Просмотр содержимого документа
«Добрым быть - добрым слыть!»
Внеклассное мероприятие
3 класс
Название: Добрым быть – добрым слыть!
Тема. Слово «ДОБРОТА» в русских народных пословицах.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры младших школьников путем изучения слова «доброта» в народных поговорках.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «доброта» и поучительный смысл пословиц о доброте;
- вызвать интерес учеников к изучению пословиц и мотивировать на употребление пословиц и поговорок в устной речи;
-закрепить изучение пословиц на уроках чтения, научиться правильно их применять в речи;
Оборудование: рисунки учащихся; карточки с буквами для игры; компьютер, проектор, презентация (слайды).
Ход мероприятия
I.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
II. Постановка темы и целей урока.
Учитель. В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Так поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. А тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные. Посмотрите на экран и выберите только те буквы, которые закрашены тёплым цветом, и составьте из них слово.
Д У М О Б Л Р КО С Т АСлайд1
(Дети составляют слово «доброта». Учитель вывешивает карточку с этим словом на доску)
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
III Исследование слова доброта в русских пословицах
Учитель. Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времён. Мы сегодня изучим, как и для чего это слово употребляется в пословицах. Итак, в добрый путь!
Что же обозначает слово ДОБРОТА или ДОБРЫЙ?
(Выслушиваются ответы детей)
Слайды 2-3
Дети. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
Учитель. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не значит, что они хуже других. У каждого человека свои достоинства. Кто-то отлично учится, кто-то хороший спортсмен, кто-то умеет превосходно рисовать или вязать. А кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться. Все люди гордятся своими успехами. А что красит доброго человека?
Дети. Его дела, поступки.
Учитель. О добре, добрых поступках русским народом придумано много пословиц и поговорок. Вот одна из них.
Доброго человека дела славят.
А какие Вы знаете пословицы о добрых делах?
Дома вы нашли много пословиц и поговорок о доброте. Давайте посмотрим, как вы их запомнили. Слайды 13,14
Выполним задание «Собери пословицу»
Добрым быть – а зло забывай.
Доброе слово добрым слыть!
Добрый конец – всему делу венец!
Добро помни, и кошке приятно!
Учитель. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(выслушиваются ответы детей, уточняются верные)
Учитель. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
А теперь попробуем разгадать пословицы, собирая слова в определенной последовательности
Слайд15
Разгадаем ребус Слайд16
По картинкам попробуем угадать, о какой пословице идет речь
Слайды17,18
Назовите любимые пословицы вашей семьи. Есть ли среди них пословицы о доброте? Слайд 19
Следующее задание: «Закончи пословицу». Это задание построено по принципу игры «Кто хочет стать миллионером». Слайды 20-31
У нас игра будет называться «Кто хочет стать знатоком пословиц?»
Показываем карточки с правильным ответом (Буквы А, Б, В, Г). Каждый сам считает свои правильные ответы. 1 ответ =1 баллу. Лучшим знатокам раздаются медали: «Знаток пословиц». Публичное награждение перед классом, всеобщие аплодисменты.
Учитель. Молодцы!
IV. Итог урока.
Учитель. Мы сегодня с вами исследовали слово ДОБРОТА. Помогали нам в этом русские пословицы.
Какие пословицы вам запомнились? Говорите чаще друг другу добрые слова и вспоминайте в разговоре пословицы о добре.
Учитель. Чему мы сегодня учились?
(Выслушиваются ответы детей. Помимо всех прочих ответов хотелось бы услышать, чтобы дети сказали: «Мы учились доброте!»).