Просмотр содержимого документа
«Экологическая конкурсно-игровая программа «Эта загадочная природа»»
Экологическая конкурсно-игровая программа
«Эта загадочная природа»
Кудровец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа Белыничского района»
Цель:
• воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Ход конкурса
Ведущий :
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм- С лесами, тянущими руки На встречу солнцу и ветрам. Он свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь!
Ведущий : Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня я предлагаю вам провести конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (Представление жюри.)
Тур 1. «Представление команд» Ведущий : Начнем мы с вами нашу игру с представления команд. В этом конкурсе будут оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. Итак, согласно жребию, мы приглашаем на сцену 1 команду.
На сцену приглашается вторая команда.
Пока жюри оценивает конкурс, участники команды осваиваются со сценой, я предлагаю вам послушать стихотворение «В природе столько красоты!» (В. Чижов), которое прочитает Колочева Тамара.
В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела... Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь.
Ведущий :Слово предоставляется жюри.
Тур 2 «Разминка»
Ведущий : Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 — 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.
1. Оно может жить до 2000 тыс. лет. 2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. 3. Из него делают бочки и паркет. 4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
1. Из него делают струнные музыкальные инструменты. 2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. 3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. 4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. 2. Из его коры делают много полезных вещей. 3. Из него самые лучшие дрова.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. 2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. 3. Бобры его любят и заготавливают на зиму. 4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)
1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе. 2. Про нее сложено много песен. 3. Кора целебней ягоды. 4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)
1. Цветет летом и очень душистое. 2. Отвар цветков не заменим при простуде. 3. С его цветков лучший мед. 4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)
Ведущий : Пока жюри подводит итоги я предлагаю всем зрителям вспомнить народные приметы и ответить, к чему эти приметы?
1. Ворона прячет нос под крыло — (к морозу).
2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).
3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).
4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).
5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).
6.Вороны, ходящие по земле –(к теплу).
7.Вечером расквакались лягушки –(на весь день «запланирована» ясная погода).
8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).
9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).
10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).
11.Утром вороны каркают (к дождю).
12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).
Ведущий :Слово предоставляется жюри.
Тур 3. «Рассказ Бабы – Яги»
Ведущий : Переходим с вами к третьему туру.
Появление Бабы – Яги. (Б.Я. появляется на метле)
Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
Ведущий : Это что еще за чудо, и взялось оно от куда? Б.Я. Сама ты чудо! Я ж красавица! Или что-то вам не нравится! А откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку. Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес) Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу. А пришла, потому что недавно у нас в гостях побывали ваши ребята и нарушили много правил поведения в природе. Вот теперь командам предстоит найти эти ошибки и подчеркнуть. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. А я пока поиграю со зрителями. Значит так!
Сейчас я буду называть месяц так, как его называли наши предки, а вы должны назвать, как называется этот месяц по григорианскому календарю, т. е. так, как мы привыкли называют этот месяц.
1. Зимец -Январь.
2. Бокогрей-Февраль.
3 Протальник- Март.
4. Цветень- Апрель.
5. Травень- Май.
6. Липень- Июнь
7. Сеностав -Июль .
8. Серпень -Август.
9. Хмурень -Сентябрь.
10. Грязник-Октябрь.
11. Полузимник -Ноябрь.
12. Волчий-Декабрь.
(Команды сдают свои работы жюри)
Б.Я. :Пока жюри будет подводить итоги мы с вами попоем.
Игра со зрителями. «Спеть песни о птицах».
Ведущий :Слово предоставляется жюри.
Тур 4. «Собери пословицу»
Ведущий : Задание командам. Нужно собрать разрезанную пословицу и приклеить на лист, потом они будут зачитываться по очереди.(Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами). А мы с вами послушаем песню Владимира Шаинского «Облака» в исполнении учащихся начальных классов.
Пословицы.
Весна красна цветами, а осень - снопами.
Какова береза, такова и отростка.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Много снега - много хлеба..
Мороз не велик, да стоять не велит.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Рощи да леса - всему миру краса.
Сегодня не тает, а завтра кто знает.
Сорока на хвосте принесла.
Что летом родится - зимой сгодится.
Январь год начинает, а декабрь кончает
Ведущий :Пока жюри работает, мы с вами поиграем в игру «Правда ли что..». вы должны отвечать «Да» или «Нет».
1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да) 2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да) 3. Стрижи даже спят на лету? (да) 4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует). 5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. ( Нет. Сова)
7. Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Да) 8. Бабочки живут всего один день? (нет) 9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)
10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)
11. Правда ли, что подорожник лечит' ссадины и раны? (Да)
12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)
13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)
14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)
Ведущий :Слово предоставляется жюри.
ТУР 6. «А мы поем» Ведущий :Каждая команда готовила домашнее задание-песню. Давайте проверим, как они с ним справились.(Команды исполняют песни)
Ведущий :Пока жюри совещается, послушайте стихотворение «Сберегите Землю».
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ведущий :Слово предоставляется жюри.
Тур 7. «Живая буква»
Ведущий :Команды выстраиваются в две колонны. (На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы). Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., М: Маргаритка, муравей, медведь и т.д) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.
Т
О
Цветок
Дерево
Насекомое
Рыба
Птица
Зверь
Ведущий :Пока жюри трудится, мы поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно вставить слова. 1. Я гулял по зоопарку. Мимо клеток проходил. Вдруг, смотрю, сидит на ветке Весь зеленый... крокодил. Попугай. 2. Поздно ночью не усну, – Кто-то воет на луну! У него ужасный нрав, А зовут его ... жираф. Волк. 3. Сладко пахнет спелой земляникой, Па траве играют солнечные блики. Верхушки деревьев задевают облака – Это место называется ... река. Лес. 4. То на дереве сидит, То, как самолет, летит. Черный, каркает – сюрприз, Дружно скажем: это ... лис. Ворон. 5. У него большая грива, Он, ребята, зверь красивый. У него большая миска, Осторожно: это ... киска. Лев.
Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.
Провожали и встречали их пруды и дерева.
Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.
Возвращайтесь поскорее на родные острова.
Припев:
Да, да с берега моря корабли уплывали.
Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.
На шальные просторы ветры южные звали.
Через пропасть и горы лебеди улетали.
Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.
Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.
Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.
А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.
Припев:
Журавлик
То ли в радость, то ли в горе
Земли в головном уборе
Седина у моря на виду.
Только одиноко бродит
Маленький журавлик вроде
белого кораблика на льду.
***
Где же ты остановился,
Как ты от своих отбился.
Стая на югах давно твоя.
Знаю, мама бы просила
Собери сыночек силы,
Долети скорее до меня
Знаю, мама бы просила
Собери сыночек силы,
Долети скорее до меня
Припев:
Ты плыви, плыви кораблик,
Ты лети, лети журавлик
На краю земли остановись
Вскоре облака растают
В море до небес достанут
Ты поймешь, что значит эта жизнь
Вскоре облака растают
В море до небес достанут
Ты поймешь, что значит эта жизнь
***
Знаю, тяжела разлука
День за днем сплошная мука
Только ты в дорогу соберись
То, что белый снег растает,
Ты свою увидишь стаю,
Ты мне в этом сердцем поклянись.
То, что белый снег растает,
Ты свою увидишь стаю,
Ты мне в этом сердцем поклянись.
Припев
«Кто построил радугу»
1. Кто построил радугу
В небе над землёю
Семь цветов, семь мостиков
И загнул дугою
Припев:
2. Как бы мне хотелось знать
Кто рукой могучей
В небе замок сказочный
Вылепил из тучи
Припев:
Это, это, это видно дождик.
Он немного архитектор
И чуть-чуть художник (2 раза)
3. Кто луга весенние
Засадил цветами
Вот теперь я думаю
Догадались сами
Припев:
Это, это, это видно дождик.
Он немного архитектор
И чуть-чуть художник (2 раза)
\
«Облака»
Мимо белого яблока луны
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то
Припев:
Облака белогривые лошадки
Облака что вы мчитесь без оглядки
Не смотрите вы пожалуйста свысока
А по небу прокатите нас облака
Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звезд на небосклоне
К нам неслышно опустится звезда
И ромашка останется в ладони
Припев
Не смотрите вы пожалуйста свысока
А по небу прокатите нас облака
Рассказ Бабы Яги.
Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше.
Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится.
Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.
В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь.