ГКОУ РО Донецкая школа – интернат
Выступление на педсовете
«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ»
Подготовил
учитель трудового обучения
А. Н. Поваляев
2016 - 2017
учебный год
Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский
Слайд 1,2 Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству.
В Ростовской области неуклонно растёт интерес к казачьему образованию, позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности Донской культуры, развивать богатое историческое наследие, традиции и обряды Донских казаков.
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.
Культуру Донского края невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Учащиеся должны понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Слайд 3
Главной задачей школы выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых учащимися, наиболее доступные им: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив характерное для данной местности или данного края.
Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования быта. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки. Слайд 4
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Слайд 5
Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для учащихся, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Слайд 6
Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
И еще, народное воспитание создает у учащихся осознание своей сопричастности не только семье, классу или школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Ведущими формами деятельности, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма и возрождение духовности, являются: Слайд 7
кружки, факультативы; Слайд 8
массовые литературные, музыкальные, театральные праздники; Слайд 9
выставки детских работ; Слайд 10
экскурсии к памятникам зодчества, на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; Слайд 11
посещение музеев города и области, фестивалей исполнителей народной музыки, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества;
соревнования и конкурсы. Слайд 12
Слайд 13,14 Исходя из этого, роль регионального компонента в ознакомлении учащихся с историей родного края значительна и выражается в следующем:
воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах Ростовской области;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах совместной деятельности педагога и учащегося, через режимные моменты и самостоятельную деятельность детей - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Анализ образовательного процесса в нашем образовательном учреждении показал, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги испытывают затруднения в ее реализации. Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом школы – интерната остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину, родной край.
Таким образом, разработка программы учреждения по национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности на основе регионального казачьего компонента является на данный период своевременной и актуальной.