kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный урок - брейн-ринг "Книжная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной

           игровой деятельности.

Задачи:

образовательные: расширение библиографических знаний учащихся:

развивающие: повышение интереса к книге и развитие артистических способностей;

воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой и отработка навыков группового взаимодействия.

                                             Оборудование:

1.     Вращающийся барабан со стрелкой, поделенный на 20 ячеек, с буквами алфавита.

  1. 2 стола для игроков, оборудованных сигнальной кнопкой со  светильником.
  2. Буквы для подсчета баллов.
  3. «Белый» ящик (с папирусом и энциклопедией внутри).
  4. Эмблемы для членов команд.
  5. Плакаты «Чтение – вот лучшее учение»(А.С.Пушкин); «Великая польза бывает от книжного учения. Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (из книги «Повесть временных лет»                               Предварительная подготовка.

     Дети заранее делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают название команд, девиз, рисуют эмблемы участникам; 5 учеников готовят монтаж о книгах; все разучивают песню – гимн школьных библиотекарей Т.Боковой «Школьная библиотека"

                                   Правила  игры:

   Члены команд по очереди крутят барабан, на какую букву укажет стрелка, на такую букву будет начинаться ответ. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда знает ответ – нажимает на сигнальную кнопку. Если нет – дается минута на обсуждение. За правильный ответ команды получают балл в виде буквы алфавита (если буквы магнитные, можно прикреплять их на магнитную доску).

                                              План   игры:

1.     Вступительное слово ведущего о роли книги в нашей жизни (коротко).

2.     Монтаж учащихся – стихи о книгах и библиотеке.

3.     Представление команд и правила игры.

4.     Игра.

5.     Финальная песня «Гимн школьных библиотекарей», сл.Т.Боковой

6.     Подведение итогов игры, вручение призов победителям и заключительное слово библиотекаря.

 З н а т о к и

          1 команда «Знатоки»

Девиз: Много книг мы прочитали,

            Оттого умнее стали!

            Всё про всё узнать хотим,

            Потому мы победим!

                                 2 команда «Книголюбы»

Девиз: Чтобы умным стать, великим

            Чаще обращайся к книгам!

             Ждет сегодня нас успех,

             С книгой победим мы всех!  

(Вращается барабан)

                 ВОПРОСЫ       ДЛЯ       БРЕЙН - РИНГА:

А   Как мы сегодня называем всякое порядковое сочетание букв любого языка?

      (Алфавит)

Б     В Древней Руси самый распространенный материал для письма.

       (Береста)

В    Редко кто знает, что книжечки, покрытые этим веществом, изобретенные во времена древних римлян, продержались чуть ли не до начала прошлого века, до французской революции. Эта книжечка состояла из нескольких табличек-дощечек величиной с карманную книжицу. Каждая дощечка в середине выстругана, а получившаяся квадратная выемка заполнялась этим веществом – желтым ли окрашенным в черный цвет. Стальной палочкой на этом веществе выдавливался текст. Что это за вещество?   (Воск)

Г    В Куюнджике, среди развалин древней столицы Ниневии, англичанин Лейард нашел целую библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. Это была очень странная библиотека – без единого листа бумаги. Из чего были сделаны книги? (Глина)

Д    В 3 классе  по чтению (учебник В.Бунеевой «Литературное чтение», ч.1) вы проходили рассказ Сергея  Голицына «Сорок изыскателей». Сейчас мы проверим вашу внимательность. Послушайте отрывок: «…Направился один наш библиотекарь к некому гражданину с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что…одним словом, увидел…»

Что увидел библиотекарь на картине? («…девушку – красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами…»)

И По латыни это слово означает освещение, наглядное изображение прочитанного. Назовите это слово. (Подсказка: как по-другому мы называем картинки в книгах?)  (Иллюстрация)

К    В какой стране изобрели бумагу? (Китай) (Китайцы изобрели бумагу первыми еще во П веке. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материалы в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Свой секрет изготовления бумаги они держали в строгой тайне от других стран).

Л    Кора этого дерева служила материалом для письма на Руси. (Липа)

М    Как звали одного из братьев, создателей славянской азбуки? (Мефодий)

(Славянская азбука была создана двумя братьями из греческого города Солуна Константином (в монашестве – Кириллом) и Мефодием. Кирилл, помимо славянского  знал греческий, латинский, арабский и еврейские языки, был общественным деятелем, дипломатом, ученым-лингвистом, он создал для славян азбуку, которая позволила записывать славянскую речь. Дело просвещзения славян, перевод книг с греческого на славянский потом было продолжено его братом Мефодием)

О    Собиратель слов, этнограф, создатель известного толкового словаря. (Ожегов С.)

П    До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные люди (обычно монахи), которые тратили на эту работу несколько месяцев. Как называли этих людей? (Писцы)

Р    Назовите фамилию автора всемирно известной серии книг о юном волшебнике Гарри Поттере. (Роулинг Джоан.)

С       Из чего делали  чернила египтяне и греки? (Сажа)

Т      С 18 века в России начинается промышленное изготовление бумаги на фабриках – мануфактурах. Что служило  сырьем для изготовления бумаги? (Тряпье)

Ф      Это элемент книги. С немецкого языка оно переводится «перед текстом». Чаще он бывает белого цвета, но иногда используется для оформления, чтобы создать у  читателя настроение, соответствующее содержанию книги. (Форзац)

Х     Слово библиотека состоит из двух слов, с греческого языка одна часть «библио» переводится как книга, а как переводится вторая часть слова «тека»?

(Хранилище, склад)

Э     К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать историю происхождения слова? (Этимологический)

Вопрос «1 из 3»: Дается 3 варианта ответа. Команды выбирают правильный.

Что такое стиль? 1.корешок книги

                               2.почерк человека

                               3. стальная палочка для письма

      ( Во времена древних римлян для письма использовалась стальная палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого – закругленная. Острым концом писали, или, вернее, царапали, а тупым сглаживали то, что не нужно. «Почаще переворачивай стиль!»-, т.е. исправляй написанное, - советовали в те времена начинающему писателю. Вот откуда у нас пошло выражение: у него хороший стиль, т.е он хорошо пишет. И это несмотря на то, что стили давно вышли из употребления).

Белый ящик.(2 вопроса) Команды должны за минуту угадать, что лежит в ящике.

  1. Этот материал для письма  изобрели жители Южной Америки. Подобное же изобретение совершенно самостоятельно было сделано египтянами.  В Египте было много библиотек, где хранились тысячи рукописей на этом материале. И хотя книги на этом материале уже не выходят, но кустарные мастерские по изготовлению его сохранились до сих пор. Туристы со всего света раскупают его в качестве сувениров. Что лежит в ящике? (Папирус).

2.

Пока подсчитываются баллы, дети исполняют песню Т.Боковой «Гимн школьных библиотекарей»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

   Заключительное слово библиотекаря.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок - брейн-ринг "Книжная азбука" »


Внеклассное мероприятие (Библиотечный урок)

Для учащихся 4 – 5 классов

БРЕЙН-РИНГ «КНИЖНАЯ АЗБУКА»

Педагог - библиотекарь МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»

Чеботарёва Наталья Николаевна



Цель: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной

игровой деятельности.

Задачи:

образовательные: расширение библиографических знаний учащихся:

развивающие: повышение интереса к книге и развитие артистических способностей;

воспитательные: воспитание культуры обращения с книгой и отработка навыков группового взаимодействия.

Оборудование:

  1. Вращающийся барабан со стрелкой, поделенный на 20 ячеек, с буквами алфавита.

  2. 2 стола для игроков, оборудованных сигнальной кнопкой со светильником.

  3. Буквы для подсчета баллов.

  4. «Белый» ящик (с папирусом и энциклопедией внутри).

  5. Эмблемы для членов команд.

  6. Плакаты «Чтение – вот лучшее учение»(А.С.Пушкин); «Великая польза бывает от книжного учения. Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (из книги «Повесть временных лет»).


Предварительная подготовка.

Дети заранее делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают название команд, девиз, рисуют эмблемы участникам; 5 учеников готовят монтаж о книгах; все разучивают песню – гимн школьных библиотекарей Т.Боковой «Школьная библиотека».

Правила игры:

Члены команд по очереди крутят барабан, на какую букву укажет стрелка, на такую букву будет начинаться ответ. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда знает ответ – нажимает на сигнальную кнопку. Если нет – дается минута на обсуждение. За правильный ответ команды получают балл в виде буквы алфавита (если буквы магнитные, можно прикреплять их на магнитную доску).

План игры:

  1. Вступительное слово ведущего о роли книги в нашей жизни (коротко).

  2. Монтаж учащихся – стихи о книгах и библиотеке.

  3. Представление команд и правила игры.

  4. Игра.

  5. Финальная песня «Гимн школьных библиотекарей», сл.Т.Боковой

  6. Подведение итогов игры, вручение призов победителям и заключительное слово библиотекаря.


З н а т о к и

1 команда «Знатоки»

Девиз: Много книг мы прочитали,

Оттого умнее стали!

Всё про всё узнать хотим,

Потому мы победим!

2 команда «Книголюбы»

к н и г о л ю б ы

Девиз: Чтобы умным стать, великим

Чаще обращайся к книгам!

Ждет сегодня нас успех,

С книгой победим мы всех!


(Вращается барабан)

ВОПРОСЫ ДЛЯ БРЕЙН - РИНГА:


А Как мы сегодня называем всякое порядковое сочетание букв любого языка?

