kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения. "Город-герой - Ленинград".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общались дети с удовольствием. Много нужного материала было. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения. "Город-герой - Ленинград".»

Беседа о блокаде Ленинграда.


Ход беседы:

Воспитатель: Дети, вы любите праздники? (выслушиваются ответы детей) Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать. 27 января является именно таким праздником для города Ленинграда, но не только, но и для всей нашей страны (слайд 1)

Давным-давно (семьдесят с лишним лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? (выслушиваются ответы детей).

Пока в городе живы люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города, город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет. Ребята, а вы знаете что такое блокада? (выслушиваются ответы детей) (слайд 2)

Посмотрите на карту. Ленинград находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружён чёрными крестами. Что это значит? Почему они появились на карте? (выслушиваются ответы детей) Ломаный чёрный крест – это фашистский знак. Он называется «свастика». На всех знаменах, технике фашистов был этот знак. Заграницей свастики земля нарисована коричневым. Это значит, что она захвачена фашистами. А где стояли наши войска, на рисованы звёзды. Посмотрите фашисты не просто подошли близко к городу, а им удалось окружить его. А из окружённого города нельзя выехать ни на машине, ни на поезде. И приехать в него тоже никто не может. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружён это и называется блокада.  (слайд 3)

Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть позиции фашистов (слайд 4)

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город. Они вели постоянные обстрелы, которые иногда длились 26 часов подряд. (слайд 5)

Было очень страшно. Когда начиналась бомбёжка люди укрывались в бомбоубежищах. А что такое бомбоубежище? (выслушиваются ответы детей) Это специальные укрытия, которые находились под землей или в подвалах, где люди могли укрыться от бомб и переждать пока бомбежка не закончится. (слайд 6)

По природе любопытные маленькие дети из подвалов домов наблюдали за обстрелами. (слайд 7)

Все жители стали на защиту города. Выпустили плакат: «Защитим город Ленина». Немецкая армия не встречала сопротивление в других странах. Они были уверены, что и этот город падет к их ногам. Жители не допускали даже мысли о том, чтобы сдаться врагу. Все стали на защиту любимого города. (слайд 8)

Мужчины ушли на фронт под лозунгом: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будут за нами!». Были сформированы женские стрелковые батальоны. (слайд 9)

На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронт были нужны мины, пушки, гранаты, снаряды. (слайд 10)

Маленькие дети жили в детских садах. На стене дома плакат: «Воин Красной армии СПАСИ!». Так проходили дни: дети кушали , играли, спали, гуляли, если не было бомбёжки. Переживали неприятности, страх и ужас потери родных. (слайд 11, 12, 13)

Дети продолжали учиться, что бы отвлечься от ужаса войны. Но, несмотря на всё город продолжал жить и бороться. В городе оставалось много людей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окружённый город? (выслушиваются ответы детей) (слайд 14)

Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй, то есть с землёй, где не было врагов. И шла эта дорого по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера. А потом перегружали ее на большие баржи. Зачем перегружали? (выслушиваются ответы детей) Потому что пароходы не могут идти по бурному, как море Ладожскому озеру. Только баржи могли довести драгоценный груз до берега. Это дорога составляла 125километров по воде! Опасен был такой длинный путь. Только храбрые моряки могли вести баржи. Почему? (выслушиваются ответы детей) Вражеские самолеты постоянно летали над озером и бомбили суда. Наши моряки старались идти ночью, что бы вражеские летчики не увидели барж. Когда баржи прибывали к берегу, солдаты перегружали муку в товарные вагоны и везли на поезде в город, на хлебозавод. (слайд 15, 16)

Кроме фашистов на осаждённый город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах горожан тоже мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днём, потому что стёкол в окнах нет. Они вылетели во время бомбёжки и обстрелов. Поэтому окна забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер. (слайд 17)

Для защиты города надо было выпускать мины, снаряды, ремонтировать танки и орудия, жители работали днём и ночью. Они пешком ходили на работу, потому что автобусы, трамваи, троллейбусы не ходили.  Почему? (выслушиваются ответы детей) Троллейбусы и трамваи без электричества ходить не могут, а автобусы без бензина. Занесённые снегом, они стояли на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов. Воды в квартирах тоже не было. Почему? (выслушиваются ответы детей) замёрз водопровод. За водой люди ходили к Неве, к специально прорубленным полыньям, или к люкам с вёдрами, чайниками, кастрюлями. Шли цепочкой, один за другим. Чтобы как-то согреться , люди вот такие временные небольшие нещадно дымящие железные печурки. Их называли «буржуйки». В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель – всё, что могло гореть. Пока топится печь – тепло, кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. В городе не было электричества. Вот такими короткими фитильками коптилок освещали комнаты жителей. (слайд 18,19,20)

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю выдавались специальные карточки по ним можно было получить свою норму хлеба. Вот такой кусочек хлеба по карточкам получали люди на целый день! Работающие получали два таких кусочка… Конечно, этого не хватало. Постоянно хотелось есть, а ведь надо было идти на работу, выпускать снаряды для фронта.  (слайд 21,22)

Люди ослабевали. Они умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому, что не было сил дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. (слайд 23)

Но жители не желали сдаваться врагу. Они всеми силами боролись за свою свободу. И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на крыши и чердаки. Там они проводили бомбы на дома. Чтобы избежать пожаров, люди специальными щипцами, а иногда и голыми руками, скидывали их с крыш и чердаков, или засыпали горящие фитили песком. (слайд 24)

В дни блокады здоровые и крепкие дети и подростки быстро худели. Острый голод давал о себе знать все сильнее. Исхудавшие, обессиленные они не могли даже играть, многие умирали. Но даже в это тяжелое время детям на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара! (слайд 25, 26)

Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди посылали продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это жителям – немцы не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка – узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая, как мы говорили, постоянно обстреливалась немцами. (слайд 27)

С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город. (слайд 28)

Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины, а тяжелая машина могла провалиться под лед.) В город с незахваченной немцами, как ее называли, Большой Земли, везли мешки с зерном, продуктами. А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Также вывозили культурные ценности, промышленное оборудование, что могло пострадать во время бомбежек, и надо было непременно сохранить. Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику. (слайд 29, 30)

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что ленинградцы прозвали его «Дорогой жизни». (слайд 31)

Работать на ледовой трассе могли только мужественные люди. Они не жалея себя, гнали грузовики вперед, через пургу под фашистскими обстрелами, чтобы довести так необходимые ленинградцам продукты. И днем и ночью шли машины. Но вот беда: ночи черные, ничего не видно. А когда фары включали, немцы начали обстрел. (слайд 32)

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и путь по «Дороге жизни» продолжался. (слайд 33)

Город жил и боролся. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. Они стояли у станков, несмотря на то, что заводы бомбили. В цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Трудились все, кто мог еще передвигаться и держать инструмент в обессиливших руках. Подростки и женщины помогали ремонтировать танки, пулеметы, делали гранаты и мины. (слайд 34)

Школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там: тушили зажигательные бомбы. Старшеклассники работали в госпитале: ухаживали за раненными бойцами и ослабевшими жителями. (слайд 35)

После долгой, очень долгой зимы в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, траву. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми. (слайд 36, 37)

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение. Семь дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец, настал час, когда воины двух фронтов (Ленинградского и Волховского), прорвав блокаду, соединились. Весь мир слушал сообщение советского радио: «…После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня. (слайд 38, 39)

Защитники города – и взрослые и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями « За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». (слайд 40)

Народ бережет память о тех героических днях и ее героях. Вот памятная стела на Дороге жизни. 45 таких стел, через каждый километр, поставлено на Дороге жизни. (слайд 41)











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Час общения. "Город-герой - Ленинград".

Автор: Клокова Любовь Александровна

Дата: 12.02.2020

Номер свидетельства: 539344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства