kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Детская жестокость - это язва современного общества!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Детская жестокость - это язва современного общества!" Исследовательская работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Детская жестокость - это язва современного общества!"»

Городская научно-практическая конференция

«СОЗВЕЗДИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ»

Секция: Филология



Тема: «Детская жестокость – это язва современного общества!»







Автор работы: Савкуева Людмила, 6 класс



Место выполнения работы: МАУ ДО центр «Интеллект»



Научный руководитель: Доева Виктория Сергеевна













Владикавказ, 2016 год







Содержание

  1. Введение

Основная часть

Глава 1. Взгляд психолога.

Глава 2. Взгляд писателя.

Глава 3. Сюжет произведений.

Глава 4. Кто такая Чучело?

Глава 5. Кто такой Хрюша?

Глава 6. Роль Ральфа и Димы Сомова.

Глава 7. Образ дьявола в детской жестокости.

Глава 8. Символичность

Глава 9. «Не позволяй мне, сердце, стать глухой!»

Вывод

Список литературы.

Приложение 1



Введение

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. В стихотворении А. Чепурнова очень хорошо сказано о доброте:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Доброта, милосердие, радость и переживание за других, создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в первом веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Доброта, милосердие вырабатывались человеком в течении столетий для того, чтобы во всем было легче жить, общаться, друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Великий писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что «красота спасет мир». Милосердие и сострадание по определению Даля, это «сердцеболие, сочувствие, жалостливость, мягкосердие»

Доброта другая в наше время-взаимовыгодная, а порой и жестокая. В своей работе я хочу поразмышлять над проблемой доброты и жестокости в подростковом коллективе, в частности обратиться к произведениям Владимира Железникова «Чучело» и Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

В произведении «Чучело перед нами слабое существо, нескладная, со странностями девочка Лена.

Именно она становится жертвой своих бездушных одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!» - кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба?

В произведении Голдинга «Повелитель мух» в поисках истоков жестокости автор проведет исследование негативных сторон нашего общества. И тут начинаешь понимать, что нельзя обвинять в жестокости только детей. Это вина и взрослых. Уродливые явления нашей жизни проявляются в поступках книги. В своем романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определенного времени идеи, вневременную сущность человеческой натуры-греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.



Я верю, что красота спасёт мир, что в нашем обществе гуманных людей больше, что настанет время, когда Интернет перестанет пестрить роликами, наполненными детской жестокостью и враждой.

Цель моей работы-обратить сердца моих ровесников к любви и состраданию к рядом живущим, через уроки «Чучела» и «Повелителя мух». Попытаемся доказать или опровергнуть две гипотезы:



  1. Каждый из нас имеет право быть человеком, а не отверженным;

  2. Наше общество обречено, потому что люди перестают быть гуманными.

В работе были использованы теоретический и эмпирический методы. Была изучена специальная литература по данной проблеме.























Глава 1. Взгляд психолога



В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию , не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус»-становятся объектом насмешек и презрения.

Наверное, многие психологи размышляют над тем, как помочь ребёнку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые(педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят «выскочек» - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.

Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

Рассмотрим эту проблему сквозь призму замечательной повести Владимира Железникова «Чучело» и не менее замечательного романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух».













Глава 2. Взгляд писателя

Повесть «Чучело» является кульминационным произведением второго периода творчества писателя. Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» - Это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Недаром А.Лиханов писал: «Золотым времечком детство становится на расстоянии прожитых лет: мы забываем, сколь оно драматично, сложно, сколько таит в себе обид и разочарований. И может быть, самое серьезное испытание, которое  проходит растущий человек, - испытание его достоинства».        

  Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам  эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай  Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
       В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что  «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени». Высоко сказано, но в этом есть своя символика.
        Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не  «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».*

«Повелитель мух» задуман как «трагический урок», как роман-предупреждение. И в первую очередь — как предупреждение об опасности тоталитаризма и фашизма. По мнению Голдинга, то, что произошло в Германии в 30-х годах, может случиться и в Англии. Стивен Кинг назвал «Повелителя мух» одной из своих любимых книг. В предисловии к переизданию 2011 года Кинг написал: «Из всего, что я читал, эта книга была практически самой сильной — она схватила меня с первых страниц и достала до самого сердца. Она буквально говорила мне: «Это не просто развлечение, это вопрос жизни и смерти» «Повелитель мух» — это и социальная драма: сильный и умный лидер постепенно становится изгоем; слабого и неуклюжего толстячка-изгоя не просто тиранят, но в итоге убивают. Это и антиутопия, раскрывающая истинную сущность людей, которая проявляется даже в невинных на первый взгляд детях. Мы видим попытку построить образцовое общество, которая оборачивается крахом, деградацией, настоящим кошмаром. Это и приключенческий роман, робинзонада с идеальным местом действия — остров с превосходными для жизни условиями. Наконец, это книга о детстве, о сотрудничестве и соперничестве, о друзьях и врагах: «Головы кружила высота, кружила дружба»«Они [Ральф и Джек] посмотрели друг на друга с изумленьем, любовью и ненавистью»«И еще эта странная ниточка между ним и Джеком; нет, Джек не уймется никогда, он не оставит его в покое».



































Глава 3. Сюжет произведений

Завязка романа «Повелитель мух» приходится на момент знакомства Ральфа и Хрюши: встретившиеся после авиакатастрофы мальчики пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Мальчики устанавливают правила, главным из которых является постоянное поддержание дымящего костра. Огонь в «Повелителе мух» становится символом жизни – он служит надеждой на спасение, около него греются и разгоняют ночные страхи. Для защиты от дождя дети строят шалаши, для уборной находятся укромное место. Старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты. Жизнь на острове идёт почти идеально: двенадцатилетний Ральф воспринимает новый, лишённый взрослых мир как сказку, некую идиллию, в которой всё хорошо. Другие дети поначалу относятся к случившемуся с ними как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, бывшие хористы во главе с Джеком Меридью становятся «охотниками».

Всё меняется с первой кровью. Как только Джек понимает, что ему по силам убить поросёнка, охота из забавы превращается в образ жизни. Вслед за своим вожаком бывшие хористы меняется до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства.

Образ Зверя в романе соотносится с образом Дьявола («повелитель мух» – в переводе с древнееврейского означает «Вельзевул»). Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире, остальные ребят в тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя. Это знание открывается только одному из мальчиков – самому слабому и, одновременно, самому разумному – постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает чёткий ответ о том, что Зверь – это «неотделимая часть» его самого.

Полноценный Зверь складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «её» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когда-то цивилизованных детей выходят наружу и убийство совершается по-настоящему.

Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удаётся, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном – всего лишь несчастный случай. Последующее убийство Хрюши, совершённое при свете солнца, и травля Ральфа служат кульминацией «Повелителя мух». Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы – высадившегося на остров английского офицера. Последний становится в романе прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.

Создавая повесть «Чучело», Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева. В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно. 



Глава 4. Кто такая Чучело?

Что есть красота?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Есть книги, которые хочется перечитывать снова и снова, к которым хочется возвращаться независимо от возраста и статуса… И как правило, у каждого такая книга своя. У меня их несколько: А.Грин «Алые паруса», Железников «Чучело». Повесть Железникова я перечитывала несколько раз. Ведь оно очень поучительное. Эта повесть учит нас, на мой взгляд, самому главному в нашей жизни: милосердию, любви, доброте, уважению друг к другу. Думаю многие, как и я, читая эту замечательную повесть, вспоминают свой класс в главных героях произведения.

Главные герои этой повести - обыкновенные школьники, которым приходится решать для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как сохранить свои моральные качества?

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и непонимания сверстников, но её способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде помогали ей принять верное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного, только за то, что он не похож на остальных!

Глава 5. Кто такой Хрюша?

Произведение «Повелитель мух» стало для меня настоящим испытанием, потому что практически на каждой странице были описаны сюжеты нашей действительности. Сценами подростковой жестокости «забит» весь Интернет… И все же в этом произведении есть образ, к которому я отношусь с теплотой, состраданием – это образ Хрюши…

Хрюша вызывает смешанные чувства. Перед нами толстяк-очкарик (над такими всегда издеваются в жизни), и У. Голдинг ещё добавляет масла в огонь, как будто испытывая нас, он изображает этого героя с большой долей иронии. Хрюша – рационалист, он верит в науку, в разум, что всё можно уладить, если действовать по правилам, “что для всего есть доктора, даже для мозгов”. У него единственного безумно неправильная речь, язык можно сломать: “Вот вы хочете, чтоб нас спасли, а сами, чего делать сперва не знаете”, “Малыш, который с меткой на лице, куда он подевался? Сказано вам – я его не вижу”.

Но всё равно читателю симпатичен этот смешной, нелепый толстячок с его упрямой верой в то, что когда-то затвердил наизусть.Главное достоинство Хрюши – не его вера в науку, а его доброе сердце, забота о других (малыши, раковина, костёр на горе...).

Но постепенно Хрюша выходит из рамок отведённого ему амплуа: психологически точно У. Голдинг именно ему отводит поистине трагическую роль. Не случайно именно он оказывается главным объектом ненависти Джека и его компании.

За несколько мгновений до смерти Хрюша, полный доверия к товарищам по несчастью, “всё ещё поднимал талисман – хрупкую, сверкающую красавицу раковину”, но уже что-то красное и страшное запрыгало по перешейку.

Полны трагизма строки, в которых описывается гибель Хрюши. Драматична лексика этого отрывка: “...земля содрогнулась, дикари завизжали, рог разлетелся на тысячу белых осколков и перестал существовать”.

“Хрюша полетел, ... пролетел, ... упал спиной, ... руки и ноги Хрюши немного подёргались, ... море вздохнуло (будто жалея ребёнка), вскипело белой розовой пеной, отхлынуло – Хрюши уже не было”.

Хрюша нуждался в защите, заботе, но единственный человек, близкий ему – Ральф, этого никогда не делал и, лишь потеряв Хрюшу, он будет его оплакивать, “как верного и мудрого друга”.







Глава 6. Роль Ральфа и Димы Сомова.

Дима Сомов - красивый мальчик, лидер класса, с ним хотят дружить многие девочки. Смелый, благородный, добрый, отзывчивый. Встал на защиту новенькой девочки Лены Бессольцевой, когда другие ее будущие одноклассники отнеслись к ней грубо, сразу дали эту обидную кличку "Чучело", предложил ей дружбу. Но впоследствии мы убеждаемся, что вся эта доброта и смелость Димы не выдержала экзамена, проверки на прочность. В итоге мальчик проявил трусость, а позднее и предательство по отношению к Лене, зная, что это она взяла его вину на себя, но у него так и не хватило смелости признаться своим одноклассникам. То, что одноклассники сразу повели с Леной грубо и жестоко - это для девочки не было большим злом. Она мужественно противостояла агрессивности и бунту в отношении ее своих одноклассников. Но когда тебя предает друг... Это оказалось для Лены большой обидой и ударом. В итоге Лена уходит из класса и уезжает из города, одноклассники, узнав всю правду, проникаются уважением к Лене, а Дима Сомов оказывается теперь на ее месте, испытывает гонение со стороны одноклассников, но зато заслуженное.

Как и Димка Сомов, Ральф , потеряв Хрюшу слишком поздно понимает, какой человек был рядом с ним. Ральф – один из трёх главных героев, он всё время в центре повествования, и если Саймон — исключение, “чокнутый”, Хрюша смешон, то Ральф, напротив, эталон нормального, здорового, честного, в меру умного, в меру смелого и доброго для своих лет подростка. Можно сказать, что он выразитель поступков и мыслей самого писателя, и читатель симпатизирует этому образу, как и автор.

Ральф бесстрашно идёт навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают белую раковину (символ добра и демократии) и выдвигают вперёд оскалившийся череп свиньи на палке – символ зла и тоталитаризма.

Когда раненый Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает её. Горящий остров (это тоже символ) увидели с крейсера, и на остров высадились спасители – взрослые.



Итак, перед нами два красивых персонажа, только ни один из них не вызывает чувство восхищения, потому что оба – предатели: Дима предал Лену, а Ральф - ставший невольным свидетелем убийства Саймона, пытается сделать вид, будто этого не было, или что произошедшее с Саймоном – всего лишь несчастный случай.



Глава 7. Образ дьявола в образе детской жестокости



Одна из ключевых сцен романа Голдинга — вечерняя буря, во время которой племя Джека устроило пир. К костру также пришли Ральф, Хрюша и другие ребята, привлеченные жареным мясом, против которого невозможно устоять после долгой фруктовой диеты. Темнота, гроза, накалившиеся страсти — все это привело к очередным дикарским пляскам. И именно в этот момент прибежал Саймон, спеша донести до друзей новость о том, что никакого зверя нет.

«Малыши визжа неслись с опушки, один, не помня себя, проломил кольцо старших:

— Это он! Он!

Круг стал подковой. Из лесу ползло что-то неясное, темное. Впереди зверя катился надсадный вопль.

Зверь ввалился, почти упал в центр подковы.

— Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!

Голубой шрам уже не сходил с неба, грохот был непереносим. Саймон кричал что-то про мертвое тело на горе.

— Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти — кровь! Зверя — прикончь!

Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом.

Зверь стоял на коленях в центре круга, зверь закрывал лицо руками. Пытаясь перекрыть дерущий омерзительный шум, зверь кричал что-то насчет мертвеца на горе. Вот зверь пробился, вырвался за круг и рухнул с крутого края скалы на песок, к воде. Толпа хлынула за ним, стекла со скалы, на зверя налетели, его били, кусали, рвали. Слов не было, и не было других движений — только рвущие когти и зубы».

Впоследствии Хрюша и близнецы Эрикисэм будут со стыдом отрицать свою причастность к «танцу»: «Мы рядом стояли. Мы ничего не делали, мы ничего не видели. (...) Мы рано ушли, мы устали». И лишь Ральф найдет в себе силы признать, что это было убийство. Смерть Саймона — поворотный момент истории, точка невозврата, после которой ужас всего происходящего будет только нарастать.

Хрюша…. Толстый и нескладный, с «астмой-какассымой». Мы даже не знаем его имени, тогда как помним имена второстепенных персонажей — Генри, Билл, Персиваль. Тем не менее, он умен, и даже Ральф это признает: «Хрюша думать умеет. Как он здорово, по порядку все всегда провернет в своей толстой башке. Но какой же Хрюша главный? Хрюша смешной, толстопузый, но котелок у него варит, это уж точно». Кроме того, именно благодаря Хрюше мальчишки смогли разжечь сигнальный костер — при помощи его очков, которые стали одним из символов разумности, порядка, надежды на спасение.

Понятно, что мальчика по прозвищу Хрюша ничего хорошего не ждет на острове, где водятся свиньи, которым пускают кровь. Охотник Роджер, явный садист, мрачный «двойник» безобидного Саймона, в начале романа просто швырявший камешки в малышей, совершает осознанное убийство человека. Он сбрасывает на Хрюшу каменную глыбу.

«Камень прошелся по Хрюше с головы до колен; рог разлетелся на тысячу белых осколков и перестал существовать. Хрюша без слова, без звука полетел боком с обрыва, переворачиваясь на лету. Камень дважды подпрыгнул и скрылся в лесу. Хрюша пролетел сорок футов и упал спиной на ту самую красную, квадратную глыбу в море. Голова раскроилась, и содержимое вывалилось и стало красным. Руки и ноги Хрюши немного подергались, как у свиньи, когда ее только убьют. Потом море снова медленно, тяжко вздохнуло, вскипело над глыбой белой розовой пеной; а когда оно снова отхлынуло, Хрюши уже не было».

Вместе с Хрюшей «погибает» и морская раковина — рог, которым Ральф созывал собрания, еще один символ разума и упорядоченности. Попытка создать цивилизованное общество провалилась: орава мальчишек превратилась в первобытное племя, которым правит вождь Джек, которое подчиняется примитивным и жестоким законам. Ральф остается один.

Аналогичной по трагичности выступает и сцена «сожжения» Лены в повести «Чучело», сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами». Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».

Глава 8. Символичность

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на костре и распинали,

Как всем известно, с самых ранних дней.

Гете

В обоих произведениях появляются образ огня и образ головы животного. Появление Повелителя мух в одноименной повести  – свиной головы, насаженной на кол посреди поляны Джеком и его охотниками в подношение “Зверю”, – это не то искупление за убийство свиньи, не то отворотное заклятье. Голова получает свой чин. “В аллегорическом ряду притчи она – материализованная эманация зла. Повелитель мух (Вельзевул) – одно из величаний дьявола, который по народному поверью является владыкой всей живой нечисти. Свиная голова берёт на себя в повести функции дьявола, зла в сердце человеческом...”

Медвежьей головой пугают одноклассники и Лену. Зачем? С какой целью? Как и в повести «Повелитель мух», эта голова – образ зла, закравшегося в детские сердца.

Образ костра, огоня – символ жизни, символ существования человека, а также символ смерти, яблоко раздора в повести «Повелитель мух» и только символ смерти в повести «Чучело». Огонь – это еще и символ прозрения:

 Ральф теряет остатки здравого смысла, когда его начинают загонять, как визжащего от ужаса кабана, когда весь остров запылал огнем.

«Ральф крикнул — от страха, отчаянья, злости. Ноги у него сами распрямились, он кричал и кричал, он не мог перестать. Он метнулся вперед, в чащобу, вылетел на прогалину, он кричал, он рычал, а кровь капала. Он ударил колом, дикарь покатился; но на него уже неслись другие, орали. Он увернулся от летящего копья, дальше побежал уже молча. Вдруг мелькающие впереди огоньки слились, рев леса стал громом, и куст на его пути рассыпался огромным веером пламени».

Появление морского офицера на берегу подводит суммирующую черту под всем произошедшим, расставляет все «по полочкам». Вмешательство взрослого настолько внезапно, что оно магическим образом обрывает истерику Ральфа и слепую ярость охотников.

«— Взрослых здесь нет?

Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

— Доигрались? — сказал офицер.

Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

Подпрыгнув, как акробат, пламя выбросило отдельный язык и слизнуло верхушки пальм на площадке. Небо было черное».

Отрезвляющие укоры взрослого, его спокойствие, его белая фуражка и аккуратная форма, эполеты, револьвер, золотые пуговицы на мундире — все это оттеняет только что пережитый Ральфом кошмар. И к этому примешиваются воспоминания о том, как вначале все было здорово, каким прекрасным был остров.

«Грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша».

 « Бойкот! Сомову - бойкот! 
     Железная Кнопка подняла руку: 
     - Кто за бойкот? 
     И все ребята подняли за нею руки - целый лес рук витал над их головами. А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две руки. 
     "Вот и все, - подумала Ленка, - вот Димка и дождался своего конца". 
     А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы. 
     Все были за бойкот! 
     Только одна Ленка не подняла руки. 
     - А ты? - удивилась Железная Кнопка. 
     - А я - нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась. 
     - Ты его простила? - спросил потрясенный Васильев. 
     - Вот дурочка, - сказала Шмакова. - Он же тебя предал! 
     Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: "Чу-че-ло-о-о, пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!" 
     - Но почему, почему ты против?! - Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. - Именно ты - против. Тебя никогда нельзя понять... Объясни! 
     - Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте! 
     - Какая храбрая! - Шмакова зловеще хихикнула: - Одна против всех! 
     - Раз так, то и Чучелу бойкот! - заорал Валька. - Ату-у-у их! - Он свистнул». 





Глава 9. «Не позволяй мне, сердце, стать глухой!»



Не позволяй, мне, сердце, стать глухой

К чужой беде, нахлынувшему горю.

Не позволяй завидовать другим-

Чужой удаче, непомерной славе…

Не позволяй спокойно пребывать,

Пока в душе горит еще огарок.



Не задолго до анкетирование я провела небольшой эксперимент. На первом уроке мы с классом посмотрели фильм «Чучело», а на втором «Повелитель мух». Далее я провела анкетирование среди своих ровесников с целью выяснения отношения к «отверженным». После просмотра данных фильмов. Основной вопрос, который я ставила перед собой – обречено ли наше общество на вымирание, потому что люди перестали быть гуманными и добрыми?(смотрите приложение 1) По результатам проведенного опроса видно, что все считают себя «добряками», никто не хочет быть отверженным, все хотят жить в гармонии с обществом.. Но откуда тогда отверженные? Если смотреть на результаты опроса, то можно увидеть положительные тенденции по данной проблеме.



Значит, все в наших руках, просто не нужно быть бездушным и глухим к рядом живущим людям. Надо быть просто добрее к миру и к людям, которые окружают тебя и никогда не избирать из общества лидеров или же «изгоев». Но многие дети и подростки, на мой взгляд, просто не замечают того, что распространяют зло, которое портит другим жизнь. С этой проблемой, достаточно долгое время, никто не может справиться. После прочтения повести «Чучело» и романа «Повелитель мух», я серьезно задумалась над этой дилеммой. Я пришла к выводу, что к этой задаче причастны её родители, как со стороны «изгоев» так и со стороны лидеров. «Изгоем» нужно помочь поверить в себя, их родителям нужно постараться сделать что-то, чтобы они смогли себя защищать. При этом родители обидчиков, должны ясно объяснить ребёнку одно из самых главных правил: что хорошо, что плохо? На мой взгляд, ребенок с самого раннего детства должен знать как нужно вести себя, и то, каким человеком он станет в будущем на прямую зависит от его воспитания! И по этому, я с уверенностью могу сказать, что родителям просто нужно быть внимательными к жизни своих детей. Иногда, родителям бывает очень трудно помочь своим детям с решением этой трудной задачи. Я считаю, что в таких случаях, родители должны обратиться к детскому психологу, который несомненно поможет их ребёнку. Часто, родители зная о трудностях ребёнка, боятся вмешиваться, думая что правильнее всего дать ребёнку возможность, во всем разобраться самому. Но психологи утверждают обратное, что родители должны вместе с ребёнком помогать решать все его проблемы, ребёнок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей, иначе он будет считать себя изгоем не только в обществе, но и в кругу своих близких. В этом вопросе я полностью согласна с мнением психологов.

Все события, описанные и в «Чучело» в «Повелителе мух» представлены в форме детской игры. Авторы стремились показать обычных мальчиков и девочек с обычной детской психологией. Но то, что происходит с ними? Почему из цивилизованных детей и те, и другие превращаются в дикарей? Просто необходимо напоминать людям о вечных, мудрых, неоспоримых истинах — о добре и здравом смысле.



Вывод.



Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Гипотеза о том, что каждый человек имеет право быть человеком, а не отверженным полностью доказана, поскольку ни один из опрошенных не захотел сам оказаться в числе изгоев;

  2. Наше общество не обречено на вымирание, поскольку вокруг не мало добрых и хороших людей, неравнодушных и не глухих к чужому горю.

Попробуйте быть добрее, отзывчивее и милосердней – никогда не становитесь на сторону толпы, которая тиранит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. МИЛОСЕРДСТВУЙТе!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

































Список использованной литературы.

  1. Сборник лучших стихотворений А. Чепурнова – Москва, 2010 г. – с. 34

  2. Поля философии – изд. «Академический Проект», 1979 г. – с. 42

  3. Психология для подростков – изд. «Просвещение», 2005 г. – с. 31

  4. В. Железников «Чучело» - Москва, 1991 г. – с. 98















































Приложение 1




Вопрос Да -

Мальчики

Девочки

1.

Вы добрый человек?

100%

100%

2.

Есть ли у Вас в классе отверженный?

100%

100%

3.

Имеет ли человек право на:

  1. Жизнь и физическую неприкосновенность.

  2. Свободу от пыток и жестокого обращения.

  3. На личную жизнь.

100%






100%



100%

100%






100%



100%

4.

Согласны ли Вы с утверждением Дж. Бернарда Шоу «Ненависть – месть труса за испытанный им страх».

30%

50%

5.

Унижали ли Вы когда – нибудь одноклассника или соседа со двора?

90%

45%

6.

Если бы Вы стали отверженным, смогли бы противостоять обществу и сохранить свои моральные качества?

45%

15%

7.

Изменилось ли Ваше отношение к отверженным после прочтения книги или просмотра фильма «Чучело» в лучшую сторону?

60%

85%

8.

Согласны ли Вы с утверждением, что в любой ситуации надо контролировать свои поступки, думать об их последствиях?

100%

100%






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Детская жестокость - это язва современного общества!"

Автор: Савкуева Людмила Вадимовна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 367984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Классный час посвященное памяти детей, погибших в Беслане 1сентябя 2004 года."
    ["seo_title"] => string(84) "klassnyichasposviashchiennoiepamiatidietieipoghibshikhvbieslanie1sientiabia2004ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "261292"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449092989"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
    ["seo_title"] => string(60) "vriednyie_privychki_i_ikh_vliianiie_na_zdorov_ie_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "411935"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1493242970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства