Просмотр содержимого документа
«Беседа-размышление "Планета добрых дел"»
Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл ауданы Урюпинка ауылы, ерекше білім беру қажеттілігі бар балаларға арналған №1 балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение « Детский дом №1 для детей с особыми образовательными потребностями, село Урюпинка Аккольского района» управление образования Акмолинской области.
Беседа
«Планета добрых людей»
Выполнила: Ребракова Т.П.
Врспитатель :
2017
Беседа- размышление «Планета добрых людей»
Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств семейного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.
Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я вас очень рада видеть.
А теперь возьмите друг друга за руки и скажите..
Я желаю тебе добра .Ты желаешь мне добра. Если будет трудно . Я тебе помогу
Прошу вас занять свои места.
Слайд 1. Ребята! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, например, иногда можно увидеть как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах
Тема беседы: “Планета добрых людей".
А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.(Звук летящей ракеты
- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (воспитатель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа, наш детский дом, наша семья – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко. (крепится изображение солнца).
- Представим себе, что у каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
-Сейчас, ребята, вы должны доказать, что вы – достойные представители нашей планеты. Для этого нам нужно определить правила взаимоотношений на нашей планете, которые позволяют нам быть друзьями. Наши гости хотят по больше узнать о нашей планете, о событиях, которые здесь происходят.
- Какими яркими впечатлениями вы можете поделиться?
- Иногда случается так, что люди не понимают друг друга, поддаются чужому влиянию и могут ошибаться
Слайд 2.(появляется изображение мальчика.)
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему нужно для счастья, ребята? ( друзья, дом, солнце…)
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим воспитате-лям, друзьям, одноклассникам.
Игра «Паутинка»
Цели: показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:– У меня в руках клубочек плохих поступков? И сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Воспитатель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у детей.)
Обсуждение:
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего товарища появилась улыбка на лице, и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Игра «Комплименты» Слайд 3.
Цель: создание доброжелательной атмосферы;повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
Ставится « Волшебный стул» (на него по очереди приглашаются все по очереди. Как только человек садится на этот стул, «высвечиваются» все его достоинства, дети по очереди говорят то, что видят их глаза. Ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато ее положительное становится явным.
(дети по очереди говорят комплименты сидящему на стуле)
- Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
- Трудно ли говорить добрые слова или приятно?
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
- Кого же мы называем добрым человеком?
- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Когда вы стеснялись – когда говорили или когда слушали комплименты?
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
(ребята делают комплименты друг другу, пожимают руку, по цепочке)
Обсуждение:
– Скажите, что приятнее делать комплименты или плохие поступки?Быть добрым или злым?
Воспитатель : Спасибо! Вы очень добрые дети. Кстати, давайте подумаем, кого можно назвать “добрым”?
Продолжите фразы: «Доброта – это...» «Добрый человек – это...»
Ответы детей. (Перечисляют добрые поступки людей)
Воспитатель: Как вы думаете, если на земле есть добрые люди, то может быть встречаются и злые? Кто-нибудь из вас встречался с плохими людьми?
Ответы детей. (Перечисляют плохие поступки)
Воспитатель: Значит, если человек совершает плохие дела и поступки, то он “плохой” человек.
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе………
Обобщение ответов детей:
Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.
Добро в первую очередь связано с умением, сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому. Делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Вопросы к обсуждению
1. Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?
2. Можно ли принудить человека быть добрым?
3. Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
Необходимость и готовность прощать влечет за собой множество вопросов для нравственного поиска. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придётся искать самим.
Мнения знаменитых мыслителей, писателей, христианских вероучителей, высказанные на этот счёт, которые могут служить нравственным ориентиром:
«Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром». Древний китайский мыслитель Конфуций (ок.551-479г. до н. э.)
«Зло может остановить добро». Древняя мудрость
«Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Писатель Михаил Рощин
Обсуждение высказываний советую детям начать со слов:
«Меня затронуло в этом высказывании...»
«Я не согласен с этим высказыванием, потому что ...»
«Мне кажется здесь важным то, что ...»
Ситуативный практикум
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Ни кто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? Пройдёте мимо? Попытаетесь ему помочь?
Предлагаю детям рассказать об известных им случаях нравственного выбора.
Судить о человеке надо по его делам.Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души живём по совести, и что мы кроме этого имеем? Как вы относитесь к таким суждениям? Может ли быть счастли-вым человек, принося страдания другим?
Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.
«Ни один злой человек не бывает счастлив»Ювенал (ок. 60- 127 гг.), римский поэт-сатирик
«Жизнь злых людей полна тревог» Д. Дидро (1713 – 1784), французский философ
«Если не хочешь страха – не чини зла» Кабус. таджикский поэт
Физкультминутка: Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы - деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече, уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд, смастерить скворечник
- перебивать взрослых, которые разговаривают,приготовить подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде, сорить в группе и в других общественных местах
- помочь товарищу убраться, пропустить девочку вперед,не здороваться при встрече
-съесть чужую конфету, помочь нарисовать рисунок, драться,мириться
Воспитатель: Молодцы! В саду Добра растут замечательные деревья!
В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.
«Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится его укусить. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», - отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять легла под дерево. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать».
Значит не надо делать добра? «Жить по пословице «Не делай добра - не получишь зла?»Может быть и у вас уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали?
И всё же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то он и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди могут оценить.
В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях? Работа в группах (Дети разыгрывают сценки)
Ситуация 1.
Один из детей из нашей группы смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите? будете плакать, будете защищать товарища кулаками, будете тоже смеяться над другом, свой вариант
Ситуация 2.
Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
будете кричать и попытаетесь отобрать ручку, пожалуетесь учителю
отлупите одноклассника, объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Ситуация 3.
Кто-то из детей нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?будете плакать- пожалуетесь воспитателю, не скажите ничего, свой вариант.
Воспитатель: Вот видите, как порой сложно найти ответ на простые задачи. Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
Наша беседа подходит к концу.Помните: Добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Дружить, жить в мире с собой и с другими – не сложно, очень просто. Этому можно и нужно учиться. От нас самих зависит, как будут складываться наши отношения на нашей планете дружбы, на нашей Земле. Давайте еще раз посмотрим на ту горошину, которую каждый получил в начале беседы. Сумели ли вы ее сохранить?
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части, закатиться в щель. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным, бережливым, жить в мире с собой, в согласии с другими людьми.
Заключительное упражнение «Паутина пожеланий». Воспитатель передает одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д.
- Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы. Мира и Добра всем!
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!
Используемая литература
А. Лопатина, М. Скребцова. Притчи для детей и взрослых.
Л. Соловьева «Ежедневная Педагогика», «Классное руководство и воспитание школьников» №1, 2012.