kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День делового общения. Дебаты Нужна ли нам культура речи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Как говорим, так и живем». Наша речь влияет на то, как складываются наши отношения с людьми, как складывается наша карьера. Но еще от того, как мы говорим, зависит наше отношение к жизни. 

Цель проекта:

- выяснение причин употребления молодежью жаргонизмов и сленговых выражений

- к чему приводит массовое и агрессивное вторжение в русскую речь иностранных слов

- грозит ли русскому языку гибель?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«День делового общения. Дебаты Нужна ли нам культура речи? »

Протокол игры «Дебаты»

Нужна ли нам культура речи?


  1. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ


Инсценировка миниатюры А.Моисеева «Незнакомка»


Незнакомка

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни люстр засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…»,– пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды…Интересно, как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… я выучу для нее все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг так тихо и так хорошо. И вдруг она сказала:

- Ну, чего вылупился?


Я помню чудное мгновенье!
Передо мной взошла Она!
На две трамвайные ступени,
Обворожительна, стройна.
Во мне воскресли все поэты,
Запели солнечно в крови
Петрарки нежные сонеты,
стихи Шекспира о любви!
И ликом Незнакомки Блока
Душа волшебно пленена,
И страстью Пушкина глубокой.....
Но вдруг, как рявкнула Она:
"Не пяль глаза - испортишь зренье...!
Куда ж ты прёшь, дурной телок?
И умерли в одно мгновенье
Шекспир, Петрарка, Пушкин, Блок.


ВЕД. 1. Как вы думаете, будут ли этой девушке читать стихи под луной?

Английский писатель Джонатан Свифт сказал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

ВЕД.2. Мы живем в демократической стране, у нас существует свобода вероисповедания, свобода слова. Мы свободные люди и можем сами решать, как нам говорить. Я считаю: «Мой язык – как хочу, так и говорю».

ВЕД. 1. На рубеже веков русский язык переживает сложные времена. Мы наблюдаем ряд негативных тенденций. Например, массовое и агрессивное вторжение иностранных слов.

ВЕД.2. А вы знаете, что каждое десятое слово в русском языке - заимствованное? Вы можете представить наш язык без слов: корабль, школа, скамья, арбуз, деньги, товар, автомобиль, компьютер.

ВЕД. 1. А влияние жаргонизмов и сленга на литературный язык?

ВЕД.2. Сленг - потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании.

ВЕД.1. Да, но это резко снижает уровень культуры русской речи.

ВЕД.2. Речь каждого из нас должна иметь свои индивидуальные особенности. А речь правильная, без ошибок лишает нас индивидуальности.

ВЕД.1. То, что происходит в литературном языке, я могу сравнить с ГМО в наших продуктах. Как в генный ряд всеми нами любимого картофеля «добавляют» ген скорпиона и получают картофель, который не едят никакие насекомые, так и в наш язык «вторглись чужеродные гены» - иностранная лексика, сленг, жаргонизмы, вульгаризмы и прочие «измы». В результате литературный язык гибнет.

ВЕД.2. Мне кажется, что процессы, происходящие в нём, закономерны, продиктованы самой жизнью. Но вы, наверное, замечали, что все люди говорят по-разному. Одни следуют литературным нормам, другие себя этим не обременяют.

Предлагаю разобраться вместе: можно ли говорить так, как хочется. Просим проголосовать, кто «за» принцип «Как хочу, так и говорю», вы садитесь за эти столики.

ВЕД.1. Хорошо, посоревнуемся: кто за чистоту русского языка, за культуру речи – вы присаживайтесь за эти столики.

Создаются две команды путём добровольного выбора.

Итак, начинаем дебаты на тему «Нужна ли нам культура речи?»

Этапы игры:

1 раунд - влияет ли заимствованная лексика на литературный язык?

2 раунд - влияют ли жаргон и сленг на культуру речи?

3 раунд - можно ли ограничиваться в общении жестами и мимикой?


1 раунд

Заимствованная лексика

Театральная миниатюра по рассказу Михаила Зощенко «Обезьяний язык».

Какие иностранные слова употребляют герои? Знаете ли вы их значение? (вопрос всем участникам, краткое обсуждение)




М.М.Зощенко Обезьяний язык


АВТОР. Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.
     Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси -все, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
     А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой-беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
     Я вот на днях слышала разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.
    
  1 СОСЕДКА А что, это заседание пленарное будет ?
  2 СОСЕДКА Пленарное
  1 СОСЕДКА Ишь ты, то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
  2 СОСЕДКА. Да уж будьте покойны. Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался- только держись.
   1 СОСЕДКА Да ну? Неужели и кворум подобрался?
   2 СОСЕДКА. Ей-богу
   1 СОСЕДКА.И что же он, кворум-то этот?
   2 СОСЕДКА. Да ничего. Подобрался, и все тут.
   1 СОСЕДКА. Скажите на милость. С чего бы это он, а?
   
  2 СОСЕДКА. Вот вы, небось, не одобряете эти пленарные заседания... А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.


  1 СОСЕДКА. Не всегда это. Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттуда, с точки зрения, то да, индустрия конкретно.
  2 СОСЕДКА. Конкретно фактически. (строго поправил )
  1 СОСЕДКА. Пожалуй. Это я тоже допускаю. Конкретно фактически. Хотя как когда...
  2 СОСЕДКА. Всегда. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберешься...
    АВТОР. На трибуну взошел человек и махнул рукой. Все смолкло. Только соседки мои, несколько разгоряченные спором, не сразу замолчали. Первая соседка никак не могла примириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ей казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.
     На соседок моих зашикали. Они пожали плечами и смолкли.

Потом первая соседка снова наклонилась ко второй и тихо спросила:
   1 СОСЕДКА. Это кто ж там такой вышедши?
   2 СОСЕДКА. Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.


    АВТОР. Трудно, товарищи, говорить по-русски!


пленарное - книжн. общий, полный, происходящий с участием всех членов данной организации, выборного органа и т. п. (о собрании, заседании)

кворум - количество участников собрания, необходимое для признания его правомочным.

перманентно - непрерывность, постоянство

индустрия -  сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя производство (промышленность), 

подсекция - отдел, являющийся частью секции

президиум - выборный орган, руководящий собранием или совещанием


Ваша задача - привести не менее 5 аргументов в защиту своей позиции, используя заготовленные афоризмы. Время на подготовку – 10 минут. Время выступления каждой команды – 3 минуты.

Параллельно:

ВЕД.1. Русский язык и в СССР не был государственным, первый закон «О языках» (начало 90-х) признал государственным языком Российской Федерации русский язык. Только в 2004 г. был принят закон о государственном статусе русского литературного языка.

Как известно, в эпоху классицизма были разработаны жесткие правила, как нужно писать литературные произведения. В начале 19 в. Александр Семенович Шишков, русский писатель, Государственный секретарь и министр народного просвещения, филолог и литературовед толковал о пользе русской словесности, по его инициативе было создано общество «Беседы любителей русского слова», целью которых было укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности. Шишков писал: «Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Учёный чужестранец может преподать нам, когда нужно, некоторые знания свои в науках, но не может вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству…».

ВЕД.2. В начале 19 века в России появился поэт, который считал, что правила существуют, чтобы их нарушать. Он признавался: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю!».

Описывая внешность и наряд главного героя одного из своих произведений, он активно использовал иностранные слова. А ведь тогда ученые и писатели боролись за чистоту русского языка. Вы думаете, это остановило нашего поэта? Нет, он лишь принес свои извинения: «Шишков, прости, не знаю, как перевести…». Конечно, мы могли бы осудить этого поэта за нарушение языковых норм, но мне кажется, время уже вынесло свой приговор. Имя того поэта-вольнодумца всем нам хорошо известно. Это Александр Сергеевич Пушкин. И я не знаю, смог бы он стать гениальным поэтом, если бы никогда не нарушал норм.

Выступление команд-участников. Слово жюри – кто был убедительнее, замечания, предложения по ходу игры.

ВЕД.1. Известный русский критик 19 века Виссарион Григорьевич Белинский утверждал: «Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу, но она вредит не русскому языку, и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею».

ВЕД.2. Иногда употребление иностранных слов может привести и к такому:

Послушайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова.

У торговцев, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных, умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, клиринг,

Селинг, лизинг, дилинг,

Плоттер, триллер, дилер,

Пейджер, рэкет, киллер…

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему…

2 раунд

Жаргон и сленг


ВЕД.1. Людей, допускающих много ошибок, можно сравнить с иностранцами: их тоже очень трудно понимать. Общение с ними отнимает много времени и сил, а удовольствия не приносит. Разговаривать с ними – все равно, что ехать по разбитой дороге: и самому не удобно, и машину жалко.

Беда нашего языка - сленг и жаргон – это те языковые группы, которые в некоторой степени загрязняют и обедняют литературный язык, лишают его образности, и, тем не менее, они существуют и укореняются в речи.

ВЕД.2. Сегодня жаргон школьников - это объективная реальность. Некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами детской болезнью. Запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно.

ВЕД.1. Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.

1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».

3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

ВЕД.2. Жаргон - это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон - это разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых единой профессией (жаргон лётчиков шахтёров), занятием (жаргон спортсменов). Молодёжный жаргон называется сленгом (от англ. slang)или арго (по франц.argot). В молодёжной среде жаргон был издавна (жаргон семинаристов).

ВЕД.1. Жаргон представляет собой набор упрощённых слов и понятий. Он засоряет нашу речь, делает её грубой, некультурной и непонятной.

ВЕД.2. Главное: отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный

непринуждённый молодёжный жаргон старается уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Сленг – это островок свободы в мире взрослых…


Просмотр сценки


ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ


ВАНЯ. Привет!

МУЖЧИНА-СОСЕД. Здравствуй, Ваня!

ВАНЯ. Здравствуйте.

МУЖЧИНА. Как идут дела?

ВАНЯ. Дела моща.

МУЖЧИНА. Что-что?

ВАНЯ. Классно, говорю, дела. Щас один фитиль такое сморозил. Подкатывает к шкету. «Дай,- говорит,- велик погонять». Сел и почесал. А тут училка. Он давай выпендриваться. Варежку –то разинул, да как дерябнится. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Вот ржачка! Клёво, да?

МУЖЧИНА. А-а. А лошадь?

ВАНЯ. Какая лошадь?

МУЖЧИНА. Ну, которая ржала.

ВАНЯ. Да нет. Это не лошадь. Это парень один фитиль подкатил к шкету.

МУЖЧИНА. На велосипеде.

ВАНЯ. Да нет. Велик у шкета был.

МУЖЧИНА. У какого шкета?

ВАНЯ. Ну, шибзик один. Да вы знаете его. Ходит тут один вот с таким шнобелем?

МУЖЧИНА. С кем, с кем ходит?

ВАНЯ. Да ни с кем, а с чем. Рубильник у него в виде паяльника.

МУЖЧИНА. А? Ну?

ВАНЯ. Ну вот, дай, говорит, велик погонять и почесал.

МУЖЧИНА. Кого почесал?

ВАНЯ. Да нет, попилил он.

МУЖЧИНА. А? И распилил?

ВАНЯ. Что распилил?

МУЖЧИНА. Ну. Велик.

ВАНЯ. Чем?

МУЖЧИНА. Паяльником.

ВАНЯ. Паяльник у шкета был, а у фитиля фингал. Он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся. Но самое прикольное велик гикнулся.

МУЖЧИНА. Дерябнулся или гикнулся?

ВАНЯ. Накрылся на мелкие кусочки. Ну, теперь поняли?

МУЖЧИНА. Теперь понял. А скажи, Ваня, что вы сейчас по литературе проходите.

ВАНЯ. Гоголя проходим. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно мчит воды свои через горы, леса, реки».

МУЖЧИНА. Замечательные слова. (вспоминает) Как это? Классный Днепр при клёвой погоде, когда кочевряжась и выпендриваясь пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Вылупив зенки, откроешь варежку и с катушек. Редкая птица дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется, что копыта отбросит. Замечательно. (Уходит)

ВАНЯ. ( в раздумье) Гикнулся. Ну почему мы так говорим?


Задание командам: Выбрать из театральной миниатюры «Почему мы так говорим» сленговые слова и перевести на литературный язык.

(Моща, классно, фитиль, сморозил, подкатывает, шкет, велик, гонять, почесал, училка, выпендриваться, варежку разинул, дерябнится, фингал, с катушек, гикнулся, ржачка, клёво, шибзик, шнобель, рубильник, кочевряжиться, пилить, вылупить зенки, с катушек, копыта отбросить).


Ваша задача - привести не менее 5 аргументов в защиту своей позиции, используя заготовленные афоризмы. Время на подготовку – 5 минут. Время выступления каждой команды – 3 минуты.


ВЕД.2. Пока вы готовите свои выступления, вы можете воспользоваться помощью зала и задать зрителям вопросы, почему они употребляют или не употребляют сленг. Рекомендуем начать свое выступление с фразы:

Мы (не) употребляем сленг, потому что: ……….


Игра со зрителями пока команды готовят выступления

«Переведи на литературный язык»

Примеры молодёжного жаргона


КРАСАВА – МОЛОДЕЦ

ЗАЮЗИТЬ – ВЗЯТЬ ПОПОЛЬЗОВАТЬСЯ

СТЕБАТЬСЯ – ИЗДЕВАТЬСЯ

КЛИКУХА – ПРОЗВИЩЕ

ТЕЛЕК – ТЕЛЕВИЗОР

КЛАВА – КЛАВИАТУРА

МОБИЛА – МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

НОУТ – НОУТБУК

КОМП – КОМПЬЮТЕР

МЫЛО – электронный адрес (e-mile).

ОФИГЕВШИЙ – ОБНАГЛЕВШИЙ

БЕСПАЛЕВНО – НЕЗАМЕТНО

ТУСА – ВЕЧЕРИНКА

КОСАРЬ – 1000 РУБЛЕЙ

ПАРИТЬСЯ – БЕСПОКОИТЬСЯ

ГНАТЬ – ВРАТЬ

БАБОСЫ – ДЕНЬГИ

ФЭНЫ – ФАНАТЫ

МУТИТЬ – ВСТРЕЧАТЬСЯ

ПРИКИД – ОДЕЖДА

АЙС – ХОРОШО, ЗДОРОВО

Выступление команд-участников. Слово жюри – кто был убедительнее, замечания, предложения по ходу игры.

ВЕД.1. Сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие молодёжных каналов, журналисты молодёжных журналов и газет, но я считаю, что жаргонизмы нельзя активно употреблять в речи, так как, если постоянно говорить жаргонизмами, то нас перестанут понимать.

ВЕД.2. Язык молодежи часто проверяет новые слова, которые потом приживаются в литературном языке. Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». И кто знает, может быть немножко дикие уху «стрём» и «мегабезбашенный» будут восприниматься нашими потомками как классика русского языка.

ВЕД.1. Выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь.

Какие вы можете дать рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:

1) Читать хорошую литературу;

2) Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3) Практиковать выступления перед аудиторией;

4) Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.

3 раунд

Мимика и жесты

ВЕД. 2. Русский язык - один из самых сложных школьных предметов.

ВЕД.1. Но он и один из самых важных, с этим нельзя не согласиться?

ВЕД.2. Соглашусь, но проблем с ним от этого не убавляется. Можно было бы и жестами, мимикой обойтись.

Если два человека, говорящих на разных языках влюбятся друг в друга, разве что-то сможет помешать их чувствам? Вспомните хотя бы сказки «Русалочка» и «Дикие лебеди».

Значительную часть информации мы передаем не при помощи слов, а при помощи жестов, мимики и интонации. Слова же вообще могут играть вспомогательную роль. Ведь понимаем же мы американские мультфильмы без перевода, например «Том и Джерри». В истории мировой культуры известны такие виды искусства, как немое кино, театр теней, которые также не нуждаются в переводе.

ВЕД.1. Язык – это тоже знаковая система, а речь – это деятельность, и для общения всё-таки нужен интеллект.


Сценка по роману И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», диалог Эллочки Людоедки и Остапа Бендера


Ведущий. Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.


ОСТАП. Слов было всего тридцать, и Эллочка выбрала из них наиболее выразительное — «хо-хо».

ЭЛОЧКА. Хо-хо. (крутится у зеркала, примеряя мужскую сорочку)

ОСТАП. Словами «Хо-хо» Элочка выражала всё, что угодно. В данном случае она сказала: «Из этой мужниной толстовки может получиться шикарное платье, не хуже, чем у этой американки. Увидев меня в новом платье, мужчины взволнуются. Они задрожат и пойдут за мной на край света, заикаясь от любви. Но я буду холодна».

ЭЛОЧКА. Хо-хо.

ОСТАП. Двести рублей, которые ежемесячно получал ее муж на заводе, для Эллочки были оскорблением. Она поглощала все ресурсы. Эрнест Павлович брал на дом вечернюю работу, отказался от прислуги, разводил примус, выносил мусор и даже жарил котлеты.

Но все было бесплодно. На обновление Элочкиного гардероба всё равно не хватало.

ЭЛОЧКА.(крутится у зеркала, поправляя меха). Xo-xo!

ОСТАП. Обновляя гардероб, она меняла и мебель. Она купила на аукционе два мягких стула. Не спросясь мужа, Эллочка взяла деньги из обеденных сумм. До пятнадцатого осталось десять дней и четыре рубля. Мужа дома не было. Впрочем, он скоро явился.

Входит муж, таща с собой портфель-сундук.

ЭЛОЧКА. (отчётливо каждое слово) Мрачный муж пришел.

МУЖ. Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

ЭЛОЧКА. Хо-хо!

ОСТАП(выглядывает из-за ширмы)Даю перевод. Неправда ли, какие миленькие. Скажи после этого, что у твоей жены нет вкуса.

МУЖ. Нет, в самом деле?

ЭЛОЧКА. Кр-расота!

МУЖ.Да. Стулья хорошие.

ЭЛОЧКА. Зна-ме-ни-тые!

МУЖ. Подарил кто-нибудь?

ЭЛОЧКА. Ого!

ОСТАП. (выглядывая). Не будь наивным, кто станет делать такие подарки.

МУЖ. Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…

ЭЛОЧКА. Эрнестуля! Хамишь!

МУЖ. Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

ЭЛОЧКА. Подумаешь!

МУЖ. Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!

ЭЛОЧКА. Шутите!

МУЖ. Да, да. Вы живете не по средствам…

ЭЛОЧКА. Не учите меня жить!

МУЖ. Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей…

ЭЛОЧКА. Мрак!

МУЖ. Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею…

ЭЛОЧКА. Жуть!

Эрнест Павлович замолчал.

МУЖ. Вот что, так жить нельзя.

ЭЛОЧКА. Хо-хо! (садясь на новый стул)

МУЖ. Нам надо разойтись.

ЭЛОЧКА. Подумаешь!

МУЖ. Мы не сходимся характерами. Я…

ЭЛОЧКА. Ты толстый и красивый парниша.

МУЖ. Сколько раз я просил не называть меня парнишей!

ЭЛОЧКА. Шутите!

МУЖ. И откуда у тебя этот идиотский жаргон!

ЭЛОЧКА. Не учите меня жить!

МУЖ. О, черт!

ЭЛОЧКА. Хамите, Эрнестуля.

МУЖ. Давай разойдемся мирно.

ЭЛОЧКА. Ого!

МУЖ. Ты мне ничего не докажешь! Этот спор…

ЭЛОЧКА. Я побью тебя, как ребенка.

МУЖ. Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать.

ЭЛОЧКА. Шутите!

МУЖ. Мебель мы делим поровну.

ЭЛОЧКА. Жуть!

МУЖ. Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу…

ЭЛОЧКА. Знаменито (презрительно)

МУЖ. А я перееду к Ивану Алексеевичу.

ЭЛОЧКА. Ого!

МУЖ. Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня… Только мебели нет.

ЭЛОЧКА. Кр-расота!

МУЖ. Ну, гардероб я не возьму, он тебе нужнее, а вот письменный стол, уж будь так добра… Ещё я возьму один из этих двух стульев. Я думаю, что имею на это право?!


Эрнест Павлович под мышкой одной руки держит портфель, во второй стул.

Разворачивается и уходит.

ЭЛОЧКА. У тебя вся спина белая

МУЖ. До свидания, Елена.(задерживаясь в дверях)

ЭЛОЧКА. Поедешь в таксе? Кр-расота!

Садится на стул и листает модный журнал. Слышит стук в дверь. Остап постучал.

ЭЛОЧКА. Ого?

ОСТАП. По делу. (входит в комнату)

ОСТАП ( закрыл глаза и сделал шаг назад) Прекрасный мех!

ЭЛОЧКА. Шутите! Это мексиканский тушкан.

ОСТАП. Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

ЭЛОЧКА. Вы — парниша что надо.

ОСТАП. Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

ЭЛОЧКА. Хо-хо!

ОСТАП. Но я к вам по одному деликатному делу.

ЭЛОЧКА. Шутите!

ОСТАП. Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

ЭЛОЧКА. Хамите!

ОСТАП. Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

ЭЛОЧКА. Жуть! Мрачный муж ушёл со стулом. Ого!

ОСТАП. Новое дело, стулья расползаются, как тараканы( в сторону)

Милая девушка, продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, а я вам дам семь рублей.

ЭЛОЧКА ( лукаво) Хамите, парниша,— лукаво сказала Эллочка.

ОСТАП. Хо-хо! С ней нужно действовать иначе, предложим обмен ( в сторону).

Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.

Эллочка насторожилась.


ОСТАП. Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.

ЭЛОЧКА. Должно быть, знаменито.

— Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне — стул, а я вам — ситечко. Хотите?

Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко и начинает им водить перед глазами Элочки.

ЭЛОЧКА (со стоном) Хо-хо! (выхватывает ситечко и заворожено смотрит на него, не замечая, как Остап уносит стул)

ОСТАП. Хо-хо!

ВЕД.1. Вы, конечно, узнали знаменитую героиню И.Ильфа и Е.Петрова из романа «Двенадцать стульев». Как известно, язык Шекспира включал 25 000 слов, Эллочка же обходилась всего тридцатью. И, как мы только что видели, у нее это неплохо получалось. Незнание норм литературного языка не помешало ей удачно выйти замуж и считать себя вполне счастливой. И если бы ей сделали замечание, то она, наверное, ответила бы: «Мой язык – как хочу, так и говорю». Как считаете вы?

Переходим к дебатам. Ваша задача - привести не менее 5 аргументов в защиту своей позиции, используя заготовленные афоризмы. Время на подготовку – 5 минут. Время выступления каждой команды – 3 минуты.

Выступление команд-участников.

Работа экспертной комиссии.

ВЕД.1. Во все времена по речи человека судили о нем самом. Если человек говорит грубо, неграмотно, то и сам он не отличается умом и внутренней культурой. Ведь никому не захочется идти к продавцу, который однажды нагрубил вам. И таких профессий много. Во многих уважающих себя компаниях принято проводить собеседование, чтобы выяснить, как говорит и общается с людьми человек.

Человек должен следить за своей речью еще и потому, что слово обладает огромной силой.


Стихотворение Вадима Шефнера «Слова»

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.


Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.


Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.


Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.


Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,


Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!


И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!


Вопросы для зрителей и участников:

- Как вы считаете, что же влияет на формирование нашей речи?

  1. семья,

  2. школа,

  3. просветительская деятельность в стране,

  4. худ.лит-ра и СМИ,

  5. профессия,

  6. работа самого человека над совершенствованием своей культуры (работа со словарями, должна быть мотивация) * анекдот про двух венгров

- Как вы думаете, что стало бы с нашим языком, если бы все люди общались так, как им хочется?

- Понравились бы вам телепередачи, в которых ведущий говорит так, как ему хочется: захочет – может оскорбить гостей, посмеяться над ними? Хотелось бы вам быть гостем такой передачи?

- Всегда ли вы сами говорите правильно? Нравится ли это вам?

- Вы хотите, чтобы все говорили правильно, а как же люди будут говорить без ошибок, если они знают правил и норм? Кто научит их правильно говорить и сколько на это уйдет времени?

- Вы видели сценки. Хотелось бы вам общаться с девушками из этих сценок?

- Как вы будете разговаривать с директором крупной фирмы, в которую вам хотелось бы устроиться на работу?


Заключительное слово

ВЕД.1. - Известно выражение: «Как говорим, так и живем». Наша речь влияет на то, как складываются наши отношения с людьми, как складывается наша карьера. Но еще от того, как мы говорим, зависит наше отношение к жизни. Кроме того, если мы не будем соблюдать правила, перестанем учить русский язык, то от нашего языка ничего не останется. Однажды по телевизору я видела передачу: ведущий говорил о том, что в современном мире появились новые способы ведения борьбы. Если хочешь покорить страну, нужны не бомбы, а фильмы и комиксы. Лиши страну ее языка и ее культуры и от нее ничего не останется. Уйдет в прошлое наша великая культура, потому что мы не сможем читать книги великих писателей, нам останется только листать комиксы. Нам будет все равно, как называется наша страна и кто мы сами…

ВЕД.2.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

(Тютчев)


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
День делового общения. Дебаты Нужна ли нам культура речи?

Автор: Рыбакова Елена Васильевна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197123


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства