Забегают в зал дети – кадеты громко смеясь. Один мальчик зовет Шокана, и садиться рядом с ним. Разговаривают о мечтах.
- Скажи Шокан когда ты закончишь учебу, куда ты поедешь, к себе на Родину?
- Не знаю, я хочу изучать историю, хочу путешествовать увидеть мир. Хочу исследователем. У меня есть мечта путешествовать и открыть миру неизведанную Азию.
- А твоя меча Сережа? О чем ты мечтаешь?
- Я мечтаю стать офицером Генерального штаба Российской Армии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дороги Шокана Уалиханова" урок-путешествие»
Цель: Знакомить и расширить знания о великом казахском ученом – ШоканеУалиханове.
Задачи:
1. Обучающая: дать расширенную характеристику жизни и деятельности ШоканаУалиханова. Привести учащихся к пониманию значимости Шокана, как ученого и гражданина, в истории казахского народа
2. Развивающая: Способствовать развитию навыков обращения к межпредметным связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.
3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Оборудование: 4 мундира, стенд географического общества, рабочии кабинет ученого, портреты, книги, статуи доисторических эпох, ворота «Жибек жолы», караван, все необходимое к ярмарке,обстановка гостинной комнаты,слайды, проектор и.т.д
Ход урока:
Играет тихо песня « Бір бала»
Шокан сидит за столом иделает записи в своем дневнике разлогая мысли в слух: -« Еңбекқорлық, ұлттық мақтаныш , принципшылдық, осы қасиеттердің барлығы да халықтық тұрмыс- салтымен ұлттық мінезден туады. Мен өз елімнің тіршілік – тұрмысын жақсартуды, әділеттікті ойлаймын».
Забегают в зал дети – кадеты громко смеясь. Один мальчик зовет Шокана, и садиться рядом с ним . Разговаривают о мечтах.
- Скажи Шокан когда ты закончишь учебу, куда ты поедешь, к себе на Родину?
- Не знаю, я хочу изучать историю, хочу путешествовать увидеть мир. Хочу исследователем. У меня есть мечта путешествовать и открыть миру неизведанную Азию.
- А твоя меча Сережа? О чем ты мечтаешь?
- Я мечтаю стать офицером Генерального штаба Российской Армии.
Заходит преподаватель; - Здравствуйте ребята! Как вы знаете, кадеты это будущие офицеры. А настоящий офицер должен быть образованным, физический развит, но и воспитан. У кадета Уалиханова есть все эти качества.
Идет слайд. «Детство Шокана».
Воспитатель: -Ш. Уалиханова воспитывала бабушка Айганым.Она была очень грамотной и знала несколько языков , переписывалась с русскими учеными. Бабушка Айганымхотелачтобы ее внуки тоже были образованными людьми. В 5 лет Шоканзнал 4 восточных языка. В 12 лет Шокана отправляют в Омск, по тем временам в лучшее учебное заведения Сибири « Омский кадетский корпус». Когда только прибыл туда Шокан не владел русским языком, но уже через несколько месяцев стал в числе лучших учеников. Выучил немецский, французский. 5 лет проучился Уалиханов там. Они были очень важны для будущего ученого. Именно там он получил серезьное , настоящее образование. Он мечтал о неизвестных странах и приключениях.
Заходит ребенок в восточной одежде, и объявляет:
-Слушайте, слушайте. Не говорите что не слышали. Сегодня мы поведаем о человеке, который 1 поведал миру о казахской земле, о его истории, о поэзии и обычай своего народа. За короткую жизнь своего пребывание на этой земле успел сделать огромные научные труды и оставил богатое наследия. Слушайте, слушайте и выходит из зала.
Слайд. Караван . Шум восточного базара.
Шокан вместе караваном заходит и закупает на ярмарке историческиестатуетки.
Шокан: - Керуен елге қайтамыз.
Караван выходит из зала.
Видео о Кашгарии
Воспитатель: - Шокану Уалиханову было 23 года когда совершал путешествие в неведомую Кашгарию. По поручению, по служебным делам и вместе с тем сочетая личные интересы к науке, он объездил фактичский весь Казахстан вплоть до Китая. В то время Россию, Китая и Великобританию интересовала закрытая и опасная Кашгария. Ш. Уалиханов в облике Алимбая проник туда и прожил около 8 месяцев. Шокана заинтересовала загадочая исчизновение британского разведчика и известного путешественника Адольфа Шлагинтвейта у многих на устах был в то время и узнал о траческой судьбе А. Шлагинтвейта – которому отрубили голову. Уалиханова тоже могла постичь это учесть, но ему удалось выбраться живым из Кашгарии.Мало того он составил записи и зарисовки о жизненном укладе , географии и прочих особенностях этой страны.
Дом Гудковских.Госпожа сидит на диване и вышевает,дочь сидит рядом читает. Охотников Сергей пишет за столом.
Охотников берет письмо и разворачивает. Садиться на свое место и начинает читать письмо Ш. Ш.
"Здравствуйте мои милые друзья. Как поживаете? Здесь мне повстречалось кое -что интересное, и я решил остаться на несколько дней,поэтому посылаю моего слугу вперед с этим письмом. Сам буду по позже вслед за ним, правда меня могут схватить казаки и могут представить бродягу или ограбить и отправить как адама в виде изгнанного из рая. "
Дочь встревоженно: - Ах,бог знает,это оказывается так опасно.
Охотников С.Н - Он привык к путешествиям и я за него не беспокоюсь.
Дочь: -А папа тревожиться.
Охотников - Карл Казимирович тревожиться, а я завидую, надоело видите ли сидетьсо связанными руками.....
Дочь с сочувствием: - Но ведь ваша ссылка скоро закончитьсяи вы поедите в Петербург и продолжите учиться, папа вам поможетпоступать в университет.
Охотников - Да,да конечно
Дочь-Разве вы жили зря , Уалиханов говорит что вы столько работаете……..
Госпожа обращается к слуге :- Где ты оставил ШоканаШынгысовича ?
Слуга : - Далада .
Госпожа: - Степь большая , отвечай толком .
Дочь: - Что он там делает ?
Слуга : - Не істейді ?Тыңдайды, жазады .
Госпожа : Ничего не понимаю.
Слуга :-Бір қырғыздың касында калды. Жырды тыңдап , жазады. Шоканжан калса керегі болған да.
Шокан улыбаясь: - Зачем его мучить , спросите меня .
Госпожа : -О,Шокан , а мы бог знает что думали .
Дочь : - Письмо ваше читаем , а вы тут сами .
Шоканздаровается со всеми по очередно .
- Вам не угодишь , то слишком быстро приехал , то задержался .
Шокан обращается к своему слуге :- Ал сен менің хатыммен қайда жоғалып кеттің ?
Шокан радостно : ,- Могу заверить ездил не зря , право не зря .
Госпожа : - Тише ,тише
Шокан: - Никак у Карла Казимировича барон Фредерикс .
Дочьудевленно: - А откуда вы знаете ?
Шокан:- Видел в прихожей его галожы . С тех пор как барон получил орден"Владимира" стал даже галожи обшивать орденской ленточкой
.Госпожа : - Ради бога , услышат .
- Тишшшш
Все трое поют и танцуют
..Когда я стал аккадским принцем
Трефиридский обожал
И всякую потребу в большом количестве держал
Но развелосья их так много
Что в конце концов незнал
Какой страной, каким народом
Каким царством управлял
К.Казимирович : - Так и есть , а я то думаю почему здесь так весело , - здравствуйте ШоканШынгысович ,очень рад , очень рад . А мы сейчас , как раз о вас говорили. Извенитесь перед дамами и пойдемте ко мне
Дочь: - А мы его не отпустим .
К.Казимирович : - Ну , ну , ну душенька . И целует в лоб дочку.
- Пойдемте
Шокан: - К.Казимирович
Дочь: - Ах , теперь будем проводить время весело .
Встает и уходит с матерью .
Шокан : - Мне удалось пробраться в Кашкарию , видом Алимбая , сыном купца из Кульджи , его лет 20 назад привезли в Семипалатинск . Понимаете ?
К.Казимирович : - Поразительно . Это фантастика .
Ш.Ш - Пришлось схитрить иначе туда не проберешься . (И достает из рюкзака статую) . Вот посмотрите.
КК - Превосходно.
ШШ-Вы думаете? Со времен Марка Пола там не был ни один европеец.
КК - Позвольте,позвольте, а Шлегейдвенд, Адольф Шлегейдвенд?
ШШ -Увы, а его голова украшает западное ворота Кажгара.
КК - Такая потеря для европейской науки.
ШШ - Еще больше для Оспендинской компании. А что касается науки,то это страна для нее таит действительно небывало много. Сейчас я васпознакомлю с рукаписьями.
Барон: -А каково Армия у этих Кажгарцев?
ШШ -Армия? Я полагаю их армия не представляет никакого интереса, она очень отсталаяот европейской.
Барон:- Вы полагаете?
ШШ- Я думаю.......
Барон- Вы думаете что совершали свое путешествие за коллекциями и из -за этими Богами, из разных доисторических эпох?
ШШ - Осмелюсь напомнить Барон,меня командировал императорское географическое общество....
Барон - Вы есть русский офицер, а не ученый.
ШШ - Офицерский мундир мне не мешает быть ученым.
барон - Вы думаете? Вы полагаете?
КК - . Господа .Господа. ШШ опомнитесь. Никто не хочет вас оскорбить. Мы собственно все интересуемся , но каждый в своем направлении. А барон естественно заинтересовался армией.
Барон - Но вы только ученый господин поручик.Вас интересует только наука.
КК – С этих удивительнейших находок ШШ надо бы позаботиться составления отчета.
Барон – Вот именно. Я согласен с КК. Господин Уалиханов нуждается в уеденении для своих научных занятий. Со своей стороны рекомендовал бы ему незамедлительно отправиться в аул , к своему отцу. Где найдет это уеденения
КК- А вы как полагаете ШШ?
ШШ–Это что же? Отпуск или ссылка ?
Барон- О, это зависит от вашего поведения поручик.
Подходит подчененный и обращается к Уалиханову.
- Господин Уалиханов ,его превосходительство желает вас представить советнику посольства Великобританий и приглашает на королевский балл.
Танец «Полонез»
Слайд « Шокан путешественник».
Восп:Так мир узнал о загадочном Кашгарии.Он совершал это путешествие как военный разведчик, но его интересовала как географа, иследователя. И на основе этого он составил свои первые научные труды, которые и послужили поводом Семенову – Тянь Шаньскому рекомендовать этого юного офицера в члены географического общества. Его научные труды был переведен на немецский язык в 1863 году, а 1865 году перевод вышел на англииском языке.
Слайд . Географическое общество
В географическом обществе собирается ученые. Выступает Петр Петрович Семенов Тянь – Шанский.
- Милостивые государи и милостивые государыни. Я ПП С Т-Ш. Совет географического общество доверил мне приятное поручение, рекомендовать в действительные члены ШШУ ,выдающееся труд ШУ о путешествиив Жонгарию, открывает новую страницу в изучении географии и истории средней Азии. ШШ обогатил науку многими открытиями, он доказал вопреки господствующему мнению , что народ именуемыми киргизами есть 2 народа. Народ казахов и киргизский народ. Он открыл нам величественный киргизский эпос «Манас», тем обагатил литературу восточных народов. Русская наука всегда будет благодарно смелому исследователю, которого мы сегодня избираем в члены географического общество.
Все хлопаютШокану.
ШШ – Это честь для меня , представителя моего народа. Которого считали неспособным к творческой деятельности. Разрешите считать это избрание доказательством тогочто русская наука радушно примет в свое братство всякого народа населяющих Россию, если его деятельность служат целям просвещению и цивилизации. Благодарю ВАС.
Все ученые хлопают и кричат с зала «Браво» ,выходят из зала между собой обсуждая. Очень смелый молодой ученый.
Остаются ПП и ШШ.
ПП – Я так рад за вас ШоканШынгысович. Мы с вами можем достичь много .
ШШ увидел Ф.М. Достаевского.
ШШ – Простите, Петр Петрович. И подходит к Достаевскому.
ШШ – О,здравствуйте Федор Михайлович. Я так рад встрече с вами.
ФМ – Здравствуйте ШШ. Я узнал что вы здесь в Петербурге и пришел увидеться с вами. Что в Омске ?Как поживают наши друзья?
- ФМ мне нужно очень много вам рассказать и посоветоваться.
ФМ – Шокан я слушал ваш отчет и поразили меня некоторые ваши мысли. Вы точно сумели передать то что хотели сказать.
Шокан- Да, но я написал то что видел . В сущности я вас понял.
Федор М- Шокан вы первый образованный человек оттуда , изучать надо но я думаю вам необходимо продолжить учебу в Петербурге. Пойдемте у нас еще будет время поговорить . Ну, ну идите делайте свою политику, Вас ждут.
На экране фото Шокана.
Подведение итогов:Он хотел бы сделать очень много. Его попытки быть полезным своему народу будет натыкаться и на непонимание земляков, и на интриги руководства. Он уедет на юг в горы Алтын Эмеля где он там будет работать , будет писать, но старая болезнь обостриться и вскоре он умерает в возрасте 30 лет. Выдающиеся русский востоковед - академик Веселовский писал о нем «Как блестящий метеор прамелкнул над ниве востоковедения потомок киргизских ханов и в тоже время офицер русской Армии ШоканУалиханов »Ребята ,скажите , кто такой Шокан Уалиханов и его род деятельности?
А в каком году он родился? 1835 г.
. Дороги Ш. Уалиханова ,их было очень много, ведь он был путешественником. Но все они слились в путь,в путь замечательного человека который прошел по жизни совсем не длинную жизни, с достоинством, с мужеством , с увлеченностью с огромным интересам к миру который открывался ему и все это он сумел выразить в своих замечательных книгах. Все эти книги остались нам , давайте будем читать и перечитывать книги Шокана Уалиханова.