kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения «Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. (В.Даль)

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и в правду силен, не нужно доказывать это всему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения «Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей»»

Бучельникова Людмила Васильевна. Воспитатель. Государственное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа-интернат №4».

e-mail: polinamama2906@gmail.com

Час общения

«Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей»

( ко дню борьбы с ненормативной лексикой для обучающихся 8-го класса )

Аннотация


С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. (В.Даль)

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и в правду силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Ученые доказали, что матерное слово – это оружие, действующее на генетическом уровне. Чем больше ругаешься, тем худшую генетику передаешь своим детям. Воздействие брани (матерных слов) равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.


Ключевые слова: ненормативная речь, нецензурные выражения, засоряющие слова, слова-паразиты, сленг, сквернословие, матерные слова.


Цель: формирование негативного отношения и профилактика чрезмерного использования в речи ненормативной лексики.

Задачи: познакомить учащихся с составляющими понятия "ненормативная лексика" и основными требованиями к культуре речи; установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; формировать культуру речевого общения; воспитывать нежелание употреблять нецензурные слова, уважение к родному языку как неотъемлемой составляющей патриотизма.

Ход мероприятия: 
Сегодняшняя беседа посвящена актуальной, по моему мнению, теме. А понять, какой именно, поможет шуточная сценка, которую перед вами разыграют ученики нашего класса.

Я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

Сценка «Иностранные слова»

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям, вряд ли он что-нибудь понял. Современному же школьнику этот язык понятен: Я думаю, вы догадались, какой теме посвящена наша встреча. (Ответы учащихся)

Совершенно верно. Тема нашей встречи «Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей?» (Презентация)

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз, знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?

Сегодня я предлагаю поговорить о словах, засоряющих речь подростков и выполнить небольшие творческие задания. Самые безобидные, если так можно сказать, это слова – паразиты. (Слайд 4)

В чем их вред? (ответы детей) или шуточное стихотворение.

Аркадия Хайта “Лишние слова”.
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.
Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е. без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. Мы сегодня поговорим о подростковом сленге. Как вы думаете, почему он появился у детей? (Подросток любым способом пытается выделиться из толпы и как-нибудь отличиться от всех остальных. Сленговые слова, понимают только те, кто входит в круг его общения. Через сленг пытаются шокировать окружающих, выражают протест обществу. Сленг появляется при бедности словарного запаса.)
Скажите честно, а вы сами употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все. Сегодня мы не только будем беседовать, но и выполнять интересные задания.
Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг,подумай,не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть первое задание, которое вы получаете. 

Задание 1.Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете по группам. Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. (Слайд 5).

Задание 2. А теперь переведите предложенное вам предложение с ненормативного языка на нормативный.

Когда типа кумарит, когда в натуре рвет башню от голимых глюков о том, какой блин, на хазе напряг, ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар!

Задание 3. Люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный язык. Давайте проверим, так ли легко это сделать.

Особо хочется остановиться на ненормативной лексике. Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами. Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие. (Слайд 7).

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего интимных, физиологических отправлений. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Давайте проведем анкету.

1.Часто ли вы употребляете мат в своей речи?

2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?

3.Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?

4.В каких ситуациях используется сквернословие? (При ссорах, оскорблениях, злятся, если что-то не получается)

5.В вашем классе часто присутствует нецензурная брань?

6.Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского общества?

А сейчас поговорим об истории появления бранных слов?

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф. Большинство нецензурных слов имеют общеславянское происхождение. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. (Слайд 9)

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. (Слайд 9)

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

«Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел. - Когда кто матерными словами ругается, тогда Матер Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».(Слайд 8)

Выскажите ваше мнение, почему люди сквернословят?

1.Для снятия сильного эмоционального напряжения.

Для выражения какого-либо чувства, эмоциональная реакция на ситуацию, слова, поведение свое и других людей.

Привычное сквернословие. Матерные слова используются автоматически – с их помощью именуются предметы и действия. В качестве слов-паразитов, междометий, «для связки слов».

Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, желание разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк: от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах до употреблениях этих слов в СМИ и художественной литературе).

Причины подросткового сквернословия

Первая причина. Люди чаще используют ненормативную лексику, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это неуверенность в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем больше они нецензурно выражаются.

Вторая причина сквернословия: педагогическая. Неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и, если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни!  

Третья причина. Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается ребенком  с “молоком матери”, требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, чтобы справиться с этой вредной привычкой.

Подростки, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и в правду силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Ученые доказали, что матерное слово – это оружие, действующее на генетическом уровне. Чем больше ругаешься, тем худшую генетику передаешь своим детям. Воздействие брани (матерных слов) равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.

Вот такие, ребята, неопровержимые факты. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли даёт право выбора: по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Доказано, что мат, сквернословие отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Задание 4. Предлагаю придумать краткое изречение, лозунг – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание по группам, читают свои лозунги).

ПРИМЕРЫ Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву! (Слайд 11)

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются ненормативной лексики. Предлагаю обсудить их.

Дискуссия «Нужна ли нам ненормативная лексика?»

ВОПРОСЫ.

1.Как можно объяснить повальное распространение ненормативной лексики в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни? (в здоровом теле - здоровый дух, следовательно мысли и слова)

Употребление молодежного сленга, слов паразитов - это вредная привычка. 2.Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Вредят нашему физическому и духовному здоровью)

3.Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие, употребление сленга могут быть заразными, вызывать зависимость?

4.Есть ли у вас зависимость от ненормативных слов?

5. Собираетесь ли вы с ней бороться?

6.Считаете ли вы, что вредные привычки, в том числе и речевые, помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, чтение другие увлечения)?

Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. После нашей встречи русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов».

Задание 5 Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что директор школы поручила нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от ненормативной лексики?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку?

Памятка подросткам: «Как избавиться от сквернословия»

1.Не говорить плохих слов самому.

2.Не копировать других, не говорить, как все, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.

3.Тренировать себя, говорить вежливо и красиво.

4.Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).

5.Снимайте стрессы занятиями спортом, музыкой, рисованием, коллекционированием, добрыми делами.

6.У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

7.Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: “Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”.

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх. (Примерные ответы)

1.выработать отвращение и брезгливость к сквернословию и перестать ругаться самому;

2.избегать общения с людьми, которые употребляют такие слова;

читать русскую классическую литературу;

3.запоминать стихотворения, афоризмы, пословицы, поговорки.

4.Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле.

 Мы уже выяснили, что ненормативные слова загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? 
Я тоже приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь. (Слайд 13)
- Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи 
- Выяснить, какие именно вредные слова характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз, когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Ничего не делать, я вырасту, и ненужные слова исчезнут сами собой.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга ( например, выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Старайтесь говорить чуть медленнее, ненормативные слова вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и вредные слова не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь ненормативное слово.
- Выписать все ненормативные слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи ненормативную лексику.
Ребята, в конце нашего часа общения хочется узнать:

  1. изменилось ли ваше отношение к ненормативной лексике?

  2. Какое решение вы приняли по поводу употребления этих слов?

  3. Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы учащихся)

Чаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь быстро скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не будет стыдно за сказанное. Нашу встречу хочется завершить стихами Михаила Матусовского.

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 
Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно 
Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Используемые источники:

  1. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 – № 20.

  2. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 – № 4.

      Кузнецов Д.Б. Четыре способа отучить детей от нецензурной  брани

   // директор школы. – 2007. - № 5.

  1. Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.

  2. Лунькова Н.Г., Медведева С.А. Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей // Справочник педагога – психолога. Детский сад. – 2012. - № 10. – С.56-68.

  3. О ненормативной лексике. То есть о мате. // В кн: Веркин  Э. Мальчишкам до 16 и старше. Энциклопедия по жизни. – М., 2006. – С. 44-45

  4. Паскал В.В. Бранные слова в речи ребенка: что делать?// Справочник классного руководителя. – 2011. - № 4. – С.6-11.

  5. Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия // Школьный психолог – 2010. - № 6. – С.17 -32.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Час общения «Ненормативная лексика: «модный язык» или оружие неуверенных в себе людей»

Автор: Бучельникова Людмила Васильевна

Дата: 23.10.2021

Номер свидетельства: 589331

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства