Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.»
Экскурсия в Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!
Цель:
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь детей.
Задачи:
1.Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
2.Познакомить с историческими сведениями о храме в нашем населённом пункте.
3.Познакомить ребят с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
4.Формировать представление о его ценности как дома для молитв, святыни для православных людей.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ход экскурсии.
1.Вводная часть. Организация экскурсии.
Вступительное слово педагога.
В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то, какие? Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения и земным поклоном. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
Соборы, храмы, парки, дворцы – это памятники истории и культуры. В XIX веке в нашей стране относились к этим памятникам по-варварски и многие из них разрушили. В последние годы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа его национальная гордость.
2.Историческая справка храма.
Храм Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в освящен в 2009 году.
Итак, мы «отправляемся» с вами в храм.
3.Внешний вид Храма.
Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.
Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично.
Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.
4.Внутреннее убранство Храма.
Православный храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению.
Войдем в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма?
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.
Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.
За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун,который всегда находится возле распятия.
В центре храма стоит аналой– вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.
Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа– большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.
5.За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.
Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.
6. Беседа с батюшкой.
Отец Михаил
Подведение итогов.
Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом.
Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.
Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.
Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.