тебя с детьми и коляской, а потом остальные вещи перевезем, а то детям скоро спать надо», т. е. в игре отразилось стремление мальчика к максимальному уподоблению взрослым членам семьи.
Воспитателем всячески одобрялись игры, положительно отражающие семейные роли, а также игровые действия, в которых проявлялись забота и ответственность за семью, стремление выполнить домашнюю работу сообща, вместе находить выход из создавшейся ситуации. Педагог, выбрав удобный момент после окончания игры, высказывал свое одобрение и, в первую очередь, мальчикам, например: «Сегодня (называлось имя мальчика) был очень хорошим папой, он заботился о своих детях и о маме. Переезжая на новую квартиру, он сначала перевез маму с детьми, а потом вещи».
Приведем в пример опыт Е. А. Алябьевой . С целью актуализации полученных представлений в реальном поведении и повседневном общении была организована соответствующая практика взаимодействия мальчиков и девочек в детском саду. Для этого использовалась методика И.А. Амонашвили «Секретные совещания», модифицированная в соответствии с психическими особенностями детей дошкольного возраста: «Игра в тайные общества настоящих мужчин и настоящих женщин».
Эти секретные совещания проводились поочередно с девочками и мальчиками. Например, педагог, собрав вокруг себя мальчиков, обращается к ним и вполголоса сообщает, что ему серьезно надо поговорить с ними о том, согласны ли они создать в группе «тайное общество настоящих мужчин». После этого предлагалось тем ребятам, которые хотят стать «настоящими мужчинами», поднять руку. Обычно дети живо и с большим интересом реагируют на это предложение, и все мальчики поднимают руки.
Затем экспериментатор объявлял, что с сегодняшнего дня они должны соблюдать основные правила тайного мужского общества, а именно:
не обижать девочек;
всегда пропускать девочек вперед;
более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;
не садиться за стол, пока не сядут девочки;
помогать девочкам надевать и снимать пальто;
готовить девочкам подарки к 8 Марта.
В заключение «совещания» педагог, подсев поближе к детям, предупреждал мальчиков, чтобы они помнили, что настоящий мужчина не выдает тайн. С целью усвоения детьми каждого из этих правил проводились отдельные совещания.
Подобные совещания организовывались и с девочками, чтобы у них воспитать чувство заботливости и научить ценить внимание мальчиков, поэтому основными правилами, которые они должны были усвоить:
всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;
замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять;
помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;
стараться доставлять им радость, например дарить ко Дню защитника Родины подарки, изготовленные своими руками .
Как показал опыт Е. А. Алябьевой , эти тайные совещания были достаточно эффективными. Их эффективности способствовала сама форма - обучение в игре, в процессе которой этические правила преподносились в эмоциональной форме с использованием элемента таинственности (провозглашение совещаний «секретными»), а запрет на разглашение секрета заставлял детей, особенно мальчиков, проявить самообладание - сохранить тайну. «Секретные совещания проводились на протяжении довольно длительного времени, около двух месяцев.
Следующий этап был направлен на реализацию этих представлений в поведении детей. Здесь пришлось столкнуться с большими трудностями. Многие дети первоначально соглашаются применить эти правила лишь по отношению к сверстникам противоположного пола, к которым они питают особую симпатию. Обычно большим вниманием у мальчиков пользуются несколько особо симпатичных девочек, и у девочек также есть свои избранники, как правило, это рослые, физически сильные, приятной внешности мальчики.
Учитывая это, педагог старался внушить детям, что правила поведения обществ настоящих мужчин и настоящих женщин распространяются на всех мальчиков и девочек группы.
Эффективным путем преодоления этой избирательности к представителям противоположного пола служили также специальные «экстренные совещания», где дети обсуждали случаи нарушения правил тайных обществ.
Дошкольники с удовольствием готовили подарки сверстникам противоположного пола в то время, когда те уходили на музыкальные занятия, и эти приготовления держались в большом секрете. Готовые подарки преподносились торжественно на праздничных утренниках, посвященных Дню защитника Родины и 8 Марта.
Для воспитания рыцарского отношения мальчиков к девочкам, а у девочек - женского достоинства использовались также музыкальные занятия, где мальчиков обучали галантному приглашению девочки к танцу и сопровождению ее после танца на место. Девочки в ответ на это приглашение, а также по окончании танца должны были поклониться, выражая при этом чувство собственного достоинства. Музыкальный работник демонстрировал детям, как это надо делать.
С целью сохранения интереса детей к этому ритуалу обучение ему проводилось отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. Музыкальный работник выступал поочередно, то за мальчика, то за девочку.
Следует отметить, что предпочтение ребенком той или иной игры влияет как природный фактор, так и социум. Природой заведено, что мальчик отдает предпочтение играм, связанной с техникой и машинами, как и все будущие мужчины, а девочка- как будущая мама и хранительница очага- куклам и игре в семью. Мальчики и девочки, играя, подражают папе и маме соответственно. Они неосознанно выбирают игры, имитируя наглядные примеры из жизни. Так, некоторые девочки начинают интересоваться мужскими играми- ведь в современном мире женщина старается освоить и уметь все, а мальчик, играя в куклы знакомиться с различными жизненными ситуациями.
Анализируя наблюдения за игрой детей , стоит отметить, что одной из самых любимых игр остается игра в семью. Девочки чаще играют в игру семья. Природой заведено, что мальчик отдает предпочтение играм, связанной с техникой, с машинами, игры с конструктором. Любимая игра мальчиков в военные игры. В настольно-печатные игры играют и девочки и мальчики. Но большая часть, хоть и небольшая, отдается девочкам.
Таким образом, наблюдая за играми детей обнаружило наличие существенных различий в игровых интересах мальчиков и девочек уже на этапе старшего дошкольного возраста. Обнаружилась достаточно резкая дифференциация мужских и женских ролей в игре и предпочтение мальчиками и девочками игр определенного содержания.
За 100% брали общее число ответов: 115 у мальчиков и 100 у девочек.
У мальчиков 27% составили игры режиссерские, с солдатиками и с игрушечными машинками. У девочек таких игр в экспериментальных группах не было. Значительно больше у мальчиков было названо строительно-конструктивных игр: у мальчиков они составили 14%, у девочек - всего 2%.
Различия в игровых интересах мальчиков и девочек особенно сказались в тематике сюжетно-ролевых игр. Среди этих игр у мальчиков 17% из 29% составляли игры военной тематики. У девочек же (40% из 71%) всех сюжетно-ролевых игр падает на игру «Семья» и 22% на игры «Магазин» и «Больница». Только три девочки сказали, что они «любят играть в войну, но мальчики не пускают». Остальные девочки свою нелюбовь к военным играм объясняли тем, что это - «мальчишечьи игры».