kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Для чего построен и как устроен православный храм. Православный храм в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие  "Для чего построен и как устроен православный храм. Православный храм в жизни человека" составлено на основе авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура" для 5 класса. Занятие знакомит обучающихся с внешним и внутренним устройством православного храма, правилами поведения в православном храме. 

Тип  занятия: получение новых знаний и умений

Форма проведения: внеурочное занятие

Оборудование: демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации; цветная бумага, ножницы, клей, кроссворд.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические),  словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (творческое задание).  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Для чего построен и как устроен православный храм. Православный храм в жизни человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Красненский район Белгородская область









«Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни человека»





План-конспект внеурочного занятия

5 класс



Учитель православной культуры

муниципального общеобразовательного учреждения

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Клавдия Ивановна Астанина






2016 год

Тема занятия: «Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни человека»


Цель: Способствовать развитию познавательных интересов о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «православный храм».

2.     Познакомить обучающихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.     Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивации к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь обучающихся.

5.     Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

  • знать устройство и назначении православного храма;

  • сопоставлять особенности устройства православного храма с собственными наблюдениями;

  • объяснять понятие «православный храм» и его значение для православных христиан.

Познавательные:

  • общеучебные осуществлять расширение представлений о ценности храма, как святыни для православных христиан;

  • предметныепознакомиться с внешним видом, назначением и устройством православного храма.

Регулятивные:

  • планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

самоопределение проявление интерес к знаниям о храмах, историческому и культурному наследию.

Тип занятия: получение новых знаний и умений

Форма проведения: внеурочное занятие

Оборудование: демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации; цветная бумага, ножницы, клей, кроссворд.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (творческое задание).

Этапы занятия

Ход занятия

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

(слайд 1) В начале занятия на экране слайд с изображением храма. Звучит колокольный звон.

Учитель:

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

 Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

 Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

- О чем это стихотворение? (ответы детей)

- Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (слайд 2)

(обучающиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.


Познавательные УУД:

  • общеучебные осуществлять расширение представлений о ценности храма, как святыни для православных христиан;

  • предметныепознакомиться с внешним видом, назначением и устройством православного храма.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Постановка темы, цели занятия.

Правильно! Тогда кто скажет, какая тема занятия у нас с вами сегодня прозвучит? (ответы детей)

(слайд 3) «Для чего построен и как устроен православный храм.

Православный храм в жизни человека»

Подскажите, цели занятия.

(дети определяют цели и задачи занятия)

  1. Изучение нового материала.

(слайд 4) С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Жизнь россиян теперь немыслима без православных храмов.

(слайд 5) Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

(слайд 6) Сначала для строительства храмов приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились и свои архитекторы и строители, ведь храмов потребовалось так много, что нужно было срочно осваивать новое дело своими силами.

(слайд 7) Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже весёлые.

(слайд 8) На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

(слайд 9) Но какими бы разнообразными ни казались на первый взгляд православные храмы, все они имеют сходное устроение, сложившееся в глубокой древности.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

(слайд 10) Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

(слайд 11) Внешнее устройство храма: купол, барабан, закомара, апсида, столб.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. 

 - Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

 (слайд 12)     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

(слайд 13) -две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

(слайд 14) Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

(слайд 15)  Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

(слайд 16) Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

(слайд 17) В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

(слайд 18) С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

(слайд 19) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

(слайд 20) Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

(слайд 21) Иконостас – это стена с большим количеством икон, отделяющая среднюю часть храма от алтаря. Греческое слово и обозначает «изображение», «место стояния».


ΙΙΙ. Применение нового знания













































































  1. Творческо-практическая деятельность

Обучающиеся делятся на группы (4-5 человек). На столе лежит цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны (купол, барабан, двери, окна, основа храма), которые они должны использовать для «постройки» православного храма. Выполнение аппликации.

  1. Физминутка

  2. Составление памятки поведения в храме.

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Обучающиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

          Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

           Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

           Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

 Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

         Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

 Прослушав стихотворение кратко запишите правила поведения в храме и затем озвучим их. (Дети работают в парах)

(Слайд 22) Памятка поведения в храме

  1. Мальчики снимают головные уборы.

  2. Девочки покрывают голову платком.

  3. Для посещения храма необходимо одеть скромную одежду.

  4. В храме не шумят и не разговаривают.

  5. Необходимо поставить свечку, принять участие в богослужении.

  6. Необходимо находиться в храме до конца службы.

  1. Закрепление изученного материала.

Разгадывание кроссворда.


1









2






3







4








5







6








7






8






9





1.Как называется место в храме, где раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. (притвор)

2.Как называется изображение Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых. (икона)

3.Что созывает верующих на молитву, к богослужению, и  возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы. (колокол)

4. Панихидный столик, где обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. (каннуник)

5. Эта часть храма напоминает пламя свечи, форму луковицы. (купол)

6. Самое важное место в алтаре, особо освященный четырехугольный стол. (престол)

7. Главная часть храма. (алтарь)

8. Дом Божий. (храм)

9. Эта часть храма завершает купол, во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. (крест)

Ключевое слово – иконостас.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в группе, паре;



Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

удерживать цель деятельности до получения результата;

планировать решение учебной задачи;

анализировать и корректировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», «что я знаю и чего не знаю»).


Личностные УУД:

1) формируем умение выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


V. Итог










Рефлексия

8. Итог занятия

- С чем сегодня познакомились на занятии?

- Чему научились?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

Рефлексия

Возьмите круги по цветам, по вашему настроению.

Красный - мне все понравилось,

Синий - мне что-то было не совсем понятно,

Желтый – мне не понравилось.


Спасибо всем, вы молодцы!!!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Для чего построен и как устроен православный храм. Православный храм в жизни человека"

Автор: Астанина Клавдия Ивановна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства