Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной
игровой деятельности.
Задачи:
образовательные: расширение библиографических знаний учащихся:
развивающие: повышение интереса к книге и развитие артистических способностей;
воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой и отработка навыков группового взаимодействия.
Оборудование:
1. Вращающийся барабан со стрелкой, поделенный на 20 ячеек, с буквами алфавита.
2 стола для игроков, оборудованных сигнальной кнопкой со светильником.
Буквы для подсчета баллов.
«Белый» ящик (с папирусом и энциклопедией внутри).
Эмблемы для членов команд.
Плакаты «Чтение – вот лучшее учение»(А.С.Пушкин); «Великая польза бывает от книжного учения. Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (из книги «Повесть временных лет» Предварительная подготовка.
Дети заранее делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают название команд, девиз, рисуют эмблемы участникам; 5 учеников готовят монтаж о книгах; все разучивают песню – гимн школьных библиотекарей Т.Боковой «Школьная библиотека"
Правила игры:
Члены команд по очереди крутят барабан, на какую букву укажет стрелка, на такую букву будет начинаться ответ. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда знает ответ – нажимает на сигнальную кнопку. Если нет – дается минута на обсуждение. За правильный ответ команды получают балл в виде буквы алфавита (если буквы магнитные, можно прикреплять их на магнитную доску).
План игры:
1. Вступительное слово ведущего о роли книги в нашей жизни (коротко).
2. Монтаж учащихся – стихи о книгах и библиотеке.
3. Представление команд и правила игры.
4. Игра.
5. Финальная песня «Гимн школьных библиотекарей», сл.Т.Боковой
6. Подведение итогов игры, вручение призов победителям и заключительное слово библиотекаря.
З н а т о к и
1 команда «Знатоки»
Девиз: Много книг мы прочитали,
Оттого умнее стали!
Всё про всё узнать хотим,
Потому мы победим!
2 команда «Книголюбы»
Девиз: Чтобы умным стать, великим
Чаще обращайся к книгам!
Ждет сегодня нас успех,
С книгой победим мы всех!
(Вращается барабан)
ВОПРОСЫ ДЛЯ БРЕЙН - РИНГА:
А Как мы сегодня называем всякое порядковое сочетание букв любого языка?
(Алфавит)
Б В Древней Руси самый распространенный материал для письма.
(Береста)
В Редко кто знает, что книжечки, покрытые этим веществом, изобретенные во времена древних римлян, продержались чуть ли не до начала прошлого века, до французской революции. Эта книжечка состояла из нескольких табличек-дощечек величиной с карманную книжицу. Каждая дощечка в середине выстругана, а получившаяся квадратная выемка заполнялась этим веществом – желтым ли окрашенным в черный цвет. Стальной палочкой на этом веществе выдавливался текст. Что это за вещество? (Воск)
Г В Куюнджике, среди развалин древней столицы Ниневии, англичанин Лейард нашел целую библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. Это была очень странная библиотека – без единого листа бумаги. Из чего были сделаны книги? (Глина)
Д В 3 классе по чтению (учебник В.Бунеевой «Литературное чтение», ч.1) вы проходили рассказ Сергея Голицына «Сорок изыскателей». Сейчас мы проверим вашу внимательность. Послушайте отрывок: «…Направился один наш библиотекарь к некому гражданину с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что…одним словом, увидел…»
Что увидел библиотекарь на картине? («…девушку – красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами…»)
И По латыни это слово означает освещение, наглядное изображение прочитанного. Назовите это слово. (Подсказка: как по-другому мы называем картинки в книгах?) (Иллюстрация)
К В какой стране изобрели бумагу? (Китай) (Китайцы изобрели бумагу первыми еще во П веке. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материалы в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Свой секрет изготовления бумаги они держали в строгой тайне от других стран).
Л Кора этого дерева служила материалом для письма на Руси. (Липа)
М Как звали одного из братьев, создателей славянской азбуки? (Мефодий)
(Славянская азбука была создана двумя братьями из греческого города Солуна Константином (в монашестве – Кириллом) и Мефодием. Кирилл, помимо славянского знал греческий, латинский, арабский и еврейские языки, был общественным деятелем, дипломатом, ученым-лингвистом, он создал для славян азбуку, которая позволила записывать славянскую речь. Дело просвещзения славян, перевод книг с греческого на славянский потом было продолжено его братом Мефодием)
О Собиратель слов, этнограф, создатель известного толкового словаря. (Ожегов С.)
П До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные люди (обычно монахи), которые тратили на эту работу несколько месяцев. Как называли этих людей? (Писцы)
Р Назовите фамилию автора всемирно известной серии книг о юном волшебнике Гарри Поттере. (Роулинг Джоан.)
С Из чего делали чернила египтяне и греки? (Сажа)
Т С 18 века в России начинается промышленное изготовление бумаги на фабриках – мануфактурах. Что служило сырьем для изготовления бумаги? (Тряпье)
Ф Это элемент книги. С немецкого языка оно переводится «перед текстом». Чаще он бывает белого цвета, но иногда используется для оформления, чтобы создать у читателя настроение, соответствующее содержанию книги. (Форзац)
Х Слово библиотека состоит из двух слов, с греческого языка одна часть «библио» переводится как книга, а как переводится вторая часть слова «тека»?
(Хранилище, склад)
Э К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать историю происхождения слова? (Этимологический)
Вопрос «1 из 3»: Дается 3 варианта ответа. Команды выбирают правильный.
Что такое стиль? 1.корешок книги
2.почерк человека
3. стальная палочка для письма
( Во времена древних римлян для письма использовалась стальная палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого – закругленная. Острым концом писали, или, вернее, царапали, а тупым сглаживали то, что не нужно. «Почаще переворачивай стиль!»-, т.е. исправляй написанное, - советовали в те времена начинающему писателю. Вот откуда у нас пошло выражение: у него хороший стиль, т.е он хорошо пишет. И это несмотря на то, что стили давно вышли из употребления).
Белый ящик.(2 вопроса) Команды должны за минуту угадать, что лежит в ящике.
Этот материал для письма изобрели жители Южной Америки. Подобное же изобретение совершенно самостоятельно было сделано египтянами. В Египте было много библиотек, где хранились тысячи рукописей на этом материале. И хотя книги на этом материале уже не выходят, но кустарные мастерские по изготовлению его сохранились до сих пор. Туристы со всего света раскупают его в качестве сувениров. Что лежит в ящике? (Папирус).
2.
Пока подсчитываются баллы, дети исполняют песню Т.Боковой «Гимн школьных библиотекарей»
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Заключительное слово библиотекаря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок - брейн-ринг "Книжная азбука" »
Внеклассное мероприятие (Библиотечный урок)
Для учащихся 4 – 5 классов
БРЕЙН-РИНГ «КНИЖНАЯ АЗБУКА»
Педагог - библиотекарь МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»
Чеботарёва Наталья Николаевна
Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной
игровой деятельности.
Задачи:
образовательные: расширение библиографических знаний учащихся:
развивающие: повышение интереса к книге и развитие артистических способностей;
воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой и отработка навыков группового взаимодействия.
Оборудование:
Вращающийся барабан со стрелкой, поделенный на 20 ячеек, с буквами алфавита.
2 стола для игроков, оборудованных сигнальной кнопкой со светильником.
Буквы для подсчета баллов.
«Белый» ящик (с папирусом и энциклопедией внутри).
Эмблемы для членов команд.
Плакаты «Чтение – вот лучшее учение»(А.С.Пушкин); «Великая польза бывает от книжного учения. Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (из книги «Повесть временных лет»).
Предварительная подготовка.
Дети заранее делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают название команд, девиз, рисуют эмблемы участникам; 5 учеников готовят монтаж о книгах; все разучивают песню – гимн школьных библиотекарей Т.Боковой «Школьная библиотека».
Правила игры:
Члены команд по очереди крутят барабан, на какую букву укажет стрелка, на такую букву будет начинаться ответ. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда знает ответ – нажимает на сигнальную кнопку. Если нет – дается минута на обсуждение. За правильный ответ команды получают балл в виде буквы алфавита (если буквы магнитные, можно прикреплять их на магнитную доску).
План игры:
Вступительное слово ведущего о роли книги в нашей жизни (коротко).
Монтаж учащихся – стихи о книгах и библиотеке.
Представление команд и правила игры.
Игра.
Финальная песня «Гимн школьных библиотекарей», сл.Т.Боковой
Подведение итогов игры, вручение призов победителям и заключительное слово библиотекаря.
З н а т о к и
1 команда «Знатоки»
Девиз: Много книг мы прочитали,
Оттого умнее стали!
Всё про всё узнать хотим,
Потому мы победим!
2 команда «Книголюбы»
к н и г о л ю б ы
Девиз: Чтобы умным стать, великим
Чаще обращайся к книгам!
Ждет сегодня нас успех,
С книгой победим мы всех!
(Вращается барабан)
ВОПРОСЫ ДЛЯ БРЕЙН - РИНГА:
А Как мы сегодня называем всякое порядковое сочетание букв любого языка?
(Алфавит)
Б В Древней Руси самый распространенный материал для письма.
(Береста)
В Редко кто знает, что книжечки, покрытые этим веществом, изобретенные во времена древних римлян, продержались чуть ли не до начала прошлого века, до французской революции. Эта книжечка состояла из нескольких табличек-дощечек величиной с карманную книжицу. Каждая дощечка в середине выстругана, а получившаяся квадратная выемка заполнялась этим веществом – желтым ли окрашенным в черный цвет. Стальной палочкой на этом веществе выдавливался текст. Что это за вещество? (Воск)
Г В Куюнджике, среди развалин древней столицы Ниневии, англичанин Лейард нашел целую библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. Это была очень странная библиотека – без единого листа бумаги. Из чего были сделаны книги? (Глина)
Д В 3 классе по чтению (учебник В.Бунеевой «Литературное чтение», ч.1) вы проходили рассказ Сергея Голицына «Сорок изыскателей». Сейчас мы проверим вашу внимательность. Послушайте отрывок: «…Направился один наш библиотекарь к некому гражданину с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что…одним словом, увидел…»
Что увидел библиотекарь на картине? («…девушку – красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами…»)
И По латыни это слово означает освещение, наглядное изображение прочитанного. Назовите это слово. (Подсказка: как по-другому мы называем картинки в книгах?) (Иллюстрация)
К В какой стране изобрели бумагу? (Китай) (Китайцы изобрели бумагу первыми еще во П веке. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материалы в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Свой секрет изготовления бумаги они держали в строгой тайне от других стран).
Л Кора этого дерева служила материалом для письма на Руси. (Липа)
М Как звали одного из братьев, создателей славянской азбуки? (Мефодий)
(Славянская азбука была создана двумя братьями из греческого города Солуна Константином (в монашестве – Кириллом) и Мефодием. Кирилл, помимо славянского знал греческий, латинский, арабский и еврейские языки, был общественным деятелем, дипломатом, ученым-лингвистом, он создал для славян азбуку, которая позволила записывать славянскую речь. Дело просвещзения славян, перевод книг с греческого на славянский потом было продолжено его братом Мефодием)
О Собиратель слов, этнограф, создатель известного толкового словаря. (Ожегов С.)
П До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные люди (обычно монахи), которые тратили на эту работу несколько месяцев. Как называли этих людей? (Писцы)
Р Назовите фамилию автора всемирно известной серии книг о юном волшебнике Гарри Поттере. (Роулинг Джоан.)
С Из чего делали чернила египтяне и греки? (Сажа)
Т С 18 века в России начинается промышленное изготовление бумаги на фабриках – мануфактурах. Что служило сырьем для изготовления бумаги? (Тряпье)
Ф Это элемент книги. С немецкого языка оно переводится «перед текстом». Чаще он бывает белого цвета, но иногда используется для оформления, чтобы создать у читателя настроение, соответствующее содержанию книги. (Форзац)
Х Слово библиотека состоит из двух слов, с греческого языка одна часть «библио» переводится как книга, а как переводится вторая часть слова «тека»?
(Хранилище, склад)
Э К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать историю происхождения слова? (Этимологический)
Вопрос «1 из 3»: Дается 3 варианта ответа. Команды выбирают правильный.
Что такое стиль? 1.корешок книги
2.почерк человека
3. стальная палочка для письма
( Во времена древних римлян для письма использовалась стальная палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого – закругленная. Острым концом писали, или, вернее, царапали, а тупым сглаживали то, что не нужно. «Почаще переворачивай стиль!»-, т.е. исправляй написанное, - советовали в те времена начинающему писателю. Вот откуда у нас пошло выражение: у него хороший стиль, т.е он хорошо пишет. И это несмотря на то, что стили давно вышли из употребления).
Белый ящик.(2 вопроса)Команды должны за минуту угадать, что лежит в ящике.
Этот материал для письма изобрели жители Южной Америки. Подобное же изобретение совершенно самостоятельно было сделано египтянами. В Египте было много библиотек, где хранились тысячи рукописей на этом материале. И хотя книги на этом материале уже не выходят, но кустарные мастерские по изготовлению его сохранились до сих пор. Туристы со всего света раскупают его в качестве сувениров. Что лежит в ящике? (Папирус).
Здесь лежит то, что переводится с греческого «по всему кругу знаний». Что лежит в ящике? (Энциклопедия)
Пока подсчитываются баллы, дети исполняют песню Т.Боковой «Гимн школьных библиотекарей»