Просмотр содержимого документа
«Час общения. "Семья-главная ценность в жизни человека".»
Беседа "Семья ‒ главная ценность в моей жизни"
Загарских Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы:Внеклассная работа, Классное руководство
Коли семья вместе, то и душа на месте.
Русская пословица.
Цели:
Расширить знания о семье как социальной единице.
Заставить учащихся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых.
Воспитывать уважение, любовь к своим близким.
Подготовить старшеклассников к созданию будущей семьи
Мотивация:
Как известно, семья – начало всех начал. В кругу родных и близких ребенок произносит первое слово, делает первые шаги. Младший школьник еще тесно связан с домом, семьей. Но как только ребенок взрослеет, мир его расширяется: школа, друзья, спортивная секция, клуб. Старшеклассник уже не чувствует той тесной кровной связи с семьей, какая была прежде. Зачастую он смотрит на дом как на помещение, в котором его накормят, оденут, дадут ночлег. Мы, учителя, часто слышим от родителей старшеклассников: он живет своей жизнью, мы ему не нужны, помогите наладить контакт с сыном. Вот поэтому назрела необходимость поговорить с ребятами о главной ценности в их жизни, которую они еще не осознают,– семье.
Оборудование: проектор, выставка книг, семейные фотографии.
Понятия урока: семья, функции семьи, семейные роли, ценность семьи
Предварительная подготовка:
За 3 дня до классного часа учащиеся писали сочинение по одной из предложенных тем:
«За что я люблю своих родителей?»
«Будни и праздники моего дома»
«Законы семьи»
Анкета.
Подобрать пословицы и поговорки о семье.
Нарисовать родословное древо своей семьи (или герб семьи).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то им малышей растить, Все предчувствовать и пережить, И побывать и в «стариках» и в «предках».
Э.Асадов.
– Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время. Сегодня мы поговорим о том, какой должна быть семья, чтобы человек был счастлив.
2. Историческая справка (ученик)
Семья возникла еще во времена неолита. Конечно, она была мало похожа на современную, но человечество к этому времени уже осело на одном месте, и у него появился дом. Каждая цивилизация вносила свои коррективы в понятие «семья». В Древней Греции и Древнем Риме семья была моногамна. Государство регулировало семейные отношения (бракосочетание, развод, рождение детей). Кстати, многие семейные ритуалы, известные нам сегодня, берут начало в древности. Так, спартанский жених должен был украсть невесту. В Древнем Риме семьи часто устраивали семейные обеды, когда за большим столом собиралась вся фамилия: отец, мать, их дети и их семьи. На Руси семью издавна берегли и почитали. Семейное воспитание корнями уходит в христианство. В «Поучении Владимира Мономаха» говорится: «Старых чти как отца и мать, а молодых как братьев».
3. Филологическая справка (ученик)
– Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением семьи. Латинское слово «фамилия» – «общее имя для членов семьи». Семья бывает:
Полная (2 родителя)
Неполная (1 родитель)
Простая (одно поколение)
Сложная (несколько поколений)
Моногамная (2 партнера)
Полигамная (несколько партнеров)
Авторитарная (господство одного из супругов)
Эгалитарная (равенство супругов)
Задания:
– Подберите рифмы: семья –друзья –моя –родня… – Вспомните семьи из истории и литературы (2 команды: кто больше)
4.А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
(по цепочке – одно – два слова). Вот примеры: любовь, забота, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое, мир, покой, тепло, очаг, своя история, дом, род, династия. Все эти слова можно выписывать на доске.
5. Какова ваша семья? (анализ сочинений)
На доске слайды с цитатами из ученических сочинений. Учитель комментирует их (см. Приложение 1).
6. Как складываются отношение в вашей семье
(анализ анкеты – см. Приложение 2)
7. Заполните таблицу: При каких условиях, на ваш взгляд, не может существовать семья?
Работа в группах (См. Приложение 3)
развернуть таблицу
Психологические
Материальные
Нравственные
развернуть таблицу
Создать семью нелегко, а сохранить – еще труднее. Конфликты неизбежны. Как их нужно разрешать? Назовите основные трудности, с которыми сталкивается человек, играющий ту или иную роль
8. Работа в парах
Выработайте правила общения между людьми, играющими данные семейные роли: «ребенок – родитель», «муж – жена», «бабушки, дедушки – внуки», «старший – младший».
Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, функции семьи (не более 5). Например, воспроизводство населения, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая…
9. Конкурс «Угадай пословицу»
– А теперь обратимся к народной мудрости.
Ребята зачитывают заготовленные дома пословицы. (одна группа инсценирует, а вторая – угадывает пословицу).
10.
– Итак, взаимоотношения в семье непросты. Вы побывали и в роли ребенка, и в роли родителя.Чтобы в семье царили мир и согласие, нужно соблюдать законы семьи (обратимся к вашим сочинениям темы №3)
Слайды на экране с законами семьи:
Уважение к каждому члену семьи
Помощь друг другу, взаимопонимание
Любовь
– Законы должны устраивать каждого, а не ущемлять права отдельных ее членов.
11. Заповеди семьи:
Храни честь семьи
Дари близким радость
Будь внимательным и чутким к своим близким
«Понимание – начало согласия» (Спиноза)
12. Родословное древо моей семьи
Ученики рассказывают о своей семье, комментируют изображенное древо. Главное в этом задании: что нового я узнал о своей семье?
13.
– Семья – это маленькое государство. А у государства должен быть герб.
Учащиеся делятся на 4 команды и в течение 5-7 минут рисуют герб семьи с учетом всех знаний, полученных на уроке.
14. Презентация «Реликвии моей семьи»
Ученик:
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно вчетвером. Малыш для старших как любимец, Родители – во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой ласковой земле!
15. Рефлексия
– Прикрепите сердечки рядом с теми понятиями, которые вам ближе всего:
Семья – это самое главное в жизни человека.
Семья – это дом, крепость, тыл.
Семья – это союз единомышленников и близких людей.