Формирование позитивного самоотношения у младших школьников с ОВЗ
Формирование позитивного самоотношения у младших школьников с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) - особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Самоотношение таких школьников с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажён, самопринятие слабо выражено. Самоотношение можно определить как отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, самооценку, самопринятие, любовь к себе, самообвинение, самокритику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование позитивного самоотношения у младших школьников с ОВЗ»
Формирование позитивного самоотношения у младших школьников с ОВЗ
Причиной заниженной самооценки и самоотношения у детей может быть факт их отличия от других детей по причине, например проблем со здоровьем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) - особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Самоотношение таких школьников с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажён, самопринятие слабо выражено. Самоотношение можно определить как отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, самооценку, самопринятие, любовь к себе, самообвинение, самокритику.
В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей.
Сложность личности ребенка с ОВЗ требует соблюдения основных принципов работы с такими детьми :
Принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе сопровождения ребёнка с ОВЗ учитывается не каждая отдельная функция, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. Педагог, воспитатель должен принимать таких детей как самостоятельных, уникальных, автономных индивидов, за которыми признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.
Каузальный принцип. Сопровождение детей с нарушениями в развитии должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
Принцип комплексности. Педагогическую работу с детьми можно рассматривать только в комплексе медико-психолого-педагогических воздействий. Ее эффективность в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, педагог должен владеть полной информацией о причинах и специфике заболевания, предстоящей тактике лечения, сроках госпитализации, перспективах медицинской реабилитации.
Принцип деятельностного подхода. Воспитательная работа должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. У младшего школьника это учебная деятельность. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Эффективность помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Одним из наиболее продуктивных видов деятельности для таких детей является художественно-творческая.
В процессе художественного творчества учащихся с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие основные проблемы самоотношения:
1. Проблема формирования целостного и позитивного представления о самих себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую формируется искажённое либо негативно окрашенное представление о себе. В конце младшего школьного возраста добавляется представление о собственном внешнем виде; у детей могут появляться комплексы, связанные с их отличиями от других людей. В творчестве формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию. Ребёнок отвечает на вопросы «кто я?», «какой я?». Решением данной проблемы является создание условий для самопознания, самопринятия ребёнка, формирования у него адекватного и позитивного образа «Я» в процессе творческой деятельности.
Формированию физического образа «Я» способствуют занятия на темы «Автопортрет», «Я в прошлом, настоящем и будущем», «Мои качества», «Мои достоинства» и другие. Можно предложить ребёнку нарисовать, слепить, протанцевать, проиграть различные образы самого себя.
2. Проблема развития эмоционально-ценностного отношения к себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую нарушена область проявления эмоций. Арт-терапия, то есть исцеление с помощью искусства, является важной в сопровождении ребёнка с ОВЗ. В процессе художественного творчества происходит эмоциональное отреагирование скрытых и подавленных чувств. Использование творчества позволяет скорректировать особенности психоэмоциональной сферы учащегося с ОВЗ, отвлекает от сосредоточенности на заболевании.
Упражнения, направленные на развитие самоотношения, адекватной самооценки призваны обеспечить для ребёнка эмоциональную разгрузку с последующим формированием позитивного отношения к самому себе.
Например, упражнение для эмоциональной разгрузки «Танец руками». Каждый выходит в центр и только движениями рук показывает своё настроение, свой образ на сегодняшний день. После этого - узнать у детей, как каждый понял значение «танца руками», исполненного его сверстниками.
3. Проблема развития социального «Я».
У детей, у которых затруднено выражение собственных мыслей в силу психических или физических факторов, важным является невербальное выражение своих чувств, мыслей, отношения к действительности. В процессе групповой творческой деятельности происходит раскрытие собственного потенциала ребёнком через восприятие других, самовыражение, преодоление чувства одиночества. Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества - это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. С помощью художественного творчества ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве. Поэтому решением проблемы коммуникативного аспекта ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является включение его в групповую творческую работу с остальными детьми.
Важным методом развития социального «Я» является детский театр, психодрама с детьми.
Сюжетно-ролевые игры содействуют развитию самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Для детей с серьёзными проблемами в здоровье и низким социальным опытом рекомендуется проигрывание известных сказок. Педагог с ребенком обговаривает суть сказки по определённым вопросам, которые помогают ребенку восстановить образы героев сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять испытания, в которые попадают персонажи. Создается образ героя сказки. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера.
4. Проблема самоактуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ОВЗ необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. В пространстве школы такие учащиеся не всегда могут полностью реализовать свой внутренний потенциал в силу своего заболевания, частых пропусков, невозможности сосредоточиться на уроках. В процессе совместного творчества, организованном на занятии, дети учатся быть активными, самостоятельными и ответственными. В процессе создания художественных продуктов перед детьми расширяется пространство профессионального и жизненного пути.
Так можно использовать упражнение «Моя сказка». Ребятам предлагается самим написать сказку. Для этого педагог предлагает придумать 10 любых слов и записать их на бумаге. Используя эти слова, нужно написать сказку. Выберите, что или кто из них будет главным героем, а кто - его врагом, его другом, что из этого будет волшебным.
Затем происходит обсуждение.
forpozrel_2
Важным является и создание определённого творческого продукта, так как детям с особыми потребностями особенно необходимо подтверждение их «нужности», пользы, значимости в виде наглядного результата. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. Поэтому использование художественно-творческих технологий в работе педагогов является важным фактором гармоничного развития личности и позитивного самоотношения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.