(Алфавит)


Б В Древней Руси самый распространенный материал для письма.

(Береста)


В Редко кто знает, что книжечки, покрытые этим веществом, изобретенные во времена древних римлян, продержались чуть ли не до начала прошлого века, до французской революции. Эта книжечка состояла из нескольких табличек-дощечек величиной с карманную книжицу. Каждая дощечка в середине выстругана, а получившаяся квадратная выемка заполнялась этим веществом – желтым ли окрашенным в черный цвет. Стальной палочкой на этом веществе выдавливался текст. Что это за вещество? (Воск)


Г В Куюнджике, среди развалин древней столицы Ниневии, англичанин Лейард нашел целую библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала. Это была очень странная библиотека – без единого листа бумаги. Из чего были сделаны книги? (Глина)


Д В 3 классе по чтению (учебник В.Бунеевой «Литературное чтение», ч.1) вы проходили рассказ Сергея Голицына «Сорок изыскателей». Сейчас мы проверим вашу внимательность. Послушайте отрывок: «…Направился один наш библиотекарь к некому гражданину с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что…одним словом, увидел…»

Что увидел библиотекарь на картине? («…девушку – красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами…»)


И По латыни это слово означает освещение, наглядное изображение прочитанного. Назовите это слово. (Подсказка: как по-другому мы называем картинки в книгах?) (Иллюстрация)


К В какой стране изобрели бумагу? (Китай) (Китайцы изобрели бумагу первыми еще во П веке. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материалы в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Свой секрет изготовления бумаги они держали в строгой тайне от других стран).


Л Кора этого дерева служила материалом для письма на Руси. (Липа)


М Как звали одного из братьев, создателей славянской азбуки? (Мефодий)

(Славянская азбука была создана двумя братьями из греческого города Солуна Константином (в монашестве – Кириллом) и Мефодием. Кирилл, помимо славянского знал греческий, латинский, арабский и еврейские языки, был общественным деятелем, дипломатом, ученым-лингвистом, он создал для славян азбуку, которая позволила записывать славянскую речь. Дело просвещзения славян, перевод книг с греческого на славянский потом было продолжено его братом Мефодием)

О Собиратель слов, этнограф, создатель известного толкового словаря. (Ожегов С.)

П До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные люди (обычно монахи), которые тратили на эту работу несколько месяцев. Как называли этих людей? (Писцы)


Р Назовите фамилию автора всемирно известной серии книг о юном волшебнике Гарри Поттере. (Роулинг Джоан.)


С Из чего делали чернила египтяне и греки? (Сажа)


Т С 18 века в России начинается промышленное изготовление бумаги на фабриках – мануфактурах. Что служило сырьем для изготовления бумаги? (Тряпье)


Ф Это элемент книги. С немецкого языка оно переводится «перед текстом». Чаще он бывает белого цвета, но иногда используется для оформления, чтобы создать у читателя настроение, соответствующее содержанию книги. (Форзац)


Х Слово библиотека состоит из двух слов, с греческого языка одна часть «библио» переводится как книга, а как переводится вторая часть слова «тека»?

(Хранилище, склад)

Э К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать историю происхождения слова? (Этимологический)

Вопрос «1 из 3»: Дается 3 варианта ответа. Команды выбирают правильный.

Что такое стиль? 1.корешок книги

2.почерк человека

3. стальная палочка для письма

( Во времена древних римлян для письма использовалась стальная палочка- стиль, с одного конца острая, а с другого – закругленная. Острым концом писали, или, вернее, царапали, а тупым сглаживали то, что не нужно. «Почаще переворачивай стиль!»-, т.е. исправляй написанное, - советовали в те времена начинающему писателю. Вот откуда у нас пошло выражение: у него хороший стиль, т.е он хорошо пишет. И это несмотря на то, что стили давно вышли из употребления).

Белый ящик.(2 вопроса) Команды должны за минуту угадать, что лежит в ящике.

  1. Этот материал для письма изобрели жители Южной Америки. Подобное же изобретение совершенно самостоятельно было сделано египтянами. В Египте было много библиотек, где хранились тысячи рукописей на этом материале. И хотя книги на этом материале уже не выходят, но кустарные мастерские по изготовлению его сохранились до сих пор. Туристы со всего света раскупают его в качестве сувениров. Что лежит в ящике? (Папирус).

  2. Здесь лежит то, что переводится с греческого «по всему кругу знаний». Что лежит в ящике? (Энциклопедия)



Пока подсчитываются баллы, дети исполняют песню Т.Боковой «Гимн школьных библиотекарей»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Заключительное слово библиотекаря.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Библиотечный урок - брейн-ринг "Книжная азбука"

Автор: Чеботарева Наталья Николаевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства