kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке классного часа использован краеведческий материал, который знакомит учащихся с природными объектами Липецка, историей их возникновения, показывает необходимость бережного отношения к ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экологическая азбука Липецка". Классный час.»







Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка












Классный час «Экологическая азбука Липецка»

3 класс











\


Подготовила Митина

Людмила Валерьевна

Учитель начальных классов











г. Липецк 2016


«Экологическая азбука Липецка»


Цель:

Познакомить учащихся с природоохранными территориями и объектами города Липецка.

Задачи:

  • привлечение внимания детей к изучению и сохранению природного наследия родного города;

  • воспитание экологической грамотности;

  • усиление патриотических качеств личности;

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие памяти, речи учащихся;

  • развитие творческих способностей.

Оборудование:

Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись музыки, иллюстрации с видами Липецка, названия природоохранных объектов.

На столах: 3 конверта с заданиями, ножницы, клей, цветные ручки.

.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I этап: МОТИВАЦИЯ – 5 минут

- Добрый день, ребята и уважаемые гости!

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по родному краю и городу Липецку и откроем новые страницы его заповедных уголков.

Сегодня с нами работает группа родителей, которые будут помогать нам и подведут итоги нашей встречи.

- Но сначала я предлагаю вам вернуться на 100 лет назад в Санкт-Петербург и послушать диалог, который состоялся на экзамене в институте лесного хозяйства между преподавателем и студентом.

2 ученика разыгрывают сценку.

Преподаватель:

- Господин студент, читайте вопрос.

Студент:

- Какие в лесах водятся истребители, наиболее вредные для леса?

П. - И каков же ваш ответ?

С. - Думаю, господин профессор, хоботоносец и древоед.

П. - А насколько мне известно, самые вредные истребители леса вовсе не хоботоносец и не древоед, а топороносец и хлебоед!

С.- Но, позвольте-с, я о таких вредителях в учебниках не читал…

П. - Ну, что ж, прошу садиться. Может, ученики гимназии знают, о каком представителе живой природы идёт речь?

Ученики:

- Речь идёт о человеке, который вырубает леса. Тем самым уничтожает больше леса, чем насекомые!

Учитель:

- Вы удовлетворены ответом, господин профессор? (Да)

- Извольте присоединиться к нашим ученикам, ваши знания нам сегодня, понадобятся.

- Неумолимо движется прогресс. Всё меньше остаётся на Земле мест, где не ступала нога человека. Степи - стали пашней, поредели леса, а взамен появились многочисленные города и сёла. Высятся тут и там трубы промышленных предприятий, разбежались во все стороны автострады.

- Но всё ли в порядке в этом замечательном доме?

Ученики:

- Происходит загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления. Люди загрязняют бытовым мусором природу, который разлагается очень медленно.
- Запасы пресной воды постоянно сокращаются. Возникла проблема промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды.

- Леса и парки дают приют и пищу животным, а люди их уничтожили.

- Люди истребляют животных.

Учитель:

- Какая появилась наука, чтобы помочь человеку спасти природу? (Экология)

- Какие два важнейших слова вместило это понятие?

Ученики:

Слово «экология» вместило в себя два важнейших для людей слова. В переводе с греческого языка слово «экос» означает «дом, жилище».

«Логос» в переводе с греческого – «знание».

Учитель:

- Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном доме.

- Чтобы обобщить полученные ранее знания на уроках окружающего мира и классных часах по этой теме, предлагаю поработать в группах и выполнить задание из конверта №1.

Приступаем к работе.

II этап: ПОВТОРЕНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ – 15 минут

1 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Какие организации занимаются вопросами защиты природы?

1. Решением глобальных экологических проблем занимается Гринпис - международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде 45 лет назад.

А Всемирный фонд дикой природы, символом которого является панда, поддерживает 1300 природоохранных проектов в мире.

2. Деятельностью экологических организаций в нашем городе руководит управление экологии администрации города Липецка.

- А в нашей школе действует общественное экологическое объединение «Муравей», которому в следующем году исполняется 10 лет. Ученики начальной школы ежегодно принимают участие в акции «Покормите птиц!», организованной экологическим отрядом.
Учитель:

- Ребята, а кто из вас занимается в кружке «Семицветная радуга» экологического центра «Экосфера»?

- В чём заключается ваше участие?

(ответы детей).

Учитель:

А сейчас я приглашаю представителей 2 группы.

2 группа.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Что такое «Красная книга»?

- Есть ли такая книга в Липецкой области?

1. К началу 20 века на нашей планете вымерло 150 видов животных. Поэтому люди и создали Красную книгу – список редких и исчезающих видов живой природы. Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности. Он, предупреждает: «Может случиться беда»!

В книге о каждом животном и растении кратко, сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. А главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

2. В 1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой области». А второй том появился через десять лет. За это время ни один редкий вид животных не исчез.

На территории Липецкой области подлежат охране 196 видов животных и 328 видов растений.  

3 группа

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Что такое заповедник?

- Какие заповедники Липецкой области вы знаете?

1. Заповедник – особо охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность человека. Природа здесь сохраняется в естественном состоянии.

На территории Липецкой области самыми известными заповедниками являются Галичья гора, Воронежский государственный природный биосферный заповедник, дендрологический парк в Мещёре.

2. Самый маленький заповедник нашей страны «Галичья гора» расположен в центре Липецкой области, на правом берегу Дона.

А в прошлом году наш класс посетил центральную усадьбу заповедника. В его составе 6 участков. Здесь сохраняются 7 видов насекомых, 4 вида растений и 2 вида грибов, занесенных в Российскую Красную книгу.

Мы увидели такие реликтовые растения на альпийской горке как шиверекия подольская, шлемник - приземистый, лапчатка донская, эфедра двуколосковая. А так же познакомились с питомником хищних птиц и сфотографировались с филином.

Учитель:

- Спасибо, ребята. А теперь послушаем 4 группу.

4 группа

- Прочитать текст и составить экологический портрет Липецка:

1. Липецк, к сожалению, входит в десятку городов по превышению уровня загрязнения атмосферы. Эти «достижения» являются экологическими проблемами нашего города. Металлургические комбинаты «Новолипецкий» и «Свободный сокол», сжигают разные виды топлива, поэтому остаются лидерами в загрязнении воздуха.

2. Предприятия устанавливают современные системы очистки отработанных газов. А на территории НЛМК есть уникальный уголок живой природы «Лебединое озеро». Он насчитывает 420 птиц более 50-ти видов, собранных со всех континентов. Среди них занесенные в Красную Книгу редкие виды журавлей, лебедей, гусей, фазанов. - Эта экологическая лаборатория - индикатор состояния окружающей среды на предприятии.

Учитель:

- Что можем добавить мы, липчане, к экологическому портрету города?

Ученики:

(Выходим на субботники, благоустраиваем территории дворов и школ, участвуем в экологической акции «Вместо ёлки – букет», чтобы сохранить хвойные деревья, Социальная акция «Лохматая душа»)

Учитель:

- Чтобы охранять природу нужно знать, какие существуют особо охраняемые природные территории (ООПТ) рядом, в твоём городе.

- Вы можете перечислить их и объяснить, почему они требуют нашей заботы? (Нет).

- Значит, какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать, какие природные территории и объекты существуют в нашем городе и почему они нуждаются в охране.)

Учитель:

- Как школьники, открывают азбуку, чтобы научиться читать, откроем и мы новые страницы азбуки, но какой? (Экологической)

Значит, тема нашего урока: «Экологическая азбука»

III. Изучение и обсуждение проблемы.

Учитель:

- Чтобы узнать новую информацию о природных объектах Липецка и поделиться с другими группами, предлагаю поработать с заданиями в конверте № 2.

- Распределите информацию между членами группы и выступите в роли историков, биологов, географов, которые тесно связаны с экологами. Подготовьте мобильные средства связи, кому понадобится Интернет. Приступайте к работе.

Звучит музыка

Работа в группах.

1 группа.

Ландшафтно-геологический памятник природы «Низовья Каменного лога».

Учитель:

В нашем городе уцелело немало естественных уголков природы. В первую очередь, это долины рек Липовка и Воронеж, на берегах которых расположен город. Место питания реки Липовки – «Низовья Каменного лога»– геологический памятник природы.

И я приглашаю первую группу.

1. Историки.

Каменный лог начинается от моста на улице Московской и тянется с запада на восток на 8 км. Он разделяет город на две части. Каменный лог имеет причудливую форму.

Почему Каменный лог получил именно такое название? «Каменный» - по выходам известняка, или в просто – «камня». В известняке можно обнаружить остатки древних кораллов, морских лилий.

Логом в «Черноземье» именуют длинный и глубокий овраг. Местные жители использовали камень как строительный материал и мостили им улицы, использовали для набережной реки Липовки.

2.Биолог. На склонах Каменного лога растут клён американский, бузина, ясень, калина. А в трещинах известняковых пластов произрастает папоротник костенец стенной. На некоторых склонах частично уцелела степная растительность: пижма, вейник, цикорий, овсяница, костёр. А дубравы, существововшие в Каменном логу не сохранились.

3. Эколог. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что сегодня родники, питающие речку, оскудели из-за массового строительства и чрезмерного забора грунтовых вод. Липовка превратилась в слабый, периодически исчезающий ручей.

Вытаптывание и выжигание растительности, замусоривание, засыпка склонов, застраивание прилегающей к логу территории – вот далеко не полный список негативных воздействий человека на природу.

В 1978 году Каменному логу был присвоен статус геологического памятника природы.

Учитель:

Участники объединения «Муравей» нашей гимназии провели научно-краеведческое исследование малой речки Липовки «С голубого ручейка…». Они ежегодно принимают участие в экологических акциях по очистке берегов малых рек от твердых бытовых отходов.

Но бывает очень обидно, когда после проведения акции всё повторяется: и отношение, и безразличие, и грязь, и мусор. Значит, мы должны изменить себя.

Учитель:

Велико значение для Липецка его «зелёных лёгких» - лесных массивов, окаймляющих наш город. Лес – главный хранитель «экологического» здоровья нашего края.

2 группа.

1.Историк. Основные леса нашей области – дубравы. Они занимают 40 % всех лесов. Возраст их невелик: 45-50 лет. А причина кроется в далёком прошлом…

Коренные дубравы начали вырубать ещё в середине 17 века.

Пострадали они и при строительстве первого русского флота на реке Воронеж и во время Азовских походов Петра 1. Открытие железоделательных заводов тоже было связано с использованием дубовой древесины.

Так исчезали леса, оставляя после себя лишь названия – Дубки, Дубравка, Поддубное, Частая Дубрава, Верхнее и Нижнее Дубовое. Вот что натворили топороносец и хлебоед.

Учитель:

- Какую информацию вы получили о природном объекте, используя сайт экологического объединения «Муравей»?

2.Эколог.

Изучив информацию с сайта экологического объединения "Муравей" мы узнали, что в нашем городе сохранился столетний дуб на улице Первомайской. Он является особо охраняемым природным объектом местного значения. Совсем недавно его спасали экологи, так как в стволе образовалось дупло глубиной около метра, сердцевина начала гнить и сохли отдельные ветви. А в 2012 году подобному лечению подвергся другой охраняемый объект — Бархат амурский на территории Евдокиевского кладбища. Своевременные работы помогли спасти и продлить жизнь дерева.

1.Историк.

А мы узнали, что в нашем городе часть Каменного лога — между улицами Полиграфической и Катукова — называется Сосновым Лесом.

Находится он на правом берегу Липовки, в 19-ом микрорайоне.

Название урочище получило из-за соснового массива, посаженного в 70- годы прошлого века.

2.Биологи. С юга он окружён дубовой аллеей. Вдоль русла Липовки расположены заросли плакучей ивы. Здесь произрастает редкая сосна Веймутова.

При обследовании «Соснового леса» учёными в его пределах было обнаружено обитание краснокнижного вида – зимородка. А если есть зимородок, значит, есть в водоёме и рыба, так как птица ей питается.

3. Экологи. «Сосновый лес» обступили новые дома, шоссе, всё больше людей стали ходить на пикники, не убирали мусор. В результате, в северной части и вовсе вырубили небольшую берёзовую рощу и соорудили на её месте автостоянку. А в южной части, вплотную к дубовой аллее, организовали свалку строительного мусора. Животные постепенно начали уходить из этих мест. Сохранение этого природного уголка началось с 2005 года. И сейчас «Сосновый лес» является особо охраняемой природной территорией в черте города. Здесь запрещено строительство, вырубка деревьев, прокладка дорог.


Физкультминутка.

Выполним дыхательную гимнастику. Она укрепляет организм и делает его здоровым. Для нашей гимнастики нужен 1кв. м, чтобы стоять и открытая форточка, чтобы дышать.

3 группа.

1.Биолог.

Наш край пересекает с севера на юг река-Воронеж, левый приток Дона.

Здесь обитают 110 видов птиц, зверей и других животных, отнесённых в Липецкой области к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения. Это серый журавль, филин, белый аист.

А орлан-белохвост и орёл-змееяд, попали на страницы Международной Красной книги.

Уникальна и флора долины Воронежа.

В её заводях обнаружены водяной орех чилим и вольфия, которые внесены в Красную книгу Российской Федерации.

2. Биолог.

Там, где река Матыра впадает в Воронеж, находится памятник природы Митрохин угол. Среди растений здесь встречаются исчезающие виды: лесная рожь, тюльпан Бибирштейна, кувшинки.

Здесь живут большие выпи и рыжие цапли, малые погоныши, кулики, веретенники. Наиболее редким обитателем памятника природы Митрохин угол является выхухоль. Зверёк – один из древнейших млекопитающих, который обитает в Евразии вот уже 5 миллионов лет.

Эколог. Выхухоли могут жить только в очень чистой воде, поэтому присутствие в водоеме этих зверьков служит индикатором его экологического благополучия. Выхухоль находится под угрозой исчезновения и занесён в Международную Красную книгу, Красную книгу России, Красную книгу Липецкой области.

Учитель: Многие жители Липецка начинают познавать природу именно в городских парках – во время своих первых в жизни прогулок. А потом мы вспоминаем эти счастливые минуты…

Я приглашаю вас на прогулку в Быханов сад.

Учитель:

- А более подробно рассказать о нашем любимом уголке я приглашаю учеников 4 группы.

1.Историк. Парк «Быханов сад» был основан в конце 19 века уроженцем Липецка и известным садоводом — Василием Васильевичем Быхановым. На территории парка выращивались плодовые и декоративные деревья, кустарники. В наше время парк подвергся значительной вырубке и пришёл в запустение. К сожалению, Быхановы в нашем крае почти забыты. Память о них сохранилась лишь в нескольких названиях: Быханова аллея в Нижнем парке и сам Быханов парк. В 1968 году парк был восстановлен и назван Комсомо́льским, а 30 июня 1993г. парк переименовали в парк «Быха́нов сад».

2.Биолог. Учитывая, что Липецк - город с развитой промышленностью, в парке высаживаются деревья и кустарники с высокой устойчивостью к атмосферному загрязнению. В нашем парке растут декоративные деревья— экзоты, такие как ель колючая, сибирская яблоня ягодная, южно-европейская скумпия, гибрид тополя и осины, каштаны. Места их в распространения в природе находятся на разных континентах. А в нашем парке они прекрасно уживаются. А визитная карточка нашего парка – необыкновенно красивые еловые аллеи. Кроме того, на территории парка живёт ряд видов птиц: горлица кольчатая, поползень, рябинник, свиристель, стриж чёрный.
Эколог. Быханов сад - это островок спасения среди шумного потока людей и машин в центре города.

Мы проводим в нашем любимом парке много времени: это школьные дни здоровья, прогулки в летнем лагере, уроки физкультуры. А можно просто прийти в парк и отдохнуть в летний зной, а зимой покататься на лыжах.

Значит, мы должны быть особенно внимательны к природе и сохранить его для липчан. Здесь нельзя мусорить, разводить костры, ломать деревья и вытаптывать газоны.

Учитель.

Мы познакомились только с некоторыми охраняемыми объектами Липецка и чтобы их сберечь, необходимо привлечь внимание всех жителей нашего города к проблеме охраны окружающей среды и ко всей природе в целом.

IV. РЕФЛЕКСИЯ (Подведение итогов)

Предлагаю вам выполнить задание в группах и подготовить коллаж в защиту воды, земли, животных, растений с просьбой о помощи. А вместе с вами будут работать и родители. Возьмите Конверт №3.

Звучит песня Ю. Антонова «Живёт на свете красота»

Родители помогают составлять коллаж. Учащиеся представляют работы своих групп, выявляют связь между деятельностью человека и изменениями в природе.

Работа в группах.

Учитель:

Я приглашаю ребят, которые выпускали листовку в защиту лесов.

1группа.

Мы предлагаем вашему вниманию листовку в защиту лесов.

Часто мы видим в лесу и по берегам водоёмов сотни машин и тысячи отдыхающих.

Сколько случаев, когда от непотушенного огня, брошенной сигареты загорался лес! По данным мировой статистики, 97% всех лесных пожаров происходит по вине людей.

Другие члены группы держат плакаты:

- Не будем рвать цветы, и ломать деревья!

- Не будем разорять гнёзда, и шуметь в лесу!

- Не будем вырывать с корнем грибы, и разорять муравейники!

Леса - хранители «экологического» здоровья нашего края.

Учитель прикрепляет коллаж на доску, а дети возвращаются на свои места.

2.Группа

- А мы подготовили листовку от имени воды.

Течёт река издалека, течёт река, течёт река.

Как хорошо, когда река и широка, и глубока!

Над ней пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней, и луг прибрежный зеленей!

Течёт река, течёт река. Поит поля и города.

Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне. Вся живность счастлива вполне!

3группа.

- Наша группа выпускала листовку в защиту животных.

Мы хотели выступить с призывом защитить очень редкого зверька – выхухоль. В настоящее время его численность на Земле сократилась до 25 тысяч особей. Если в ближайшее время не принять мер, это животное может исчезнуть!


Выхухоль - хохуля, маленький зверек, слышал он когда-то топот мамонтовых ног.

Но живет с хохулей рядом человек, осушает реки, вырубает лес.

Рыбу сетью ловит, а маленький зверек вдруг попался в сети, и выбраться не смог.

Мы летаем в космос, строим Интернет, а помочь хохуле сможем или нет?

Что зверушке нужно? Чистая вода, дом с песком и илом, чтоб была еда.

Пусть сетей не будет, несущих столько бед! Вот тогда и выживет маленький сосед!

Помоги хохуле каждый патриот. Только лишь в России выхухоль живет!

4группа.

- Наша группа работала над созданием листовки от имени Земли

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли,

Пили квас, консервы ели и конечно песни пели…

Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – Словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти! (С.Маршак)


 Другие участники группы держат плакаты:
    В природной среде, бумага разлагается от 2 до 10 лет!
    Консервная банка, более 90 лет!
    Фильтры от сигарет – 100лет!
    Полиэтиленовый пакет более200 лет!
    Пластмасса – 500 лет!
    Стекло – 1000 лет!
Помните об этом, прежде чем бросать в лесу использованный пакет или пластиковую бутылку!

Учитель:

Я думаю, что никто из горожан не останется равнодушным к вашим призывам.

- О чём вы сегодня задумались?

- Какой информацией, полученной сегодня, вам захотелось поделиться?

V. Домашнее задание.

Учитель:

- Ежегодно специалисты-экологи, краеведы открывают новые природные территории и объекты, которые оставались до некоторых пор неузнанными, неизвестными. Этот поиск необходимо продолжать. Дома, вместе с родителями продолжите составлять экологическую азбуку и узнайте о других особо охраняемых природных объектах.

- Родители сегодня работали с нами, приглашаю их высказать своё мнение и предложения.

Родители

- Нас порадовали глубокие знания детей в вопросах экологии.

Для себя мы сделали много открытий, с удовольствием продолжим составление экологической азбуки нашего города вместе с детьми.

- Мы подготовили экологическую листовку с перечнем особо охраняемых природных территорий Липецка. Предлагаем внести их в проект нашего гимназического дневника. Потому что природу нужно охранять, начиная со своей малой родины.

- Сегодня у нас возникло желание расширить свои знания о заповедных уголках родного края и в мае мы решили посетить заповедник «Воронов камень» вместе с учениками нашего класса. С этим предложением мы выйдем на родительское собрание в апреле.

Заключительное слово учителя:

- Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, нам нужна природа, чтобы жить. А Природа — была и всегда будет сильнее человека. (Выход детей).

1.Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

2.Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

3.Дерево, трава, грибы и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!

Учитель:

- А чтобы этого не случилось, мы каждому на память о нашей встрече дарим экологические листовки.

(Родители раздают листовки гостям, а дети – участникам других групп).

- А в конце нашей встречи давайте поставим живую точку и все вместе встретим нашу гостью!

(Сюрприз! Родители выносят живую сову. Фото на память).

Литература

  1. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №15

от 25 июля 2006 года с.10-11, с.22, с.27-28, с.52

  1. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №7 от 9.02.2007 года с.3-5

  2. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» № 25

от 9 декабря 2008 года с.11

  1. Я – липчанин /Методическое пособие для классных руководителей 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка/ Издание первое. – 136 стр. Липецк.2011. с.25-36


Интернет- источники

http://most.tv/news/33034.html

В Липецке будут лечить столетний дуб на улице Первомайской (видео)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

Автор: Митина Людмила Валерьевна

Дата: 13.05.2016

Номер свидетельства: 326083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства