kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Философия успеха. Ресурсный психотренинг Капля на стекле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Диссоциированный взгляд на жизненные проблемы, изменение их восприятия;
  • расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;
  • повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга.

Просмотр содержимого документа
«Философия успеха. Ресурсный психотренинг Капля на стекле»

Философия успеха. Ресурсный психотренинг Капля на стекле


«Вероятно, наша Земля – единственная планета во Вселенной, на которой зародилась и продолжает развиваться жизнь. От одной ступени эволюции к другой, несмотря на возникавшие трудности и конфликты. Жизнь способна преодолеть любые препятствия. Сегодня нам ясно, что эти препятствия всегда были предпосылками для перехода на более высокий уровень развития…
Успех – это способность преодолевать препятствия, способность разрешать проблемы…»
Николаус Б. Энкельманн, 1990г.
Методика «Капля на стекле»
Цели:

  • Диссоциированный взгляд на жизненные проблемы, изменение их восприятия;

  • расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;

  • повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга.

Задачи:

  • cоздать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы, снятию уникальности проблемного опыта, расширению стратегического репертуара поведения в кризисных ситуациях;

  • актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях;

  • акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.

«Капля на стекле» может использоваться в качестве основного упражнения одного из занятий тренинга личностного роста; в качестве одной из вводных методик тренинга развития жизненных умений; в социально-психологическом тренинге дает интересный материал для отработки навыков активного слушания. В различных модификациях методика применяется в тренинговой работе и старшеклассниками, и учителями.
Медитация-визуализация занимает в различных вариантах от 15 до 20 минут. Общее время, включая обсуждение 1 – 1,5 ч.
Описание методики
Музыкальное сопровождение
Подборки композиций из альбомов KITARO: «SILVER CLOUD», «KOJIKI», GENE: электронная Вселенная – природные зарисовки; KARUNESH: Sounds of The Heart.
I этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по тради-ционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию. Например: 
1) Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно. Представьте… Или: 
2) Сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте глаза, расслабьте мышцы лица … шеи … затылка … живота … рук … и ног. Представьте …
II Основной текст.
… Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу… Какие-то стремительно скользят вниз, другие, словно пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут по гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.
По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых – вы знаете это совершенно точно – чистое голубое небо и яркое теплое солнце. Точно также, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым…
И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в высь… свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть… Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома … и кажется … еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она – мечта… И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость… и вас несет назад – вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете как-то повлиять на происходящее и… вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу… И вы снова в свободном полете вниз.
… Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.
… И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку, соединяетесь с ним, становится не важно – нашли вы это семечко рядом с собой, или в себе… и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой… И ощущая небывалый прилив сил, вдохновения… и легкости, вы устремляетесь вверх… обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преград, пробиваясь к солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные лучи играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения, как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира… И не важно, что вам удалось вырастить – маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст… ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.
Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, что неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и… вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это… И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было – путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ,… фильм об одном из вариантов творения судьбы.
И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.
III Вопросы для обсуждения.
Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко? Ассоциации с какими жизненными стратегиями в ситуации ошибки или неожиданного препятствия возникают в связи с полученным в упражнении опытом? 
У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях. У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры – ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.
Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример), образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам, кризисам. Можно делать поясняющие надписи (10-15мин).
Далее происходит обсуждение рисунков, что хотелось выразить, какие ресурсы найдены, осознаны. У каждого участника есть возможность поделиться опытом и получить обратную связь. В обсуждении тренер только организует и активизирует дискуссию, поддерживая поиски каждого участника. Важно подчеркивать, что не существует «правильных» и «неправильных» вариантов стратегий. Конструктивность каждой определяется уникальной жизненной ситуацией участника и его собственным отношением.
Итогом занятия может стать разработка памятки по разрешению проблемных и кризисных ситуаций. В обучающих программах работу .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Философия успеха. Ресурсный психотренинг Капля на стекле

Автор: Булгунова Азиза Владимировна

Дата: 13.04.2018

Номер свидетельства: 466061

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства