kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брейн-ринг игра "По страницам блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие правила игры «Брэйн-ринг»

Игра состоит из шести раундов.  Раунд — это отдельное сражение, проводится сначала информационная справка, инсценировка сюжета, а затем  ведущий обговаривает задание командам, время и максимальное количество баллов. Обычно короткий бой-раунд идёт по 1 баллу, длинный — по 2 балла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг игра "По страницам блокадного Ленинграда"»

Игра БРЕЙН-РИНГ к 80-летию снятия блокады Ленинграда

«ПО СТРАНИЦАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Развитие творческих способностей учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к истории Российского государства;

Выявление талантливых учащихся, выработка командного духа, умение слаженно работать в едином коллективе в условиях ограниченного времени.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ:

В игре принимают участие обучающиеся 5-9 классов (сборные классы)

ТРЕБОВАНИЯ К КОМАНДАМ:

В игре принимает участие 4 команды из 6 (5+1 взрослый) человек в возрасте 11-16 лет. Из числа каждой команды выбирается капитан. Каждой команде присваивается название

ЖЮРИ:

На начало игры формируется жюри в количестве 3-х человек (из числа учителей).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

Игра проводится на отделении Беляева 43/3 4 февраля 2020 года в 14. 05 час.

НАГРАЖДЕНИЕ

Победители интеллектуальной игры «БРЕЙН-РИНГ» награждаются грамотами

По итогам игры жюри определяет лучшего капитана и лучшего игрока, которые также получают грамоты, призы.

Общие правила игры «Брэйн-ринг»

Игра состоит из шести раундов. Раунд — это отдельное сражение, проводится сначала информационная справка, инсценировка сюжета, а затем ведущий обговаривает задание командам, время и максимальное количество баллов. Обычно короткий бой-раунд идёт по 1 баллу, длинный — по 2 балла.

Система боёв-раундов:
  • Команды могут воспользоваться «Правилом первой секунды» в коротком бою.

  • Команды могут воспользоваться «Правилом одного игрока» в длинном бою, тогда у команды, ответившей на вопрос верно, баллы удваиваются.

Дополнительные правила: Правило первой секунды:

Если команда нажимает на кнопку на первой секунде, то, в случае неправильного ответа, отвечавший игрок обязан покинуть игровой стол до конца текущего боя. Данное правило не применяется для единственного оставшегося за столом участника.

Правило одного игрока:

Если команде-сопернику для того, чтобы выиграть бой, достаточно ответить на один вопрос, команда имеет право попросить разрешение оставить за игровым столом одного игрока: тогда в случае правильного ответа команда получит в два раза больше очков. Игрок, оставшийся за столом один, получил приоритет при ответе на вопрос: даже если первыми на кнопку нажали соперники. Игрок должен решить, кто отвечает первым на вопрос: он или соперники.

Подсказка:

Если зритель в зале даёт подсказку игрокам во время обсуждения вопроса — он удаляется из зала. Дисквалификация: Если команда допускала фальстарты три раза подряд, она дисквалифицируется и ей засчитывается техническое поражение.


Ход игры:

1. Ведущий зачитывает вопрос, после команды «Время» команды могут приступать к обсуждению вопроса.

2. Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места (возвращаться на свои места), пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, играющих в данном туре. В частности, запрещается общение с ведущим игры.

3. На обсуждение командам дается одна минута. По ходу обсуждения вопроса ведущий вправе объявлять или не объявлять командам время, оставшееся до конца обсуждения.

4. На каждом столе находятся колокольчики, звоня в который, игроки прерывают время, данное для обсуждения, сигнализируя, что команда готова дать ответ на вопрос.

5. Ответ участников. Та команда, которая быстрее подает сигнал после обсуждения, отвечает первой. Капитан может ответить сам или назначить отвечающим другого игрока команды.

6. Во время второго боя ответы записываются на специальных карточках. По окончании минуты команды имеют десять секунд для того чтобы записать ответ и принести карточку с ответом ведущему.

7. По окончании десятисекундного отсчёта карточки с ответами не принимаются. Если у команды нет версии ответа, то сдаётся пустая карточка с названием команды и номером вопроса.

8. Если ни одна из команд не сумела найти правильный ответ на вопрос, то счёт остаётся прежним, но за верный ответ на следующий вопрос разыгрывается два очка. Если и на следующий вопрос ни одна из команд не смогла ответить, разыгрывается три очка.

9. Если команда допустила «фальстарт» — нажала на кнопку до сигнала, то она теряет право ответа на данный вопрос и время для его обсуждения есть только у команды соперника.

10. Победа в игре присуждается команде, набравшей наибольшее число баллов. Если команды набрали одинаковое количество баллов в финальном бою, то ведущий зачитывает еще один дополнительный вопрос.



СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

- Добрый день, дорогие друзья и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас на игре «Брейн-ринг».

- В нашей школе уже давно стало традицией вспоминать знаменательные даты календаря, Дни воинской славы России.

Наша сегодняшняя игра посвящена Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню полного снятия блокады Ленинграда и называется она «ПО СТРАНИЦАМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА».


Просмотр документального фильма


Война. Она такое дело, о ней не вспоминать нельзя,
Та память нам не надоела, как мыслят некие «друзья».
Её события и даты огнем вошли в сердца людей.
Еще живут её солдаты, хранители святых идей.

Ведущий зачитывает правила игры и на экране появляется игровое поле


  1. 1. Так было…


  1. 2. Труд юных ленинградцев

  1. 3. Дорога жизни


  1. 4. Ленинградские

дети учились

  1. 5. Дорога жизни и Таня

  1. 6. Путь мужества и славы


БЛОК 1. Так было…

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.

На защиту Ленинграда поднялись все жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках — отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие получали по 250 граммов хлеба, а служащие и дети — всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.


На развороченном пути стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома, и щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

-«Дома».

-«А где твой дом, сынок?»

-«Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет…


Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, ленинградцы жили в холодных комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.


Склонившись под мглой снеговою, девчонка с ведерком пустым

Чуть движется... а за Невою клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых, где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята везут свою мертвую мать….


ВОПРОСЫ БЛОКА 1: (короткий бой – 1 балл)

Ведущий: Уважаемые игроки! Вам будет заданы вопросы, на которые, в течение минуты, мы получим ответы.

  1. Какое место городу Ленинграду отводилось в гитлеровском плане «Барбаросса»? (Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Город намечалось стереть с лица земли, а всех его жителей уничтожить).

  2. В блокаде Ленинграда приняли участие, помимо немцев и финнов, итальянцы. Нанесенный ими ущерб советским войскам можно оценить только по их донесениям, но разрушения немецких городов, причиненные этим отрядом, вполне доказаны. Для чего же они разрушали немецкие дома? (чтобы провести торпедные катера по городу) Комментарии: Основной задачей эскадры была блокада Ленинграда. Для этого на Ладожское озеро были отправлены четыре торпедных катера типа Mas. Это путешествие длиной 3000 километров через всю Европу – само по себе целая эпопея. Для перехода через Альпы пришлось местами переделать дорожные повороты, в некоторых тоннелях катера приходилось снимать с трейлеров и толкать на катках. При проезде по узким улочкам некоторых маленьких немецких городков часто приходилось ломать углы домов.

  3. Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей. А что написано на этих кирпичах? (Имена людей, погибших во время блокады)

  4. Самым экологически чистым топливом считается водород. В СССР водород в качестве топлива был экспериментально опробован в Ленинграде. Что вынудило пойти на этот эксперимент? (блокада Ленинграда)

  5. Прототип Мухтара из известного фильма – немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто около 1000 преступлений, возвращено государству 3 000 000 рублей, задержано более 100 преступников. В его уникальной биографии присутствует еще одно число с двумя нулями, так как Султан – едва ли не единственная собака, которой удалось… Что же? Дайте ответ двумя словами. (Пережить блокаду. 900 дней блокады Ленинграда)

  6. В 1967 году в Ленинграде проходило юбилейное (четверть вековой юбилей) исполнение знаменитой «Блокадной» симфонии Шостаковича. При этом зал был далеко не полон, а на сцене вместо сорока музыкантов было всего шестеро. Почему? (В концерте принимали участие (как зрители и исполнители) только блокадники).

  7. Герой сказки СДЕЛАЛ ЭТО в надежде обрести личное счастье. После того как в 1944 году снова СДЕЛАЛИ ЭТО, жители Москвы и Ленинграда поверили: победа будет за нами. Какие два слова были заменены словами «СДЕЛАТЬ ЭТО»? (Пустить стрелу) Комментарии: Вскоре после разрыва блокады Ленинграда пустили фирменный поезд «Красная стрела». Также имелся в виду герой русской народной сказки о царевне-лягушке.

  8. Картофель появился в Европе в середине 17-го века как декоративное растение. Но спустя примерно триста лет, в одном из европейских городов картофель вновь появился на клумбах. А какое историческое событие этому способствовало? (блокада)

  9. «Горжусь, что в эти дни, как никогда Мы знали вдохновение труда» – писала Ольга Бергольц в своем дневнике. Для разных людей этих дней было разное количество, но все же есть общее их число. Какое? (это строки из «Февральского дневника» Ольги Бергольц. Он посвящен блокаде Ленинграда. Всех блокадных дней было 900.)

  10. Во время блокады Ленинграда шутили, что эти изделия в осажденном городе делают Кировский завод и Кировский театр. Изделия были примерно одинакового размера, но очень существенно отличались по массе. Да и в «обслуживании» изделие Кировского театра было явно попроще. Назовите это изделие. (танк) Комментарии: В декорационных мастерских Кировского театра для фронта делались деревянные макеты танков с целью обмана противника. На Кировском заводе, конечно же, выпускались настоящие танки.

  11. 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра? (о снятии кольца блокады)

  12. Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года? (Для захоронения жертв блокады. Пискаревское кладбище)

  13. Как только в апреле 1943-го года частично прорвали блокаду и проложили железную дорогу, один из первых стратегически важных грузов светло-серого цвета, находившийся в четырех вагонах, был вывезен из Ленинграда. Этот груз позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продуктовые склады. Что это был за груз? (кошки дымчатые)

  14. Как известно, метрономы используются в музыке для определения темпа исполнения произведения. Однако в советское время один метроном занимал видное место в экспозиции музея, который находился в Ленинграде. Этот маленький музей, как и дом, в котором он находился, принадлежал организации, которая занималась… Чем именно? (радиовещанием) Комментарии: Речь идет о метрономе, чей стук ленинградцы слышали по радио все 900 дней блокады.

  15. Знаменитая оборона Смоленска во время польской интервенции длилась с 1609 по 1611 гг. Николай Шефов утверждает, что по длительности обороны города в условиях сплошной блокады и числу штурмов со Смоленском не могут сравниться даже Севастополь, Порт-Артур и… Назовите третий город. (Ленинград)

  16. Как известно, летом 1941 года, когда началась ВОВ, были зарыты в землю все скульптуры в Летнем саду и в Александро-Невской лавре, а памятники на площадях, улицах, набережных Ленинграда были укрыты защитными футлярами и замаскированы. Однако одна статуя осталась неукрытой. Штаб обороны города решил, что она должна стоять среди бомбежек и обстрелов на боевом посту. Мимо памятника проходили на близкий фронт батальоны морской пехоты, дивизии ополченцев. Можно сказать, что этот памятник выстоял блокаду вместе с живыми. Скажите, какому полководцу был посвящён этот памятник. (Это памятник А.В. Суворову. На его могильной плите написаны слова: «Здесь лежит Суворов»)

  17. ИХ появление объясняется тем, что с северных направлений город не обстреливался, поскольку Маннергейм не имел для этого возможностей. Через минуту напишите краткое прилагательное, которое фигурирует в НИХ. (опасна. Граждане!_При_артобстреле_эта_сторона_улицы_наиболее_опасна) Комментарии: Речь идет о надписях «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», которые появились на улицах Ленинграда во время блокады.


БЛОК 2. Юные ленинградцы помогали взрослым (короткий бой – 1 балл)

В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. Был брошен клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» На заводы и фабрики пришли мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из холодных цехов.

Однажды во время блокады на ленинградский завод, где изготовляли пулеметы, пришел художник А. Ф. Пахомов. Он хотел нарисовать на плакате лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в дань, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени и отчеству — Василием Васильевичем. Вскоре художник сделал плакат, который был издан миллионным тиражом. На нем, кроме портрета Васи Иванова, было всего четыре слова: «Для фронта. Василь Васильевич».

Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер заявил: «Ленинград мы не штурмуем. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей! Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Из воспоминания школьницы. «Помню, в булочной мне сделалось плохо,— и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин.


ВОПРОСЫ БЛОКА 2:

Ведущий: Уважаемые команды. Вам будут даны карточки, ваша задача: на карточке написать профессию, которая была востребована в героическом Ленинграде.

  1. «Мы просили и требовали отправить нас на фронт, а потом мы стали формировать дивизии народного ополчения. Наше народное ополчение объединило двести тысяч мирных людей самых мирных на свете профессий: рабочих, служащих, учёных, людей сугубо штатских, пожилых, близоруких. Мы построили 35 километров баррикад, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты». (Бойцы народного ополчения).

  2. «Я, 12-летний Михаил там работал вместо ушедшего в ополчение отца вместе с другими подростками, женщинами и стариками. Мы изготавливали стальные корпуса танков, на которых писали краской «Гитлеру – смерть!» Где он работал? (На заводе).

  3. «Я работала, где мы ежедневно закладывали в печатные машины листы разноцветной бумаги. Клочок такой бумаги, выходя из машины, означал жизнь. Потому что, пройдя печатный пресс, он становился продовольственной карточкой. Отпечатать несколько лишних карточек – это было несложно, но мы сами решали проблемы долга и чести. Немало работниц умерло от голода рядом со стопками продовольственных карточек». Где трудилась эта женщина? (В типографии. Работница-печатница).

  4. «Мне вспоминать страшно и горько. Раненым очень хотелось есть, а кормить мне было их нечем. Голодному организму было трудно бороться. А бывало и так – человек от ранения идёт на поправку, а от голода умирал». Кем работал этот человек? (Врач).

  5. «Наши занятия проходили то в подвале, то в бомбоубежищах, где стоял мороз такой, что коченели руки. Придут дети, посмотрю на них, и сердце плачет – на меня смотрели лица маленьких старичков. Порой, у меня на глазах дети умирали». Кем по профессии был этот человек? (Учитель).

  6. «Мы в дни блокады сберегали уникальную коллекцию хлебных злаков, зерновые культуры из 118 стран мира, более 100 тысяч образцов пшеницы, ржи, кукурузы, риса, гречихи, пшена! Мы их спасали не только от снарядов и бомб, морозов и пожаров, но и от голодных крыс, которых было неимоверное количество. Многие мои коллеги умерли от голода и холода, но коллекцию мы сберегли». Кем работал этот человек? (Научный сотрудник в ленинградском институте растениеводства).

  7. «В годы блокады мы пытались сохранить выдающиеся памятники искусства, старинные полотна, скульптуры. Золочёный купол Исаакиевского собора мы закрасили маскировочной краской. Большинство статуй на улицах и площадях города мы смогли укрыть мешками с песком, обшить досками». (Сотрудник музея).

  8. «Мне пришлось однажды подожженными руками разогревать мотор, застывший на морозе, чтобы довести продукты в осаждённый город. А другой человек, увидев, что дети замёрзли, снял с себя всю тёплую одежду, накрыл ей малышей, а сам продолжал в трескучий мороз работать полураздетым». (Водитель).


БЛОК 3. Дорога жизни (длинный бой – 2 балла)

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами.


ВОПРОСЫ БЛОКА 3: Фото – вопросы

  1. На самом берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска, расположен один из памятников, посвящённых “Дороге Жизни”. Центральное сооружение памятника - выполненная в современной манере разомкнутая арка. Как называется этот памятник?

«Разорванное кольцо» - мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера. Открыт 29 октября 1966 года. 

Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.

У подножия кольца выбиты строки:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

9 мая 2014 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне после реконструкции мемориала на площадке под бетонными арками в чаше в виде пятиконечной звезды был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища.

  1. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога Жизни». Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать?

«Дорога Смерти»

20 ноября 1941 г. по «Дороге жизни» пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые ГАЗ-АА (полуторки). Несмотря на то, что казалось, была проведена огромная теоретическая подготовка перед созданием ледовой переправы, да и плюс к тому же зима 1941-1942 была очень суровой и снежной, Ладожское озеро преподнесло неприятный сюрприз. Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны, чтобы избежать которую, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью. После нескольких таких случаев переправа получила свое второе более жуткое название – «Дорога смерти».










  1. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора?

А летом в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Ученики 6-10 классов выехали в сельскохозяйственные лагеря, пригородные совхозы, подсобные хозяйства. Младшие школьники выращивали овощи на пришкольных участках или в черте города. Ребята работали, несмотря на постоянный обстрел города. Ленинград был городом-фронтом, и, подобно бойцам, многие школьники не вернулись домой. 30% урожая овощей было собрано школьниками.

Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины, А дать их, кроме овощей, могли и дикорастущие съедобные травы, ягоды и грибы. Школьники собирали их в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

Владельцам своих хозяйств власти города оказывали поддержку — раздавали рассаду и помогали рационально ее использовать, предоставляли инвентарь, и удобрения. Трудностей было немало: огромная часть земельных участков была попросту непригодна для выращивания овощей, множество грядок так и не дали свой первый урожай из-за вражеских бомбежек. Страдали огороды и от крыс, которых в осажденном городе было не счесть. Тем не менее, первый урожай помог тысячам блокадников пережить следующую зиму. А уже в 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой или коллективный огород.

  1. Как называется памятник, посвященный погибшим детям блокадного Ленинграда?

«Цветок жизни» — один из памятников мемориального комплекса, который входит в знаменитый Зелёный пояс Славы. Находится он в Ленинградской области на «Дороге жизни». В его строительстве, наряду с взрослыми, принимали участие и ленинградские дети.

Памятник открыт в 1968 году, 28 октября. В составе этого мемориала: памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы и курган под названием «Дневник Тани Савичевой».

На лепестках «Цветка жизни» изображено лицо улыбающегося мальчика и высечена строчка: «Пусть всегда будет солнце». На расположенной рядом плите надпись, которая гласит: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941-1944 годов».

БЛОК 4. Таня Савичева (короткий бой – 1 балл)

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли по «Дороге жизни» с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

ВОПРОСЫ БЛОКА 4:

Ведущий: Задача команд – сложить из слов последнюю запись в дневнике Тани.

Каждая фраза – на отдельной карточке дается азбука Морзе.














ОТВЕТ: («1942. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»).

БЛОК 5 . Ленинградские дети учились (длинный бой – 2 балла)

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились» - сказал Александр Фадеев.

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка-«буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девчонка руки протянула и головой — на край стола.

Сначала думали — уснула, а оказалось — умерла...

Ее из школы на носилках домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки то исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова занятья после похорон.


ВОПРОСЫ БЛОКА 5:

Ведущий: Распределить карточки с описаниями по контуру схемы тела человека и составить полное описание «типичного» блокадника.

Команда распределяет все имеющиеся у нее карточки и готовит защиту, презентуя «Образ блокадника». От качества выполнения (полнота образа, эмоциональность) и количества человек в команде зависит результат.

БЛОК 6. Путь мужества и славы (короткий бой – 1 балл)

В декабре 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и ленинградские дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15 249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда».

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! Высоко был оценен подвиг ленинградцев: «…другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города Ленина в борьбе с врагом человечества... мир еще не видел. Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города,— это великое дело, никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений».

Под шелестом опущенных знамен лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен, на пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый… Год сорок второй… Полгорода лежит в земле сырой.


ВОПРОСЫ БЛОКА 6:

Ведущий: это музыкальный блок, в котором будет задан вопрос, а ответ вам нужно процитировать куплетом, припевом или строчкой из песней

  1. Какая мощная песня - призыв к борьбе с фашистскими захватчиками, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, появилась в первые дни великой отечественной войны? Процитируйте строчку из этой песни. (Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой)

  2. Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние 70 лет, является эта песня, написанная к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне как в России, так и в ряде бывших советских республик. Процитируйте строчку из этой песни. (День Победы…..)

  3. Именем этой песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ. Процитируйте строчку из этой песни. (Расцветали яблони и груши….)

  4. Эта песня из кинофильма, без которой невозможно представить ни один День Победы, и благодаря которой в массовое сознание был внедрён несуществующий образ молдавского партизана. Процитируйте строчку из этой песни. Название фильма (дополнительный балл) (Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад, там смуглянка-молдаванка собирает виноград…)

  5. Двадцать второго июня, ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

На мотив какой песни Борисом Ковыневым были написаны эти строки? Процитируйте строчку из этой песни (Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч, ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…)

ИТОГ ИГРЫ

Вот и завершена наша игра. Победила команда…

Но проигравших сегодня нет! Все вы, ребята, потрудились на славу! Показали свои знания, а главное – вспомнили одну из самых героических страниц не только в истории Великой Отечественной войны, но и всей мировой истории.

Думаю, эта игра была полезной для вас, ведь знания – это такое богатство, копить которое никому не стыдно и никогда не поздно.

Дорогие ребята! Не забывайте о героическом прошлом нашей страны! Читайте книги, смотрите документальные и художественные фильмы. Учитесь благородству, выдержке и мужеству у литературных и экранных героев и, конечно же, людей старшего поколения – ветеранов Великой Отечественной войны.

Вопросы для викторины

1. Сколько человек проживало в Ленинграде до начала блокады? (Чуть меньше 3 миллионов)

2. Сколько длилась военная блокада города Ленинграда? (872 дня)

3. Как назывался главный документ, дающий право приобрести продукты в блокадном Ленинграде? (Карточка)

4. В холодные месяцы в блокадном Ленинграде трамваи и троллейбусы стояли из-за дефицита электроэнергии. На чем жители блокадного города перевозили вещи, людей в больницы, погибших к местам захоронений? (Санки)

5. Зачем по радиовещанию транслировали звук метронома? (Звук метронома предупреждал жителей о предстоящей бомбежке)

6. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Как их называли? («Подснежники»)

7. Какой звук 15 апреля 1942 года придал бодрости жителям блокадного Ленинграда? (По нескольким маршрутам был запущен трамвай, после тяжелой блокадной зимы)

8. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора? (Огород)

9. Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки. На чём основывалось это мнение? (Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке)

10. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога Жизни». Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать? («Дорога Смерти»)

11. Как только в апреле 1943 года частично прорвал и блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов серого, белого, черного, коричневого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продовольственные склады. Что это был за груз? (Кошки. Задача их заключалась в борьбе с крысами, которые уничтожали и без того малые запасы провианта в блокадном городе)

12. В январе 1943 г. поэт и журналист Илья Эренбург писал, что немцы вошли в Париж, как в гостиницу, и так же хотели разместиться в Зимнем дворце или в «Астории». Но защитники Ленинграда их разместили в другом месте. Где? (В земле)

13. Сколько человек погибло за время блокады Ленинграда? (От 600 тысяч до 1,5 миллиона)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Брейн-ринг игра "По страницам блокадного Ленинграда"

Автор: Шуклина Ольга Викторовна

Дата: 15.01.2025

Номер свидетельства: 663565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства