kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Частушечка, говорушечка. Руководитель по составлению технологической карты: Шевченко Елена Ивановна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Частушечка говорушечка

Класс: 3 «Б» класс

Цель: познакомиться с жанром  музыкального фольклора «Частушка»

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. ЛУУД- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.
  2. ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. ПУУД-формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания
  2. КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
  3. РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений
  4. КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
  2. воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: текст песни «вологодские частушки»

Материалы для учителя: проектор, компьютер, аудио-записи, презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Частушечка, говорушечка. Руководитель по составлению технологической карты: Шевченко Елена Ивановна»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

внеурочного занятия по музыке

проведенного 16.05.2019 в 3 «Б» классе

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Проничкиной Екатериной Алексеевной


Методист: Е.И.Шевченко

_____________________

(подпись)




Зерноград

2019



Тема занятия: Частушечка говорушечка

Класс: 3 «Б» класс

Цель: познакомиться с жанром музыкального фольклора «Частушка»

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. ЛУУД- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.

  2. ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. ПУУД-формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания

  2. КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений

  3. РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений

  4. КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

  2. воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: текст песни «Как у наших у ворот»

Материалы для учителя: проектор, компьютер, аудио-записи, презентация

Технологическая карта занятия

 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения и воспитания

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.  Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии! Оно обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Все готовы?  Мы начинаем.

Приветствуют учителя,  эмоционально настраиваются на занятие

Формирование готовности восприятия учебного материала

ЛУУД: Формирование мотивационной основы музыкальной  деятельности

2. Актуализация знаний

звучит музыка без слов

как вы думаете для чего предназначена эта музыка? Наверняка за свою жизнь вы не раз исполняли и слышали разные. частушки.

Ребята, смотрите к нам приехала Джесика из США.

-Всем Хэллоу. Меня зовут Джесика. я к вам приехала для того, чтобы понять, что такое частушка и что особенного в них. Мне кажется что частушки скучные и не интересные, я их не понимаю.

Ребята так давайте расскажем Джесике, что же такое частушки и насколько они интересные.






для частушек





Ответы детей

Беседа

 

 

 

 

 

 

КУУД: Формировать собственное мнение и позицию

3. Организация музыкальной познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)

Прямо сейчас с нами в прямом эфире наша корреспондентка Мария.

Здравствуй, Марина.
Здравствуйте, ребята.
Частушки – жанр русского народного творчества, исполняющаяся в быстром темпе. Обычно состоит из четырёх рифмованных строчек.
Точное появление частушек неизвестно.
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены, что частушка зародилась не раньше прошлого века. И каждый район России придумал ей необычное и характерное для определенной местности звучание.
Спасибо, Мария. Итак, кто может дать краткий ответ на первую часть вопроса Джесики из США?

Смотрят отрывок из мультфильма, после чего узнают тему занятия.

 

 Отвечают на вопросы учителя

















ответы детей

Демонстрация

 

 

 Беседа

ЛУУД:Формирование учебно- познавательного интереса к новому музыкальному  материалу и способам решения новой задачи

3.2. Построение проекта выхода из затруднения

частушка Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Как вы думаете, как еще называли раньше частушки?

В разных областях России частушки и называли по-разному. Обратите внимание на слайд.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно

Как я вам уже сказала, что у каждого региона нашей страны были свои особенности исполнения частушек.

Обратите внимание на слайд, где изображена картанашей необъятной родины.

Я предлагаю посетить несколько областей и провести экскурсию для Джесики из США.

Итак, нас встречает первыми Вологодская область.

Дети, обратите внимание на наряд русской красавицы., т. к. не только частушки были разные у каждой обл. но и р. н. костюмы.

Вологодский народ исполняет в основном частушки лирические, но и бытовые.

Слуш частушку вологодской обл.

Какую осовенность мы можем услышать в вологодской частушке?

Верно, и этим Вологодские частушки отличаются от других.

Давайте попробуем проговорить слова этой частушки. Сядьте ровно. итак приготовились…

Тяжело, но мы попробовали, у нас все еще впереди.

обратите внимание на слайд со скороговорками.

отлично.

Отправляемся дальше. Нас встретила Новгородская область. Отличается ли наряд вологодской девицы от новгородской.

Прослушайте частушку новгородской обл.

Отличается ли она от Вологодской частушки?

В чем ее особенность?

Помимо частушек русский народ любил играть и веселиться и новгородская красавица зовет нас сыграть в игру.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.


Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:


«Расти ре-понь-ка!

Расти кре-понь-ка!

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста!»


Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

 Какой инструмент может сопровождать исполнение частушек?


Слушают учителя, задают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


















 











гл. о, поют протяжно, но не громко




















да
















































Баян, рожок, балалайку


Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-слуховой

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

Наглядно-слуховой

 

 

 

 

 

 

Наглядно-слуховой

 

 

 

Беседа

 

 

Наглядно-слуховой

 

ЛУУД:Формированиечувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с жанром музыкального фольклора

 

 

 

 

 

ПУУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД:Формирование представления о роли частушек в жизни человека

3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности

Встречает нас область Архангельская и сразу же предлагает поиграть в р.н. игру «Золотые ворота»

. Обратите внимание на наряд.

