kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование социально-бытовых навыков с использованием элементов кулинарного творчества у инвалидов и лиц с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социально-бытовых навыков у инвалидов и лиц с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Формирование социально-бытовых навыков с использованием элементов кулинарного творчества у инвалидов и лиц с ОВЗ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование социально-бытовых навыков с использованием элементов кулинарного творчества у инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях общежития.



Составила: Порошина О.Н.



Сергиев Посад

2017





Содержание

Введение …………………………………………………………………3

Основная часть ………………………………………………………… .5

Заключение……………………………………………………… …… ..31 Список использованной литературы………………………………… .32

Приложение………………………………………………………… …36







































Введение.

В нашем социально-экономическом техникуме учатся дети из полных и неполных семей, школ-интернатов, детских домов. Они очень разные, но есть то, что их объединяет. Это дети, которым не повезло в жизни. С самого начала, или чуть позже, по независящим от них обстоятельствам. Они – инвалиды.

Детям с нарушениями в физическом развитии многого не хватает в жизни, в то же время, они привыкают жить на государственном обеспечении, что зачастую формирует в них потребительское отношение к миру и затрудняет их социальную адаптацию. Необходимо изменить это положение вещей.

Наш техникум создан для того, чтобы помочь детям-инвалидам стать полноправными членами нашего общества путём содействия их социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации через занятия различными видами деятельности.

Для того, чтобы вернуть ребенку активность, уверенность и желание бороться с заболеванием, в техникуме созданы комфортабельные условия: учебный корпус, современное общежитие, спортивно-реабилитационный комплекс, уютные помещения для занятий творчеством.

У нас работают сотрудники: преподаватели, воспитатели, педагоги дополнительного образования, которые открыты к общению, и , действительно, любят то, что делают.

После основных занятий развитие идет по следующим направлениям:

- оказание помощи комплексной социальной реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности обучающихся и студентов;

- коррекционно-развивающая помощь, в основе которой лежит учёт индивидуальных потребностей обучающихся, исходя из их возраста и уровня психофизического развития;

- социальная интеграция обучающихся, которые должны иметь возможность общения со сверстниками и приобретать навыки адекватного социального поведения;

- оказание психологической поддержки;

- формирование (восстановление) навыков самообслуживания, общения, поведения в быту;

- спортивно-оздоровительная реабилитация;

- развитие творческих способностей;

- организация досуга.

Обучащихся ожидает теплота встречи, атмосфера радости и творчества, возможность общения и получения информации по различным видам творческого труда, спорта, духовного и физического оздоровления и реабилитации.

Актуальность исследования. 

Инвалиды и лица с ОВЗ в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в социальном и медицинском обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов услуг и помощи, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социальных и реабилитационных услуг, вспомогательных приспособлений и средств, материальной и иной поддержки. Своевременное и адекватное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано предоставить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных средств и путей решения проблем. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, должно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. Данная тема на сегодняшний день очень актуальна, т. к. в нашей стране нетрудоспособные граждане является предметом поддержки со стороны государства, которое социальную политику в условиях экономического кризиса считает приоритетным направлением деятельности. Рассматривая социализацию личности и как достижение ею определенного социального статуса, нельзя не увидеть, насколько серьезным является противоречие между желанием инвалида достигнуть определенного положения в обществе (или, по крайней мере, сохранить существующий) и возможностью реализации данной цели.

Основная часть. Социально-бытовая реабилитация.

Понимание социальной реабилитации прошло свой достаточно содержательный путь развития. На начальном этапе рассматривался чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Далее начинается переход от чисто медицинского подхода к социально-психологической модели, а в рамках социально-психологической модели реабилитация рассматривается не только как восстановление функций трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида [3, с. 55]. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, лиц с ОВЗ невозможна без предоставления им различных видов услуг и помощи, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социальных и реабилитационных услуг, вспомогательных приспособлений и средств, материальной и иной поддержки.

Своевременное и адекватное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано предоставить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных средств и путей решения проблем .

Государство, обеспечивая социальную защищенность таких людей, должно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Анализ литературы и практики позволяет обнаружить противоречие в том, что, с одной стороны, проблеме социализации инвалидов уделяют внимание, но, с другой стороны, существует недостаточное количество реабилитационных центров, программ по адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране проблема предоставления помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных и важных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Социальная реабилитация – это процесс и система определения оптимальных механизмов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретных средовых и социальных условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных инвалидом социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Нужно рассматривать социальную реабилитацию как систему мер, направленных на восстановление утраченных или разрушенных в силу каких-либо причин отношений и общественных связей, личностно и социально значимых характеристик, возможностей и свойств субъекта.

В зависимости от специфики и характера перенесенного заболевания у инвалидов возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к различным видам социальной недостаточности:

- нарушение функций самообслуживания (лица с психическими заболеваниями лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата);

- нарушение способности передвижения;

- нарушение возможностей к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);

- нарушение способности к обучению;

- нарушение способности к ориентации;

- нарушение способности к общению;

- нарушение способности контролировать свое поведение [20, c.75].

Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к общественной, самостоятельной и семейно – бытовой деятельности.

Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности [22, c.53].

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

- социально – бытовая реабилитация;

- социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде [19, c.52].

Рассмотрим подробнее эти направления.

Социально – бытовая реабилитация заключается в восстановлении и приобретении утраченных в результате болезни, деятельности и навыков самообслуживания в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации: 1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально-бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения. 2. Образование и обучение – обучаем инвалида навыкам. 3. Самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. [24, c.211]. Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, возобновление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация разделяется на два процесса: - приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий; - обучение инвалида жить в обычном социуме [30, c.132]. В результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации: - социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией. - социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). - социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения [4, с. 78].

Цель воспитания обучающихся –создание условий для формирования и развития личности, гармонизация личности, развитие умений и навыков, позволяющих наиболее успешно адаптироваться в обычную социокультурную среду, принять социальную роль, достигнуть позитивных изменений образа жизни, что является очень важным моментом для обучающихся нашего учебного заведения, так как для многих детей в силу их физического и психического здоровья – это первый опыт тесного общения со сверстниками, с преподавателями, первый опыт проживания вне дома без помощи родных и близких Работа воспитателя- целенаправленная, системная, планируемая деятельность ,основанная на анализе предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, на основе гуманно-личностного подхода с учетом актуальных задач, ситуацией в коллективе проживающих в общежитии обучающихся.

В качестве принципов, определяющих цели воспитания, выступают следующие:

-принцип гуманизации, который подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса;

=принцип природосообразности , предполагающий, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов;

-принцип культуросообразности, который требует приобщения к различным ценностям культуры, этноса, общества;

-принцип диалогичности - сотрудничество, сотворчество детей и их родителей, воспитателей, классных руководителей, администрации;

-принцип адаптивности, предполагающий создание соответствующих условий и приспособление, привыкание к ним;

-принцип успешности, ориентированный на положительный результат;

-принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов, практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы , физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности.

В своей работе я руководствуюсь «Рекомендациями педагога-психолога для работы воспитателей с обучающимися в общежитии»:

Руководствоваться в своей работе принципом принятия.

Стремиться выстраивать доверительные отношения с обучающимися.

Стремиться, чтобы каждый обучающийся обрел в нашем учреждении взрослого друга-наставника, к которому всегда мог бы обраться за помощью и психологической, товарищеской поддержкой.

При этом необходимо единство требований, доброжелательное предъявление этих требований, при предъявлении требований учитывать состояние здоровья обучающихся, в том числе психического.

Многократное доброжелательное, даже возможно монотонное повторение правил и требований. Объяснение, обоснование этих требований.

Расширять сферу интересов обучающихся через совместную деятельность: совместный просмотр новостей, фильмов с (сопровождать комментариями педагогов), использовать настольные игры, пазлы. Цель: минимизировать чтение морали, осуществлять воспитание и коррекцию поведения исподволь, через конкретные наглядные примеры в фильмах, новостях и т.д.

В процессе воспитательной работы социально-бытовая реабилитация является одним из приоритетных направлений, в процессе которого происходит обучение ребят самостоятельному ориентированию в окружающей обстановке, правильному восприятию и анализу ее состояния и адекватному реагироваию на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения. Данная работа начинается с элементарного- знакомства с окружающими предметами, бытовыми приборами: чайником, электрической плитой, утюгом, гладильной доской, микроволновой печью, стиральной машиной.

Следующий этап- формирование (восстановление утраченных ) социально-бытовых навыков самообслуживания, поведения в быту , персональной сохранности, режиму дня. В общежитии ребята сами наводят порядок в своих комнатах. Каждое утро санитарной комиссией, в которую входят представители совета обучающихся, медработник, воспитатель, проверяется санитарное состояние комнат.

Для формирования мотивации, выставляются оценки в санбюллетень, который вывешивают на информационном стенде , каждый понедельник результаты объявляются на общей линейке; каждую среду ребята самостоятельно меняют постельное белье, каждый - проводят генеральную уборку в комнатах, во время которой должны выполнить определенные требования( вымыть зеркало, раковину, вынести мусор, вытереть пыль, убрать в шкафу и в тумбочке и т.д.). результат также проверяется и оценивается санкомиссией; каждый год проводится конкурс на лучшую комнату среди девочек и среди мальчиков, в результате которого оценивается не только санитарное состояние комнат, но и психологический климат, умение бесконфликтно жить; каждый вечер , согласно графика, производится уборка в бытовой комнате; в столовой назначаются дежурные,

которые помогают накрывать на столы, раздавать пищу, убирать после еды; активно ребята принимают участие в уборке территории от листьев, снега, льда.



Много внимания уделяется формированию здорового образа жизни. особенно режиму дня обучающихся- требованиям своевременного отбоя и подъема. В начале учебного года это всегда вызывает определенные трудности. Однако в результате целенаправленной работы эту проблему удается преодолеть. Проводятся различные акции, мероприятия, выпускаются бюллетени, информационные листы по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек и т.д.





Это работа, которая выполняется ежедневно всеми воспитателями, т.к. вопросы воспитания и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания обучающихся –создание условий для формирования и развития личности, гармонизация личности, развитие умений и навыков, позволяющих наиболее успешно адаптироваться в обычную социокультурную среду, принять социальную роль, достигнуть позитивных изменений образа жизни, что является очень важным моментом для обучающихся нашего учебного заведения, так как для многих детей в силу их физического и психического здоровья – нахождение в техникуме, в общежитии - это первый опыт тесного общения со сверстниками, с преподавателями, первый опыт проживания вне дома без помощи родных и близких. Работая над методической проблемой «Социализация инвалидов и лиц с ОВЗ» была разработана программа занятий по интересам «Успех» , направленная на успешную социальную адаптацию . «Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности [22, c.53].

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

- социально – бытовая реабилитация;

- социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде [19, c.52].

Социально – бытовая реабилитация заключается в восстановлении и приобретении утраченных в результате болезни, деятельности и навыков самообслуживания в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида.

Были разработаны рекомендации по реализации программы занятий по интересам «Успех»,разработан цикл занятий , способствующих социально-бытовой реабилитации и адаптации.

Программа была составлена после устного опроса проживающих, в ходе которого и были выяснены наиболее интересующие вопросы и темы, которые бы, по мнению опрошенных, содействовали бы успешной социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .Поэтому программа состоит из нескольких блоков:

-«Уютный дом», в котором рассматриваются вопросы о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических норм ведения домашнего хозяйства, нравственные аспекты семейного «общежития» , умения разрешать конфликты и избегать ситуаций, приводящих к стрессам;

-«Люблю готовить», в котором рассматриваются основы рационального питания и приобретаются элементарные практические навыки приготовления пищи и навыки самообслуживания в организации питания;

- «Если хочешь быть красивой», в ходе работы над которым приобретаются и формируются практические навыки и умения ухода за собой, развивается уверенность в себе, происходит выработка неприятия вредных привычек, воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, приобретаются элементарные навыки здоровьесбережения в различных жизненных ситуациях.

Программа предназначена для воспитателей общежитий, преподавателям дополнительного образования.

Цель программы:  изучить, обосновать возможности программы занятий по интересам «Успех» как средства социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; формирования социально-бытовых умений и навыков, обеспечивающих возможность полноценного функционирования, независимого образа жизни , умениия использовать полученные знания на практике.
Задачи:

формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

расширить знания и практические навыки по предложенной программе;

формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических заданий;

воспитывать самостоятельность , трудолюбие, аккуратность;

развивать эстетический вкус и творческую инициативу;

развивать и коррегировать мелкую моторику и координацию рук;

воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

умело использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Принципы организации занятий:

1.Взаимоотношения воспитателя и учащегося основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.

2.Организация занятия строится с учетом разновозрастного и разноуровневого развития учащихся.

3.Содержание занятий подбирается , прежде всего, с учетом реальных жизненных потребностей учащихся , обеспечивается их практическая направленность.

В основу разработки занятий по интересам «Успех» положена авторская программа - А. Б. Бородина «Социальная адаптация детей к самостоятельной жизни».

По целевой направленности программа развивающая и коррегирующая.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся ,занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы и формы организации занятий:

  • рассказ,диалог,беседа,проблемно-игровыеситуации,конкурсы-соревнования,практическая деятельность, коллективно-творческие дела;

  • популярные психологические тесты, анкетирование – всегда желанное занятие, способствующее самопознанию;


при этом необходимо активно использовать наглядные материалы и образцы. Широко используется выпуск различных бюллетней, листов здоровья, пропагандирующих здоровый образ жизни. В ходе работы планируются групповые занятия, а по мере необходимости будут проводиться и индивидуальные занятия по соблюдению режима труда и отдыха, рациональному питанию, обучению навыкам самооздоровления и сохранения активного образа жизни.

Приоритетной является реализация индивидуального подхода к осуществлению адаптационных и реабилитационных мероприятий.

Учащиеся должны быть не только зрителями и слушателями, но и активными участниками, готовыми применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Предполагаемый результат реализации программы:

в содержание каждого занятия включается материал по формированию навыков личной безопасности, заложены возможности формирования у учащихся универсальных навыков:

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных и ключевых компетенций:



личностные -

ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание;

способность к самооценке;



коммуникативные универсальные учебные действия-

умение выражать свои мысли;

. постановка вопросов;

 способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;

планирование совместной деятельности;

управление поведением;



регулятивные-

целеполагание;

волевая саморегуляция;

коррекция;



познавательные универсальные:

общеучебные- умение структурировать знания; планирование деятельности;

формулирование цели,

логические- анализ объектов;

синтез;

классификация объектов;

доказательство;

построение логической цепи рассуждений.

К концу освоения программы учащиеся должны

знать:

что такое здоровый образ жизни,

элементарные правила здоровьесбережения,

основные санитарно-гигиенические нормы ведения домашнего хозяйства ,

основы рационального питания, способствующие нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

основные правила и требования ухода за собой;

пагубное влияние вредных привычек на организм.



Уметь:

-соблюдать правила по техники безопасности;

- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;

-ухаживать за своей внешностью;

-готовить определенные блюда;

 - правильно вести себя за столом;

- сервировать стол.



Условия реализации программы.

Методическое и дидактическое обеспечение:

-методические разработки, планы-конспекты, методические указания и рекомендации;

-методическая, дополнительная литература;

-развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, анкеты, игры, викторины;

-дидактические материалы;

-видео-фото каталоги: фотографии, репродукции, альбомы;

-литературные источники: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;

-популярные журналы («Люблю готовить», «Лучшие рецепты» и мн. др.)

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач;

•умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.


Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки воспитатель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у учащихся сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Эффективность программы оценивается по результатам сравнения результатов диагностик , анкет , тестирований , бесед , проведенных перед началом проведения занятий и после;

в сформированности навыков личной гигиены;

деятельного подхода к своему здоровью;

умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Техника безопасности во время работы:

-Учащиеся могут приступать к работе только после предварительного вводного инструктажа по охране труда и личной безопасности, подробного объяснения воспитателем безопасных приемов работы.

-Соблюдение правильного режима отдыха и труда, проведения физкульминуток.

-По окончании работы учащиеся должны убрать весь используемый инвентарь .

Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи, которые позволяют человеку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование ,приобрести чувство уверенности. Таким образом,у учащиехся, в особенности у учащихся с ограниченными возможностями, уменьшается опасность «невыживания» в отсутствии взрослых в самостоятельной жизни, что значительно повышает уровень адаптации и содействует успешной социализации.

Срок реализации 1 год - 20 занятий по 2 часа.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на аспекте воспитательной работы- формирование (восстановление утраченных ) социально-бытовых навыков самообслуживания , а именно-формировании социально-бытовых навыков с использованием элементов кулинарного творчества у инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях общежития. Как было сказано выше, в 2013 года была разработана программа занятий. В ходе работы содержание программы менялось, трансформировалось (больше внимания уделялось тому, что больше нравится ребятам, вопросам, которые ребята посчитали наиболее значимыми и важными для них. Так, программа состоит из нескольких блоков: «Уютный дом», «Люблю готовить», «Если хочешь быть красивой»- все три блока направлены на формирование социально-бытовых навыков- ведению домашнего хозяйства, проводятся практические занятия по приготовлению пищи, умению ухаживать за своим телом. И, конечно же, нужно отметить, что большей популярностью пользуется блок программы «Люблю готовить». Для проведения занятий необходимо учитывать определенные условия, обусловленные состоянием наших обучающихся- проблемы со здоровьем, наличие психических заболеваний, недоразвитие способностей к самообслуживанию, самообеспечению, к продуктивной деятельности, недоступность пространственной среды, проблемы в сфере общения со сверстниками и многие другие. К условиям, способствующим восстановлению отсутствующих функций у лиц с отклонениями в физическом и психологическом развитии, отнесены следующие:

создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей социально-педагогической работы;

использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям инвалидов;

дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация программ;

организация системы кружковой работы, повышающей уровень развития инвалидов, пробуждающей их интерес к совместной деятельности;

учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей и взрослых. По результатам работы были разработаны рекомендации по проведению занятий: 1. Соблюдать принципы системности и комплексности в организации занятий. 2. Использовать разнообразные формы организации. Только совместное использование занятий по кулинарии с другими формами реабилитации инвалидов дадут положительный эффект на восстановление утраченных навыков. 3. Внедрять информационные технологии в процесс социальной реабилитации (виртуальный поход за покупками в магазин, оформление праздничного стола, игры по развитию навыков этикета). 4. Опираться на зону ближайшего развития с учетом зоны актуального развития лица с ОВЗ. 5. Определить потенциал для дальнейшего предметного самоопределения инвалида. 6. Использовать интегрированный подход в организацию занятий. 7. Изучение опыта работы в данном направлении в других учреждениях. Алгоритм проведения занятий:

Вводная беседа.

Объявление темы занятия.

Инструктаж по технике безопасности.

Групповая работа,( с небольшими перерывами). Допускаются колебания в зависимости от диагноза и самочувствия.

Мониторинг процесса занятия.

Анализ информации о ходе реабилитационного процесса (мотивация, сформированность умений и навыков, особенности мелко-моторных навыков, особенности поведения, общения, контроль эмоций, уровень работоспособности и др.)

Выводы по пройденным занятиям.

Ведущая педагогическая идея программы (и занятий по кулинарии в частности) состоит в выработке мотивации

-к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;

-к формированию положительных качеств личности лица с ОВЗ;

-к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место ( многие ребята приходят с осознанным желанием научиться готовить, чтоб суметь «прокормить» себя в самостоятельной жизни. Особенно это касается тех детей, которые в будущем планируют жить самостоятельно- ребята из ПНИ, детских домов ).

Таким образом, целью нашей работы должно стать формирование личности, способной решать свои психологические проблемы , опираясь на психологическую информацию, которая позволяет ему глубже осознать себя и свое социальное окружение, наладить с ним более гармоничные отношения, обрести новые переживания и ценности жизни. Правильно подобранные методы работы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей-инвалидов оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Программа определяет деятельность в следующих направлениях:

Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.

Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.

Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.

Структура программы:

Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.

Программа включает в себя формирование социально-бытовых навыков, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.

Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.

Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Программный материал расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности обучающимися.

Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

Тематика и планы каждого занятия блока программы «Люблю готовить»(представлены в приложении).

Первое занятие этого блока начинается накануне Нового года. Рассматриваются и обсуждаются варианты украшения праздничного стола . Ребята готовят - из различных источников- интернета, журналов - огромный материал: рецепты и картинки различных блюд, салатов, что обязательно украсит наш стол и сделает в праздник наше настроение еще лучше.

Вот результаты занятий, посвященных Новогодним праздникам.

«Новогодний стол: традиции праздника; меню, приготовление новогодних блюд; украшение стола.









Накануне праздника 8 марта проходили занятия, результатом которых были следующие работы:

В ходе реализации программы много внимания уделяется народным традициям. Приготовление блюд и подготовка к праздникам сопровождается историческими сведениями: при подготовке к празднику Масленицы готовится и материал по истории праздника, традициях русского народа, рассматриваются различные рецепты блинов, рассказывается о русской культуре. Занятие обычно заканчивается веселым чаепитием.



Большой популярностью у ребят пользуются занятия перед праздником Пасхи. Ребята с большой радостью постигают секреты покраски пасхальных яиц, украшения праздничного стола:





Уделяется внимание этикету, правилам хорошего тона, сервировке стола. В ходе реализации программы , наблюдая над участниками, я пришла к следующим выводам: невозможно отрицать благоприятное воздействие занятий по кулинарии на ребят , а также необходимо отметить изменения физического и психологического развития детей с ОВЗ:

Хозяйственно-бытовые навыки.

Уровень хозяйственно-бытовых навыков повысился благодаря комплексу занятий у каждого участника .

Развитие моторных навыков.

Можно отметить, что почти у всех повысился уровень развития моторных навыков., Наиболее выраженная динамика замечена у Зайцева Е., Шермаревича А.

Адаптация в коллективе.

Наблюдения показывают значительные положительные изменения у большинства инвалидов. Следует отметить, что у Кожевникова Н.,Гусарова И. уровень благоприятного воздействия занятий на адаптацию в коллективе повысился значительно. Это можно сказать и многих других ребятах. Ребята с удовольствием вместе что-то готовят, подсказывают друг другу, помогают, а потом за общим столом кушают свои «произведения искусства», пьют чай с замечательным настроением.

Санитарно-гигиенические навыки.

Положительное воздействие занятий на санитарно-гигиенические навыки каждого ребенка-инвалида отразились по-разному. Большинство инвалидов имели средний уровень на начальном этапе коррекционной работы. К концу уровень санитарно -гигиенических навыков значительно повысился. Занятия непосредственно влияют на регуляцию и тренировку основных нервных процессов - процессов возбуждения и торможения, нарушение которых лежит в основе развития психических расстройств. Также можно заметить, что занятия оказали прямое влияние на психическое состояние инвалидов, изменяя направление их психической деятельности от погруженности в болезненные переживания к сосредоточенности на производственных процессах и результатах своего труда, вызывая чувство уверенности, чувство удовлетворения от соучастия в полезной деятельности.

Вывод:

Итак, в процессе занятий по кулинарии у ребят произошли конкретные изменения: от сопротивления к взаимодействию, от пассивности – к продуктивности, от одиночества – к сотрудничеству, от узкой направленности – к свободе творчества, от скованности мелкой моторики – к улучшению моторных функций. На фоне благоприятного климата на занятиях, постепенно растущей уверенности в своих силах, улучшилось эмоциональное состояние, появилось ощущение радости и веры в себя.

Таким образом, применение занятий по кулинарии-повышает психический и физический уровень обучающихся с ОВЗ, позволяет избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от практического применения полученных знаний, помогает приобрести новые коммуникативные связи.

В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация деятельности корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.

Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями  обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Работа по программе необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.

Заключение

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи обучающимся на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; направлена на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы. Инвалиды нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию.

Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. В ходе работы была рассмотрена сущность занятий по кулинарии - как одно из средств социализации лиц с ограниченными возможностями, путем формирования социально-бытовых навыков.

Основная цель - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций. Занятия положительно влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов и существует необходимость заинтересованности инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях.

Можно сказать, что при полном изучении проблем инвалидов возможно эффективнее строить процесс социальной реабилитации. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.

У большинства инвалидов после проведенных занятий мы отмечаем положительную динамику как в состоянии здоровья, так и в эмоциональной сфере.

Библиографический список

Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.

Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / О.С. Андреева // – М., 2012. – №4. – 154 с.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенин // - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.

Антонов В.А. Социальная работа с инвалидами / В.А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.

Богданова О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах / О.А. Богданова // Вологда 2013. – 58 с.

Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.

Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Гераськина; Под ред. А.Н. Сухова // - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 c.

Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.

Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Н.Ф. Деменьтева // – 2012. – №1- 142 с.

Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация. Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова // Москва, 2013. – 300 с.

Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова // Москва, 2013. – 220 с.

Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. Человек: его сущность, развитие и проблемы. / Б.А. Долгалев, В.Н. Ладикова // М.: 2013. - №1. – 268 с.

Ежев С.В. Методические основы социальной реабилитации с инвалидами / С.В. Ежев // СПб.: Питер, 2006. – 301 с.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев // - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.

Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова // М.: Юрайт, 2012. - 442 c.

Иванов И.С. Общественные организации инвалидов в России / М.С. Иванов // М.: Инфра-М, 2011. – 97 с.

Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. / В.А. Качесов // Москва, 2000. – 367 с.

Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: курс лекций. / Б.А. Маршинин // – М.,2002.

Матафонова Т.Ю., Бронников В.А., Надымова М.С. Психологические аспекты инвалидности. XX Мерлиновские чтения. Материалы межрегиональной юбилейной научно-практической конференции, 19-20 мая 2005 г., / Т.Ю. Матрафанова, В.А. Бронников, М.С. Надымова // Пермь, 2005. – 276 с.

Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации / А.А. Модестов // Красноярск, 2013. – 159 с.

Реабилитация инвалидов с нарушенными функциями опоры и движения / Под ред. Л.В. Сытина, Г.К. Золоева, Е.М. Васильченко // Новосибирск, 2003. – 384 с.

Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков // Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.

Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Э.В. Устинова // Тюмень, 2011. – 367 с.

Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Э.В. Устинова // М., 2011. – 230 с.

Холостова Е.И. Словарь – справочник по социальной работе / Е.И. Холостова // Москва: Юрист, 2013. – 115 с.

Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии. Развитие социальной реабилитации в России / Е.И. Холостова // М., 2012. – 245 с.

Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова // М:ИНФРА, 2013–400 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Деменьтева // М., 2012. – 274 с.

Шаталова Е.Ю. Организационно – методические аспекты деятельности социального работника / Е.Ю. Шаталова / Москва, 2013. – 236 с.

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина // СПб.: Питер, 2005. – 316 с.
























Приложение

1. Тематика и планы занятий блока «Люблю готовить».

Занятие 8.

Тема: 2.1. Соблюдение правил безопасности во время приготовления пищи, при работе с электроприборами, с колюще-режущими предметами. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами питания. Спецодежда. Аптечка.

Новогодний стол: традиции праздника; меню, приготовление новогодних блюд; украшение стола.

Цель: -дать понятие «безопасное поведение», познакомить с правилами безопасного поведения во время приготовления пищи ;

-дать понятие «санитарно-гигиенические» нормы;

-познакомить с кулинарными традициями новогоднего стола;

-составить примерное меню новогоднего стола;

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.


Ход занятия:

1. Правила безопасного поведения на кухне.(правила работы с электроприборами, с колюще-режущими предметами).

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами.

3.Оказание первой помощи при различных ситуациях.

4.Кулинарные традиции новогоднего стола.

5.Составление примерного меню на Новый год.

6. Украшение Новогоднего стола.

7. Подведение итогов занятия.

Занятие 9.

Тема:2.2. Основы здорового питания:

рациональное питание- одно из основных условий ЗОЖ;

состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли);

режим питания.

Диета-«за» и «против».

Сервировка стола.

Правила поведения за столом. Основные правила хорошего тона.

Цель: - дать понятие об основах здорового питания ,рациональном питании,

о составе пищи, режиме питания;

-углубить знания о сервировке стола ;

-повторить основные правила хорошего тона.

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Ход занятия:

1. Рациональное питание- одно из основных условий ЗОЖ.

2. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли).

3. Режим питания. Диета-«за» и «против».

4. Сервировка стола.

5. Правила поведения за столом. Основные правила хорошего тона.

6 . Подведение итогов занятия.

Занятие 10.

Тема: 2.3.Чай-здоровье. Целебные свойства чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая. Этикет гостеприимства.

Чаепитие «Диалог за чашкой чая».


Цель: - дать представление о традициях русского чаепития, целебных свойствах чая;

-показать на практике сервировку чайного стола, заваривание чая;

-рассказать об этикете гостеприимства.

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.


Ход занятия:

1.Целебные свойства чая.

2.Сервировка чайного стола.

3. Чаепитие «Диалог за чашкой чая»:

-традиции русского чаепития,

-этикет гостеприимства.

4 . Подведение итогов занятия.


Занятие 11.

Тема: 2.4.Изделия из творога и яиц: приготовление сырников, ленивых вареников, омлета. Пищевая ценность блюд из творога и яиц.

Цель : -освоить технологию приготовления блюд из яиц и творога, правила оформления и подачи.

- ознакомиться с требованиями к качеству. 

- воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядная пособия: учебник под редакцией Н.А.Анфимова «Кулинария», А.В. Сопина «Пособие для повара», сборник рецептур, 2008 года, «Домашняя кулинарная энциклопедия», журнал «Люблю готовить».

Ход занятия.

1. Блюда из яиц и творога, их питательная ценность .
1.1. Яйца. Блюда из яиц.
1.2. Творог. Блюда из творога .
2. Ассортимент блюд из яиц и творога.
2.1. Блюда из яиц .
2.2.Блюда из творога . 3.Технология приготовления блюд (омлет, сырники из творога. вареники). 4. Приготовление блюд по желанию ребят. 5 . Подведение итогов занятия. 6. Уборка рабочего места.

Занятие 12.

Тема :2.5.Праздник блинов.

Масленица: традиции праздника. Разнообразие рецептов блинов.

Культура приготовления и поедания блинов.

Чаепитие с блинами «Души не чаю…»

Цель : - воспитание духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, приобщение к культурным традиция русского народа;

-расширение кругозора обучающихся;

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядныепособия: учебник под редакцией Н.А.Анфимова «Кулинария», Сопина «Пособие для повара» сборник рецептур, 2008 года технологические карты, плакаты, журналы: «готовим с шеф-поваром», «Домашняя кулинарная энциклопедия».

Ход занятия:

1. Масленица: традиции праздника.

2.Блины- излюбленное блюдо русского народа..

3.История появления блинов.

4.Многообразие рецептов.

5.Выпекание блинов.

6.Чаепитие и проведение викторины.

7 . Подведение итогов занятия.

8. Уборка рабочего места.

Занятие 13.

Тема : 2.6.Первые блюда. Разнообразие первых блюд, их значение в рационе человека.

Приготовление куриного супа.

Цель : - познакомить с разнообразием первых блюд , их значением в рационе;

- научить готовить куриный суп;

- расширение кругозора обучающихся;

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядные пособия: учебник под редакцией Н.А.Анфимова «Кулинария», А.В.Сопина «Пособие для повара». сборник рецептур, журналы: «готовим с шеф-поваром», «Домашняя кулинарная энциклопедия».

Ход занятия:

1. Разнообразие первых блюд. Их значение в рационе человека.

2. Традиции русского народа. Популярные русские первые блюда.

3. Приготовление куриного супа.

4 . Подведение итогов занятия.

5. Уборка рабочего места

Занятие 14.

Тема : 2.7.Изделия из круп: питательная ценность круп, обработка, способы приготовления различных каш. Гарниры. Приготовление картофельного пюре.

Цель : - познакомить с разнообразием круп , их значением в рационе;

- научить готовить отдельные виды каш;

- расширение кругозора обучающихся;

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядные пособия: учебник под редакцией Н.А.Анфимова «Кулинария», А.В.Сопина «Пособие для повара». сборник рецептур, журналы: «готовим с шеф-поваром», «Домашняя кулинарная энциклопедия».

Ход занятия:

1. Разнообразие круп . Их значение в рационе человека.

2. Традиции русского народа. Популярные русские блюда.

3. Приготовление каш.

4 . Подведение итогов занятия.

5. Уборка рабочего места

Занятие 15.

Тема : 2.8.Разнообразие салатов .Витаминная ценность , рецепты популярных салатов.

Приготовление салата( по выбору ребят).

Цель : - ознакомить с рецептами приготовления блюд из овощей;

· - показать оформление и приготовление блюд с помощью слайдов;

- формировать и развивать навыки по первичной обработке овощей, приготовлению из них различных блюд;

·   - воспитывать эстетический вкус; прививать навыки культуры труда и аккуратность;

·  - развивать творческие способности.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядные пособия: учебник под редакцией Н.А.Анфимова «Кулинария», А.В. Сопина «Пособие для повара» сборник рецептур, 2008 года, журналы: «Готовим с шеф-поваром», «Люблю готовить»,«Домашняя кулинарная энциклопедия».



Ход занятия:

1. Разнообразие холодных блюд . Их значение в рационе человека.

2. Традиции русского народа. Популярные русские блюда.

3. Приготовление салатов ( бутербродов) по желанию ребят.

4 . Подведение итогов занятия.

5. Уборка рабочего места

Занятие 16.

Тема: 2.9.Волшебные превращения: свинка, грибок из яйца и помидора, «веселая глазунья» и мн. другое.

Цель : - познакомить с разнообразием блюд , их значением в рационе;

- научить готовить;

- расширение кругозора обучающихся;

-воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядные пособия: учебник под редакцией Н.А. Анфимова «Кулинария», А.В. Сопина «Пособие для повара» сборник рецептур, 2008 года, журналы: «Готовим с шеф-поваром», «Люблю готовить», «Домашняя кулинарная энциклопедия».

Ход занятия:

1. Разнообразие блюд. Их значение в рационе человека.

2. Приготовление блюд.

3. Подведение итогов занятия .

4. Уборка рабочего места.

Занятие 17.

Тема : 2.10.Блюда из мяса: виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса.

Приготовление котлетной массы и блюд из нее.

Цель :

- познакомить с разнообразием блюд из мяса; познакомить с условиями хранения и обработки мяса;

- обучить приготовлению котлетной массы .и котлет из нее;

- расширение кругозора обучающихся;

- воспитание культурного, всесторонне развитого человека.

Инвентарь: ножи, разделочные доски, столовые приборы, столовая посуда.

Наглядные пособия: учебник под редакцией Н.А. Анфимова «Кулинария», Сопина «Пособие для повара»

сборник рецептур, 2008 года,

технологические карты, плакаты, журналы: «Готовим с шеф-поваром», «Люблю готовить», «Домашняя кулинарная энциклопедия».

Ход занятия:

1.Виды мяса. Питательная ценность мяса.

2. Хранение и обработка мяса..

3. . Подготовка продуктов.

4. Приготовление котлетной массы

5. Полуфабрикаты из котлетной массы.

6 . Подведение итогов занятия.

7. Уборка рабочего места.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Порошина Ольга Николаевна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485394

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства