kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Досуговая краткосрочная программа "Вместе скажем НЕТ!" (направленность: профилактика и отказ от вредных привычек)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исключить рост числа студентов, приобщившихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Заставить задуматься или отказаться от вредных привычек тех, кто уже их имеет.

Вопрос здоровья нации напрямую зависит от состояния здоровья молодого поколения и во всех странах мира он рассматривается на государственном уровне.

Здоровое трудоспособное население – необходимое условие для развития, процветания и сохранения суверенитета страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Досуговая краткосрочная программа "Вместе скажем НЕТ!" (направленность: профилактика и отказ от вредных привычек)»

188


Приложение № 4


Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми


государственное профессиональное образовательное учреждение

«СЫКТЫВКАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И СВЯЗИ»

(ГПОУ «СКСиС»)


Досуговая краткосрочная программа

(направленность: профилактика и отказ от вредных привычек)


Разработали – Н.В. Володарская,

Е.М. Надуткина

воспитатели общежития № 1



СЫКТЫВКАР 2014

Программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Утверждёны на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года. Изложены в письме Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16.









РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА

На заседании методического объединения по

воспитательной работе

Протокол от_______________2014 г. №____

Методист________________Е.С.Никитина


УТВЕРЖДЕНА

Заместителем директора

по воспитательной работе

_________________2014 г.

Зам.директора по ВР__________Н.И.Князева
















Паспорт программы


1. Наименование

Досуговая краткосрочная программа «Вместе скажем НЕТ!»

2..Разработчики программы

Володарская Н.В. и Надуткина Е.М., воспитатели общежития № 1 ГПОУ «СКСиС»

3.Направленность

Профилактика и формирование мотивации к отказу от вредных привычек

4.Цель и задачи программы

Цель: привлечь внимание студентов к осознанию негативных последствий табакокурения, алкоголизма, наркомании, укрепить позиции тех, кто придерживается здорового образа жизни, и заставить задуматься над этим вопросом остальных.

Задачи:

- расширить представления студентов о вреде курения, алкоголизма, наркомании для здоровья, личной жизни и карьерного роста;

- убедить в экономической невыгодности вредных привычек;

- обратить внимание студентов на то, что вредные привычки негативным образом отражаются не только на их обладателе, но и на тех, кто находится рядом;

- создать атмосферу доброжелательности, привлекательности ЗОЖ и уверенности в своих силах для тех, кто решится отказаться от курения, употребления алкоголя.

6.Сроки реализации

6 дней

7.Ожидаемый результат

Исключить рост числа студентов, приобщившихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Заставить задуматься или отказаться от вредных привычек тех, кто уже их имеет.

8.Исполнители программы

Педагогический и студенческий коллектив общежития № 1 ГПОУ «СКС и С»

9.Обоснование актуальности программы

- вопрос здоровья нации напрямую зависит от состояния здоровья молодого поколения и во всех странах мира он рассматривается на государственном уровне;

- здоровое трудоспособное население – необходимое условие для развития, процветания и сохранения суверенитета страны;

10. Организация контроля над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляет администрация колледжа.













Пояснительная записка



Проблема употребления современной молодёжью алкогольных напитков, курения, наркотических средств, к сожалению, приобретает в образовательных учреждениях всё более угрожающие размеры. Педагоги в этом убеждаются каждой осенью при знакомстве с вновь поступившими первокурсниками. Подтверждают это и статистические данные по Российской Федерации от 2013 года: в целом, в возрасте 15-19 лет курят 7% девушек и 40% юношей, а среди учащихся профессиональных училищ курят 75% юношей и 64% девушек1. В России 7,3% человек начали курить в возрасте моложе 15 лет, а самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет. Более того, 92% родителей признаются, что курят в присутствии собственных детей. Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь является легко доступным и его употребление приемлемо в обществе. Очевидными результатами распространения наркотиков являются рост социально опасных явлений, безнравственности, незаконченного образования, преступности.

Понятно, что в ситуации определённого снижения нравственной культуры населения перед педагогами образовательных учреждений СПО поставлены сложные, во многих случаях невыполнимые задачи. Если мы говорим об алкоголе и курении в СПО, то речь зачастую уже идёт не о профилактике, а о перевоспитании, бывают случаи, где можно говорить даже о лечении. Но, несмотря на сложность поставленной задачи, у педагогов нет другого выхода, как в условиях колледжа, и общежития продолжать работу в направлении пропаганды здорового образа жизни и искать новые пути преодоления данной проблемы.

Данная программа с дополнениями и изменениями реализуется в общежитии и в колледже каждый год в конце октября-начале ноября.


Основные принципы реализации программы:

- адресный подход с учетом возрастных, социальных, культурных психофизиологических и других особенностей учащихся;

- принцип гуманизма, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (студент, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием;

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 5 дней.

Подготовительный этап:

Подготовка красочного объявления о проведении «Недели без вредных привычек». Изготовление плакатов о вреде курения, алкоголя, наркотиков, оформление стенгазет о пользе здорового образа жизни. Изготовление шуточных эмблем-наклеек на комнаты и секции «нарушителей» и «образцовых» и «медалей» победителям. Назначение ответственных за этапы проведения, комиссии из группы студентов по проверке результатов и подведению итогов. Для проведения ток-шоу подготавливается плакат с надписью «Курить нельзя бросить» (без запятой).

Первый этап (1ый день):

Вывешивание плакатов (в фойе, по этажам). Предварительные обходы комнат и секций по проверке санитарного состояния, выявление курильщиков и любителей пива, агитация за ЗОЖ, приветствуются шутки и анекдоты по теме.

Второй этап (2ой день):

Агитация и сбор подписей желающих бросить курить, изготовление газеты «Молния» на эту тему (с фамилиями и пожеланиями от решивших бросить курить, анекдотами на тему «безвредности» курения и пр.). Ответственные: Совет общежития, воспитатели, сектор печати.

Третий этап (3ий день):

Выпуск газеты «Молния». Акция «Меняем сигарету на конфету». Обход комнат, выявление «некурящих» комнат, самых безупречных секций в отношении запаха табака. Выявление комнат и секций «заядлых курильщиков». Наклеивание на двери комнат соответствующих «знаков отличия» (эмблемы). Отв. актив этажей, предс. С.О. воспитатели.

Четвёртый этап (4ый день): Ток-шоу в зале общежития «Курить нельзя, бросить!», которое содержит викторины, обсуждения вреда и «пользы», информационные сообщения по теме. Просмотр презентации. Победителям и активистам присуждаются небольшие призы.

Пятый этап (5ий день):

Подведение итогов ежедневного обхода комнат и секций;

Выпуск стенгазеты по результатам акции;

Присвоение «званий» (напр. – «преуспевающий», «человек будущего», «вперёд смотрящий», «транжира», «очень непрактичный человек» и пр.).

Выпуск графика-стенгазеты «Карта здоровья общежития № 1» (соотношение количества некурящих и - наоборот в общежитии, «прогнозы», пожелания, анекдоты). Отв. – сектор печати.







Содержание программы


Сценарий ток-шоу «Курить нельзя, бросить!»

Ведущий (воспитатель):

Добрый вечер!

Сегодня мы собрались подвести итоги нашей акции «Неделя отказа от вредных привычек». Спасибо большое всем, кто активно участвовал в подготовке этого мероприятия – рисовал плакаты, искал информацию по теме, убеждал своих сверстников придерживаться здорового образа жизни. Спасибо тем, кто пообещал отказаться от курения и употребления алкогольных напитков. Желаем вам терпения и силы воли для того, чтобы выполнить обещания.

Наверное, в этом зале нет ни одного человека, который ещё не знает, что курить и употреблять алкоголь и наркотики вредно. Правильно? (обращается к залу).

Из зала отвечают, что все знают (обычно знают все, но не исключен вариант, что найдётся кто-то, что скажет, что знает курящих и выпивающих, но абсолютно здоровых людей). Можно поспрашивать поподробнее (кто, какой возраст) и подвести к тому, что бывает от природы хорошее здоровье, но есть ли гарантия, что у каждого из нас именно такое здоровье и т. д.

Можно задать вопросы по очереди нескольким желающим – какой процент, по его мнению, в нашем общежитии курит.

Ведущий:

- Кажется, к полному согласию по этой теме мы не пришли, и пока вопрос оставляем открытым.

Ведущий показывает плакат с надписью «Курить нельзя бросить!» без запятой, просит нескольких студентов поставить запятую и прочитать с соответствующей интонацией, в зависимости от запятой.

Ведущий:

(тому, кто прочитал «Курить, нельзя бросить!») – (имя), ты теперь должен назвать привлекательные стороны курения, плюсы, т. е. я курю, потому, что…

Далее выступает тот, кто считает, что «Курить нельзя, бросить!», и так – по очереди. Запятая может переставляться (вырезать отдельно и прикалывать каждый раз булавкой). Когда доводы заканчиваются – запятая ставится на соответствующее место.

  Минусы курения (для помощи представителям позитивной точки зрения):

1. Постоянно приходится тратить деньги на покупку сигарет.

2. Курение приводит к торможению, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной.

3. Курение приводит к расстройству нервной системы, проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

4. Курение приводит к импотенции у мужчин.

5. У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли, а также рак различных органов и нижней губы.

6. Часто курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта и хриплым голосом.

7. Велика роль курения и в возникновении туберкулёза.

8. Часто курящие испытывают боли в сердце.

9. Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.

10. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.

11. Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.

12. Курение может вызвать никотиновую амблиопию (снижение остроты зрения).

13. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение».

14. Курение сокращает жизнь.

15. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.

16. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.

17. Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.

18. У курящих подростков слабеет память, хуже успеваемость.

 Ведущий: в подтверждение правильно поставленной запятой, приведу данные статистики, касающейся именно молодёжи (можно попросить прочитать кого-нибудь из детей):

Печальная статистика

Состояние подростка

курящие

некурящие

  1. Нервные

14%

1%

  1. Понижение слуха

13%

1%

  1. Плохая память

12%

1%

  1. Плохое физическое состояние

12%

2%

  1. Плохое умственное состояние

18%

1%

  1. Нечистоплотны

12%

1%

  1. Плохие отметки

18%

3%

  1. Медленно соображают

19%

3%

Ведущий: а теперь проведём викторину:

1. 1.Когда отмечается Всемирный день без табака?

А) 31 марта

Б) 31 мая
В) 31 августа

.    2.Согласно закону в России запрещена розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим…

А) 16 лет

Б) 18 лет

В) 21 года ·                  

В 3.В каком году в нашей стране принят Государственной думой 4.Федеральный закон «Об ограничении курения табака»?

А) В 2001 г.

Б) В 2003 г.

В) В 2005г.

5.По словам И.В.Гёте «Картофель стал для человека благословением, а табак – карой». А кому мы обязаны этими открытиями?

А) Дж. Куку

Б) Х.Колумбу

В) Н.Н.Миклухо-Маклаю.

6.Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли...

А) сигаро
Б) папирус
В) самокруто

7.В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола"?

А) Испания
Б) Италия
В) Бразилия

8.Большие дозы никотина действуют подобно яду...

А) мышьяку
Б) кураре
В) синильной кислоте

9.В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое "Победителей" не смогли получить приз, так как скончались, выкурив по...

А) 40 папирос
Б) 60 папирос
В) 80 папирос.

10.Кого называют «курильщиками поневоле"?

А) тех, кто находится в обществе курящих
Б) тех, которых заставляют курить принудительно
В) тех, кто курит в тюрьме

11.Существуют ли сигареты, которые не приносят вред?

А) сигареты с фильтром 
Б) сигареты с низким содержанием никотина 
В) нет

12.Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

А) 20-30 
Б) 200-300 
В) свыше 4000

13.Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

А) не более 20% 
Б) 40% 
В) 100%

14.Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

А) аллергия 
Б) рак легкого 
В) гастрит

15.Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

А) курить никогда не было модно 
Б) курить модно 
В) мода на курение прошла

1516. Сколько табачного дегтя попадает в легкие заядлого курильщика в течение года?

А) Около 100г;

Б) Около 1 кг;

В) Около 20кг;

17.Спустя какое время после курения сигареты никотин появляется в тканях мозга?

А) Спустя 7 сек;

Б) Спустя 15 мин;

В) Спустя 1 час.

В 18. В какой стране придумали зажигалку для курящих , играющую траурных марш?

А) В России;

Б) В Швейцарии;

В) В Японии.



Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Ещё одна викторина:

1) Как говорят, когда дело плохо? (Дело табак!)

2) Дружба дружбой, а он врозь. Назовите его. (Табачок. «Дружба дружбой, а табачок врозь».)

3)Голосом какого знаменитого актёра театра и кино говорит мультяшный кот Матроскин? (Олега Табакова.)

4)Как называется тушка цыплёнка, разрезанная вдоль и поджаренная со специями? (Цыплёнок-табака.)

5) Когда на Руси впервые появился картофель, некоторые его называли «чертовым яблоком». А что эти же люди называли «чертовым ладаном»? (Табак.)

6) На какие российские острова мечтают попасть все курильщики? (На Курильские острова.)

7) Не только морской родственник окуня, но и остаток выкуренной сигареты. Назовите это. (Бычок.)

8) Как называют короткий отдых или перерыв в работе?   (Перекур.)

9) Как называется очень тонкая бумага для детского творчества?   (Папиросная бумага.)

10) Знак перемирия у воинствующих индейцев – это... Что?   (Трубка мира)

11) Известный лошадиный убийца – это... Кто?   (Никотин.)

12) Почему ночной грабитель обходит стороной дом курильщика?

(Потому что он всю ночь кашляет и не спит.)

13) Почему собака не кусает курильщика?

(Он слаб и поэтому ходит с палкой, а собаки не кусают человека с палкой.)

14) Почему курильщик никогда не состарится?

(Потому что он умрёт молодым.)

Ведущий: В этой викторине побеждают те, кто ответил на наименьшее число вопросов, ведь они ничего не знают и «слыхом не слыхивали» ни о табаке, ни о сигаретах-папиросах, в общем, положительные детки, молодцы.

Ну, и напоследок очень важно подчеркнуть изменения в лучшую сторону, которые ждут тех, кто откажется от вредных привычек. 

Позитивные изменения при отказе от курения

  • через 2 часа никотин начинает удаляться из организма;

  • через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;

  • через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;

  • через 12 недель система кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;

  • через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием уменьшаются, функция лёгких увеличивается на 10 % ;

  • через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.

Для наглядности предлагаем посмотреть презентацию о вреде курения.

Алкоголь и наркотики


1.Что мы называем наркотиком?

Ответ: Наркотик – это ПАВ, однократное применение которого может вызвать привлекательное психическое состояние, а систематический прием – психическую или физическую зависимость.

2. Что такое легальные и нелегальные наркотики?

Ответ: Нелегальными наркотиками называют вещества, которые считаются наркотическими веществами в соответствии с законом о наркотических веществах. Самыми известными нелегальными наркотиками в настоящее время являются героин, гашиш, ЛСД и кокаин. Легальные наркотики – это вещества, которые приводят к зависимости, но их распространение не наказывается законом, они свободно продаются.

3. Почему алкоголь является наркотиком?

Алкоголь является наркотиком, так как он, как и любой наркотик вызывает зависимость.

4. Что общего у алкоголя с нелегальными наркотиками?

На I стадии – удовлетворение, удовольствие, затем - зависимость, заболевание и смерть. Хоть нелегальные наркотики и запрещены для продажи, их все равно, как и алкоголь, можно купить

5. Чем отличается алкоголь от нелегальных наркотиков?

Его можно приобрести свободно и это не наказывается законом.

Алкоголизм как заболевание развивается медленнее, чем наркотизм.
Несмотря на легальность, этот вид наркотика следует классифицировать как «самый опасный» из наркотиков, принимая во внимание огромное число заболеваний, которые он вызывает. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, подвержены большому риску пристраститься и к другим наркотикам.

6. Правда ли, что быть пьяным весело?

Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение: оно сменяется депрессией, усталостью и тревогой.

  1. Правда ли, что, если выпить, будешь лучше спать?

Алкоголь не погружает человека в спокойный сон, приносящий отдых. Выпивший обычно встает усталый и нервный.

8.Правда ли, что пиво не приносит большого вреда?

Нет, пиво содержит алкоголь. Фактически в банке пива столько же алкоголя, сколько его в стопке водки, виски или джина.

9.Правда ли, что, если вы не будете пить, ваши друзья будут думать, что вы слабак и трус?

Ваши друзья будут уважать вас, если вы будете выражать себя честно и открыто, а также обнаружат, что вы умеете сказать «Нет», когда сочтете нужным.

10.Правда ли, что человек всегда пьянеет от много выпитого?

Как и в случае с другими наркотиками, чем больше времени человек употребляет алкоголь, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это результат привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю.

Вывод: все это были мифы об алкоголе, общераспространенные предрассудки.

Ведущий:  выбирать, как действовать, конечно же, вам самим, но лишний раз вспомнить о том, что нам вредит, думаю не лишнее. Всего доброго, будьте здоровы!



Методическое обеспечение

формы работы

приёмы и методы

дидактический материал

техническое оснащение

формы подведения итогов

беседа, дискуссия, конкурсы,

акция «конфетку за сигаретку», выпуск стенгазет, работа комиссии из актива СО

Методы:

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, коллективно-групповой, индивидуальный;

Приёмы:

диалог, беседа, показ, рассказ

Стенды, газеты, таблицы, схемы, плакаты,фотографии,

научная и специальная литература,

компьютер, Помещения: актовый зал, помещения общежития


Опрос, проверочные рейды, конкурсы, коллективная рефлексия


Кадровое обеспечение


Воспитатели

4 чел.

Студенты, входящие в Совет Общежития, в том числе:

- председатель СО

- зам.председателя

- секретарь СО

- старосты этажей



1 чел.

1 чел.

1 чел.

5 чел.

ИТОГО:

12 чел.











Список литературы Нормативно-правовая база


1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»».

3. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2003 N 28-02-484/16 (вместе с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Утверждёны на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года).

Документы предоставлены правовыми системами [Электронный ресурс ]: КонсультантПлюс : www.consultant.ru, ГАРАНТ: http://base.garant.ru/

Литература, используемая при разработке программы;

1. Биология в школе №1-2 1992г. статья «Алкоголь, мы и наше потомство» Казьмин В.Д.

2. Биология в школе №2 2002г. статья «Наркотики: жизнь или смерть?» Веселова О.В., Перфилова Н.В.

3. Биология в школе №6 2001г. статья «…Я сегодня бросил курить» Кузнецова С.А., Зорина В.В., Завизион М.А.

4. Журнал «Классный руководитель» №8, 2001г. статья Вредным привычкам скажем «Нет»!»

5.Н. Т. Николаева Т. А. Федотова Е. Н. Вред курения и его последствия : библиографический список литературы / Нац. б-ка Чуваш. Респ. ; сост. П. Н. Логинова.Чебоксары, 2011 10 с.

6. https://ru.wikibooks.org/wiki/Статистика_курения_в_России

http://www.hohmodrom.ru , http://tema.baseway.ru

Приложение № 1

Примерный материал для стенгазеты

Курение

Чтение фактов о вреде курения лишь немногим помогло задуматься над тем, чтобы бросить курить. Самый яркий пример - врачи. Среди них курильщиков не меньше (а то и больше), чем среди других профессий. Наверняка, вы и сами тысячи раз читали на сигаретной пачке "Минздрав предупреждает...", а воз и ныне там.

И все же... Кратко охарактеризовать пагубное воздействие курения можно следующими цифрами (данные основаны на сорокалетних исследованиях, проводившихся в США и Великобритании):

Из группы в 1000 человек, начавших курить в подростковом возрасте, 250 человек погибнут от воздействий табака до достижения ими 70-летнего возраста. Эти 250 умерших от курения людей потеряют 10-15 лет жизни. Еще 250 людей умрут от связанных с табаком болезней после семидесяти лет.

Недавние исследования в США показали, что в группе американских мальчиков 15-летнего возраста табак, согласно прогнозам, убьет, прежде чем они достигнут 70 лет, в три раза больше из них, чем наркотики, убийства, самоубийства, СПИД, дорожно-транспортные происшествия и алкоголь, вместе взятые.

В 2000 году в развитых странах курение явилось причиной 30% всех смертей мужчин, произошедших в возрасте от 35 до 70 лет.

Курение и сердечно-сосудистая система.

Доставка кислорода к сердечной мышце резко нарушается из-за блокирования гемоглобина крови окисью углерода из табачного дыма. Это приводит к серьезным поражениям сердца и сосудов.

Курение повышает кровяное давление: кровеносные сосуды сжимаются, вынуждая сердце работать с большей нагрузкой. Как результат, сердце расширяется и повреждается.

Курение способствует увеличению уровня холестерина в крови. В артериях, питающих сердце, откладываются жиры, возникает их закупорка. Как следствие, инфаркт миокарда.

У курильщиков риск инфаркта миокарда в 4-5 раз выше, чем у некурящих. Если при этом у курильщика повышенный уровень холестерина в крови и высокое артериальное давление, риск развития сердечного приступа возрастает в 8 раз.

ИНФАРКТ МИОКАРДА, сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся образованием инфаркта в мышце сердца в результате нарушения коронарного кровообращения (атеросклероз, тромбоз, спазм венечных артерий). Основные проявления: длительный приступ острых сжимающих болей в центре или левой половине грудной клетки, ощущение страха, удушья, коллапс, повышение температуры, изменения в крови и на электрокардиограмме. Больной нуждается в экстренной госпитализации.

Курение и дыхательные пути

Курение табака - основной фактор риска заболеваний органов дыхания: хронического обструктивного заболевания легких, пневмонии.

ХОЗЛ - это хронические обструктивные заболевания легких, для которых характерно прогрессирующее сужение и деструкция бронхиального дерева и легочных альвеол. Основной причиной ХОЗЛ является курение. К ХОЗЛ относят два основных заболевания - хронический бронхит и эмфизему. У большинства больных с ХОЗЛ сочетаются оба заболевания.

- Хронический бронхит у курящих регистрируется в 5-7 раз чаще, чем у некурящих. В последующем хронический бронхит осложняется эмфиземой легких и пневмосклерозом, заболеваниями, существенно нарушающими функцию легких.

Хронический бронхит проявляется кашлем с мокротой, что может быть связано с начальной стадией инфекции дыхательных путей. У одних больных кашель с мокротой - единственный симптом, у других бывает жалобы на затрудненное дыхание или одышку. Воздух, которым мы дышим, должен быть очищен, прежде чем он попадет в нижнюю часть легких. Эту функцию выполняет слизь, клейкая жидкость, которая содержится в носу и верхних дыхательных путях. Слизь захватывает грязь и бактерии, в то время как крохотные волоски-реснички отводят слизь из легких в носовую полость и горло. Смола же оседая в легких, раздражает дыхательные пути, в результате чего они сужаются, выделение слизи увеличивается, и реснички уже не справляются со своей задачей, так что слизь, грязь и бактерии остаются в легких. Если вы кашляете или выделяете мокроту, обратитесь к врачу, чтобы он проверил легкие.

Эмфизема означает патологию альвеол, когда ткань вокруг альвеол изменяется, они становятся расширенными и на рентгеновском снимке выглядят как отверстия в легких (что напоминает швейцарский сыр). Главный симптом - одышка. Бывает кашель, но менее выраженный, чем при хроническом бронхите. Грудная клетка становится бочкообразной.

ХОЗЛ развивается медленно, в течение 10-15 лет. Тот, кто рано начал курить, рискует тяжело заболеть в самом продуктивном возрасте - в 30-40 лет. Первым проявлением болезни, которая долго протекает скрыто, служит хронический кашель, который еще называют кашлем курильщика. Постепенно нарастает одышка, любое усилие - подъем по лестнице, легкая пробежка - вызывает затруднение дыхания. Еще позже человек начинает задыхаться даже при одевании, мытье и т.п. Для формирования ярко выраженной ХОЗЛ обычно бывает необходимо от 20 до 40 лет.

Хроническая природа этих заболеваний означает, что те, у кого они развились, могут жить многие годы, но с определенной степенью дискомфорта и потерей трудоспособности. В худшем варианте, страдающие этими заболеваниями люди могут оказаться в зависимости от систем поддержания жизни, например, постоянного лечения кислородом. Болели хроническим обструктивным заболеванием легких и, в конечном счете, погибли от нее писатель Максим Горький, актер Олег Ефремов и генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. Единственное, что роднило этих совершенно разных людей, болезненная страсть к курению.

Приблизительно 90% смертей от ХОЗЛ относятся на счет курения.. Заядлые курильщики имеют в 30 раз более высокий риск развития ХОЗЛ по сравнению с некурящими. Среди причин смерти, связанных с курением, хроническое обструктивное заболевание легких находится на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний, и по оценкам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в 2003 году от этого заболевания погибло 1.3 миллиона человек.

Курение и злокачественные опухоли

Табак и табачный дым содержат более 3000 химических соединений, более 60 из которых являются канцерогенными, то есть способными повредить генетический материал клетки и вызвать рост раковой опухоли.

10% курильщиков заболевают и впоследствии погибают от злокачественных опухолей. Из числа выкуривающих две пачки в день - 15-20%.

Рак легкого. Примерно в 85% случаев рака легкого можно обнаружить связь с курением. Риск рака легкого тем выше, чем больше сигарет выкуривают за день, чем дольше курят, чем больше количество вдыхаемого дыма, а также чем выше содержание смол и никотина в сигаретах.

Раком легких называют группу злокачественных опухолей, которые возникают в дыхательных путях. На ранних стадиях и иногда даже позже рак легкого может никак не проявляться. Но когда обнаруживаются его признаки, болезнь часто оказывается сильно запущенной. Только менее 10% пациентов остаются в живых через 5 лет после установления им диагноза рака легких, большинство же погибают в течение первых пяти лет. К признакам рака легких относятся хронический кашель, хрипы, кровохарканье, потеря веса и аппетита, одышка, озноб без причины, повторяющиеся ОРЗ типа бронхита или пневмонии и боли в грудной клетке.

От рака легкого умирает в мире больше людей, чем от какого-либо другого вида рака, и во многих странах более 90% этих смертей обусловлено курением. Среди причин смерти, связанных с курением, рак легких находится на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и хронического обструктивного заболевания легких. По оценкам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) в 2003 году от этого заболевания погибло 900 тысяч человек.

Около 30% смертей от раковых заболеваний напрямую связаны с курением. Курение является основной причиной многих видов раковых заболеваний: 1. Рак легких, трахеи и бронхов (85%). 2. Рак гортани (84%). 3. Рак ротовой полости, включая губы и язык (92%). 4. Рак пищевода (78%). 5. Рак поджелудочной железы (29%). 6. Рак мочевого пузыря (47%). 7. Рак почек (48%).

А теперь о хороших новостях.

После того, как вы бросите курить:

Уже через месяц значительно очистится дыхание и перестанет беспокоить хронический кашель. Высыпаться станете легче. Повысится работоспособность. Общий тонус значительно возрастет.

Через 3-6 месяцев легкие освободятся от вредных продуктов горения табака (смолы, табачная пыль и т.д.).

Через 1 год на 50% снизится риск развития коронарной болезни.

Через 5 лет значительно снизится вероятность заболеть раком легких.














Вред алкоголя



В наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя. От этого страдает все общество, под угрозу ставится подрастающее поколение, здоровье будущих матерей.

Вред алкоголя очевиден. Алкоголь разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно на них действует, вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается алкоголизм. А главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, которая выпускается негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Употребление такой продукции приводит к отравлениям и даже смерти.

Алкогольные напитки содержат два основных компонента – это этиловый спирт (этанол) и вода. Этиловый спирт содержится в томатном и апельсиновом соках, используется в качестве растворителя злаках, пятновыводителях, духах. Цвет алкогольным напиткам придают растительные красители, а аромат достигается за счет других добавок. Крепость алкогольных напитков измеряется в градусах.

Влияние алкоголя на организм:

- токсически действует на клетки головного мозга

- изменяет биологические процессы головного мозга

- обеспечивает организм энергией;

- замедляет работу центральной нервной системы, снижает ее эффективность, действует как анестезирующее средство;

- стимулирует производство мочи (при большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, вследствие этого клетки обезвоживаются);

- временно выводит из строя печень (после приема большой дозы спиртного примерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычно полностью восстанавливается через несколько дней).

При употреблении алкоголя в нервной системе замедляется передача импульсов. Исчезают запреты, беспокойство и волнение, они уступают место ощущению эйфории. Это происходит из-за поражения высших уровней мозга. А в результате поражения низших уровней мозга ухудшается зрение, речь и координация движений. Расширяются мелкие кровеносные сосуды, в результате этого излучается тепло и человеку становится жарко, одновременно падает температура внутренних органов. Возможно усиление сексуального желания, что связано с подавлением обычных запретов. По мере повышения уровня алкоголя в крови физическая половая активность ухудшается. В конце концов отравляющее действие алкоголя вызывает тошноту и рвоту.

Узнать о последствиях алкоголизма лучше всего до того, как разовьется алкогольная зависимость. Первыми сигналами алкоголизма являются – наличие тяги. Поражение печени приводит к алкогольному гепатиту и циррозу, следом идет асцит (жидкость в животе), бактериальный перитонит (воспаляется выстилка брюшной полости), поражение мозга, пищеводное кровотечение из варикозных сосудов (при повышенном давлении в венах печени), увеличение селезенки, функциональная почечная недостаточность, анемия. Нарушение свертываемости крови приводит к ее большим потерям. Последствия алкоголизма сохраняются многие месяцы после того, как человек отказывается от спиртного. Алкоголь разрушает системы гормональной регуляции организма, а эта сфера одна их самых неизученных, нарушения в ней могут привести к серьезным болезням.

Причина алкоголизма неизвестна, но злоупотребление спиртным – это не единственный фактор. Предполагают, что причиной предрасположенности к алкоголизму является биохимический или генетический дефекты. Исследования показывают, что люди с повышенным риском стать алкоголиками менее подвержены опьянению, нежели неалкоголики. Развитию алкоголизма может способствовать некий социальный фон и черты личности. Зачастую будущие алкоголики растут в неполных семьях, у них нарушены связи с родителями. Они чувствуют себя одинокими, изолированными, чаще страдают от застенчивости, испытывают враждебность и находятся в состоянии депрессии.

Алкоголизм - заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.

Проявляется алкоголизм постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности.

Возникает алкоголизм вследствие регулярного употребления спиртных напитков, однако, полностью сформировавшись, может продолжать развиваться и при воздержании от алкоголя.

Характеризуется алкоголизм четырьмя синдромами, последовательное развитие которых определяет стадии болезни.

1. Синдром измененной реактивности: изменение переносимости спиртных напитков, исчезновение защитных реакций при передозировке алкоголя, способность к систематическому употреблению спиртного и извращение его действия, амнезии на период опьянения.

2. Синдром психической зависимости: влечение к опьянению - так называемое психическое обсессивное (навязчивое), психический дискомфорт в трезвом состоянии и улучшение психических функций в состоянии опьянения.

3. Синдром физической зависимости: физическая (неудержимая) потребность в опьянении, потеря контроля за количеством выпитого спиртного, проявления абстиненции, улучшение физических функций в состоянии опьянения.

4. Синдром последствий (осложнений) хронической интоксикации в психической, неврологической, соматической сферах и в социальной деятельности.

Психические изменения при алкоголизме: астения, психопатизация, снижение личности (огрубение, утрата интересов, нравственных ценностей), аффективные расстройства (колебания настроения, депрессии, дисфории) с агрессивностью и суицидальными тенденциями, в далеко зашедших случаях-деменция (слабоумие); характерное проявление - так называемый алкогольный юмор (плоский, грубый, бестактный); могут возникать психотические состояния -острые (делириозный, галлюцинаторно-параноидный синдромы) и хронические (галлюциноз, бред ревности, корсаковский психоз).

Неврологические изменения при алкоголизме: острые мозговые (так называемые дисциркуляторнотоксические синдромы)- эпилептиформный, Гайе - Вернике, мозжечковый, стриопаллидарной недостаточности; периферические невриты, атрофия зрительного, слухового нервов (особенно при употреблении суррогатов).

Соматические изменения при алкоголизме: поражение сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудка, печени и поджелудочной железы, почек (см. приложение 2 к части II), полигландулярная недостаточность эндокринной системы, иммунное истощение. Высока заболеваемость, смертность (укорочение жизни на 15-20 лет). Характерны травматизм (нередко с отставленным обращением за помощью с целью сокрытия опьянения), снижение трудоспособности (вследствие беспечности, нарушения дисциплины, отсутствия желания работать, потери навыков, бестолковости, суетливости).

Время появления синдрома алкогольных последствий хронической интоксикации зависит не только от стадии болезни (алкоголизма), давности и степени злоупотребления алкоголем, но и от конституциональной ранимости отдельных систем организма; социальные последствия - от условий труда и быта.

На фоне бытового пьянства усиливаются токсические признаки опьянения (в том числе и на утро - головная боль, разбитость, отсутствие аппетита, расслабленность); снижается седативное действие алкоголя; и в опьянении, и в трезвом состоянии поднимаются жизненный тонус, двигательная активность, настроение; не нарушаются аппетит, сон, половая сфера. Прием алкогольных напитков в светлое время суток не вызывает дискомфорта; сохраняются чувство насыщения в опьянении, рвота при передозировке, но наутро после передозировки исчезает отвращение при воспоминании о спиртном. Подъем жизненного тонуса может сменяться длительными периодами раздражительности, конфликтности (что снимается в состоянии опьянения).

Первая стадия алкоголизма

(длительность от 1 года до 4-5 лет).

Синдром измененной реактивности при алкоголизме: возрастание в 4-5 раз переносимости спиртного, способность ежедневного приема высоких доз, исчезновение рвоты при передозировке, выраженный активирующий эффект спиртного при сохраненном седативном, забывание отдельных эпизодов периода опьянения (палимпсесты).

Синдром психической зависимости при алкоголизме: постоянные мысли о спиртном, подъем настроения в предвкушении выпивки, чувство неудовлетворенности в трезвом состоянии. Влечение еще поддается контролю. В умеренной степени опьянения психические функции ускоряются, но некоторые из них-с утратой качества (напр. , поверхностность, отвлекаемость при расширенном объеме внимания).

Синдром физической зависимости при алкоголизме отсутствует, синдром последствий интоксикации может ограничиваться астеническими проявлениями, временными соматоневрологическими дисфункциями с неспецифической симптоматикой.

Вторая стадия алкоголизма

(длительность 5-15 лет).

Синдром измененной реактивности: максимальная переносимость спиртного; пьянство ежедневное, перерывы объясняются внешними обстоятельствами (отсутствие денег, конфликт) и создают впечатление периодичности - так называемые псевдозапои. Седативный эффект алкоголя исчезает, наблюдается только активирующий. Палимпсесты сменяются полной амнезией конца опьянения при внешней упорядоченности поведения в отличие от амнезии у неалкоголика, возникающей при сопорозном опьянении с обездвиженностью; вначале амнезия возникает при приеме высоких доз.

Синдром психической зависимости: психическое благополучие зависит от постоянства интоксикации; в трезвом состоянии - дезорганизация психической деятельности, неспособность к умственной работе; влечение, занимавшее мысли, определявшее умонастроение и чувства, теперь подавляется интенсивной физической зависимостью.

Синдром физической зависимости: неудержимое влечение к алкоголю, диктующее поведение, искажающее представления о нравственных ценностях, взаимоотношениях. В трезвом состоянии больной расслаблен, подавлен, раздражителен, неработоспособен. Прием спиртного восстанавливает физические функции, но утрата контроля обычно ведет к чрезмерному опьянению. Резкий обрыв пьянства вызывает абстинентный синдром в форме симпатико-тонического перевозбуждения в психической и соматоневрологической сферах: экзофтальм, мидриаз, гиперемия верхней части туловища, пастозность, крупный горячий пот, тремор пальцев, кистей рук, языка, век, серо-коричневый, густой налет на языке, тошнота, рвота, послабление кишечника, задержка мочи, отсутствие аппетита, бессонница, головокружение и головная боль, боль в области сердца, печени. Нарастание тревоги, ночное беспокойство, судорожный припадок могут быть предвестниками острого психоза.

Синдром последствий интоксикации в психической сфере представлен снижением уровня личности, потерей творческих возможностей, ослаблением интеллекта, психопатизацией, аффективными расстройствами. Бредовые идеи ревности, высказываемые вначале только в состоянии опьянения, в дальнейшем могут перейти в стойкий бред, крайне опасный для больного и его близких. При неврологическом исследовании отмечаются невриты, скотомы, сужение полей зрения, снижение слуха на определенные частоты, атактические расстройства, нистагм, нарушение точности и координации движений, возможны мозговые острые синдромы. При соматическом исследовании-поражение сердечно-сосудистой системы, печени и др.

Любое интеркуррентное заболевание, травма, оперативное вмешательство могут осложниться острым алкогольным психозом (делириозный синдром). Высокая переносимость алкоголя создает перекрестную толерантность к некоторым средствам для наркоза.

Третья стадия алкоголизма

(длительность 5-10 лет).

Синдром измененной реактивности: снижение переносимости спиртного. Многодневное пьянство заканчивается психофизическим истощением (истинные запои) с последующим воздержанием от нескольких дней до нескольких месяцев, возможно сохранение систематического (ежедневного) пьянства, глубокое опьянение достигается малыми дозами. Активирующее действие алкоголя снижается, он лишь умеренно выравнивает тонус, практически каждое опьянение заканчивается амнезией.

Синдром психической зависимости: выраженность симптоматики незначительна ввиду наступивших к этому времени грубых психических изменений.

Синдром физической зависимости: неудержимое влечение определяет жизнь больного; отсутствие количественного контроля в сочетании с упавшей переносимостью нередко приводит к смертельным передозиррвкам. Интенсивное влечение проявляется и утратой ситуационного контроля (нет критики по отношению к месту, обстоятельствам, компании собутыльников), чему способствует наступившая утрата интеллектуальных возможностей.

Абстинентный синдром представлен в основном вегетативными расстройствами: вялость, обездвиженность, падение сердечно-сосудистого тонуса, бледность, цианоз, холодный пот, запавшие глаза, заострившиеся черты лица, мышечная гипотония, атактические нарушения (вплоть до невозможности самостоятельно передвигаться).

Синдром последствий интоксикации: не только функциональные, но и органические поражения жизненно важных систем, в генезе которых, помимо собственно токсического воздействия, играют роль обменно-трофические расстройства, энзимопатии, нейромедиаторная дизрегуляция и пр.

Наблюдаются опустошение психики, утрата эмоциональной гаммы, примитивные аффекты (жестокость, злоба), проявление которых смягчается лишь падением возбудимости и волевым обеднением. Колебания эмоционального фона чаще выглядят как дисфории, а не как депрессии. Деменция нередко представлена псевдопаралитическими проявлениями. Возможны хронический галлюциноз, алкогольная парафрения и бред ревности.

Больной не способен к организованной продуктивной деятельности, нуждается в понуждении и контроле. При неврологическом исследовании - энцефалопатии и полиневриты; до 20% старых пьяниц страдают эпилептическим синдромом, иногда развивается острый синдром Гайе - Вернике, опасный для жизни.

Соматическое обследование обнаруживает патологию всех систем и органов; характерно сочетание кардиомиопатии и поражения печени. Диагноз. Больные выглядят старше своих лет, волосы взлохмаченные, тусклые. Лицо вначале равномерного розоватого цвета (что в сочетании с пастозностью производит впечатление "распаренности"), с годами становится гипере-мированным. При воздержании гиперемия постепенно исчезает, и на фоне бледности проступают телеангиэктазии на крыльях носа, щеках, шее, верхней части груди. Тургор кожи утрачен. Тонус мышц восстанавливается при приеме спиртного. Расслабленность круговой мышцы рта придает особый облик мимической слабости, волевой распущенности. Часто отмечается небрежность в одежде, нечистоплотность. Многосистемность поражений дает возможность врачам всех специальностей ставить диагноз алкоголизма.

По данным европейских авторов, от 20 до 40% всего коечного фонда занято больными алкоголизмом и лицами, состояние которых утяжелилось вследствие злоупотребления спиртными напитками.

Поведение алкоголика в стационаре характерно: беззаботность, легкомыслие, отсутствие адекватной реакции на свое состояние и чувства дистанции в общении с персоналом, другими пациентами, нарушение режима, в том числе употребление спиртных напитков; визиты нетрезвых посетителей. Не только частые обращения больного к врачу (при алкоголизме до 10-12 обращений в год), но и особенности его поведения и личности должны помочь участковому врачу заподозрить алкоголизм и направить больного на консультацию к наркологу.

Наличие в семье психосоматических расстройств, невротизация и даже психопатизация непьющего супруга с большой частотой встречаются в семьях алкоголиков.

Показательна патология детей, что замечают внимательные педиатры.

Женщины-алкоголики, продолжающие употребление спиртных напитков во время беременности, рожают так называемый алкогольный плод (алкогольный синдром плода) с грубыми морфологическими нарушениями: неправильные размеры головы и соотношения головы, тела, конечностей, лицевой и мозговой частей черепа; шарообразные или глубоко посаженные глаза, широкая переносица, утопленное основание носа, недоразвитие челюстных костей, укорочение трубчатых костей.

Дети злоупотребляющих алкоголем родителей часто страдают врожденной малой мозговой недостаточностью (избыточная подвижность, отсутствие сосредоточенности, стремление к разрушению, агрессивность), у них замедляется или оказывается неудовлетворительным моторное, психическое развитие, овладение практическими навыками. Во всех случаях при пьянстве родителей дети растут в психотравмирующей ситуации, обнаруживают признаки невротизации (лого-невроз, энурез, ночные страхи), расстройства поведения (упрямство, агрессивность, побеги из дома) и эмоций (тревога, депрессия, суицидальные попытки); психическое развитие их нарушено, обязательны трудности обучения и контактов со сверстниками.

Лабораторный анализ подтверждает факт хронической алкогольной интоксикации: высокая и колеблющаяся при 2-3-кратном в течение 1 нед -10 дней активность комплекса ферментов ГГТ, ACT, АЛТ (наиболее часто и значительно повышается активность ГГТ в сочетании с ACT); колебания активности свидетельствуют в пользу интоксикационной природы отклонений и позволяют отличить их от ферментопатий как соматической патологии.

При воздержании в периоде бытового пьянства или продрома активность ферментов возвращается к норме; сформированное заболевание удерживает высокую активность ГГТ, АЛТ и ACT до полугода. В далеко зашедших случаях алкоголизма ферментные показатели нередко остаются в пределах нормы (истощение функциональных ответов), но на этом этапе болезни диагноз затруднений не вызывает.

Показателем хронической алкогольной интоксикации служит и увеличение корпускулярного объема эритроцитов. Лечение проводится в наркологических диспансерах и больницах, в специализированных отделениях и палатах психиатрических больниц врачами-наркологами и психиатрами.

Задачами лечения алкоголизма являются снятие абстинентного синдрома, последствий интоксикации, подавление влечения, создание невозможности (сенсибилизация, условно-рефлекторное отвращение) употреблять спиртное, изменение отношения к пьянству (психотерапевтическая переориентация, гипноз). Отказ от лечения требует принудительного направления на лечение. Лечение в общемедицинской сети (вызов врача на дом, "домашние капельницы") нерезультативно. Исключение составляют острые соматоневрологические расстройства, интеркуррентные заболевания.

Больным алкоголизмом противопоказано симптоматическое назначение успокаивающих и снотворных средств ввиду опасности политоксикомании.

В общемедицинской сети возможны случаи развития острого алкогольного психоза (белая горячка), который должен быстро купироваться, при этом необходима дегидратация и поддержание сердечно-сосудистой деятельности.

Прогноз алкоголизма зависит от давности и интенсивности злоупотребления, вида спиртных напитков, приема суррогатов, характера последствий интоксикации. Смерть наступает в результате декомпенсации жизненно важных систем в связи с запоем, эксцессом, абстинентным состоянием, интеркуррентными заболеваниями, при которых смертность алкоголиков в 3-4 раза превышает среднюю.

Антиалкогольное амбулаторное лечение лишь на определенном этапе приостанавливает развитие болезни. В запущенных случаях психическая и соматоневрологическая инвалидизация нарастает, несмотря на воздержание от спиртных напитков, вследствие возникшего дефицита нейроэндокринной регуляции, глубоких расстройств обмена веществ, питания, органной патологии (атрофия мозговой тка-ни, дисфункция печени, поджелудочной железы и т. д. ).

Прогноз не улучшается при начале злоупотребления в зрелом возрасте, так как здесь соматоневрологические нарушения нередко опережают развитие собственно алкогольной наркоманической симптоматики и психических расстройств.

















Оглавление


Паспорт программы………………………………………………3 (155)

Пояснительная записка………………………………………… ..4 (156)

Содержание программы………….……….……………… ..….....7 (159)

Методическое обеспечение………………………………….…..15 (167)

Список литературы ………………………...…………………….16 (168)

Приложение……………………………………………………….17 (169)


1https://ru.wikibooks.org/wiki/Статистика_курения_в_России


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Надуткина Елена Михайловна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства