kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения. Поговорим о вреде сквернословия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном Российском обществе свободу слова многие воспринимают как вседозволенность, в том числе и использование ненормативной лексики.Так ли это? Материал посвящен формированию культуры общения среди подсостков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения. Поговорим о вреде сквернословия.»

Час общения

«Поговорим о вреде сквернословия»


Мастер производственного обучения Варков А.А.


Цели:

воспитательные:

  • формирование навыков здорового образа жизни;

  • формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения;

  • выявление пути преодоления желания сквернословить;

  • студентов об административной ответственности за правонарушения;

  • воспитание отрицательного отношения к порокам человечества;

  • побуждение к нравственному самосовершенствованию;

  • развитие умений рабтать в команде.

развивающие:

  • развитие умственных способностей, внимания;

  • формирование умения работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям своё сообщение;

  • формирование умения воспринимать информацию на слух.


Оборудование:

методическая разработка классного часа; образец оформления проекта, рекомендации по конспектированию текстов; проекты и презентации, подготовленные студентами, презентация преподавателя, плакаты.


Техническое обеспечение: компьютер, экран, цифровой проектор


Методика мероприятия.

Методы: метод проектов, метод мозгового штурма, иллюстративный (демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма, презентаций); исследовательский, репродуктивный (обобщение материала).

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная, интегрированная (связь с дисциплинами: русский язык, информатика).


Технологии: сотрудничества, информационная


Эпиграф

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

В.Шефнер




ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Слово педагога

1. Объявление темы.

Тему я сформулировал так: «Поговорим о вреде сквернословия».

Объявление цели

Чтение эпиграфа

2. Создание проблемной ситуации

К сожалению, поэт прав. Поэтому сегодня мы поговорим о сквернословии…

Многое изменилось в стране, в обществе. Отменили цензуру, принят закон о печати и других средствах массовой информации. Люди стали свободнее выражать свои мысли, смелее принимать участие в обсуждении общественно значимых вопросов, речь стала раскованнее. Но вместе с тем свободу слова многие восприняли как вседозволенность.

Как же следует все это понимать? Значит, когда человек матерится, он выражает уважительное отношение к собеседнику? Это должно радовать его, быть приятным? А если воспринимается как неуважение, оскорбление? Как плевок в физиономию? А если матерщина повергает в уныние, порождает мысль «как были хамами, так ими и остаемся»?

Итак, сквернословие должно радовать или восприниматься как оскорбление?

Для многих ответ очевиден: мат нужно воспринимать как оскорбление. Но, к сожалению, так считают не все.

3. Словарная работа

Что же такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью и т.д.


Это явление имеет следующие наименования:

сквернословие, нецензурная лексика, ненормативная лексика, нецензурная брань, мат, матерщина.


II. Выступления студентов

Социологи проводят исследования об употреблении нецензурной лексики в наши дни. В роли сегодня социолога выступит ____________________

Выступление 1. «Молодёжь о сквернословии (из опыта социологического исследования)»

Чтобы выявить, насколько прочно укрепилась нецензурная лексика в молодёжной среде, было проведено исследование.

Задачи исследования:

1) изучить, насколько прочно укоренились бранные слова в лексике молодёжи;

2) определить, в связи с чем происходит довольно частое употребление нецензурных выражений;

Проведено анкетирование и в нашей группе.

(В презентации представлено процентное соотношение ответов)

  1. Используете ли вы нецензурную лексику?

  • Да – 20 чел.

  • Нет – 6 чел.

  1. Ругаются ли матом Ваши друзья, в семье?

  • Да – 23 чел.

  • Нет – 3 чел.

  1. Считаете ли вы что материться плохо?

  • Да – 26 чел.

  • Нет – 3 чел.

  1. Бывает ли сквернословие к месту? Варианты ответов:

  • Нет

  • Не бывает

  • Практически во всех случаях

  • Можно употреблять при незнакомых людях

  1. Можно ли обойтись без сквернословия? Варианты ответов:

  • Можно обойтись более безобидными словами

  • Можно обойтись, мат вызывает негативные эмоции

  • Нельзя обойтись, т.к. это помогает сбросить пыл, успокоиться

К последнему утверждению мы ещё обратимся сегодня


В ходе проведения социологического исследования выяснилось, что:

1) бранные слова довольно прочно укрепились в лексике молодежи;

2) нецензурные выражения в основном употребляются из-за неграмотности и отрицательного примера;

3) некоторые ответы внушают оптимизм: не все студенты склонны оправдывать сквернословие.


III. «Мозговой штурм».

Студенты делятся на микрогруппы по 6 человек. В группах обсуждается вопрос «Почему мат занимает такое большое место в нашей жизни?»

Для генерации идей используется мозговой штурм. Предлагаю вариацию мозгового штурма метод «6 – 3 – 6» (письменный мозговой штурм).

Первый этап.

  • каждый участник в течение 3 – 5 минут формулирует по одной идее на трёх листах;

  • после истечения 5 минут, эти листы передаются по часовой стрелке следующему участнику, который ставит «+», если согласен с идеей «˗», если не согласен.

  • итоге группа получает 18 листов с идей по рассматриваемой проблеме.

Второй этап.

  • каждый студент берёт по 3 листа и подчёркивает идею, возле которой стоит больше всего «+»;

  • эти идеи выписывают на отдельный лист;

  • из 18 идей в ходе коллективного обсуждения оставляют по 3 идеи;

  • участники группы тайным голосованием выбирают одну идею,

при этом каждый участник имеет два голоса, которые можно отдать за одну идею или за две разных.

Третий этап

Капитаны команд выбранную идею

Выступление капитанов


Студенты группы подготовили интересные презентации по проблеме сквернословия.


Слайды

[Переход к следующему выступлению]

Слово педагога:

Некоторые молодые люди оправдывают использование мата фразой: «В нашей стране всегда матерились!». Так ли это?


Выступление 2. «История возникновения сквернословия»

Слайд 1, 2

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков

М. Матусовский


Слайд 3

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 4

Мистические корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. (Инфернальной - означает адской, из преисподней). Но силы зла - силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком - грешником. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола..."

Слайд 4

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Слайд 5

Все знали, что

  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться


  • На берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Слайд 6

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке «сквернословие» постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В России применение нецензурной лексики неизменно было признаком низших классов и элементов преступного мира.

Слайд 7

Значение слова «мат»

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик”, громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период.

Слайд 8

В Библии сказано:

От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься

Слайд 9

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.


Слайд 10

Поэтому своё сквернословие не стоит оправдывать тем, что в России всегда ругались матом


[Переход к следующему выступлению]


Ответ на вопрос при помощи сигнальных карточек

Как вы думаете, нецензурная брань влияет на здоровье?

Да – карточка

Нет – карточка


Выступление 3. «Сквернословие и его влияние на здоровье»


Слайд 1-2

Вдумайтесь в факты! Слайд 3. За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. Молодежь, родившаяся в 80-е годы, не способна окончить среднюю школу. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность – СКВЕРНОСЛОВИЕ!!! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Слайд 4. Слово человека – энергия.

  • Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает.

  • Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Слайд 5. Народ сочинил много пословиц о силе слова. Назову две: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Жестокое слово гнев родит.

Хочу напомнить известные слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие не является человеческим языком!

ДНК реагирует на нашу речь! Воздействие брани равносильно облучению в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы

Слайд 6. [демонстрация фрагмента фильма] Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Слайд 7. Под действием слов хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Постепенно приводит к тому, что создается программа самоликвидации.

Слайд 8. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в в 10-40 тысяч рентген – рвутся цепочки, распадаются хромосомы.

Слайд 9. Эксперименты с ДНК проводились на растениях. Те растения, которые «слышали» мат, почти все погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом. Наследственные программы повреждались, когда исследователи говорили нечто ужасное, - например, злословили растению, из которого получили препарат ДНК. И тогда провели противоположный эксперимент. Через свой препарат ученые "благословили" семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением мощностью в 10 тысяч рентген. Результат превзошел все ожидания: перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.

Слайд 10. Наконец, ученые "благословили" через аппарат здоровые зерна пшеницы. В результате они, в отличие от контрольной группы, стали, бурно расти. Казалось бы, от растений до людей - дистанция огромного размера. Но другие исследования показали, что генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам. И одинаковые информационные воздействия вызывают очень похожие эффекты у растений, животных и людей.

Ученые уверены, что посланные через аппарат злословия и "благословия" вызвали бы в ДНК человека изменения, подобные тем, что произошли в растениях. Но в принципе ученые не открыли ничего нового. Ведь их аппарат воспроизводит и усиливает способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Эта способность человека известна с древних времен. Молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия повреждают. По молитвам многих святых исцелялись безнадежно больные.

Волновые генетики утверждают: генетическому аппарату человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает или читает. Ибо любая информация может впечататься в так называемый волновой ген. Другими словами, с кем человек поведется, от того он в итоге и наберется наследственных программ. При этом аппарат ДНК не способен разобрать, от кого вы получаете информацию, будь то живой собеседник или экран телевизора. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь.

Молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью акустических и электромагнитных волн. Но самое поразительное, что многие чудеса ученые вызывали словами. Ученые создали аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, способные влиять на молекулы наследственности - ДНК. И оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы. Корежатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации. По оценкам специалистов, эти странные слова вызывали мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью 40 тысяч рентген! Страшно даже подумать, что стало бы с человеком после такой словесной обработки, если 50 рентген считается для него смертельной дозой. К счастью, эти эксперименты проводили на растениях, в частности, на семенах растения арабидопсис. Они почти все погибли. А выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровых организмов. Такие монстры получают множество болезней, которые передаются по наследству в более тяжелой форме. Потомство полностью вырождается через несколько поколений.

Слайд11. Волновая генетика обнаруживает, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд. Добрые и красивые слова его выправляют и совершенствуют, бранные и нецензурные, разрушают. Учёные обнаружили связь между сквернословием и болезнью Дауна и ДЦП.

Слайд 12. Хочу напомнить известные слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Сквернословие не является человеческим языком!

Слайд 13. Сквернословие приводит к стрессам – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту.

Слайд 14. Самым важным и научно подтверждённым является то, что впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Слайд 15. Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет грязь в уши окружающих даже сам этого не осознавая.

Слайд 16. Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.

Слайд 17. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии.

Слайд 18. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Слайд 19. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? (вопрос учащимся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

Слайд 20. Согласно заключению экспертов ВОЗ на здоровье населения влияет

-уровень развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи,

-на 20% наследственным фактором,

- на 20% состоянием окружающей среды,

- на 50% образом жизни.

.

Слайд 21

Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью.

Слайд 22. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

  • Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

  • Второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты

Слайд 23. Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Слайд 24.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!


Преподаватель

Думаю, стоит задуматься над приведёнными фактами.


Выступление 4. «Влияние сквернословия на моральный облик человека»

Влияет ли сквернословие на мораль, нравственность человека, его психику, его речь?

Д.С.Лихачев писал: «Важнейший способ узнать человекам – это умственное развитие, моральный облик, характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Учеными установлено: речь формирует характер человека. То есть человек таков, как и что он говорит! Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Нужно помнить: за словами непременно следуют и поступки. Если послушать разговоры молодежи, в которых столько циничного, уничтожающего человеческое достоинство, то можно представить, каков их характер и каким стало наше общество!

Зададимся вопросом «Сквернословие – порок или болезнь?»

Сквернословие

  • Это неуважение друг к другу, отсутствие терпимости.

  • Это одна из причин разъединения людей.

  • Это признак духовного, нравственного разложения нации.

  • Это болезнь нации.

  • Это «убийство» нации.

Сквернословие – это болезнь души.

Сквернословие произошло от слова «скверна».

Хорошо бы всем запомнить

  • Словом можно убить, словом можно спасти.

  • Сквернословие не является человеческим языком!

  • Сквернословие убивает красоту речи!

При употреблении бранных слов происходит не только упрощение речи, но и упрощение мысли, человеческой психики.

Вы хотите быть глупыми?

Запомним слова Сенеки: «Речь – это показатель ума». У сквернослова очень быстро разрушается интеллект. Особенно опасно это для ребенка. В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить. Журналист «Московского комсомольца» делает интересное психологическое наблюдение: потеряв память, люди в последнюю очередь забывают нецензурные слова».

И ещё: речью можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком!

А вы знаете, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Бранные слова – проявление слабости и неуверенности.

Не трудно заметить, что склонность к матерщине чаще всего сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, различными формами бытовой агрессии. Человек, употребляющий нецензурную брань – ненадежный человек, ведь он идет на поводу у своих эмоций. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы – снизу доверху – сыпется « непотребное, что мерзит плотски и духовно».

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты – и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем, создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Скажите, а почему вы используете в своей речи мат?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения. Границу добра и зла человек переступает чаще всего через слово – через неподобающее слово, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова. А за словами непременно следуют и поступки.

Сквернословие – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души.

Согласимся со словами академика Дмитрия Лихачёва: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…». Склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками: алкоголизмом, агрессией. Причина сквернословия коренится в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости.

Что же нас ожидает в будущем?

- неблагополучное состояние языковой среды;

- загрязнение языка и культуры;

- духовная деградация нации, всего народа;

- исчезновение народа, как культурно – исторического и социального феномена;

Ребята, а может быть, лучше будем говорить на человеческом языке?

Ведь не случайно детский писатель Корней Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей»..

Как быть?

Наверное, каждому из нас нужно помнить

Я - исключение.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Настоящий контроль – это контроль изнутри.

И ещё:

За тобой – будущее России.

Тебе решать судьбу свою!



V. Слово преподавателя

В презентации представлены фотографии и изображения ругающихся людей. Вы обратили внимание, как они не привлекательны?

Хочу продолжить мысль, высказанную выступающими. Безнравственность, неразборчивость в языке могут обернуться дурными поступками, а то и преступлениями. Специалисты, вспоминая о событиях, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, отмечают: «Когда реактор идёт в разгон, а дежурный кроет матом оператора, давай, подымай ещё давление – ну он и взорвался. Если у реактора, куда должен быть отобран один из тысячи, допустима матерная брань, то допустима в той же мере и авария».

Скверные слова запрещены в религии. Считается, если ты ругаешься, ангел от тебя отвернётся.

Многие учёные, лингвисты, психологи, биологи, исследуют влияние слова на человека.

(Приводится таблица по книге Миртова А.В. «Исправление речи учащихся». – М.;Л.;1929).

Слово обладает эмоциональным содержанием. К больному человеку обращаются с вопросом: «Как ваше здоровье?». И никто не спросит: «Как ваша болезнь?». И это не случайно. Оно может быть положительным или отрицательным.

Какие ассоциации возникают при произнесении этих слов? Обратимся к таблице:

болезнь здоровье

отчаяние мысли о

волнение смерти

близких



разложен страдания

ние




больница брошенная

с её ароматами работа,

одиночество нужда

и скука

надежды

солнце, уверенность

весна и пр. в будущем



молодость бодрость



радость удача,

жизни работа,

достаток


Если слово болезнь так влияет на человека, то как же влияет нецензурная брань?

[Слайды «Добрые слова», «Скверные слова»]


Слово педагога:

Нам показалась интересной разработанная учёными «Шкала тонов» - шкала эмоционального, энергетического состояния – потенциала здоровья. Ноль – это смерть. Тон 40, когда человек мыслью может управлять другими. Тон 30 «постулаты», т. е. планы. То что энергетически запостулировал – то сбудется. Неоднократно проверено. «Скука 2.5» - это состояние энергетики, когда вы лежите в постели и вам надо идти на работу. Вы лежите и знаете, что вас накажут, а вы лежите! Это состояние можно (как при измерении температуры) принять за точку отсчета. То, что ниже скуки, это не совсем адекватный человек. Это болезни. До человека не «достучаться», с какими либо предложениями ему помочь. Это зона болезней. Его надо «поднять» выше скуки, тогда он вас «услышит».

Шкала тонов:

40,0 % Безмятежность бытия: исполнение (бытия) намерения (управляет другими)

30,0 % Постулаты. Человек планирует (постулирует) и его планы сбываются чудесным образом.

8,0 % Радость, восторг! (творчество)

3,5 % Веселье, бодрость

3,3 % Сильный интерес

2,5 % Скука

2,4 % Монотонность рутина, однообразие

2,0 % Антагонизм

1,9 % Враждебность

1,8 % Боль, раздражение

1,5 % Гнев злость (болезни печени, артрит)

1,4 % Ненависть

1,3 % Негодование, возмущение

1,2 % Отсутствие сочувствия, отсутствие симпатии

1,15 % Затаенная обида, скрытый протест, не высказанное возмущение (рак)

1,1 % Скрытая враждебность, нигилизм, месть

1,02 % Тревога, беспокойство (язва желудка)

1,0 % Страх

0,98 % Отчаяние

0,96 % Ужас

0,03 % Бесполезность

0,01 % Умирание


«Мат» и сквернословие проявляется, когда человек находится между «страхом» и «антагонизмом». «Дежурное» состояние нормального (вменяемого) человека это тон – «интерес». Такой человек никогда не будет сквернословить. Могут мне возразить: «Вот он прекрасный человек, иногда ругается «матом». Все верно! Просто он иногда на короткое время опускается ниже скуки, превращаясь в «животное». Когда человеком управляют эмоции (гнев, страх, секс, негодование) это не человек. Это он находится в состоянии «животных инстинктов». Человек это тот, кто управляет своими эмоциями. Состояние невменяемого – ниже «скуки». Часто возражают. Да как можно руководить? Пока не матом не «покроешь», никто и с места не двинется! Наверно, многие замечали, от одного человека трудно «отлипнуть». Не хочется расставаться. С другим, находясь рядом, даже не общаясь, хочется быстрее «унести» ноги. Это диссонанс по энергетике. Так вот. Люди, находясь ниже тона «скуки», вас не «слышат». И надо войти в их «резонанс», «опустить» до «страха» или сквернословить. Таких работников вы набрали!?

Были проделаны некоторые эксперименты: экспериментатор идёт на рынок, женщина продает бананы. Он ее «поднимает» по тону. Говорит, какие золотистые бананы, я таких еще не видел! Она готова отдать их даром. Другой продает курагу. Прекрасная курага. Продавцу говорят, что курага какая-то скользкая, пахнет не очень. Продавец готов пойти на сказавшего это с кулаками. Вот с машины продают картошку. Прекрасный картофель! А продавцу говорят, что картофель какой-то грязный. Он в ответ «А не хотите отсюда!». Потом продавцу говорят, что картофель какой-то кривой. Он в ответ «А возьмите вот здесь!». Этот продавец профессионал! Его не «опустишь» по тону.

Например, если вы идете к начальнику подписать заявление на загранкомандировку вы должны обратить внимание, в каком он тоне находится. Вы определили, что он находится в тоне «гнева». Поругался с женой, вышестоящий начальник «собак спустил». Вам бы убираться «восвояси». Но, так как вы «вооружены» знаниями, вы как бы стараетесь «опуститься» по тону и вызвать резонанс по отношению к начальнику. Вы говорите, что такой сякой дворник замарал вашу обувь (как бы опускаетесь до «гнева»). Начальник вас услышал. Теперь ваша задача поднять его по тону вверх. Вы интересуетесь, как его сын сдал экзамены, как прошла рыбалка, как чувствует себя, и сколько выучил новых слов его любимый попугай Кеша. Начальник вдруг спрашивает, а собственно, зачем ты пришел? Заявление подписать? И подписывает не глядя.

Или вы гуляете с ребенком. Ребенок в прекрасном тоне (интерес) гоняется за птичками. Вдруг он падает, ушибается и «опускается до тона «боль». Начинает плакать. «Глупая» мама начнет его ругать, и причитать «опуская» его еще ниже по тону. Ребенок не скоро «выйдет» из этого состояния или останется там… «Умная» мама как бы опустится к тону «боль». Подойдет к ребенку, возьмет, потрогает больную коленку. Ой, как больно моему маленькому! А потом вдруг скажет «Смотри! Смотри! Вон, какая птичка полетела,… Ребенок поднимется к тону «интереса» и забудет про боль.

Что же человеку делать! Надо просто оглядеться вокруг себя, посмотреть на себя со стороны. Найти интерес в жизни и вокруг себя. Творить добро и больше отдавать, и оно вернется сторицей. Это не мораль и не «пустые» слова нравоучений. Это проверено на практике, это мудрость веков! Чем умный человек отличается от глупого? У умного большая разрешающая способность. Если для глупого все черные кошки одинаковы, то умный найдет много отличий. У одной газа зеленые, у другой подшесток не такой…. Поднимайтесь по шкале тонов. Там настоящий «рай». Вы будете радоваться, и наслаждаться жизнью, она прекрасна!!! И тогда и в голову не прейдет желание сквернословить.


Выступление 5 «Как избавиться от сквернословия?»

Как же избавиться от сквернословия?

Первое – не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого нужно мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться: «Ах, ты не пьёшь? До сих пор не куришь? Не ругаешься?».

Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды ( и год, и два), когда рядом нет друзей. Но есть же семья, учёба, работа. Отсутствие таких друзей можно и нужно выдержать.

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и говорит: «У меня муж страшно злой. Помоги мне избавиться от его матерщины». Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: «Когда придёшь домой, и муж начнёт устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе ещё дам». Когда вода закончилась, пришла женщина к бабке, а та её спрашивает: « Ну, как?» Женщина отвечает: «Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться» Тогда бабка говорит: «Вот тебе ещё водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться»

Второе.

Умей противостоять среде. Не думайте, что вас никто никогда не выругает, не обидит. Но нужно давать достойный ответ. Уверенный в себе человек умеет сохранить чувство собственного достоинства и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

Третье.

Тренируйте себя говорить вежливо и красиво . Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний: похвалу, поощрение, высказывание добрых мыслей. Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям. Например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т.д. со временем вы увидите, говорить комплименты становится вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвёртое.

Сквернословие – не способ расслабления. Может показаться, что расслабиться – это пить пиво и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка и другие интересные занятия.

Пятое

В прошлом говорили: «Не сквернословь, а то ангел от тебя отвернётся. Не будет защиты». Иными словами: человеку будет посылаться удача, если он будет достоин этого.

Поэтому, если мы действительно хотим добиться успехов в семье, в делах, то нужно работать над собой, в том числе и над своей речью.

Пока будет сохраняться мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьёзные люди не должны стесняться употреблять нецензурные слова, мы будем слышать ругань везде и всегда.

Прислушайтесь к советам. И пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.


III. Тренинги

1. Придумайте ответы в следующих ситуациях. Вы говорите не употребляя ненормативной лексики слов и слышите следующее

1 группа

Что ты мудришь? Ты что, не мужик то ли?

2 группа

Говорить по-русски разучился?

3 группа

Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас.

4 группа

Что сегодня с тобой? Как воды в рот набрал.

Выступление капитанов команд


2. Попробуйте поговорить с людьми в следующих ситуациях.

1 группа

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

2 группа

Вам продали несвежий продукт

3 группа

Кто-то почистил зубы вашей зубной щёткой.

4 группа

Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.

Выступление капитанов команд


Через полтора года вы станете молодыми специалистами. Поэтому каждому необходимо задуматься, каких специалистов ждут на производстве.

Мы с вами знакомились с требованиями, которые предъявляют работодатели к молодым специалистам.

Напомню некоторые из них:

Культура поведения

Культура речи

Гуманность (человеколюбие)

Человек, позволяющий себе нецензурно выражаться, этими компетенциями не обладает.

Хочу напомнить: нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 20.1. Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.


IV. Обобщение.

Вопросы

  • В чём опасность сквернословия?

  • Для чего же человеку дан язык?

Язык дан человеку не для того, чтобы ругаться и сквернословить, а разговаривать… договариваться


Недаром великий мудрец Омар Хаям говорил:

Не зли других, и сам не злись,

Мы ж гости в этом мире бренном,

И, если что не так, сдержись,

Будь умнее – улыбнись!

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно


В заключении звучит песня в исполнении Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Час общения. Поговорим о вреде сквернословия.

Автор: Варков Александр Анатольевич

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства