Просмотр содержимого документа
«"Да, мы живём не забывая."-урок памяти»
ГБПОУ РО «ЗернПК»
"Да, мы живём, не забывая..."
урок памяти
составитель:
Чевган С.Б., библиотекарь
г. Зерноград
2016г.
«Да, война не такая, какой мы писали её, -
Это горькая штука…»
К. Симонов
28 ноября 2015г исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова, журналиста, общественного деятеля, одного из самых популярных поэтов и писателей военной и послевоенной поры, ведь каждая его строка, это небольшая зарисовка из жизни.
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской.
Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени
А.М. Горького. К этому времени он уже написал несколько произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
В 1939 году он уехал на Халхин-Гол, в Монголию, военным корреспондентом.
Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей.
В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С 24 июня 1941г. Симонов является военным корреспондентом в газете «Боевое знамя». За четыре года около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт. Календарь и география его фронтовых поездок говорит сам за себя: 13 июля 1941 года чуть не погиб под Могилёвом, ходил в боевой поход на подводной лодке, был в горящем Сталинграде в бригаде Горохова, ему довелось побывать в осажденной Одессе и на Курской Дуге. К. Симонов присутствовал на первом суде над военными преступниками в Харькове и на первой встрече советских и американских войск на Эльбе, высаживался с отрядом моряков-разведчиков в тыл немцам за Полярным кругом, летал в Югославию к партизанам. Дошел до Германии, пройдя пол-Европы по земле Польши, Югославии, Болгарии. 8 мая Симонов присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.
О бесстрашии Симонова слагались легенды. В бою под Могилёвом ему удалось вывести трех советских летчиков из-под огня фашистов. Сталинградские фронтовики считали героем каждого, кто мог перебраться через Волгу в город – Симонов преодолевал этот путь четырежды. В дни героической обороны Одессы он постоянно находился на переднем крае, участвовал в походе на подводной лодке к берегам Румынии. Его не раз спрашивали: «Разве ты не испытываешь страха?» «Как все», – отвечал он и уезжал в новую рискованную командировку.
Он был первым из писателей награжден Орденом Красного Знамени в мае 1942 г., в 1945-м году двумя орденами Отечественной войны I степени. Таков послужной список фронтового корреспондента полковника К. Симонова.
За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов. Победу двадцатидевятилетний К. Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.
После войны в течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай), работал главным редактором журнала «Новый мир».
Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям К. Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).
Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.
Умер Константин Симонов 28 августа 1979 года. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны» На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
О войне сказано, наверное, почти всё, и мы, люди 21 века, знаем о ней из фильмов и прочитанных книг, рассказов ветеранов и детей войны. Но о снова и снова хочется прикоснуться к той великой эпохе, ощутить героизм тех, кто несмотря ни на что выстоял и победил. Одним из них является К.М. Симонова, все четыре огневых года сражавшийся плечом к плечу с солдатами.
С. Безруков читает стих. «Горят города…»
Константин Симонов вошёл в литературу стремительно как выразитель мыслей и чувств народа в самые тяжёлые моменты жизни. Летом 1939 года молодой поэт в качестве фронтового корреспондента выехал на театр военных действий в Монголию. На Халхин-Голе он впервые встретился с реальными героями своих будущих произведений, увидел их в ратном труде. Отныне образы воинов, сражавшихся за Родину, становятся основными в творчестве Симонова-поэта, драматурга, прозаика. О войне он рассказал просто, но за всей этой простотой стоит мужество, стойкость и выносливость русского солдата. Он словно по зернышку собирал всё, что укрепляло надежду на будущее, веру в победу.
Вместе с солдатами он прошёл трудными дорогами народного подвига, создавая «стихи, от которых сжимались кулаки, стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами» - сказал Алексей Сурков. Лучшие произведения тех лет составляли сборники «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война». Их эмоциональное воздействие никогда не потеряет свой смысл. Чего стоит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», посвящённое другу-поэту Алексею Суркову. Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»
Видео (Симонов читает стих. «Ты помнишь, Алёша, дороги…»)
Написанное в 1941 году под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны, оно отразило боль, страдание, горечь отступления армии с необычайной правдой.
Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете...» Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днём 41 года. У ребенка погибла мать, а отец вёз его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней».
Чтец (читает стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете...»)
В это же время Симонов написал стихотворение «Родина», которое лишь через несколько десятилетий приобрело широкую известность. В сознание народа навсегда вошли удачно найденные поэтом определения большой и малой Родины, раскинувшейся между тремя великими океанами.
Чтец (читает стихотворение «Родина»)
«Подобно электрическому току, -как сказал А. Сурков, -пронизало тысячи сердец стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое актрисе Валентине Серовой.
Стихотворение «Жди меня» было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. В этом стихотворении поэт Константин Симонов сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны. Ничего подобного Симонов не задумывал. Он написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Выразил то, что было в эту минуту важнее всего для него самого. И только поэтому, именно поэтому эти стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, стали необходимыми людям, миллионам людей и в самое тяжелое для них время.
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.
Видео (стихотворение «Жди меня»)
Великому фронтовому братству и его кодексу чести посвящено стихотворение «Дом в Вязьме». Накануне боя, перед лицом смерти люди очищаются от всего мелкого и суетного, им открываются простые и возвышенные истины:
Чтец (читает стихотворение «Дом в Вязьме»)
Не только горе, смертный бой и великое мужество изображает поэт; тяжёлые годы войны обострили восприятие жизни, и Симонов пишет много стихов о любви и радости жизни –со всеми горестями и радостями, тревогами и обретениями. Стихотворение «Если бог нас своим могуществом...» начинается с шуточного предположения: что взять с собой в рай? И оказывается, что земная жизнь во всех её проявлениях так дорога человеку, что он не может расстаться ни с какой самой малой малостью на земле.
Чтец (читает стихотворение «Если бог нас своим могуществом…»)
Военные стихи Симонова очень своеобразны: они почти всегда имеют сюжет, героя и конфликт, в них стремительно развивается действие, как в драме. Стихи похожи на маленькие одноактные пьесы или короткие повести, написанные на одном эмоциональном дыхании.
Военная тема настолько вошла в творчество поэта, что и после победы он не смог отойти от неё. В цикле «Друзья и враги» Симонов очень остро отразил боли уже послевоенного мира, таящего в себе возможности новых катастроф. Стихи всегда вели его туда, где «землю огибая, в дыму идёт передовая». Весь этот цикл говорит решительно нет войне, нет – смерти, нет – сиротству.
Чтец (стихотворение «Немец» из цикла «Друзья и враги»).
В конце Великой Отечественной войны К. Симонов высказал убеждение, что литература –это история войны, и призвана она рассказать о том, как была выиграна война, какой ценой достигалась победа. Свои наблюдения, горькие размышления он высказал не только в стихах, но и в прозе.
Роман «Товарищи по оружию» описывает события, предшествующие трилогии «Живые и мёртвые».
«Живые и мёртвые» — роман в трёх частях («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»). Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года.
Три основных этапа войны изображены в трилогии: тяжелейшие испытания первых месяцев и овладение «наукой побеждать»(«Живые и мертвые»); битва на Волге(«Солдатами не рождаются»); подготовка и проведение в 1944 г. операции «Багратион» («Последнее лето»).
Первая часть романа «Живые и мёртвые» почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».
Роман «Живые и мёртвые» - одно из самых правдивых произведений о войне, честно рассказавших о суровых, кровавых месяцах 1941 года, когда в хаосе и неразберихе армия отступала к востоку.
Писатель не скрывает жестокой правда отступления. Смысловым ключом произведения становится фраза, с которой начинается трилогия: «Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей». Стремление показать связь человека и народа, человека и истории свойственно автору. Народный характер войны раскрыт не только через судьбу Синцова, но и через эпизодические образы летчиков с ночных бомбардировщиков, совершающих вылеты днем, без прикрытия; пяти артиллеристов, которые тянут пушку из-под Бреста; капитана Иванова, на котором «вся Россия стоит». Эти и многие другие герои произведения — мирные люди, ставшие настоящими солдатами в бою за Родину. Особую роль играет в трилогии образ генерала Серпилина, который связан с размышлениями о последствиях культа личности Сталина, с осознанием закономерностей нашей победы. В этом персонаже раскрыты те качества, которые особенно ценил К. Симонов: гражданское мужество, готовность брать ответственность на себя, подлинная человечность, выразившаяся, в частности, в умении беречь жизнь вверенных ему солдат.
В 1964 году первая часть романа «Живые и мёртвые» была экранизирована под этим же названием.
Краткое содержание фильма:
1941 год. В центре повествования - судьба военного корреспондента Синцова. Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны - многочисленных отступлений 1941 года.
Прототипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг К. Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн.
В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 года издания Константин Симонов написал о роли А. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
Прототип комбрига Серпилина — командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61 -го стрелкового корпуса полковник КутеповСемён Фёдорович.
Это один из лучших фильмов о войне. Он действительно «о сорок первом страшном и героическом годе», как сказано в первом кадре картины. В фильме «Живые и мертвые» нет песен, нет музыки. Два основных звуковых состояния сталкиваются в фильме: шумы боя и тишина передышек...
В 1967 году была экранизирована вторая часть эпопеи под названием «Возмездие» по мотивам романа К. Симонова «Солдатами не рождаются». Главные герои фильма продолжают сюжетную линию фильма «Живые и мёртвые». Фильм посвящен героям Сталинградской битвы, их неповторимым судьбам, связанным общим стремление к победе.
Со страниц повестей и романов Константина Симонова воины-труженики говорят нам, читателям, сколько всего пережито и сколько жертв принесено; за каждым живым стоят десятки убитых, своей жизнью отплативших эту трудную победу. К нам, живущим, взывают погибшие, напоминая о том, что никак нельзя забыть.
Сейчас давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и его произведения.
ВИКТОРИНА
по произведениям К. Симонова
1. Назовите родное имя Симонова. Кирилл
2. Назовите специальность Константина Симонова во время войны. Военный корреспондент
3. Какое воинское звание было присвоено писателю в конце войны? Полковник
4. Как начинается стихотворение “Жди меня”. «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…»
6. В каком осажденном городе было написано стихотворение «Если Бог нас своим могуществом...»? Стихотворение было написано в осажденной Одессе
7. Какой роман из трилогии Симонова посвящён героической обороне г. Могилева? 1-я книга «Живые и мертвые»
8. К кому обращается Симонов в стихотворении "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"? К другу-поэту Алексею Суркову.
9. По чьим сценариям поставлены фильмы: «Парень из нашего города», «Дни и ночи», «Четвёртый». Автор сценариев К. Симонов
10. Этот фильм получил Главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964г.). Прототипом военного фотокорреспондента «Известий» был фронтовой друг Константина Симонова. В фильме полностью отсутствует музыкальное сопровождение. О каком фильме идёт речь? «Живые и мертвые»
Хочется привести слова ещё одного писателя-фронтовика Александра Фадеева: «Эта война – особенная война, освободительная, справедливая война против самых реакционных сил истории, против самых жестоких и зверских из когда-либо бывавших на земле захватчиков и поработителей... В этой войне миллионы людей раскрыли самые сильные, благородные, героические стороны своего характера, встали во весь свой человеческий исполинский рост... это и есть главное, что должен показать художник.» И Симонову, это, как видим, удалось.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
…Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слёз.
Так писал Юрий Поляков в своём стихотворении «Ответ ветерану».
В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне (не важно – на экране монитора или, листая печатные страницы). Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.