Сегодня мы познакомимся ещё с несколькими интересными страницами русской культуры, которые берут начало в глубине веков, в русской старине и являют собой богатейший опыт русского народа, накопленный за многовековую историю России.
Речь пойдёт о русских народных традициях, праздниках, обычаях, обрядах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дни величальные, или Златые страницы календаря»
Дни величальные, или Златые страницы календаря
Познавательно-развлекательная игра
о русских народных праздниках, традициях и обрядах.
Цели:
познакомить учащихся с русскими народными традициями, праздниками и обрядами;
в творческом соперничестве определить знатоков календарных народных праздников;
расширить кругозор учащихся, заинтересовать их красотой и самобытностью народных веселий;
пробудить желание узнать много интересного и занимательного.
Участники: три команды по 6 человек.
Оформление: кабинет украшен в русских народных традициях, на доске рядом с игровым полем иллюстративно-демонстрационный материал, рассказывающий о самых известных русских народных праздниках, связанных с земледельческим календарём.
Награждение: команда-победитель награждается Дипломами, участникам вручаются символические медали.
Ход игры
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы познакомимся ещё с несколькими интересными страницами русской культуры, которые берут начало в глубине веков, в русской старине и являют собой богатейший опыт русского народа, накопленный за многовековую историю России.
Речь пойдёт о русских народных традициях, праздниках, обычаях, обрядах.
I конкурс. «Знаешь ли ты?»
Ведущий задаёт вопросы, за каждый правильный ответ команды получают по одному очку.
1. Как называется любимый всеми праздник смены одного года другим? (Новый год)
2. Какой праздник мы празднуем 7 января? (Рождество)
3. Какого числа на Руси издавна праздновали Крещение? (19 января)
4. Какого числа бывает рождественский и крещенский сочельник? (6 и 18 января)
5. Назовите праздник проводов зимы? (Масленица)
6. Какой праздник отмечается за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье)
7. Какой праздник принято отмечать крашением яиц и освящением их в церкви? (Пасха)
8. Какой праздник и когда отмечают все студенты? (Татьянин день, 25 января)
9. Какой праздник отмечается на Руси как начало летних крестьянский праздников? (Троица)
10. Как называется обряд, сопровождающий заключение брака между женихом и невестой? (Свадьба)
II конкурс. «Что такое? Кто такой?»
Участник команд рассказывают о Коляде, Яриле, Купале.
Коляда от «коло» – колесо, солнце; другое толкование: от лат. сalendae – первый день месяца. Первым праздником в году, захватывающим конец уходящего и начало нового года, было празднество в честь возрождающегося солнца, поворота солнца на весну.
Ярила – бог животворящих сил природы.
Купала – кульминация народных языческих празднеств. С ним связана русальная неделя, посвящённая молениям о плодородии полей, о дожде и рождении новых колосьев.
Праздник Купалы – обрядовая подготовка людей к близкой жатве, к сбору урожая. Купала был древним олицетворением летнего плодородия природы. В его честь совершались два главных обряда – купание и прыжки через костёр. Это были очистительные обряды, готовившие людей к трудной поре уборки урожая и в то же время усиливавшие плодородие земли. Считалось, что от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов. Костры разводились на берегах рек или на горах.
Существуют легенды о том, что в этот день целебные растения обретают наибольшую силу, а в ночь на Купалу раскрывается цветок папоротника, указывая на зарытый клад.
III конкурс. «Собери обряды в ряд».
Участникам конкурса предлагается следующее задание: в конвертах находятся названия обрядовых действий, сопутствующих зимним, весенним, летним праздникам. Из всего перечня надо выбрать только те, что относятся:
1 команда – к зимним праздникам,
2 команда – к весенним праздникам,
3 команда – к летним праздникам.
Купание и прыжки через костёр; ходили с плугом и рассыпали зерно; жгли костры, сжигали чучело зимы; пекли обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, караваи – символы плодородия; опускали в воду венки и смотрели, куда они плывут; выпекали из теста жаворонков; гадали; скатывали с гор горящие колёса в честь разгорающегося солнца; надевали ритуальные маски, рядились в коня, козу, медведя; устраивали кулачные бои, езду с бубенцами; в эту самую короткую ночь не спали, так как оживали оборотни, ведьмы, змеи; было принято обмывать друг друга водой, чтобы смыть усталость, грехи, боль, неудачи.
2. Выразите мысль «Се есть сын мой возлюбленный, ему же благоволих» («Это мой сын любимый, ему разрешаю».)
3. Подберите однокоренные слова к слову крест (крестины, крещение, окрест, крещёный и т.д.).
V конкурс «Привычки милой старины».
Командам предлагаются отрывки из художественных произведений, в которых надо найти примеры обрядовых действий, старинных обычаев и прокомментировать их.