Экологическое лото «Живи, Амур!»
разработка педагога-библиотекаря МБОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза А.С.Александрова
Рожковой Натальи Николаевны
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
раскрытие творческих возможностей детей и подростков;
развитие чувства коллективизма, умения сотрудничать и работать в команде над общим, полезным делом;
воспитание правильно ориентированного экологического мировоззрения;
привлечение внимания детей к возможности решения экологических проблем через бережное использование природных ресурсов;
расширение кругозора детей и подростков в экологической области;
пропаганда необходимости личной ответственности каждого человека в деле сохранения окружающей среды.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, игровое поле с набором карточек, конверты с открытками
Форма проведения:
Экологическое лото
Человек и природа – одно целое. Но как только «Человек разумный» появился на Земле, он стал ловить рыбу, птиц, зверей. Долгое время природа сама восстанавливала наносимый ей урон. Но постепенно под натиском человека скал скудеть животный и растительный мир нашей планеты.
Истребление людьми «братьев меньших» привело к тому, что уже в исторические времена был выбит тур. (слайд 2) Промышленники довольно быстро истребили морскую корову – крупное млекопитающее весом до 4 тонн.(слайд 3) преследованию подверглись миллионные стада бизонов (лайд 4) в Северной Америке. Из-за людской алчности исчез странствующий голубь (слайд 5), бескрылая гагарка (слайд 6), розоголовая утка (слайд 7).
Никто не совершил столько неразумных поступков по отношению к своей колыбели, как человек. Нынче во всем мире под угрозой исчезновения находятся более 650 видов и форм живых организмов. В этот список включены и представители флоры и фауны Дальнего Востока.
Экологическое лото «Живи, Амур!» посвящено экологии нашего края и нашей некогда могучей и богатой реки Амур.
В игре могут принять участие от 2-х до 4-х команд.
Первое задание для команд – придумать название своей команде, соответствующее теме игры – экология.
Каждой команде выдается игровое поле с 16-ю пронумерованными клетками и конверт с квадратиками, на которых написаны ответы на вопросы. Квадратики перемешиваются ответами вверх. После того, как ведущий прочитает вопрос, команды, недолго посоветовавшись, должны закрыть вопрос правильным ответом. Максимальный балл за правильные ответы – 16.
Также после 4-х вопросов проводятся дополнительные конкурсы, за которые команды могут получить дополнительные баллы.
1 вопрос. Растение нашего края, имеющее мировое значение в производстве ценного лекарства. (Лимонник)
2 вопрос. Рыба ценной породы, которая водится в озерах и реках нашего края (Амур)
3 вопрос. Известный ученый, исследователь Уссурийского края, собравший на его территории коллекцию из 310 чучел птиц, 83 видов семян различных растений. (Н.М.Пржевальский)
4 вопрос. Произведение, написанное Михаилом Пришвиным после его поездки на Дальний Восток (Жень-шень)
Конкурс «Собери пословицу» (слайд 8)
На слайде слева написаны начала пословиц, а справа – окончания. Команды на листочках должны правильно записать пословицы. За каждую правильную пословицу – один дополнительный балл.
Вопрос 5. Научное название самца кеты необыкновенно крупных размеров. (Онфинхус)
Вопрос 6. Хищное животное дальневосточной тайги, занесенное в Красную книгу (Амурский тигр)
Вопрос 7. Общая определяющая черта климата Хабаровского края и Индии (Ветры – муссоны)
Вопрос 8. Место икрометания рыб (Нерестилище)
Конкурс «Пантомима»
Изобразить в пантомиме (без слов) животное (команды вытаскивают карточки с названиями животных). Балл присуждается, если другая команда правильно отгадает, кого изобразили в пантомиме.
Вопрос 9. Редкое теперь растение нашего края, которое позволило отказаться от ввоза пробки из-за границы (Амурский бархат)
Вопрос 10. Писатель-натуралист, дальневосточник, написавший много интересных страниц о природе родного Приамурья и его обитателях. Автор повести «Караси моего детства» (С.П.Кучеренко)
Вопрос 11. Ценный пушной зверь, живущий в реках нашего района (Ондатра)
Вопрос 12. Название дерева, увидев которое цветущим, согласно нанайским поверьям, человек становится самым счастливым. Об этом рассказал нанайский писатель А.Пассар в сказке «Гарпамди-меткий стрелок». (Дуб или кедр)
Конкурс «Дальневосточная палитра»
Слайд 9-13. Рассказ о дальневосточном художнике Г.Д.Павлишине
Открытки с репродукциями мозаичной картины Павлишина «Поэма о Приамурье» вложены в конверты с прорезями, где видны фрагменты изображений. Определить, кто изображен.
Вопрос 13. Эти строки написал известный дальневосточный поэт Петр Комаров – певец дальневосточной природы: «В Амуре водятся рыбы-прыгуны. Эти крупные красивые рыбы из семейства карповых отличаются любопытной особенностью: стоит над ними появиться лодке или пароходу, как они начинают высоко подпрыгивать над водой и поднимают вокруг дикую пляску». Что это за рыбы? (Толстолоб)
Вопрос 14. Вот строки из стихотворения Петра Комарова, где поэт с горечью пишет о лосе, подстрелянном в тайге охотником: «И только лось к испуганной лосихе уж не возвращается назад…» Название этого стихотворения (Снегопад)
Вопрос 15. Поэтическое название пятнистого оленя. Красоту этого гордого животного нашей тайги воспел в своем стихотворении П.Комаров (Олень-цветок)
Вопрос 16. Автор первого нанайского романа-трилогии «Амур широкий» (Г.Ходжер)
Конкурс «Кроссворд»
| | | | | | 1.э | | | | | | | | |
| | | | | | к | р | а | с | н | а | я | | |
| | | | | 2. | о | | | | | | | | |
| | | 3. | | | л | | | | | | | | |
| | | | 4. | | о | | | | | | | | |
| | | | 5. | | г | | | | | | | | |
| | | | к | н | и | г | а | | | | | | |
6. | | | | | | я | | | | | | | | |
Страус (Эму)
Цветок (Колокольчик)
Птица, обитающая на приморских скалах (Баклан)
Ископаемая птица (Дронт)
Амурское полосатое животное (Тигр)
Цвет чайки редкого цвета (Розовая)
Жюри подводит итоги конкурса, вручает грамоты и дипломы.
4