Цель: Создать атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности, интеллект, повышать интерес к языку и чтению, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Ход праздника.
Учитель. Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Ты сегодня первый раз пришел в класс.
Посмотри, как интересно здесь у нас!
Посмотри вокруг, сколько друзей!
Вместе нам учиться будет веселей.
И сегодня приглашаю всех я вас,
Только вам открою тайну я сейчас.
За высокими горами, за дремучими лесами
Есть волшебная страна...
И сегодня в этот час я возьму с собою вас,
Мы идем в страну под названием «Азбука».
Только вход лишь тем открыт,
Кто хочет узнать алфавит.
Кто хочет учиться читать,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться
И трудностям не поддаваться.
Кто любит учиться,
А главное - хочет учиться!
Дети (хором). Мы хотим!
Учитель. (Открыть карту путешествия).
А вместе с нами отправляются буквы.
Ученик. Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
(Дети выходят на сцену и встают полукругом).
Мы отправляемся со станции "АЛФАВИТОВО".
Ученик.
Буквы-значки, как бойцы на парад
В четком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется ряд- алфавит!
(Дети читают стихи по алфавиту).
1. Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
2. Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
3. Воробей влетел в окно,
Воровать у нас пшено.
4. Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке.
5. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
6. Ель на ежика похожа
Еж в иголках, елка тоже.
7. Жук упал и встать не может
Ждет он, кто ему поможет.
8. Зажглась зеленая звезда,
Запустим звездолет туда.
9. Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
10. Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
1. Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
2. Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду - много пчел.
3. Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
4. Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
5. Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
6. Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
7. Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
8. Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
9. Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
10. Флот плывет к чужой земле,
Флаг на каждом корабле.
1. Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
2. Цапля важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
3. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
4. Школьник, школьник, ты - силач,
Шар земной несешь, как мяч —
5. Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
6. Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
7. Ь знак и Ъ знак
Не звучат они никак.
8. Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
9. Юнга - будущий матрос.
Южных рыбок нам привез.
10. Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
Учитель. Молодцы, буквы . Все на месте.
Первая наша остановка- станция ЗВУКОВАЯ.
Ученик.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные...
Гласные, согласные.
Ученик.
Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Игра со звуками "Эхо" (дети повторяют эхом последние звуки).
Ау – ууууу!
Машина – шина
Смех – мех
Коса – оса
Экран – кран
Олень – лень.
Следующая остановка- станция БУКОВКА.
Учитель. Здесь живут буквы, но у них случилась большая неприятность.
У них в гостях побывал Жук-буквоед. Посмотрите, что он натворил! Давайте поможем буковкам, подправим их.
(Игра "Полубуковка").
Молодцы! С заданием справились.
(игра «Цветик – семицветик!»)
Учитель. Давайте поиграем, игра называется «Цветик-семицветик».
Дети отрывают по лепестку и читают, что написано.
Азбука - к мудрости ступенька.
Знание - сила, книга - твой друг.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Молчанье – серебро, а слово – золото.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
При солнышке – тепло, а при матери – добро.
Остановка СЛОВАРНАЯ.
Ученик.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
И сегодня слог и слово
К нам явились на урок.
Ученик.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе - ТЫКВА,
СО и ВА, итак - СОВА.
Ученик.
Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом.
Ма-ша ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам.
Учитель. Давайте послушаем, как вы умеете читать (игра "Доскажи словечко"). Несколько учеников читают стишки.
1. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок,
А взрослая ...
2. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из...
3. Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ...
4. Из карманов у Наташки
Вечно сыплются ...
5. Михаил играл в футбол
И забил в ворота ...
6. Если все ты будешь знать,
То получишь в школе ...
Следующая станция - МУЗЫКАЛЬНАЯ.
Песня «Учат в школе»
Игра «Изобрази букву»
Незаметно, с песнями мы добрались до станции "ПРЕДЛОЖЕНИЕ".
Ученик.
Соединим мы два - три слова
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Учитель. Для вас на этой станции приготовлено задание. Оно не очень легкое, но я думаю, что вы справитесь.
("Предложение наоборот ").
Акьнепутс итсордум к акубза.
Теанз огонм тот, театич огонм отк.
Игра «Угадай сказку»
Инсценировка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане и о прекрасной царевне Лебеди»
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Наш путь лежит в нашу родную школу. А пока давайте вспомним, как мы начинали учиться по
азбуке.
Ученик.
Мы читали по слогам,
А теперь словами.
Сколько интересного, с вами мы узнали.
Например, что буква Е
Это звуки (И) и (Э).
Ученик.
Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
Прочитать без пап и мам.
(Входит Азбука.)
Учитель. А вот к нам пришла гостья дорогая.
Азбука.
Я книга школьная - «Азбука»,
Учились все по мне и встарь.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись здесь без меня.
1-й ученик.
Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За все огромное спасибо тебе,
Дорогая «Азбука».
2-й ученик.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
В нашей «Азбуке» родной.
3-й ученик.
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те, что были в «Азбуке».
4-й ученик.
Тридцать три родные буквы
Мы узнали благодаря
Нашей «Азбуке».
Учитель. Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому. Давайте за все это и скажем учебнику: «Спасибо!».
Дети (хором). За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе!
5-й ученик.
Учебник закрывается.
Пора с ним распроститься.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
6-й ученик.
Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению пятерки,
Позади нелегкий труд слогового чтения.
Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Учитель. Мы переходим к самой важной торжественной части нашего праздника - вручению вам удостоверений.
7-й ученик.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
8-й у ч е н и к.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь –
Тех, кто в первый класс придет!
Завуч детям выдаёт удостоверение и новую книгу.