Просмотр видео

Танцуют под музыку

отлично

Следующая область Ярославская.

Обратите внимание на ее наряд. как он отличается от предыдущих нарядов.


Отвечают на вопросы учителя, анализируют частушку.

выполняют ритмические движения.

выполняя музыкально-ритмические движения.

 

 


Выбирают начало частушки и придумывают ее концовку, после чего каждый поет свою частушку.

 

Наглядно-практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое задание

 

 

 

РУУД: Развивать умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций

 

РУУД:Формирование эмоционально – осознанного отношения к собственной музыкально – творческой деятельности.

3.4. Включение в систему знаний и повторение

Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

 Назовите основные особенности жанра частушки.

О чём нам может рассказать частушка?

 В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?

Отвечают на вопросы учителя

Устный опрос

 

РУУД: Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

4. Рефлексия

 Ух, ребята, ну и весело же было. А как вам?
Понравилось? Отлично

Наша телепередача подходит к концу.
И сейчас по нашей старой доброй традиции я вам предлагаю обратиться к нашей коробке ответов, она что-то для нас приготовила.
(Ребята, спасибо за Вашу активность и любознательность. Мы ждём Вас в следующих выпусках телепередачи.) Спасибо за занятие. До свидания.

Слушают учителя

 

 

Прощаются

Творческое задание

ЛУУД: Формирование способности к оценке своей музыкальной деятельности.



Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.



Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!



Я в каникулы хочу

Уйти пешком в Болгарию.

Целый день теперь учу



Маша спрятала в кладовку
От родителей тетрадь.
Дружно мыши возмутились:
- Снова двойки нам жевать!



Мы частушки вам пропели,
Все старались от души,…



Спасибо, Андрей за вопрос.
- Ребята. Давайте подумаем, если частушки в каждом регионе звучали по – разному, значит они и назывались по-разному.
Посмотрите на слайд:
пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д.
Вот такие названия носят частушки. И исходя из данных названий есть типы частушек:

1.Лирические частушки (припевки) — четырехстрочная частушка на разные темы. Давайте посмотрим видеофрагмент, сядьте ровно и приготовьтесь слушать.

(Видеофрагмент)

2.Плясовые -четырехстрочные припевки, они отличаются от лирического особого ритма, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. (Видеофрагмент)

5.Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

























звучит музыка без слов

как вы думаете для чего предназначена эта музыка? Наверняка за свою жизнь вы не раз исполняли и слышали разные. частушки.

Ребята, смотрите к нам приехала Джесика из США.

-Всем Хэллоу. Меня зовут Джесика. я к вам приехала для того, чтобы понять, что такое частушка и что особенного в них. Мне кажется что частушки скучные и не интересные, я их не понимаю.

Ребята так давайте расскажем Джесике, что же такое частушки и насколько они интересные.

частушка Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Как вы думаете, как еще называли раньше частушки?

В разных областях России частушки и называли по-разному. Обратите внимание на слайд.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно

Как я вам уже сказала, что у каждого региона нашей страны были свои особенности исполнения частушек.

Обратите внимание на слайд, где изображена картанашей необъятной родины.

Я предлагаю посетить несколько областей и провести экскурсию для Джесики из США.

Итак, нас встречает первыми Вологодская область.

Дети, обратите внимание на наряд русской красавицы., т. к. не только частушки были разные у каждой обл. но и р. н. костюмы.

Вологодский народ исполняет в основном частушки лирические, но и бытовые.

Слуш частушку вологодской обл.

Какую осовенность мы можем услышать в вологодской частушке?

Верно, и этим Вологодские частушки отличаются от других.

Давайте попробуем проговорить слова этой частушки. Сядьте ровно. итак приготовились…

Тяжело, но мы попробовали, у нас все еще впереди.

обратите внимание на слайд со скороговорками.

отлично.

Отправляемся дальше. Нас встретила Новгородская область. Отличается ли наряд вологодской девицы от новгородской.

Прослушайте частушку новгородской обл.

Отличается ли она от Вологодской частушки?

В чем ее особенность?

Помимо частушек русский народ любил играть и веселиться и новгородская красавица зовет нас сыграть в игру.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.


Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:


«Расти ре-понь-ка!

Расти кре-понь-ка!

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста!»


Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

 Какой инструмент может сопровождать исполнение частушек?

Встречает нас область Архангельская и сразу же предлагает поиграть в р.н. игру «Золотые ворота»

. Обратите внимание на наряд.

Просмотр видео

Танцуют под музыку

отлично

Следующая область Ярославская.

Обратите внимание на ее наряд. как он отличается от предыдущих нарядов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Проничкина Екатерина Алексеевна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 515004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства