Тема: «Путешествие по городу «Вежливости». Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости; Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. 2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. 3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза, звонок, слайды. Ход занятия: I. Организационная часть. II. Беседа. - Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете после просмотра фильма. 1) Просмотр ролика «Ералаш». («Давайте говорить друг другу комплементы».) 2) Обсуждение ситуации. - Как вели себя дети в школе? - Какие слова употребляли в своей речи? - О каком дне говорится в фильме? - Вот об этом и будем сегодня говорить.(О вежливости) III. Сообщение темы и цели. - Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». - Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру. - А вы знаете что-нибудь о вежливости? Какие правила вежливости вы знаете? Давайте прочитаем вот эти правила. Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Путешествовать мы будем вот на этом поезде. IV. Игра – путешествие. - Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места. 1. Станция «Добрая». -Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. 1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова». (Андрусенко) 1.Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!»- я кричу. «Добрый день!»- кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю. - Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. -Давайте вместе решим задачу: 2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала. - У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего. - Разве,- удивился тот. - Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4. - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил. - Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? 2. Следующая остановка – Станция «Товарищеская». -В школе есть ребята, которые по поводу и без повода жалуются на других. У них появляется привычка постоянно и порой несправедливо в чём – то обвинять окружающих. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так себя вести. Послушайте стихотворение А. Барто «Сонечка».( Натопта) Ученик: 2.Тронь её нечаянно – Сразу: - Караул! Ольга Алексеевна Он меня толкнул! - Ой, я укололась! – Слышен Сонин голос. - Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Дома снова жалобы - Голова болит … Я бы полежала бы – Мама не велит. Сговорились мальчики! - Мы откроем счёт: Сосчитаем жалобы – Сколько будет в год! Испугалась Сонечка И сидит теперь тихонечко -А сейчас мы поиграем. Встанем. Если я произношу фразу, и вы считаете, что это «хорошо» - хлопаем в ладоши 3 раза (попробуем) , «плохо» - присядем. 1) Здороваться при встрече. 2) Помочь поднять упавшую вещь. 3) Не встать, обращаясь к учителю. 4) Взять билет в автобусе. 5) Не уступить место в транспорте. 6) Сидеть в шапке за столом. 7) По утрам убирать свою постель. 8) Резать стволы деревьев. 9) Увлеченно и громко спорить в автобусе 10) После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. 11) Ломать ветки деревьев и кустов. 12) Поздравить родных с праздником. 13) Толкнуть и не извиниться. 3. Станция «Вежливая». -Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? Послушайте стихи об этих словах. Добрый день. (Яна) - Добрый день!- тебе сказали. - Добрый день!- ответил ты. Как две ниточки связали- Теплоты и доброты. Доброго пути. Нам желают: «Доброго пути!» Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему- нибудь. Здравствуйте. (Вероника) - Здравствуйте!- ты скажешь человеку. - Здравствуй!- улыбнётся он в ответ. И, наверно не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Спасибо. (Саша) За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы- Кому сказали, сколько раз? Простите. ( Даниил) Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду, И взрослых перебивать, И что обещал- забывать. Но если я всё же забуду- Простите, я больше не буду. Пожалуйста. (Виталий) Отменить, что ли, слово «пожалуйста»- Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Добрые слова. (Маша) Эти слова всем известны давно, Видишь- они просты и не новы. Но я ещё повторю всё равно: - Добрые люди, будьте здоровы! Ведущий: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. Ведущий: Игра "Доскажи словечко". Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома - Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче ….(здравствуй) Вылез Крот на белый свет И сказал Ежу … (привет) Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать …(пожалуйста) Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны) Будьте ….(добры) 4. Станция «Драчливая». Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»? -А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки? - А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи? А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…» (Лиза) 1) У мальчишки после драки Отличительные знаки, Но не прячет он царапин, Нет, наоборот, Он, услышав голос папин, Говорит: - ну вот, Всё в порядке! Я им выдал! Я им дал сполна! И отец с довольным видом Смотрит на сынка. И сегодня на бульваре Дрался он, как лев, Двух обидчиков ударил, Сразу осмелев. - Молодец!- одобрил папа- Вот теперь ты не растяпа. И запомни впредь: Затевать позорно драку. Если бьют тебя, однако, Если бьют – ответь. - А какой совет вам дали бы ваши родители? Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет? О драках народная мудрость гласит: Подыми руку, но не ударь. Дракою прав не будешь. Ссора до добра не доведёт. Куда ни придёт, ссору заведёт. 5. Станция «Дружеская». Ведущий: К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья» (Глеб, Саша) 1-й ученик: С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я - худой. НЕ похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой!... 2-й ученик: Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе отстаём1 1-й ученик: Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? 2-й ученик: Что-то Вова, Позабыл. 1-й ученик: И я забыл! Ну не важно! Дрались честно. Как положено друзьям! Я как стукну! 2-й ученик: Я как тресну! 1-й ученик: А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду- Драка вышла хоть куда! Только смотрим - что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! 2-й ученик: С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя. V. Итог. -Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! -Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.) - Ребята, я приготовила вам памятки о правилах вежливости. (Чтение правил детьми) 3. (Звучит песня о доброте) -Ребята, наше путешествие подошло к концу. вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики. |