kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детский фольклорный праздник в рамках конференции «Судьба семьи в судьбе страны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы.

          Самая благоприятная атмосфера для развития ребёнка – это атмосфера продуманности, прочувствованного принципиального единства обеих сторон – семьи и школы, единства, которое вытекает из правильного понимания це-лей, задач, способов воспитания, индивидуальных особенностей ребёнка. В такой атмосфере ему не только легче живётся, но и развитие его личности  проходит намного успешнее. Вот почему так важно привлечение родителей с совместной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Детский фольклорный праздник в рамках конференции «Судьба семьи в судьбе страны»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Могочинская средняя общеобразовательная школа

имени А.С.Пушкина


Детский фольклорный праздник

в рамках конференции

«Судьба семьи в судьбе страны»





Автор:

учитель начальных классов

Манойленко Зоя Григорьевна

с. Могочино - 2016 г.


Актуальность выбранной темы.


Самая благоприятная атмосфера для развития ребёнка – это атмосфера продуманности, прочувствованного принципиального единства обеих сторон – семьи и школы, единства, которое вытекает из правильного понимания це-лей, задач, способов воспитания, индивидуальных особенностей ребёнка. В такой атмосфере ему не только легче живётся, но и развитие его личности проходит намного успешнее. Вот почему так важно привлечение родителей с совместной деятельности.

Прошедший год по Указу Президента был назван «Годом Семьи». Но се-мья является неотъемлемой частью всей жизни каждого из нас и потому дол-жна быть в центре внимания не один день, и ни один год, а всегда. Воспита- ние нравственно и духовно развитого и культурного человека – одна из задач всего воспитательного процесса. Работая в данном направлении, мы практи-чески выполняем государственный заказ. К тому же наша школа в течение

нескольких лет работает по программе «Духовное возрождение». Вот почему выбранная тема мероприятия неслучайна. Приобщение к истокам русской культуры, воспитание внутренней культуры и нравственности начинается в семье с самого рождения. А детский фольклор как ничто другое вхож в каж-дую семью в течение многих столетий и несёт не только огромный воспита-тельный потенциал, но и радость общения. А выбранная форма проведения мероприятия – фольклорный праздник – это результат многоплановой иссле-довательской работы детей, их родителей и учителей, это источник развития творческих способностей и носитель эмоциональной окраски и зрелищности данной формы работы.


Тема: «Когда семья вместе, так и душа на месте».


Цель: приобщение к истокам русской культуры.


Задачи:

- учить основам ведения исследовательской деятельности;

- познакомить с малыми жанрами детского фольклора;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать уважительное отношение к семье, её членам, устоям и тради-

циям;

- содействовать формированию духовно и нравственно развитого человека,

сближению семьи и школы для решения учебно-воспитательных задач.


Форма проведения: детский фольклорный праздник.


Оборудование: имитация комнаты в избе с окном, люлькой-качалкой, сто-лом, лавками, кухонной утварью; большие цветные платки, полотенца и сал-фетки народных умельцев; плакаты с пословицами и поговорками, а также плакат «Когда 7я вместе…» для оформления центральной части стены; изготовленные детьми поделки, рисунки, альбомы как результат исследо-вательской работы; «живое» музыкальное сопровождение.


Механизм реализации проекта:


  1. Выбор темы мероприятия и определение направлений исследовательской деятельности учащихся по классам:

1 класс – «Колыбельные песни».

2 класс – «Уговорушки».

3 класс – «Игры нашего детства».

4 класс – «Пестушки, потешки, пословицы и поговорки о семье».


  1. Исследовательская работа учащихся по данным направлениям под руководством классных руководителей и при участии родителей, биб-лиотекаря, музыкального работника школы:


- работа с детской литературой и другими источниками информации;

- беседы в классных коллективах о малых формах детского фольклора;

- подготовка рисунков, поделок, мини-сочинений, альбомов;

- разучивание песен, пестушек, поговорок, пословиц, уговорушек, игр

и т.д.

3. Составление сценария праздника.

4. Оформление места его проведения.

5. Проведение праздника согласно сценарию.

6. Социологический опрос участников и зрителей.

7. Написание заметки в школьную газету «Окно».


Предполагаемые результаты:


- дети обогатят ранее имеющиеся знания о детском фольклоре и его малых

жанрах новыми сведениями;

- научатся работать с различными источниками информации;

- познакомятся с основами исследовательской деятельности;

- осознают важность и необходимость хранения и передачи этих знаний и

умений из поколения в поколения;

- произойдёт некое единение детей и родителей в ходе совместной деятель-

ности и приобщение к истокам русской культуры;

- дети уважительнее будут относиться к родителям, к старшим и младшим

членам их семей и к окружающим их людям.








Ход праздника.


Ведущий №1. – Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего праздника! Ведущий №2. - Мы рады приветствовать всех Вас в этом гостеприимном зале на фольк-лорном детском празднике. Фольклор – одна из ценнейших частей национальной культуры каждого народа. Это целый мир – яркий, радост-ный, наполненный жизненной силой и красотой. А тема…

Ведущий №3.

- Постой, не спеши сообщать тему нашей встречи. Пусть наши гости сами догадаются! Сделать это нетрудно. Всё, о чём мы сегодня будем говорить, так или иначе связано с этим ребусом (обращается внимание на плакат, прикреплённый на стену: «Когда 7я вместе…»).

Ведущий №1

- Верно, это «семья».

- А что же такое семья в вашем понимании? (Заслушиваются ответы учащихся и гостей праздника, зачитывается толкование слова «семья» в словаре).

Ведущий №2.

- Раньше семьи были очень большими: семь «я», т.е 7 человек, а то и 8, 9,10 и даже 12. В наше время такие семьи уже редкость. Правительство нашего государства в последнее время очень озабочено этим и предприни-мает ряд мер для того, чтобы семьи росли и крепли.

Ведущий №3.

- В народе говорят: «Семья без детей – не семья», «Изба детьми весе-ла». Появление ребёнка в семье – это счастье, настоящий праздник. К нему всегда готовились заранее, задолго до момента рождения ребёнка. В старину к этому событию готовилась вся родня:. кто колыбельку при-пасёт, кто пелёнки, кто игрушки, … Каждый день в жизни ребёнка после его рождения – событие. Событие, которое приносит и радость, и восхищение, и проблемы.

Ведущий №1.

- Неотъемлемой частью детского быта является детский фольклор. Он входит в жизнь каждого из нас с первых дней жизни. Это колыбельные песенки, пестушки, потешки, забавные сказки и др. Наши ребята имели возможность познакомить поближе с разными жанрами детского фолькло-ра и готовы поведать Вам, дорогие гости, о некоторых из них. Ведущий №2.

- Надо заметить, что детский фольклор способен и развлечь, и порадовать, и предупредить о чём-то, и уговорить, и даже позвать сон и дрёму на по-мощь. Каждый из нас знакомится с ними задолго до чтения своей первой книжки. Они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, из уст в уста, от старших к младшим. И мы с вами не должны забывать о них.



Ведущий №3.

- А как радуются в семье первой улыбке малыша, появлению первого зуба, первым робким шажкам… . Со всем этим связано немало традиций и обрядов. Вот, например, на первый зубок принято дарить серебряную ложечку.

- А кто знает, что принято было делать, чтобы малыш быстрее и увереннее научился ходить? (Заслушиваются ответы из зала: «На лёгкую дорожку ему делали путы, т.е перевязывали внизу ножки лентой. А после несколь-ких шагов, её перерезали).

Ведущий №1.

- Многие малыши, когда их умывают или купают начинают капризничать, плакать, особенно если это делают с мылом. Чтобы этот процесс стал нра-виться малышам, народ придумал массу приговорок и пестушек. Одну из них вы точно знаете все, и сейчас мы вместе её проговорим:


Водичка, водичка! Умой моё личико!

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб кусался зубок, чтоб улыбался роток!


(Гости вместе с ведущими проговаривают и сопровождают слова движениями)

Ведущий №2.

- Молодцы! И вот купает мама малыша, ополаскивает его водичкой чистой, а сама приговаривает:

Вода текучая, дитя растущее,

Как с гуся вода – так с тебя худоба.

Вода книзу, а дитя кверху!

(Одна из мам приговаривает, обливая водой большую куклу-пупса).

- На каждый случай своя приговорка найдётся.


Ведущий №3.

- А самым ранним образцом детского фольклора являются, как вы думаете что? (Ответ из зала: - «Колыбельные песенки»)

- Верно. Первые месяцы малыши очень много спят и едят, говорят, что так они быстрее растут. Чтобы их сон был спокойнее и слаще мама или ба-бушка качает малыша на руках и напевает песенки.

- Вспомните всем известную колыбельную про серого волчка!

- Давайте споём её вместе! (Исполняют дети и гости-родители, учителя)

Баю, баюшки, баю, не ложися на краю.

Придёт серенький волчок и ухватит за бочок.

- Молодцы!

- А сейчас первоклассники кое-что вам расскажут о колыбельных песен-ках и даже споют. (Выступают подготовленные заранее уч-ся и мама одного их детей).

- В давние времена у мам было очень много дел по дому и по хозяйству, поэтому на руках усыпляли детей не всегда, чаще всего клали в колы-бельку (колыску, люльку), нижняя часть которой была закруглена и легко качалась. Наступая ступнёй ноги и качая, мама могла и ребёнка усыпить, и за прялкой шерсть или лён спрясть. Вот так! (Показывает, как это дела-ется и поёт). Песенки, как правило, были на один мотив и, слушая их, дети быстро засыпали. Пелось в них обо всём, что окружало людей в быту, о птицах и рыбах, о зверях и о многом другом.

Ой, лю-лю, моё дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно,

Все ласточки спят, и лисицы спят,

Нашему Ванюше спать велят.

Для чего, зачем Ванюше надо спать?

Ласточки спят все по гнёздышкам,

Касаточки спят все по кусточкам,

Лисицы спят все по подкусточкам,

Куницы спят все по норочкам,

Соколы спят все по гнёздышкам,

Соболи спят, где им вздумалось,

Маленькие детки в колыбельках спят.

Спи-тко, Ванюша, спи-тко, дитятко родное!


Бай-бай, баю-бай! Спи-ко, Костя, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, баю-бай, на периночке пуховой –

Много перьев Петуховых…


Сон да дрёма по качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

Лелюшки – люли, прилетели голуби.

Стали гули ворковать – стала дочка засыпать.

Ведущий № 1. - Спасибо всем, кто пел. Современные кроватки не такие как были раньше. Вот посмотрите на одну из них. (Показывает работу уч-ся).

- И называлась такая кроватка у разных народов то люлька, то зыбка, то качулька, то колыбелька…)

- А сейчас своим куклам споют колыбельные наши девочки-первоклашки.

Они очень волнуются. Поддержим их аплодисментами.

(Дети исполняют ранее разученные песенки).

Ведущий №2.

- Растёт малыш и постепенно приучается спать сам в обычной кроватке.

И уже новые жанры детского фольклора сопровождают его детство: потягушки, пестушки, потешки и первые детские игры. От всем известных «Ладушки, ладушки. Где были ?- У бабушки…» или «Сорока-ворона, кашу варила…» до доселе неведомых. ( Ведущие играют вместе с детьми и гостями).




Ведущий №2.

- А что делать, если ребёнок плачет, да и не один раз на дню, да ещё и по разному поводу?

- «Какой-то слёзный день сегодня!» - сетует мама. «Маленькие дети - маленькие беды». Но не стоит огорчаться, Вам на помощь опять придёт детский фольклор.

- Итак, «Уговорушки». Поприветствуем второклассников!


Уговорушки для плачущих с элементами инсценировки:

«Горошинки-непрошенки»

Горошинки, не-про-шен-ки, откуда взялись?

Трамваем или поездом до Насти добрались? Не-е-ет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали, а дождик моросил?


«Абри-фини, мокрый нос!»

Абри-фини, мокрый нос! Абри-фини, абри-кос!

Едут слёзы без колёс! Едут, едут, ка-тят-ся! Капают на платьице!

Плачут щёки, плачет нос: «Нам не дали ааа-бри-кооос!»

Ну, подумаешь – не дали абри-фини, абри-коос!

Но зато – по-це-ло-вали в самый мокрый в мире нос! Чмок!!!

«Хнычу-плачу!»

А у нашего Петра настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

- Ну, а если доктор – Дынька? Доктор Персик? Виноград?

- Пусть приходят! Прилетают! И домой, и в детский сад!


«Кто тут плачет?»

Кто тут плачет, ой,-ёй,-ёй? Говорят, сынишка мой.

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите!

Улыбается уже – посмотрите!

Ведущий №3.

- А если, что-то потеряли и никак не можете найти? Вас опять уговорят наши второклашки.

«Куда пошли колготки?»

В деревню Потеряево пошли гулять колготки.

Пошли и потерялись там, ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком, не плачут, а – ревут!

Хозяюшку, хозяюшку, хозяюшку зовут!

И – вспомнила хозяюшка, где вечером была!

Сходила в Потеряево, колготочки нашла!

Ведущий № 3.

- А если расшумитесь вы, никак вас не унять, мальчишки-второклашки помогут вам опять!

«Где ты, дедушка Молчок?»

Чики-чики, чики-чок, где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Ти-ши-на… пришёл Молчок!

Не спугни его, смотри, ничего не говори, тссс!


« А куда поедем днём, перед сном?»

Со станции Топтушкино до станции Кровать

Скорей добраться нужно нам! И – чу-у-уточку поспать!

На станции Вставайкино проснёшься – выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино, к друзьям и чудесам!

Ну, а пока – приехали на станцию… Кровать!

На этой сонной станции так сладко засыпать…

Ведущий №1.

- А если вы поссорились, то вас уговорят ребята второклассники, да вот они – стоят!

«После ссоры»

Как же это - хорошо!

Никуда не торопиться, не молчать и не сердиться –

Так вот просто рядом с мамой, с мамой рядышком идти,

В небе солнышко увидеть и домой его нести!


Игра со зрителями «Шла Весёлая собака» (как физминутка).


Шла Весёлая собака, чики-брики-гав!

А за ней бежали Гуси, головы задрав,

А за ними – Поросёнок, чики-брики-хрю!

Чики-брики, повтори-ка! Что я говорю!

(Игра повторяется 2-3 раза то с учениками, то с родителями, то с учите-лями).


Ведущий №1.

- Спасибо всем, кто развлекал, и тем, кто с нами поиграл!

- Вот, наконец-то, мы и добрались до игр нашего детства, с которыми вас познакомят ребята 3 класса.

(Они рассказывают о том, как писали мини-сочинения, рисовали и оформляли альбом «Игры нашего детства» и проводят 2-3 игры.)

- Молодцы! Спасибо всем!

** Исполняется песня о маме, о папе…

Ведущий № 2.

- А 4 класс познакомит вас с пословицами и поговорками о семье.

(Дети рассказывают и показывают оформленный ими вместе с родителями альбом).


1 ученик. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословицы и поговорки пришли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.


2 ученик. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою школу. В лучших своих пословицах и поговорках народ передавал от от-цов к сыновьям, дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них отразились взгляды на жизнь, в них заключена мудрость народа.

3 ученик. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: в разговоре, в книгах, в фильмах и спектаклях. Они украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорил народ, и записывал пословицы и поговорки. О некоторых из них мы вам и расскажем.


(Далее подготовленные уч-ся друг за другом рассказывают их).


При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец - матери

Изба детьми весела.

Детки – радость, детки ж горе.

Дом с детьми – базар, а с детьми – могила.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да

скоро растает.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Сын отца глупее – жалость, сын отца умнее – радость.

Один и у каши сирота.

В семье и каша гуще.

Собрался жениться – гляди семью, откуда жену берёшь.

Семья воюет, а один - горюет.

Мир в семье женой держится.

Ссора в своей семье до первого взгляда.

В своей семье всяк сам - большой.

В семье не без урода, а на урода всё не в угоду.

На что и клад, коли в семье лад.

Ведущий № 3.

- Молодцы четвероклассники!

- А ещё в их же исполнении вашему вниманию предлагаем сценку

«Когда семья вместе, так и душа на месте» (авторами являются дети).


- А теперь подведём итоги нашей встречи.

- Кто считает, что не зря пришёл сегодня на этот праздник, поднимите руки.

- А как же назывался наш праздник? (Ответы из зала).

- Как вы думаете, нужны ли такие встречи и праздники? Почему?

(Ответы детей, родителей, учителей и других гостей)

- Что особенно Вам понравилось?


Далее организатор праздника перечисляет фамилии и имена всех участников и помощников проведения праздника, благодарит за вни-мание и активное участие, желает успехов каждой семье и т.д


(* Исполняется песня «Как здорово, что вместе мы сегодня собра- лись…»)


На следующий день проводится социологический опрос уч-ся, а родителей и учителей просят написать небольшой отзыв (по одному от класса) о проведённом мероприятии для заметки в школьную газету «Окно». Затем её печатают и вывешивают для обозрения.





По результатам опроса.


На празднике присутствовало 78 уч-ся, 24 родителя, 6 учителей, пионервожатая, музыкальный работник, завуч по воспитательной работе

и другие гости.

По отзывам уч-ся из 76 опрошенных остались довольны участием в празд-нике, в его подготовке и проведении практически все дети, кроме 6.

Всем родителям понравилось мероприятие, хотели бы, чтобы в школе они были почаще, готовы помочь в следующий раз из опрошенных - 12 человек. 5 родителей стесняются участвовать, 7 - ссылаются на заня-тость. В целом, и дети, и учителя, и родители считают тему актуальной, своевременной. Работу в данном направлении следует продолжать и раз-вивать.



Ваше мнение узнали,

В газету отзыв написали:

«Пусть будут праздники почаще,

Азарт, веселье и задор

Приводят нас в большой восторг.

Мастерство растёт всё выше,

И радость наша выше крыши!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детский фольклорный праздник в рамках конференции «Судьба семьи в судьбе страны»

Автор: МАНОЙЛЕНКО ЗОЯ ГРИГОРЬЕВНА

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400596

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства