Целью данного классного часа является знакомство обучающихся с информацией о блокадном Ленинграде, а также воспитание чувства патриотизма на примере самоотверженного подвига жителей города
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Блокадной вечности страницы»
«Блокадной вечности страницы»
Цели:
обучающая: ознакомление со сведениями о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда;
развивающая: развитие моральных качеств личности обучающегося;
воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, благодарности павшим героям за мирное небо над головой и свободную Родину.
Задачи: узнать исторические сведения о создании сложной ситуации в Ленинграде в начале войны, о блокаде города, провести заочную экскурсию по местам боёв, выявить истоки патриотизма советского народа, предопределившего победу над врагом.
План часа общения.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Осада города:
а) план "Барбаросса";
б) блокада;
в) город жил;
г) работа для Победы.
3. "Дорога жизни".
4. Снятие блокады.
5. Подведение итогов.
1. Вступительное слово классного руководителя.
(запись песни "Вальс на Лебяжьей канавке" в исполнении А.Розенбаума, затем на фоне песни слово учителя)
Петроград, Ленинград, Петербург... На протяжении своего существования этот город не раз менял название. Неизменной оставалась его сущность - это город высоких культурных и нравственных ценностей, воспитанных со дня основания в его жителях, отличающихся в высшей степени интеллигентностью, этичностью, начитанностью и культурой. Но эти явно аристократические качества не помешали ленинградцам стать достойными защитниками своего города перед лицом опасности.
В прошлом году мы говорили о защитниках Брестской крепости, первой из наших рубежей принявшей натиск немецких захватчиков. Сегодня мы приоткроем другую, не менее значимую страницу в защите нашей Родины, оставившую след в истории поразительным мужеством мирного населения страны, не склонившего головы перед трагедией, - страницу, повествующую о 900-дневной Ленинградской блокаде. Ленинградцы проявили невиданный в истории массовый героизм, железную стойкость и дисциплину.
2. Осада города:
а) план "Барбаросса";
В плане "Барбаросса" - плане ведения войны против Советского Союза - немецко-фашистское командование, учитывая огромное политическое, экономическое и стратегическое значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших целей своей агрессии. Это город, бывший второй столицей страны, славящийся своими культурными и историческими традициями, население которого, конечно же, не ожидало никакой войны.
Уже в июле 1941 года вокруг Ленинграда шли ожесточённые бои. Кольцо постепенно сжималось. Враги подошли вплотную к городу, не преодолев лишь последних пяти-шести километров. Но фронтовое кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Город оказался отрезанным от всей страны.
б) блокада;
Блокада... Что это такое? По словарю, это в военной тактике полное окружение врагом, оставление без средств к существованию. Слова бесстрастны и равнодушны... События - страшны... В Ленинграде начался голод. Норма выдачи хлеба населению постоянно снижалась. В ноябре 1941 года рабочие получали по 300 граммов хлеба в день, все остальные - по 150. Через две недели население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов остальным. В последнюю категорию входили и дети - ваши ровесники.
(На столе стакан с водой, на нём - кусочек хлеба в 125 граммов)
Вот такой объём питания в сутки получал ребёнок в осаждённом Ленинграде...
Тысячи измождённых людей потянулись в окрестности города, на поля. Женщины и дети под огнём противника разгребали руками снег, перекапывали замёрзшую землю в надежде найти хотя бы несколько неубранных картофелин, корневища, листья капусты.
Пришли и другие бедствия. В конце ноября морозы усилились до 40оС. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки, выводя трубы в окна. В печках сжигали стулья, столы, шкафы, диваны, паркетные плитки полов, а потом и книги. Подобного топлива хватило ненадолго. По вечерам голодные люди сидели впотьмах в промёрзших квартирах. Через окна, которые вместо вылетевших по время бомбёжек и и артиллерийских обстрелов стёкол были вставлены куски фанеры и картона, проникал пронизывающий холод. Люди надевали на себя всё, что у них было. Но и это не спасало. Целые семьи гибли от холода и голода.
Один факт может рассказать о многом. После войны на Пискарёвском кладбище под Ленинградом был возведён мемориал в память погибших во время блокады. В музее этого мемориала сохранились вещи, дневники ленинградцев. Особое внимание привлекают странички из дневника обыкновенной девочки - Тани Савичевой.
К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло толстым слоем снега, закрывшим первые этажи домов. Жизнь на улицах замерла. Лишь редкие пешеходы шли за водой к Неве или везли на санках умерших родственников.
в) город жил;
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков. Поэт Николай Тихонов в те дни написал поэму "Киров с нами", рассказав о жизни города. Об этом - отрывки из поэмы, которые представят для вас одноклассники (прослушиваем).
г) работа для Победы;
На производстве не хватало сырья, инструментов, материалов, топлива. В цехах было холодно. От прикосновения к металлу коченели руки. Иногда рабочие работали сидя, так как не было сил стоять по 10 - 12 часов (вспомните о норме хлеба для рабочего на весь день!). Когда остановились электростанции, некоторые станки приходилось приводить в движение руками. Производительность труда от этого резко упала. Тогда рабочие увеличили свой рабочий день. Многие по несколько суток не выходили из цехов, выполняя срочные заказы.
3. "Дорога жизни".
В конце ноября 1941 года начала действовать "дорога жизни". Это была дорога, проложенная по льду Ладожского озера, соединившая Ленинград со всей страной. Водителям грузовых машин приходилось по несколько раз в сутки совершать 36-километровые рейсы с западного берега на восточный и обратно, ежеминутно рискуя провалиться под лёд или погибнуть от разрывов бомб и снарядов. Как писали в то время газеты, "история Ладожской дороги - это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей. Это тоже фронт. В результате самоотверженного труда десятков тысяч людей Ленинград обеспечен всем необходимым". Просуществовала "дорога жизни" до марта 1943 года (только в зимнее время).
Ей посвятил свою песню петербургский автор-исполнитель Александр Розенбаум. (Слушаем песню "На дороге жизни")
4. Снятие блокады.
Но советские войска сражались и за пределами города. Именно благодаря таким действиям оборона врага стала ослабевать. Город не сдавался! В январе 1944 года на юго-востоке наши войска прорвали немецкую оборону и встретились с ленинградцами.
5. Подведение итогов.
Защитники Ленинграда совершили в годы Великой Отечественной войны поистине легендарный подвиг, проявили лучшие свои качества: беспредельную любовь к родине, веру в победу, невиданную стойкость, упорство и бесстрашие в бою, самопожертвование во имя счастья и свободы своего народа. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады, Ленинграду было присвоено звание города-героя.