kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дороги Шокана Уалиханова" урок-путешествие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забегают в зал дети – кадеты громко смеясь. Один мальчик зовет Шокана, и садиться рядом с ним. Разговаривают о мечтах.

- Скажи Шокан когда ты закончишь учебу, куда ты поедешь, к себе на Родину?

- Не знаю, я хочу изучать историю, хочу путешествовать увидеть мир. Хочу исследователем. У меня  есть мечта путешествовать и открыть миру неизведанную Азию.

- А твоя меча  Сережа? О чем ты мечтаешь?

- Я мечтаю стать офицером Генерального штаба Российской Армии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дороги Шокана Уалиханова" урок-путешествие»


  • Цель: Знакомить и расширить знания о великом казахском ученом – ШоканеУалиханове.

  • Задачи:

  • 1. Обучающая: дать расширенную характеристику жизни и деятельности ШоканаУалиханова. Привести учащихся к пониманию значимости Шокана, как ученого и гражданина, в истории казахского народа

  • 2. Развивающая: Способствовать развитию навыков обращения к межпредметным связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.

  • 3. Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.

Оборудование: 4 мундира, стенд географического общества, рабочии кабинет ученого, портреты, книги, статуи доисторических эпох, ворота «Жибек жолы», караван, все необходимое к ярмарке,обстановка гостинной комнаты,слайды, проектор и.т.д

Ход урока:

Играет тихо песня « Бір бала»

Шокан сидит за столом иделает записи в своем дневнике разлогая мысли в слух: -« Еңбекқорлық, ұлттық мақтаныш , принципшылдық, осы қасиеттердің барлығы да халықтық тұрмыс- салтымен ұлттық мінезден туады. Мен өз елімнің тіршілік – тұрмысын жақсартуды, әділеттікті ойлаймын».

Забегают в зал дети – кадеты громко смеясь. Один мальчик зовет Шокана, и садиться рядом с ним . Разговаривают о мечтах.

- Скажи Шокан когда ты закончишь учебу, куда ты поедешь, к себе на Родину?

- Не знаю, я хочу изучать историю, хочу путешествовать увидеть мир. Хочу исследователем. У меня есть мечта путешествовать и открыть миру неизведанную Азию.

- А твоя меча Сережа? О чем ты мечтаешь?

- Я мечтаю стать офицером Генерального штаба Российской Армии.

Заходит преподаватель; - Здравствуйте ребята! Как вы знаете, кадеты это будущие офицеры. А настоящий офицер должен быть образованным, физический развит, но и воспитан. У кадета Уалиханова есть все эти качества.

Идет слайд. «Детство Шокана».

Воспитатель: -Ш. Уалиханова воспитывала бабушка Айганым.Она была очень грамотной и знала несколько языков , переписывалась с русскими учеными. Бабушка Айганымхотелачтобы ее внуки тоже были образованными людьми. В 5 лет Шоканзнал 4 восточных языка. В 12 лет Шокана отправляют в Омск, по тем временам в лучшее учебное заведения Сибири « Омский кадетский корпус». Когда только прибыл туда Шокан не владел русским языком, но уже через несколько месяцев стал в числе лучших учеников. Выучил немецский, французский. 5 лет проучился Уалиханов там. Они были очень важны для будущего ученого. Именно там он получил серезьное , настоящее образование. Он мечтал о неизвестных странах и приключениях.

Заходит ребенок в восточной одежде, и объявляет:

-Слушайте, слушайте. Не говорите что не слышали. Сегодня мы поведаем о человеке, который 1 поведал миру о казахской земле, о его истории, о поэзии и обычай своего народа. За короткую жизнь своего пребывание на этой земле успел сделать огромные научные труды и оставил богатое наследия. Слушайте, слушайте и выходит из зала.

Слайд. Караван . Шум восточного базара.

Шокан вместе караваном заходит и закупает на ярмарке историческиестатуетки.

Шокан: - Керуен елге қайтамыз.

Караван выходит из зала.

Видео о Кашгарии

Воспитатель: - Шокану Уалиханову было 23 года когда совершал путешествие в неведомую Кашгарию. По поручению, по служебным делам и вместе с тем сочетая личные интересы к науке, он объездил фактичский весь Казахстан вплоть до Китая. В то время Россию, Китая и Великобританию интересовала закрытая и опасная Кашгария. Ш. Уалиханов в облике Алимбая проник туда и прожил около 8 месяцев. Шокана заинтересовала загадочая исчизновение британского разведчика и известного путешественника Адольфа Шлагинтвейта у многих на устах был в то время и узнал о траческой судьбе А. Шлагинтвейта – которому отрубили голову. Уалиханова тоже могла постичь это учесть, но ему удалось выбраться живым из Кашгарии.Мало того он составил записи и зарисовки о жизненном укладе , географии и прочих особенностях этой страны.

Дом Гудковских.Госпожа сидит на диване и вышевает,дочь сидит рядом читает. Охотников Сергей пишет за столом.

Появляется слуга Ш. Уалиханова .

- Ассалаумагалейкум.МынахаттысіздергеШоқанжанберіпжіберді.

Здароваются все 3-ое.

Охотников берет письмо и разворачивает. Садиться на свое место и начинает читать письмо Ш. Ш.

"Здравствуйте мои милые друзья. Как поживаете? Здесь мне повстречалось кое -что интересное, и я решил остаться на несколько дней,поэтому посылаю моего слугу вперед с этим письмом. Сам буду по позже вслед за ним, правда меня могут схватить казаки и могут представить бродягу или ограбить и отправить как адама в виде изгнанного из рая. "

Дочь встревоженно: - Ах,бог знает,это оказывается так опасно.

Охотников С.Н - Он привык к путешествиям и я за него не беспокоюсь.

Дочь: -А папа тревожиться.

Охотников - Карл Казимирович тревожиться, а я завидую, надоело видите ли сидетьсо связанными руками.....

Дочь с сочувствием: - Но ведь ваша ссылка скоро закончитьсяи вы поедите в Петербург и продолжите учиться, папа вам поможетпоступать в университет.

Охотников - Да,да конечно

Дочь-Разве вы жили зря , Уалиханов говорит что вы столько работаете……..

Госпожа обращается к слуге :- Где ты оставил ШоканаШынгысовича ?

Слуга : - Далада .

Госпожа: - Степь большая , отвечай толком .

Дочь: - Что он там делает ?

Слуга : - Не істейді ?Тыңдайды, жазады .

Госпожа : Ничего не понимаю.

Слуга :-Бір қырғыздың касында калды. Жырды тыңдап , жазады. Шоканжан калса керегі болған да.

Шокан улыбаясь: - Зачем его мучить , спросите меня .

Госпожа : -О,Шокан , а мы бог знает что думали .

Дочь : - Письмо ваше читаем , а вы тут сами .

Шоканздаровается со всеми по очередно .

- Вам не угодишь , то слишком быстро приехал , то задержался .

Шокан обращается к своему слуге :- Ал сен менің хатыммен қайда жоғалып кеттің ?

Слуга: - Мен Тентекке соктым. Несіне ренжисің Шоканжан. Слуга потихоньку уходит.

Шокан радостно : ,- Могу заверить ездил не зря , право не зря .

Госпожа : - Тише ,тише

Шокан: - Никак у Карла Казимировича барон Фредерикс .

Дочьудевленно: - А откуда вы знаете ?

Шокан:- Видел в прихожей его галожы . С тех пор как барон получил орден"Владимира" стал даже галожи обшивать орденской ленточкой

.Госпожа : - Ради бога , услышат .

- Тишшшш

Все трое поют и танцуют

..Когда я стал аккадским принцем

Трефиридский обожал

И всякую потребу в большом количестве держал

Но развелосья их так много

Что в конце концов незнал

Какой страной, каким народом

Каким царством управлял

К.Казимирович : - Так и есть , а я то думаю почему здесь так весело , - здравствуйте ШоканШынгысович ,очень рад , очень рад . А мы сейчас , как раз о вас говорили. Извенитесь перед дамами и пойдемте ко мне

Дочь: - А мы его не отпустим .

К.Казимирович : - Ну , ну , ну душенька . И целует в лоб дочку.

- Пойдемте

Шокан: - К.Казимирович

Дочь: - Ах , теперь будем проводить время весело .

Встает и уходит с матерью .

Шокан : - Мне удалось пробраться в Кашкарию , видом Алимбая , сыном купца из Кульджи , его лет 20 назад привезли в Семипалатинск . Понимаете ?

К.Казимирович : - Поразительно . Это фантастика .

Ш.Ш - Пришлось схитрить иначе туда не проберешься . (И достает из рюкзака статую) . Вот посмотрите.

КК - Превосходно.

ШШ-Вы думаете? Со времен Марка Пола там не был ни один европеец.

КК - Позвольте,позвольте, а Шлегейдвенд, Адольф Шлегейдвенд?

ШШ -Увы, а его голова украшает западное ворота Кажгара.

КК - Такая потеря для европейской науки.

ШШ - Еще больше для Оспендинской компании. А что касается науки,то это страна для нее таит действительно небывало много. Сейчас я васпознакомлю с рукаписьями.

Барон: -А каково Армия у этих Кажгарцев?

ШШ -Армия? Я полагаю их армия не представляет никакого интереса, она очень отсталаяот европейской.

Барон:- Вы полагаете?

ШШ- Я думаю.......

Барон- Вы думаете что совершали свое путешествие за коллекциями и из -за этими Богами, из разных доисторических эпох?

ШШ - Осмелюсь напомнить Барон,меня командировал императорское географическое общество....

Барон - Вы есть русский офицер, а не ученый.

ШШ - Офицерский мундир мне не мешает быть ученым.

барон - Вы думаете? Вы полагаете?

КК - . Господа .Господа. ШШ опомнитесь. Никто не хочет вас оскорбить. Мы собственно все интересуемся , но каждый в своем направлении. А барон естественно заинтересовался армией.

Барон - Но вы только ученый господин поручик.Вас интересует только наука.

КК – С этих удивительнейших находок ШШ надо бы позаботиться составления отчета.

Барон – Вот именно. Я согласен с КК. Господин Уалиханов нуждается в уеденении для своих научных занятий. Со своей стороны рекомендовал бы ему незамедлительно отправиться в аул , к своему отцу. Где найдет это уеденения

КК- А вы как полагаете ШШ?

ШШ–Это что же? Отпуск или ссылка ?

Барон- О, это зависит от вашего поведения поручик.

Подходит подчененный и обращается к Уалиханову.

- Господин Уалиханов ,его превосходительство желает вас представить советнику посольства Великобританий и приглашает на королевский балл.

Танец «Полонез»

Слайд « Шокан путешественник».

Восп:Так мир узнал о загадочном Кашгарии.Он совершал это путешествие как военный разведчик, но его интересовала как географа, иследователя. И на основе этого он составил свои первые научные труды, которые и послужили поводом Семенову – Тянь Шаньскому рекомендовать этого юного офицера в члены географического общества. Его научные труды был переведен на немецский язык в 1863 году, а 1865 году перевод вышел на англииском языке.

Слайд . Географическое общество

В географическом обществе собирается ученые. Выступает Петр Петрович Семенов Тянь – Шанский.

- Милостивые государи и милостивые государыни. Я ПП С Т-Ш. Совет географического общество доверил мне приятное поручение, рекомендовать в действительные члены ШШУ ,выдающееся труд ШУ о путешествиив Жонгарию, открывает новую страницу в изучении географии и истории средней Азии. ШШ обогатил науку многими открытиями, он доказал вопреки господствующему мнению , что народ именуемыми киргизами есть 2 народа. Народ казахов и киргизский народ. Он открыл нам величественный киргизский эпос «Манас», тем обагатил литературу восточных народов. Русская наука всегда будет благодарно смелому исследователю, которого мы сегодня избираем в члены географического общество.

Все хлопаютШокану.

ШШ – Это честь для меня , представителя моего народа. Которого считали неспособным к творческой деятельности. Разрешите считать это избрание доказательством тогочто русская наука радушно примет в свое братство всякого народа населяющих Россию, если его деятельность служат целям просвещению и цивилизации. Благодарю ВАС.

Все ученые хлопают и кричат с зала «Браво» ,выходят из зала между собой обсуждая. Очень смелый молодой ученый.

Остаются ПП и ШШ.

ПП – Я так рад за вас ШоканШынгысович. Мы с вами можем достичь много .

ШШ увидел Ф.М. Достаевского.

ШШ – Простите, Петр Петрович. И подходит к Достаевскому.

ШШ – О,здравствуйте Федор Михайлович. Я так рад встрече с вами.

ФМ – Здравствуйте ШШ. Я узнал что вы здесь в Петербурге и пришел увидеться с вами. Что в Омске ?Как поживают наши друзья?

- ФМ мне нужно очень много вам рассказать и посоветоваться.

ФМ – Шокан я слушал ваш отчет и поразили меня некоторые ваши мысли. Вы точно сумели передать то что хотели сказать.

Шокан- Да, но я написал то что видел . В сущности я вас понял.

Федор М- Шокан вы первый образованный человек оттуда , изучать надо но я думаю вам необходимо продолжить учебу в Петербурге. Пойдемте у нас еще будет время поговорить . Ну, ну идите делайте свою политику, Вас ждут.

На экране фото Шокана.

Подведение итогов:Он хотел бы сделать очень много. Его попытки быть полезным своему народу будет натыкаться и на непонимание земляков, и на интриги руководства. Он уедет на юг в горы Алтын Эмеля где он там будет работать , будет писать, но старая болезнь обостриться и вскоре он умерает в возрасте 30 лет. Выдающиеся русский востоковед - академик Веселовский писал о нем «Как блестящий метеор прамелкнул над ниве востоковедения потомок киргизских ханов и в тоже время офицер русской Армии ШоканУалиханов »Ребята ,скажите , кто такой Шокан Уалиханов и его род деятельности?

  • А в каком году он родился? 1835 г.

  • . Дороги Ш. Уалиханова ,их было очень много, ведь он был путешественником. Но все они слились в путь,в путь замечательного человека который прошел по жизни совсем не длинную жизни, с достоинством, с мужеством , с увлеченностью с огромным интересам к миру который открывался ему и все это он сумел выразить в своих замечательных книгах. Все эти книги остались нам , давайте будем читать и перечитывать книги Шокана Уалиханова.

















ББМ «№8 отбасы үлгідегі балалар үйі » ШҚО

КГУ «Детский дом № 8 семейного типа»УО ВКО





«Дороги Шокан Уалиханова»



Урок путешествие











Провела: Донбаева К.М










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Дороги Шокана Уалиханова" урок-путешествие

Автор: Донбаева Кульшат Мухановна

Дата: 28.03.2017

Номер свидетельства: 404009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства