Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи
Педагог – психолог МБОУ – СОШ № 10
Кичкинёва В.И.
30.01.22
Критерии девиантности
- Критерий отклонения «-» от нормы
- Критерий устойчивости
- Критерий противоречия этнокультурным нормам
- Критерий санкционируемости
- Критерий несоответствия возрастным нормам социализации
- Критерий деструкции личности и группы
30.01.22
Концепции девиантности
- Философская
- Медико-биологическая
- Психиатрическая
- Социологическая
- Психологическая
30.01.22
Факторы девиантного поведения подростков
30.01.22
На общественном уровне
- дезинтегративные процессы в обществе;
- ценностно-идеологическая дезинтеграция;
- ослабление групповых связей;
- неравномерность распределения общественных ресурсов;
- расслоение общества;
- социально-экономическое и статусное неравенство;
- этнические, конфессиональные, групповые противоречия и конфликты
30.01.22
На нормативно-правовом уровне девиации связаны с
- несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и индивидуальным реалиям;
- противоречивостью социальных норм;
- несовершенством нормативно-правовой базы;
- ограниченностью социально-правового контроля девиантного поведения;
- неадекватной общественной оценкой социальной девиации;
- стигматизацией
30.01.22
На межличностно-групповом уровне девиантность формируется по причине
- низкого группового статуса (дефицита социальных ресурсов; символической дифференциации; маргинальности);
- негативного группового влияния (принуждения, обучения в группе через идентификацию и усвоение групповых норм, ритуализации, моды, негативных стереотипов, конфликтов);
- дефицита групповой поддержки (отсутствия поддерживающей референтной группы; отсутствие удовлетворяющих межличностных отношений; низкий внутригрупповой статус и аутсайдерство)
30.01.22
На деятельностном уровне девиации формируются в связи с неразвитой или фрустрированной потребностью в самореализации и сублимации:
- дефицит образования и культуры,
- социальная невостребованность,
- незанятость,
- несформированность позитивных интересов,
- хроническая неуспешность,
- профессиональное «выгорание» и профессионально-личностная деформация
30.01.22
На конституционально-биологическом и физиологическом уровнях девиации возникают вследствие сниженных адаптивных возможностей:
- низкой выносливости и работоспособности,
- ограниченных физических возможностей,
- чрезмерной или недостаточной активности,
- сниженной или повышенной потребности в общении,
- повышенной или сниженной сензитивности,
- низкой стрессоустойчивости, ригидности, возбудимости, импульсивности,
- пониженного или повышенного интеллекта,
- органических и функциональных нарушений ЦНС,
- психических расстройств
30.01.22
На семейном уровне девиации возникают, если роль семьи в социализации личности нарушена или недостаточна:
- потеря одного или обоих родителей;
- девиантное поведение родителей;
- семейное насилие;
- деструктивные конфликты в семье;
- развод;
- личностные нарушения у родителей;
- нарушения родительских функций (нежной заботы, близости, поддержки, требований, авторитета);
- деформация отношений нормальной зависимости и стабильной привязанности
30.01.22
На индивидуально-личностном уровне отклонения связаны с дезадаптивными свойствами личности:
- нарушения нормативно-правового сознания;
- оппозиционная направленность;
- девиантные ценности;
- эгоцентрическая фиксация;
- негативный или дефицитарный жизненный опыт;
- несформированность коммуникативных навыков;
- эмоциональные нарушения;
- неэффективная саморегуляция;
- нарушения идентичности и поляризация самооценки;
- когнитивные искажения;
- отчуждение от культурной среды; одиночество
30.01.22
На ситуативном уровне отклоняющееся поведение формируется при столкновении личности со такими обстоятельствами как:
- принуждение,
- провокация, угроза жизни и безопасности, соблазнение.
- Также может возникать при дезадаптивных состояниях личности: возрастной кризис, горе, потеря жизненно важных ресурсов, фрустрация, конфликт, травма, физический стресс и переутомление, социально-психологическая дезадаптация
30.01.22
На поведенческом уровне отклонения связаны с самоподкрепляющейся спецификой девиации и ее объекта:
- доступность объекта,
- яркие (пиковые) переживания в момент девиации,
- стойкий поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации;
- положительное личное отношение к девиации,
- скрытая психологическая выгода,
- отрицание негативных последствий девиации и собственной ответственности за нее
30.01.22
Личностям с девиантным поведением присущи следующие характеристики:
- 1) социально-психологическая дезадаптация;
- 2) оппозиционная установка и деформация нормативно-правового сознания;
- 3) поляризация индивидуально-психологических проявлений (дефицит или чрезмерная выраженность отдельных характеристик и свойств личности, ведущих к социально-психологической дезадаптации);
- 4) эмоционально-регуляционная дестабилизация;
- 5) интолерантность и высокое напряжение в сфере межличностых отношений;
- 6) инверсия отношений привязанности (дефицит стабильных удовлетворяющих отношений с близкими и значимыми людьми)
30.01.22
Пропаганда девиантного поведения
30.01.22
Манипулятивные приемы, используемые в пропаганде девиаций
- «Приклеивание или навешивание ярлыков»
- «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность»
- «Перенос» или «трансфер»
- «Я свой»
- «Ссылка на авторитеты»
- «Продвижение через медиаторов»
Виды социальных патологий молодежи
30.01.22
Кибер- и интернет-аддикция
- Факторы
- Мотивы пребывания в виртуальной реальности
- Соматические и психосоциальные последствия
30.01.22
Проституция
- Виды: гостеприимная, эстетическая, религиозная, физиологически обусловленная, гражданская
- Социальная политика в отношении проституции: запрещающая, игнорирующая, контролирующая
30.01.22
Деструктивные религиозные культы
секты западной ориентации,
секты восточной ориентации,
секты сатанистской ориентации,
секты оккультной и языческой практики
30.01.22
Способы вовлечения и удерживания в секте
- «вербовка ослабленных»
- «бомбардировка любовью»
- «шаг за шагом»
- «деление мира на белое и черное»
- «разрушение идентификации»
- «изменение сознания»
- «демонстрация чудес»
- «альенация» (отчуждение)
- «контроль сознания, поведения и поступающей извне информации»
30.01.22
Социально-педагогическая профилактика суицидальных явлений
30.01.22
Суицидологические концепции
- Медико-биологическая
- Психиатрическая
- Социологическая
- Психологическая
- Социально-психологическая
30.01.22
Факторы суицидального поведения
- Внешние : острые психотравмирующие, стрессовые ситуации и обстоятельства, которые подталкивают человека к роковому решению (горе, разлука, вина, несчастная любовь, соматические заболевания и уродства и т.д.).
- Внутренние : психологические особенности личности, способствующие развитию суицидальных мыслей и намерений (эмоциональная нестабильность, астеничность, аффективность, конформизм, душевная боль, инфантильность, дефекты целеполагания и целедостижения, низкий самоконтроль и низкая стрессовая толерантность, трудность волевых усилий).
30.01.22
Виды суицидального поведения психически нормальных людей
- демонстративно-шантажное (когда целью попытки является не уход из жизни, а привлечение внимания к своим проблемам),
- аффективное (попытка убить себя в состоянии аффекта),
- альтруистическое (суицид-самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, группы, человека),
- истинное (цель попытки – уход из жизни под воздействием тяжелых жизненных обстоятельств).
30.01.22
ВНЕШНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (горе, инвалидность, несчастная любовь, физические страдания и др.)
Повторная суицидальная попытка
Суицидальный поступок
Суицидальные намерения
Антивитальные переживания
ВНУТРЕННИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ (слабо развитые волевые качества, патология смысловой регуляции, низкий уровень социальной компетенции, неадекватность самооценки, непереносимость фрустрации и др.)
Третичная
Вторичная
Первичная
Профилактика суицидального поведения
«Мифы» о самоубийстве
1. «Самоубийства совершаются психически ненормальными людьми».
2. «Суицидальные намерения неотвратимы, если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить».
3. « Е сли человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства» .
4. « Е сли люди будут загружены работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, то проблема профилактики будет решена».
5. « Н ет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой».
30.01.22
Педагогические ошибки как фактор суицидального поведения
- 1-ая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства (грубость учителя, унижение ученика, “наклеивание ярлыков”, публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание).
- 2-ая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.
- 3-я группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий (обсуждения на занятиях самоубийств художественных героев, известных личностей, в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые, а иногда как высоконравственные образцы поведения в трудной ситуации).
Виды профилактики суицидального поведения
Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики
Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).
30.01.22
Сравнительный анализ характеристик «суицидальной» и жизнестойкой личности
Характеристики «суицидальной» личности
Характеристики жизнестойкой личности
Низкий уровень развитости волевых качеств : слабый самоконтроль, неразвитые навыки целедостижения (Я.Силард, 1987; Н.И. Бережная, А.Г. Пасичный, 1988; Н.В. Конончук, 1983; и др.)
Высокий уровень развитости волевых качеств (С. Кобаса, С. Мадди, 1979, 1990; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; В.К. Калин, 1989; В.И. Селиванов, 1974)
Оптимальная смысловая регуляция
Патология смысловой регуляции : деформация мотивации и целеполагания; структурная упрощенность смысловой сферы; искаженность представлений о смысле жизни, обедненность целевой структуры деятельности; неустойчивость ценностей и целей в жизни; сниженный контроль по отношению к собственной жизни (В. Франкл,1979; И.П. Павлов, 1999; Н.В. Конончук, 1983; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, В.А. Тихоненко, 1978, 1986; Д.А. Леонтьев, 2003; и др.)
(И.П. Павлов, 1999; Д.А. Леонтьев, 2003; В. Франкл, 1979; С. Мадди, 1990; Е.С. Мазур, 1983; О.С. Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов,
О.Д. Привалова, 2003; Г. Крайг, 2001)
Недостаточная социальная компетентность; деструкции когнитивных структур; неполноценность ориентировки в реальной ситуации
Развитая социальная компетентность; норма развития когнитивных структур; полноценность ориентировки в реальной ситуации (М. Тышкова, 1987;
(А. Линаарс,1988; А. Бек, 1990;Р. Марис, 1981; А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; Н.В. Конончук, 1983; Е. М. Вроно, Н.А. Ратинова,1989 )
С. Миллер, 1989; В. И. Журавлев,1976; С. Мадди, Д. Хошаба-Мадди, 1996;
Г. Крайг, 2001; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов,
О.Д. Привалова, 2003;)
Адекватность самооценки
Неадекватность самооценки (А. Бек, 1990; Шапиро, 1975; Конончук, 1983;
А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; В.В. Нечипоренко, 1991; Ю.М. Антонян, 1995; и др.)
(С. Кобаса, С. Мадди, 1979, 1990; Васильева, Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач,
Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; А.Г. Маклаков, 2001; Г. Крайг, 2001)
Благополучие коммуникативной сферы (У. Бауман, 1992; С. Мадди, 1990;
Неблагополучие коммуникативной сферы: нарушения в системе контактов, затрудненность коммуникаций (А. Линаарс,1988; Амбрумова, В.А. Тихоненко, 1978; И.В. Лазарева,1999; и др.)
М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; А.Г. Маклаков, 2001; Г. Крайг, 2001 )
Инфантильность : потребность в симбиотических отношениях, эмоциональная зависимость (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990; Н.В. Конончук, 1983;
Самостоятельность (С. Мадди, Д. Хошаба-Мадди, 1996; Васильева,
А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; и др.)
Л.Р. Правдина, 2002; Г. Крайг, 2001 )
Непереносимость фрустрации (А. Линаарс,1988; Н.В. Конончук, 1983;
Устойчивость к фрустрации (М. Тышкова, 1987; П. Беккер, 1995; Васильева,
А.Г. Амбрумова, А.Р. Ратинов, 1986; Н.И. Бережная, А.Г. Пасичный, 1988;
М.В. Горская, 1994; Антонян, 1995; и др.)
Л.Р. Правдина, 2002; М.Ф. Секач, Г.В. Михайлов, О.Д. Привалова, 2003; И.Н. Грызлова, 1984; А.Г. Маклаков, 2001; и др.)
30
Требования к профилактике суицидального поведения
1. Содержание диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер.
2.Методика выявления суицидальной предрасположенности должна разрабатываться с учетом психологических, гендерных и возрастных особенностей детей, подростков , молодежи .
3.Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов : социопсихологические особенности личности и неблагоприятная жизненная среда.
30.01.22
Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим, стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного развития
Компоненты жизнестойкости:
Н ормальная смысловая регуляция личности
С тремление к саморазвитию
Р азвитые волевые качества
В ысокий уровень социальной компетентности
Н авыки целеполагания и целедостижения
Р азвитые коммуникативные и рефлексивные способности
В ысокий уровень самоконтроля.
- Компоненты жизнестойкости: Н ормальная смысловая регуляция личности С тремление к саморазвитию Р азвитые волевые качества В ысокий уровень социальной компетентности Н авыки целеполагания и целедостижения Р азвитые коммуникативные и рефлексивные способности В ысокий уровень самоконтроля.
30.01.22
Асоциальные группы молодежи - это малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются чуждые обществу взгляды, обычаи, традиции, антиобщественные нормы поведения
30.01.22
Признаки асоциальных объединений
- возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
- самоорганизация и независимость от официальных структур;
- обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
- относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия;
- выраженные особенности (или система) мировоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения;
- атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
30.01.22
Классификации молодежных формирований
Башкатов И.П., 2002:
- Социально нейтральные («озорные») группы общения;
- предкриминальные, или асоциальные, группы подражания;
- неустойчивые криминальные, или антиобщественные, группы;
- устойчивые криминальные, или преступные, группы
30.01.22
Михайлова Л.И. , 1999:
Просоциальные, или социально активные (с позитивной направленностью деятельности), группы социальной помощи, экологической защиты, этнические,
историко-патриотические объединения и иные формирования с социально-одобряемой деятельностью;
асоциальные, или социально пассивные, группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, находятся в стороне от общественных проблем;
антисоциальные группы, деятельность которых носит социально негативный характер
30.01.22
Позоровский В.Н., 2000:
Романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкиенисты);
гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы, металлисты);
полуделинквентные («люберы», «гопники»);
радикально-деструктивные, или анархо-нигилистические (анархисты,панки)
30.01.22
Сидоров П.Е., Нелидов А.В., 1998:
Криминальные группы;
дворовые асоциальные группы (группы «бизнеса»; группы «азартных» игр; досуговые;
группы психосексуального общения;
группы захвата, удержания и доминирования на «своей» территории;
хулиганские группы, группы общего девиантного поведения — хулиганства, воровства и уходов из дома);
группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе;
группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические;
группы, реализующие (сублимирующие) психопатические тенденции участников (склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение);
школьные асоциальные группы (доминирование над сверстниками, доминирование на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи с развивающейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение — хулиганство и воровство)
30.01.22
Объективные предпосылки формирования асоциальных групп
- 1 . Наличие различных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных групп, которые формируют те или иные негативные качества у подростков.
- 2. Возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, а также появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков, отсутствие у них твердых нравственных взглядов и убеждений.
30.01.22
- 3. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
- 4. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива), что влечет за собой нарушение социализации личности.
- 5. Появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, выражающихся в аморальных суждениях, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации.
- 6. Наличие за пределами социально полезных групп асоциальных, отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности.
30.01.22
Субъективные предпосылки возникновения асоциальных групп
- Стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность в интимно-личностном общении и этим самым улучшить свое положение в системе межличностных отношений со сверстниками.
- Потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии.
- Страх перед социальной изоляцией, одиночеством.
- Потребность в престиже, самоутверждении.
- Стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость», самостоятельность.
30.01.22
- Возможность свободного установления межличностных отношений и общения, свобода обмена мыслями, представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной асоциальной деятельности и отсутствие контроля со стороны официальных органов.
- Сходство социально враждебных потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентации.
- Единство асоциальных целей совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков и стремление к их удовлетворению.
- Стремление к взаимному приспособлению подростков друг к другу
30.01.22
Признаки сформированности асоциальной группы
- 1. Наличие непосредственных личных контактов подростков.
- 2. Высокая эмоциональная вовлеченность каждого подростка в групповые дела.
- 3. Сильно выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противопоставление его чувству «они».
- 4. Высокая степень идентифицированности каждого с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями.
30.01.22
- 5. Противоправность средств и способов удовлетворения возникающих потребностей, интересов и склонностей.
- 6. Строгая стратификация ролевых позиций.
- 7. Негативные взгляды на мир, выработка общих норм и правил поведения, выражающихся в особой «субкультуре».
- 8. Создание специфического климата группы с интимностью и доверительностью отношений.
- 9. Автономизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление ее от других социальных общностей
30.01.22
- Дезорганизация асоциальной группы — это разрушение ее композиции, ее неформальной организации. Оно направлено на нарушение связей между членами группы и вносит расстройство в неформальную структуру группы, ее внутреннюю дисциплину, согласованность.
- Реорганизация, наоборот, предполагает перестройку не только структуры асоциальной группы, но и изменение направленности ее деятельности. Суть реорганизации заключается в переделке, перестройке существующей организации асоциальной группы на принципиально новых просоциальных началах.
30.01.22
Факторы разрушения группы
- усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией ролевых функций;
- уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов, поражений;
- ослабление межличностных связей в группе;
- девальвация групповых норм и ценностей;
- общая неудовлетворенность деятельностью группы;
- стремление отдельных членов перейти в другую группу.
30.01.22
Приемы воздействия на группы несовершеннолетних
30.01.22
- Организация социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы в качестве новых лидеров.
- Организация ситуаций, способствующих закреплению за «нужными» лидерами на некоторое время ведущих официальных ролей. При этом очень важно учитывать, чтобы этот период времени не был слишком длительным.
- Привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы, например, участие в каком-либо конкурсе, концерте, спортивном соревновании и т. д. При этом важно, чтобы эти дела были повышенной трудности, так как они будут требовать от членов группы большого напряжения, мобилизации духовных и физических сил.
- Искусственное создание противоречий между лидером и членами группы путем разоблачения негативных характеристик лидера.
- Привлечение лидеров неформальных групп к участию в организаторской работе социально полезной деятельности
30.01.22