Просмотр содержимого документа
«Доброта спасет мир!»
КГУ «Ырсайская основная школа»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Классный час на тему:
«Доброта спасет мир»
2017-2018 учебный год
Цель:
развить представления учащихся о доброте, ее видах, способах проявления;
поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора
Задачи:
развить этические нормы поведения в обществе и в общении друг с другом;
развить эмоционально-ценностную сферу учащихся;
привить основы нравственного поведения;
внушать необходимость уважительного отношения к окружающим;
развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.
Спешите делать добро
А. П. Чехов
Ход классного часа.
Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть сегодня!
А сейчас ребята, вы поприветствуйте друг друга, только не просто так, а с улыбкой на лице. А теперь посмотрите вокруг, как в нашем классе стало теплее и светлее! Вы согласны с этим?
Ребята, мне бы хотелось классный час начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему.
Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышал и зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой. За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей. Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом. Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”. Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего классного часа? Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах, поступках. Мы часто говорим о хороших людях: «Доброжелательный человек, человек отличается добротой….». Разъяснение слова доброта по толковому словарю:
ДОБРОТА, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Толковый словарь Ожегова);
Правильно, добро – умение радовать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, откликаться на чувства других.
Доброта должна проявляться везде: в школе, дома, в отношении с друзьями, родителями, окружающими.
Народная мудрость гласит: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливее других. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь, должен к ним относиться хорошо».
Какие пословицы можете привести о доброте? Обсудите в группе.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжил уже в I н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для се6я, живи для других».
Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Работа в группе. Ситуативный практикум.
Представьте себе, что ваш частый обидчик оказался в критической ситуации, кроме вас, помочь ему никто не может. Как вы поступите?
Вывод по данной ситуации: Зло противостоит добру. Зло – это хамство, равнодушие, эгоизм, обман….
Ребята, какие высказывания мыслителей о зле знаете вы?
Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (ок.60 – 127)
Жизнь злых людей полна тревог. Дидро (1713 – 1784), французский философ
Давайте подумаем и скажем, как же стать добрым?
Быть добрым нелегко, но важно. Попробуем сформулировать правила доброты:
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений;
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям;
Делать добро для близких друзей;
Не завидовать;
Не вредничать, не грубить;
Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым;
Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать;
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим;
Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
- Каким делает человека доброта? Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
- Какой человек может быть добрым? Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.
- Что такое доброта?
-Закроем глаза и представим доброту. Какая она у вас доброта, с чем у вас она ассоциируется?
Разбор ситуаций
Разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем ее оценить с позиции доброты, и выяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.
Вас обидел одноклассник, и убегая от вас, он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».
Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзала, сынок, до Вокзала.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.
Какой поступок совершил молодой человек? (Хороший, он уступил место пожилому человеку). А почему он это сделал?(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать). А как он это сделал? (Плохо, обидел старушку). Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
Путь к доброте, которая спасёт мир - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.