«Знакомство с кубанской хатой»
Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского народа, традициях.
Задачи: Образовательные: Познакомить с обычаем гостеприимства на Кубани, дать доступные сведения о жизни казаков; расширять словарный запас; уметь объяснять содержание пословиц.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным фольклором Кубани; развивать мышление, умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам; желание принять непосредственное участие в происходящем.
Предварительная работа: разучивание пословиц, колыбельных песен, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, убранством хаты.
В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.
Культура малой родины богата
Пред вами жилище предков- хата.
Турлучная, а крыша- камышом.
Её жильцам погода нипочём.
В ней лавки, стан, комод и сундуки,
Макитры, глэчики и ложки, рушники.
Как правило, плетнём окружена,
Запрятана в тени садов она.
«А послушай-ка, брат ухват,
Говорят, ты, хороший сват.
Так посватай за меня кочергу.
Эх, я жить без неё
не могу.
Когда она в печи шурует,
Во мне всё кипит и бушует…»
Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.
Кубанская хата.
В 1792 году по указу императрицы Екатерины 2, земли Кубани были дарованы черноморским казакам, было определено переселить из-за Буга войска войска черноморских казаков для охраны дальних границ России.
25 августа 1792 года на Тамани высадились первая партия казаков.
В 1794 году для размещения казаков, прибывших на Кубань, было решено построить 40 куреней и войска при границе поселить куренными селениями в тех местах, где какому куреню выпадет по жребию.
Куреню Ведмидовскому выпало поселиться на реке Курке на границе с Фанагорийскою ( ныне Таманью) округой рядом с черкесскими округами.
В период переселения на Кубань запорожских казаков кубанский край представлял собой такую картину: на правом берегу реки Кубани необычайная равнина, густо заросшими дикими травами, а на левом дремучие леса, болотистые топи с камышовыми зарослями.
Казаки, расселившись по куреням, поначалу жили в землянках, лепили из глины и камыша хаты – мазанки.
Ведмидовский курень, расположенный рядом с черкесскими аулами, постоянно подвергался набегам горцев, которые разоряли его, многих жителей уводили в плен.
Поэтому жители куреня подали прошение в марте 1800 года, в котором рписывали свои беды и просили разрешения перенести курень на реку Кирпили. Разрешение было получено в марте 1800 года, и с тех пор вот уже более 200 лет наша станица находится на реке Кирпили ( в переводе с турецкого «ехсова», очевидно по берегам было много жителей).
Своё название курень Ведмидовский получил от запорожского села Медвёдовка, расположенного на правом берегу реки Днепр, откуда были первые переселенцы.
Переселенцы стали обживаться на новом месте, строили поначалу землянки вдоль реки Кирпили, затем хаты – мазанки. Прошло несколько трудных лет и переселенцы стали кое-как обживаться на новом месте: привыкали к климату, раскорчёвывали земл, покрытую бронёй, цепким терновником, начали засевать пашню.одновременно они несли кардонную службу, требовавшую быть всегда на чеку.
По предписанию русского начальства ( а курень Ведмидовский относился к Фанагорийскому округу), куренным селениям полагалосьзастраивать прямыми и широкими улицами с центральной площадью посередине. Курень окружали глубоким рвом и земляным валом, обставленным колючим кустарником. В нескольких местах вал прерывался воротами, которые открывались караулом.
В 1802 году в курене Ведмидовском было всего 37 дворов, в них проживало 286 человек
Жилище казаков казаков строилось из местных материалов: глины, камыша, соломы, хвороста. Чаще это турлучный дом. Деревянный каркас был обмазан со всех сторон глиной. Смешанной с соломой.
Забивали шлиной полы, которые возводились над землёй на 20 см.Для покрытия крышииспользовали солому, камыш.
В доме была обязательно печь в заднем углу хаты. Под иконами от печи был расположен передний9святой) угол, в котором висели иконыи стоял обеденный стол. За боковой стеной печи устанавливался деревянный настил для ночлега. Неподалёку от него обычно стоял сундук (скрыня), где хранилась одежда семьи. Вдоль стен устраивались неподвижные лавки. В углу у двери был прикреплён деревянный шкафчик для посуды.
В то время (19 век) семьи у казаков были большие и жили все вместе в одном доме, спали покатом. Матрасы набивали соломой или сеном, укрывались попоной или рядном. За стол рассаживались в определённом порядке: на почётное место садился глава семьи, рядом с ним – старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины.
Печи в то время в основном топились кизяком.
Жилищные условия во многих (в зимнее время) были тяжёлыми: глиняные полы, отсутствие вентиляции. Теснота, плохое освещение, необходимость зимой содержать в жилищных условиях домашних животных – всё это создавало антисанитарийные условия, которые приводили к различным заболеваниям.
До середины 19 века были распространены продолговатые дома, состоящие из 2-х жилыхкомнатных помещений: хаты и сенцев, великой и малой хаты.
Но где-то в начале 20 века улучшаются жилищные условия.
В домах устанавливаются горницы, прихожая, веранда. В таких домах имеется два входа. Один – парадный с улицы, который открывается только по особым случаям для гостей. Другой со стороны двора вёл в кухню или в теплушку, или пользовались повседневно.
Для всех кубанских домов характерно большое количество окон.
Глухой оставалась только стена, где стояла русская печь. На окна навешивали занавески.
Некоторые зажиточные казаки со временем стали строить кирпичные и рубленные дома с железными и черепичными крышами и деревянными полами. В таких домах была застеклённая веранда, горница, столовая и кухня. Окна, ставни, карнизы, выходящее на улицу парадное крыльцо, нередно украшались резными узорами.Есть в станице несколько зданий и домов, которым по более 90 лет, на них сохранились декоративные украшения, прекрасные работы, кованные из металла. В станице жили замечательные кузнецы-мастера по ковке металла. Станицу украшали кованные решётки, ограды, кресты. Лучшими мастерами художественной ковани были Бопеков, Седин, Чубков. Их работы неоднократно выставлялись в Екатеринодаре на с/х выставках.
В 1902 году Бопеков и Седин были награждены большими серебряными медалями.
С развитием строительства домов меняется и облик жилища.
Горницу – парадную комнату стремились обставить в соответствии вкуса того времени. На видное место ставили деревянную кровать с горой пуховых подушек, резные и расписные сундуки, стулья, деревянные диваны. На окна вешали занавески, на стены лубочные картины, семейные фотографии. Иконы украшались венками из искусственных цветов и вышитыми полотенцами. В шкафах красовалась фарфоровая и стеклянная посуда.
О вышивке хочется сказать особо. Женщины – казачки увлекадись вязанием и вышивкой, которой украшали одежду, занавески на окнах, полотенца и др.
С появлением в доме нескольких комнат, молодые пары стали спать на кроватях, а старики и дети на печи, или палатях в тёплой кухне.
Загадки
Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)
Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь)
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идет. (Ухват).
Идет пароход, то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать (утюг).
Весь день болтается, всяк за него хватается (полотенце).
Новая посудина вся в дырках (решето).
Черный конь скачет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).
Сами не едим, а людей кормим (ложки).
Шуба в избе, рукав на улице (Печь и труба).
Залезла Варвара выше амбара;
Не ест, не пьет, все на небо глядит (Труба).
Четыре брата под одной шляпой стоят (Стол).
Три братца пошли на реку купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло).
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар).
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Сидит Феофан, в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас. (Хата)
Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят. (Плетень)
Новая посудина вся в дырах. (Решето)
Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – останутся. (Лапти)
Стоит столбом, горыть огнем,
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)
Кубанские пословицы
- Печь – царица в доме
- Терпи, казак, - атаманом будешь.
- Казак и в беде не плачет.
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
- Речь без пословицы – все равно, что еда без соли.
- На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай свой затевай.
- Казака в степи только пуля догонит.
- Где казак – там и слава.
- Казацкому роду нема переводу.
- Казак без коня – сирота.
- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- На что клад, коли в семье лад.
- В семье и каша гуще.