ГБУ ОО ЗО "Вознесенская средняя общеобразовательная школа №4" г.о.Мелитополь
ГБУ ОО ЗО "Вознесенская средняя общеобразовательная школа №4" г.о.Мелитополь
Внеклассное мероприятие на тему "Любовь: красное и чёрное". Разговор о любви, самом чистом и светлом человеческом чувстве на примере В.Высоцкого и М.Влади, Эдит Пиаф, английской группы "Куин" .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГБУ ОО ЗО "Вознесенская средняя общеобразовательная школа №4" г.о.Мелитополь»
План-конспект внеклассного мероприятия
в 9 классе ГБУ ОО ЗО «Вознесенская средняя общеобразовательная школа №4» г.о. Мелитополь
«Любовь: красное и чёрное»
разработала:
учитель русского языка и литературы
Лебедь Инна Васильевна
Внеклассное мероприятие на тему: «Любовь: красное и чёрное»
Эпиграф:
«Что такое любовь?
Это
пятое время года.
Что
к этому можно прибавить?
Только жизнь!»
А.Ахматова
Вы ходят 2 ведущих с зажженными свечами в руках. Звучит музыка.
1-й ведущий:
Любовь, ты от страданья родилась?
От восхищенья? Но со дня творенья
Все жаждут твоего прикосновенья,
Не в силах отвести молящих глаз,
2-й ведущий:
Ворочать камни мук нас вновь и вновь
Всех заставляет власть и нега..
Так кто же ты, любовь?
И из чего – из солнца? Иль из снега?
(тушат свечи)
Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о любви, самом чистом и светлом человеческом чувстве и таком разнообразном, разностороннем чувстве. Поэтому и назвали наше мероприятие «Любовь: красное и черное». Пора юности - прекрасная пора. Это время влюбленности и неизвестности, мечтательности и романтизма.
1-й ведущий: «Берегите юность - это наша надежда, источник нашей силы, любви и красоты», - гласит индийская мудрость. Сколько поэтов и литераторов обращались и обращаются к вечной теме любви. Все проходят через любовь, но описать это чувство невозможно. Однако всем приятно это состояние души. Влюбленного сразу видно: лицо его сияет, глаза блестят, он не ходит, он летает…
В.2 Только человеку присуща та гамма разнообразных чувств, которая отличает его от всех представителей животного мира.
В1. Давайте назовем эти чувства:
Доброта-злость,
Смелость-трусость,
Нежность-предательство,
Ревность-альтруизм, гуманизм, самоотверженность и бескорыстие.
В2. Высшим совершенством человеческих чувств можно назвать способность любить!
Уч.1 Стих. Высоцкого. Баллада о любви.
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков...
И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю" —
То же, что "дышу" или "живу".
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...
Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви...
Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
В.1 Любовь-лучшее из чувств, рожденное человеком.
В.2 Много поколений прошли по земле, передавая от старших младшим любовь и бессмертие.
В.1 «Тайна сия велика…» Любовь торжествует над миром. Она вне возраста времени.
В.2 Любовь и, связанные с ней, радость, восторг, нежность, упоение положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высокую работоспособность и общий подъем.
В1. Именно в болдинскую осень великий Пушкин перед женитьбой на Н.Гончаровой создал свои лучшие произведения.
В.2 И безусловно прав был А.Блок, когда писал: «Только влюбленный имеет право на звание «человек»».
Поистине – любовь это необъяснимое чувство.
В1. Музыка любви… Она звучит в каждом из нас. Но человек тем и велик, что он дирижер этого оркестра жизни.
В2. Любовь проходит через множество испытаний. И легче полюбить, чем сохранить свою любовь.
В1. В любви есть и разочарования, и страдания, и непонимания, и обиды.
Любовь… Это действительно прекрасный корабль, плывущий под алыми парусами по безбрежному морю человеческих отношений, которое таит в себе много черных подводных рифов. И только людям дана возможность защитить и уберечь свое самое высокое чувство – любовь!
В2. И сегодня мы предлагаем открыть книгу высшего человеческого чувства, в которой будут красные и черные страницы.
Красное – это символ жизни, стремления, полета.
Черное – символ смерти.
Открываем книгу «Любовь: красное и черное».
В1. Страна любви – великая страна.
Стих. Высоцкого «Час пик»
В2. Эта история началась очень необыкновенно просто…
В1. 1967 год. Знаменитая французская киноактриса Марина Влади приехала на фестиваль в Москву. Ее друзья пригласили посмотреть театральную репетицию и обещали показать одного из удивительных исполнителей некого Владимира Высоцкого.
Марина. Марина потрясена силой, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.
Володя. Репетиция окончена. Володя подходит к Мерине, молча берет ее руку и долго не выпускает. Потом садится напротив и уже больше не сводит с нее глаз.
- Наконец-то, я встретил вас!
В2. Его молчание не стесняет Марину. Они смотрят друг на друга, как будто всегда были знакомы.
Марина. Марина видит его глаза, сияющие и нежные, коротко остриженный затылок, двухдневная щетина, ввалившиеся от усталости щеки. Он некрасив, ничем не привлекательная внешность, но взгляд… необыкновенный.
В1. А когда Володя взял гитару, Марину сразу поразил его голос, его сила, крик… Марина начинает постигать смысл, горький юмор, глубину его песен…
стихотвор. (песня)
Марина. Поэзия – страсть Володи.
В2. Отношения между ними складываются легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова. Но между ними стоит гора обстоятельств: разные страны, неустроенность личной жизни, дети.
Марина. Им по 30 лет… 5 детей на двоих. Профессиональные успехи, взлеты и падения, слава…
Но это не помешало Марине стать его женой.
Володя. Они очарованы друг другом, как дети, впервые узнавшие любовь.
Марина. Марина была счастлива.
Володя. Володя работает день и ночь. Утром – репетиция в театре, днем он снимается в студии или на концерте, вечером – спектакль, ночью – он пишет стихи. На любовь остаются считанные часы, но они счастливы.
В1. Но однажды Володя задержался у друзей… Марина едет за ним. Пол уставлен бутылками, завален окурками. Это первое столкновение Марины с тем другим миром, впервые в жизни она увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки.
Володя. Он очнулся больной, злой, но полный надежды, что с Мариной он остановит это безумие. Марина – его любовь, с ней он все выдержит.
Марина. Марина верила в собственные силы, в собственное могущество – она спасет его.
Володя. Марина – единственная, неповторимая, его спасительница. Ею движет любовь, Володя не мыслит жизни без Марины.
В2. Но жизнь на время разлучает их. Она улетает в Париж.
Володя. Володя постепенно успокаивается. Урывками спит. Марина всегда рядом.
В2. Но после физических страданий начинается моральное похмелье: отмененные спектакли, ссоры с режиссером, выброшенные дни, потеря товарищей, Маринина тревога и грубые слова, которые он ей наговорил.
Марина. Марина любит, ей надо укротить свой гнев, чтобы успокоить его. Она предлагает Володе вшить специальную крошечную капсулу.
Володя. Химическая смирительная рубашка, которая не дает взять бутылку, страшный договор со смертью. Если человек выпивает, его убивает шок.
В1. Со всей силой своей любви Марина пытается вернуть Володю к жизни. На 6 лет с помощью капсулы Володя отодвинул роковую дату, предначертанную судьбой.
Володя. Иногда Володя не выдерживает, выковыривает капсулу ножом, потом просит вшить ее в менее доступное место. Периоды затишья сменяются пьянкой, реанимацией, отчаянием.
В2. Дьявольский круг завертелся, все прибавляя оборот.
Марина (с.162) Париж, 25 июля, 4 часа утра. Марина просыпается в поту… Звонит телефон. Марина чувствует, что не услышит в этот раз Володин голос.
В1. «Володя умер!» Вот и все, два коротких слова. «Больше никогда!»- эти 2 слова душат Марину. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы?
Видеоклип «Корабли».
В1. Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен – настолько он красив.
Но прежде, чем начать эту страницу нашей книги, давайте вместе с вами сейчас силой своего воображения перенесемся в Париж 30-х годов. Ах, Париж… Залитые солнцем улицы, элегантно одетые модницы, уютные кафе, знаменитая Триумфальная Арка, Елисейские поля, Эйфелева башня. Париж – это ощущение праздника и музыки, которые наполняют каждого, кто хоть однажды вдохнул его…
продолжается.
В2. Париж – город контрастов. В нем есть кварталы, которые никогда не посещают туристы и богатые парижане. Их удел – бедный люд, рабочие, служащие, нищие и отверженные. Именно здесь родилась героиня нашего рассказа, которой будет суждено стать поющим символом Франции, чей голос будет звучать на всех континентах земли.
А пока Эдит Гассион 18 лет.
В1. Это дитя улицы. Она родилась и воспитывалась на улице. Брошенная родителями на произвол судьбы она не озлобилась, не потеряла веру в надежду. Эдит мужественно принимала удары жизни, которая была безжалостна к ней. Маленького роста, щупленькая, нищая, полуголодная она зарабатывала на жизнь песнями, которые пела на улицах и подворотнях. В свои 18 лет она познала многое: и радость материнства, и утрату единственного ребенка, ложь и предательство, насмешки и обман.
И единственное, чего у нее никто не смог отобрать, это удивительный голос. И неизвестно как бы сложилась жизнь Эдит, если бы она, как в доброй сказке, не встретила на своем пути человека, который открыл ее.
Луи Лепле. Луи Лепле – владелец престижного кабаре «Жернис». Увидел ее поющей на улице и был очарован ее голосом. Он пригласил Эдит к себе. Она пришла вовремя, около 4-х часов дня, когда в кафе никого не было. Лепле попросил ее спеть свои песни без аккомпанемента. Прослушав, он спокойно сказал:
- Хорошо. Здесь это звучит лучше, чем на улице. Как вас зовут?
- Гассион. Эдит Джиованна..
- Это не годится. Мне кажется я нашел вам имя – Пиаф!
- Как? Ведь «Пиаф» - это воробышек!
- Да, «Малютка Пиаф», что вы об этом скажете?..
Эдит. Господин Лепле сразу же завоевал уважение Эдит. Между ними возникла настоящая привязанность. Она звала его ласково «Папаша Лепле»
Лепле. Лепле ничем не рисковал, приняв в ней участие. Он решил дать ей шанс, потому что любил настоящую песню. Либо его уличная певица сумеет встряхнуть тех, кто называет себя «весь Париж», либо, глядя на нее, они будут хохотать до упаду. В любом случае скажут: «Ах, этот Лепле! Всегда откопает что-нибудь новенькое.» Но он очень не хотел, чтобы Эдит провалилась, т.к. поверил в нее с первой минуты, когда увидел.
Эдит. Эдит ничего не умела. Свет, музыка, режиссура песен, жесты – это было ей не знакомо. И Лепле кропотливо учил Эдит петь.
И вот настал тот долгожданный момент.
Лепле. За полчаса до выхода Эдит была зеленой от страха, ее била дрожь, она не могла вымолвить ни слова. Зал был полон, все были в самых изысканных туалетах: фраки, вечерние платья, меха, бриллианты… Лепле объявил выход Эдит, в зале погас свет. Прожектор высветил Эдит и, когда ее увидели, шум прекратился; люди не понимали, смеяться или плакать?
с.50 (песня Эдит)
Эдит. Из воспоминаний об Эдит Пиаф.
Так родилась великая певица Франции. Но путь к полному признанию от улицы и кабаре «Жернис» до самого престижного зала Парижа «Олимпии» и сердец миллионов будущих поклонников был труден и тернист. Быть стойкой на этом пути ей помогло удивительное чувство – любить всех, кто окружал ее, бескорыстно, преданно и без остатка.
Эдит. Да, в жизни ее были мужчины, которые во многом помогли ей состояться как певице. Но настоящей, страстной, всепоглощающей любовью Эдит – был Марсель Сердан.
Марсель. Марсель Сердан – профессиональный боксер, чемпион. Он так же знаменит, как и она. В нем гармонично сочеталась сила и мягкость, застенчивость и пылкость. Марсель был удивительно чистый, прямой человек и в жизни, и в боксе. Его любовь к Эдит Пиаф была поистине всепонимающая. Он мог слушать ее часами, забывая обо всем на свете. В ней ему нравилось все (хотя Эдит была далеко не красавица). Он любил в ней душу, которая была сокрыта от многих ее славой и талантом.
Эдит. Она не представляла себя без него. Они были единое целое. Вынужденные разлуки (гастроли, соревнования) казались вечностью. Если ей выпадала возможность присутствовать на соревновании по боксу, где выступал Марсель, Эдит была самой яркой болельщицей, равно, как и он поклонник ее таланта.
Сентябрь 1948 года в Нью-Йорке был самым счастливым в их жизни.
У Эдит гастроли в знаменитом зале «Версаль», у Марселя чемпионат мира по боксу. Судьба улыбается им – Марсель Сердан становится чемпионом мира, а Эдит начинает свой концерт со слезами на глазах и словами: «Простите, я слишком счастлива…»
(танец).
Марсель. Октябрь 1949. У Эдит заканчивается контракт в Америке. Они не видятся с Марселем несколько недель, он совершает турне по Франции с показательными матчами по боксу. Разлука-это ужасно! Эдит невыносимо тяжело переживает. Перед самым отъездом не выдерживает и звонит Сердану.
Эдит. Любовь моя, умоляю, приезжай скорей, я не могу больше ждать. Лети самолетом, пароходом очень долго. Прилетай!
Марсель. Хорошо! Я буду завтра. Целую тебя и люблю! Это были его последние слова, которые от него услышала Эдит. Он погиб в авиакатастрофе, когда летел к ней.
Эдит. Эдит считала, что трагическая смерть Марселя на ее совести, что это ее вина. Она металась в своем горе, не находя выхода и от этого ей становилось все хуже. Она хотела умереть. Каждый вечер перед выступлением она все чаще стала принимать допинг, чтобы петь. Сначала это был алкоголь, но, когда и он потерял свое свойство отрешенности, на смену ему пришел морфий.
В1. Болезнь прогрессировала, доза наркотика увеличивалась. И чтобы допеть концерт до конца, она кололась несколько раз, увеличивая при этом дозу.
Об этом страшном состоянии узнали только близкие, но ничем помочь ей не могли. Эдит никого и ничего не видела и не слышала вокруг себя. Она находилась в вакууме со своей болью и песнями, которые пела до хрипоты, до безумия.
Эдит. В этот страшный период своей жизни у нее наступали моменты, когда она осознавала, что творится с ней. Она пыталась это прекратить, понимая, что не сможет петь. «Я отдохну, если не смогу петь,»- говорила она. Но появлялись поставщики наркотиков и шантажировали ее тем, что ее тайна станет достоянием прессы и ее поклонников. И все начиналось снова.
В2. Однако эти гадкие людишки не учли одного, как только Эдит до конца осознает, что скоро не сможет петь, она вступит в поединок со своим страшным недугом. Эдит несколько раз проходила курс дезинтоксикации в больнице – несколько кругов ада, из которого вырвать можно было только нечеловеческими усилиями.
В1. Из воспоминаний Симоны Берто – сестры Пиаф.
С. 251
Эдит. Она выжила и выстояла, хотя ее здоровье было окончательно подорвано. Эдит умерла в расцвете своей творческой карьере… 14 октября 1963. Ее хоронил весь Париж.
В этой песне заключен весь смысл жизни Эдит Пиаф – «Я ни о чем не жалею.»
ч.п. Видеокадр.
В2. Вот уже более 20 лет английская группа «Куин» («Королева») будоражит слух поклонников хард-рока во всем мире. Название ансамблю дал вокалист Фарук Бульсара, более известный как Фредди Меркьюри.
Фред. Перевести это можно как «Фредди-ртуть». И это вполне соответствует действительности: Меркьюри такой же подвижный, трудноуловимый и опасный как ртуть, да еще и с отменными вокальными способностями.
В1. Всем поклонникам группы «Куин» по вкусу пришелся хард-рок в духе «Лед Зеппелин.» Ансамбль поражает разнообразием стилей, смелым использованием самых неожиданных спецэффектов, чудесами звукорежиссуры, неуемной фантазией и выдающимся профессионализмом.
Фредди. Секрета здесь нет никакого – просто в отличии от других музыкантов, участники «Куин» блестяще образованы: Джон Дикон – с отличием закончил Лондонский университет, Фредди – получил образование в художественном училище и балетной школе. У Тейлора – степень бакалавра наук по биологии, Брайн Мэй даже закончил аспирантуру по астрономии.
(Звучит «Богемская рапсодия»)
В2. На заре своей карьеры рок-звезды Фредди встречает свою любовь, которая сыграла большую роль в творческом взлете певца.
Фредди. Через всю жизнь пронес он любовь к миловидной актрисе Мэри Остин.
Мэри. Мэри всегда поражали его творческое отношение к своему делу, самоотдача, безграничная фантазия. А возможно ли было быть таким не любя? Мэри была отзывчивым другом, женой. Она всюду была с ним: на гастролях, репетициях, она жила его жизнью.
В1. Но в 1981 году они расстались. Мэри покинула его из-за неразборчивых половых связей. Меркьюри был бисексуал. И это стало предвестником страшной беды. Игра в смертельную секс-рулетку сработала…
Фредди. В 1987 году Фредди узнает о том, что болен СПИДОМ.
В2. Агония продолжается 4 года. Конец ноября 1991 года был страшен.
Мэри. У Фредди был рак кожи, его тело покрылось язвами, он не мог ни есть, ни говорить, ни видеть. В эти страшные дни к нему вернулась Мэри, которая и провела с ним последний вечер 24 ноября 1991 года.
В1. В годовщину смерти Меркьюри возле его дома собралась толпа фанов со всего мира. Горели свечи. Люди молились и пели песни «Куин»
Ушел из жизни человек, великому искусству которого еще долго будет удивляться человечество.
(Зажигается свеча. Идет видеоклип)
В1. М.Ю.Лермонтов. Знаменитая драма «Маскарад.»
Петербург, 1835год. Высший свет петербургского общества захлестнула волна маскарадов, которые пользовались необычайно шумным успехом. На одном из таких маскарадов и будет происходить действие нашего следующего рассказа.
В2. Итак… Он – Арбенин Евгений Александрович – умудренный опытом бурной жизни, богатый дворянин. В своей жизни…
«…все видел,
Все предчувствовал, все понял, все узнал,
Любил он часто, чаще ненавидел!»
В1. Разочаровавшись в жизни, он отошел от светских дел и жил долгое время в уединении.
«И тяжко стало ему и скучно жить!
И кто-то подал ему тогда совет лукавый:
Жениться…чтоб иметь святое право
Уж ровно никого на свете не любить.
И он нашел жену, покорное созданье.
Она была прекрасна и нежна,
Как агнец божий на закланье им к алтарю приведена… »
В2. К своему глубокому удивлению, в его истлевшей душе вновь вспыхнул огонь любви.
«Опять мечты, опять любовь
В пустой груди бушует на просторе;
Изломанный челнок, он снова брошен в море…»
В1. Она – Арбенина Анастасия Павловна (Нина)-молода, скромна, наивна, хорошо воспитана и безумно влюблена в своего мужа.
Волею судьбы их чувству пришлось столкнуться с самой гнусной человеческой подлостью – клеветой. Арбенин узнает, что жена ему неверна. Клевета запущена и ядовитой стрелой попадает в цель – гибнет любовь.
«Есть чувство адское, оно вскипит в крови
И, вызвав демонов, вселит их в рай любви,
Лобзанья отравит, оледенит объятья,
Взор нем превратит в шипящий вопль проклятья,
Отнимет все: и свет, и слезы у очей,
В прельстительных власах – укажет свитых змей,
В улыбке алых уст – гиены оскабленье
И в тихом шепоте – ехиднено шипенье…»
В1. А вокруг шумит маскарад. Музыка, танцы, прекрасные костюмы, безудержное веселье и таинственные, сокрытые под масками лица…
(вальс).
Вальс прерывается, Арбенин грубо поворачивает к себе Нину и, страшно задыхаясь, говорит…
Арбенин. Послушай, Нина …Я рожден
С душой кипучею, как лава,
Покуда не растопится, тверда
Она, как камень…, но плоха забава
С ее потоком встретится тогда,
Тогда не жди прощенья-
Закона я на месть свою не привожу,
Носам, без слез и сожаленья,
Две наши жизни разорву!
Нина. Не подходи… О, как ты страшен!
Не знаю, кто меня клеветал,
Но я прощаю вам; я не виновна в этом;
Жалею, хоть помочь вам не могу,
И чтоб утешить вас, конечно, не солгу.
Арбенин. О, замолчи… прошу тебя…довольно…
Нина Послушай …я невинна …пусть меня накажет Бог,- послушай…
Арбенин. Наизусть я знаю все, что скажешь ты.
Нина. Мне больно твои упреки слушать…
Арбенин. Ну, почести, признанье в пору…
Нина. Выслушай, молю; О, боже, но чего ты хочешь?
Арбенин. Мести!
Нина. Ужели много ждет меня таких минут?
О, перестань…ты ревностью своею
Меня убьешь… я не умею
Просить, и ты неумолим…
Я молода – я жить хочу!
(Нина убегает).
Арбенин. Все ясно ревности – а доказательств нет!
Боюсь ошибки – а терпеть нет силы –
Оставить так, забыть минутный бред?
Такая жизнь страшней могилы!
(Арбенин уходит)
В1. Конец этой драмы трагичен. Арбенин, ослепленный ревностью, не внимая никаким просьбам и оправданьям о невинности жены-убивает ее.
В2. Нина умирает в тяжелых физических и моральных мучениях, проклиная того, кого так преданно любила…
В1. Ревность – черная сторона любви.
Ревность – тень любви, преследующая ее по пятам. Она как предатель крадется за спиной, выжидая время для нанесения смертельного удара. Орудие ревности: клевета, сплетни, зависть, предательство, ложь.
В2. Мы сегодня пролистали всего несколько страниц многовековой книги высшего человеческого чувства.
В1. Вы увидели красную и черную стороны любви: взлеты и падения, восторг и разочарование, радость и горе.
В2. И как ни горько нам осознать, что человек бывает слеп и беспомощен – мы твердо верим в силу человеческого разума.
В1. Лучшие человеческие качества даны нам, чтобы защитить наш мир. Сделать его чистым, радостным и добрым.
В2. А для этого мы должны знать какой бедой могут обернуться окружающие нас пороки-наркомания, алкоголь, СПИД.
В1. Предотвратить это человек сможет только тогда, когда найдет в себе силы сказать твердое «нет» подлости, зависти, клевете, злословию, слабоволию, лицемерию.
В2. Быть сильными и добрыми нам помогут любовь, ладонь и плечо друга, улыбки наших близких и те простые и мудрые слова: совесть, честь, милосердие и порядочность.