Внеклассное мероприятие
« Детство, опаленное войной»
Выполнила: Сидорова Татьяна Николаевна, учитель географии
МБОУ «Ардатовской средней общеобразовательной школы №1»
р.п. Ардатов, Нижегородской области
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах
героизма и жизни сверстников в годы войны.
Задачи: воспитывать у учащихся чувства патриотизма и уважения к памяти
защитников Отечества;
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
развивать лучшие качества человека: патриотизм,
гражданственность, гордость за российский народ, за свою Родину,
стремление к миру.
Оборудование: плакаты, презентация.
Ход мероприятия
Ученик. С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Уходит и память о той войне. Что знает о войне наш ровесник? Две-три битвы да имя великого полководца. И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 г. они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, они мечтали, дружили. Так же, как и мы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г.
Ученик. 22 июня 1941 года Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг –
Тревожный голос Левитана:
- Внимание, товарищи, война!
Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
Ученик. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.
(Звучит фонограмма песни «Священная война» А. Александрова)
Ученик. На защиту страны поднялись миллионы людей. В войне сражались и побеждали пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики, моряки и связисты, целые полки, дивизии.
Ученик. От бескрайней равнины сибирской
До полеских лесов и болот
Поднимался народ богатырский
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Ученик. Вместе с взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдали жизнь за то, чтобы мы могли спокойно жить.
Ученик.
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по – взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Ученик. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Вот лишь несколько имен:
Леня Голиков – погиб 24 января 1944 – ему было 16 лет
Валя Котик - погиб 17 февраля 1944 – ему было 14 лет
Зина Портнова – расстреляна 10 января 1944 – ей было 17 лет
Витя Коробков – расстрелян 9 марта 1944 – ему было 15 лет
Марат Казей – погиб 11 мая 1944 – ему было 14 лет
Боря Цариков - погиб 13 ноября 1943 – ему было 17 лет
Люся Герасименко – расстреляна – декабрь 1942
Володя Дубинин – погиб 4 января 1942 года ему было 14 лет
Ученик:
Ты помни, что когда-то
В густом дыму, в крови
Шли на бой ребята,
Ровесники твои.
Ученик:
Пускай, сейчас их нету,
Но только все равно
Их песни недопетые
Допеть нам суждено.
Ученик:
Пускай в сраженье правом
Скосила смерть ребят.
Но все ж на фланге правом
Всегда они стоят.
Ученик. Блокада … Еще одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны.
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Ученик. «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Они падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали дома, умирали на улицах.
Ученик. Очередь длинна.
Стою с другими.
Только до весов добраться мне б.
На тарелке легонькие гири,
На другой такой тяжелый хлеб.
Хлеб…
Он умещался на ладошке.
И покуда ты идешь домой,
С этой пайки
Оберешь все крошки
Да чуть- чуть отломишь
От самой.
Ученик. Зловещим символом звериного облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти. В них наряду с взрослыми находились и дети.
Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.
Ученик. Героями были не только те, кто сражался с оружием в руках, но и те, кто оставался в тылу и помогал приближать победу. Вместе с взрослыми на заводах и фабриках работали и дети. Голодные не жалея своих сил они работали по 10 – 12 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек.
Ученик. Зачем ты, война, у подростков их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать подростки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред ними, подростками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
Учитель. И сегодня мне отрадно приветствовать у нас в гостях учителя, Кузнецову Ренату Павловну, которую мы попросим рассказать нам о своем детстве, которое пришлось на годы войны.
Ученик. И он пришел этот день –
9 мая 1945 года!
Победа! Победа!
Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живущих – Победа!
Во имя грядущих – Победа!
Целых четыре, целых четыре
Года четыре длилась война!
Сколько погибло, сколько народу!
Сколько людей не вернуть никогда!
Но долгожданная эта Победа
Кровью и порохом закреплена,
Сгинула, сгинула, сгинула где-то,
Но не забудется эта война!!!
Ученик. Это был праздник каждого человека, потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г.
Ученик. 70 лет прошло с того дня, как закончилась война. Но в памяти народной навсегда остались те, кто принёс нам Победу в мае 1945 года.
Среди них обычные девчонки и мальчишки, которые до войны учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Ученик. Помните! Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
Ученик. Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Ученик . Люди! Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Ученик . Песню свою отправляя в полет,-
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,-
Помните!
Ученик. Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтоб тоже запомнили!
Ученик. Во все времена бессмертной земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,-
О погибших помните!
Заклинаю,- помните!
Учитель. На этом наше мероприятие завершено, я надеюсь, что наше мероприятие оставило глубокий след в душе каждого, и вы поняли, что главное для жизни людей – это мирное на Земле.
Спасибо всем за участие!
Вечная память погибшим.