kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Афганистан болит в душе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая разработка внеклассного мероприятия, освещающее историю и ход Афганской войны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Афганистан болит в душе»

Ведущий 1

Афганистан болит в душе ребят,

Вернувшихся с далекого похода.

Друзья на них погибшие глядят

Из восемьдесят памятного года.

Болит в сердцах он тысяч матерей.

Упавшая слеза на камне стынет.

На необъятной Родине моей

Ждут сыновей погибших на чужбине.



И ждать их не устанут никогда,

В неведомые вглядываясь, дали,

Дома, поселки, села, города

Которые на службу провожали.

Афганистан в истории страны

Тяжелая, кровавая страница

Солдатам, возвратившимся с войны

И матерям погибших будет сниться.







Егор: Афганская война... Как много и мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих наших семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, тяжело больных молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная, хотя и ближе по времени. Для тех, кто сражался в Афганистане, война не закончилась по сей день. Она бьет рикошетом – болезнями, психическими расстройствами, нерешенностью социальных проблем.



Наташа: Наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, которые складывались в сердцах ребят во время атаки, в минуты отдыха, в бессонные от тоски ночи, в часы горьких раздумий о судьбе страны.







Егор: Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…



Афган. Как слово это ухо режет,

Как сердце разрывает на куски:

В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет

Огня, металла, боли и тоски.



В нём кровь и милосердье – не во благо,

В нём разных несуразностей – не счесть.

Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,

И жертвенность, и преданность, и честь.



Наташа: В 1978 году в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР, с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение почти всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.



Егор: Но позже все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и нелегко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо.

В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля.



Звучит песня «Афганистан» (Пришел приказ)



Наташа: Итак, 25 декабря 1979 г. в 15 час. по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». В Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации высадили десант. 27 декабря подразделения спецназа оказали помощь в свержении режима Х. Амина. Новое правительство возглавил Бабрак Кармаль (1980 год), а потом и Наджибулла (1986 год).



Егор: Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 18 лет.



Видеоролик: Что было? Как было? И так ли было?



Наташа: Как уже было сказано, афганская война начиналась с решения советского руководства о вводе ограниченного военного контингента с целью стабилизации обстановки в соседнем Афганистане, где шла братоубийственная гражданская война. Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И. Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…



Егор: Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?



Наташа: Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Так наша страна была втянута в войну на 9 лет, 1 месяц и 19 дней.







Егор: Через Афган прошло до 2 млн. (по разным сводкам от 550 тыс. человек) наших солдат и офицеров. Те, кто, отслужив 1,5-2 года, оставались в живых, демобилизовывались и возвращались в Союз, на их место прибывали новые, необстрелянные и шли в бой опять же против профессионалов.



Наташа: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.



Егор: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

Первые два с половиной года моджахеды убивали всех пленных. При этом они жестоко издевались над ними, пытали и убивали пленных на глазах у других. Отрезали уши, носы, выкалывали глаза.

Есть у афганцев национальная игра – бузкаши, напоминающая конное поло. Но вместо мяча конники по пустоши гоняют овцу. Моджахеды решили усовершенствовать игру - вместо овцы выступали советские пленные солдаты.



Наташа: Потом, под влиянием американцев, было принято решение не убивать попавших в плен. Во-первых, это плохо выглядит в глазах мировой общественности, а во-вторых, пленных могут использовать в идеологических целях. Поэтому стали уничтожать всех офицеров, коммунистов, тех, кто оказывал моральное сопротивление, а молодых ребят оставляли в живых. Эти пленные принимали ислам и во всем подчинялись моджахедам. Держали таких пленных как собак - в зинданах, ямах глубиной 8 метров. Их использовали для ремонта трофейной боевой техники, для тяжелых работ. Но даже в таких тяжелых условиях находились те, кто не сдавался, кто пытался вернуться на Родину.



Звучит песня «Опять тревога…»



Егор: Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская Армия не была готова к такой войне.

Советская военная техника также не была готова к ведению боевых действий в горах. 73-мм пушки, установленные на стационарных БМП, из-за своей недостаточной скорострельности не могли эффективно обстреливать вершины гор, превращаясь в легкую добычу моджахедов. Зато настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25 и боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.



Наташа: Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером». Только в конце 1988 года советские специалисты смогли разработать «противоядие» этому оружию. Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом, смеялся общим шуткам, прикрывал в бою и погиб, быть может, отведя смерть от оставшихся в живых товарищей.



Егор: Тогда же вертолеты и самолеты, перевозившие такой груз, получили радиопозывной «Черный тюльпан». А в Узбекистане деревообрабатывающее предприятие было переименовано в «Чёрный тюльпан», так как изготовляло гробы для наших погибших солдат.



Наташа: Потери наши огромны: около 15 000 матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”, 417 пропавших без вести (из них 271 (311) человек не найдены до сих пор), почти 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ.



Егор: Давайте послушаем отрывки из писем ребят, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.



Наташа: “.. .Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей”. Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.



Егор: “Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...” Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.



Наташа: “Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал, Сейчас нахожусь крупных на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!” Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.



Егор: “...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.



Наташа: “... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, ДРА, 12.12.1984.” Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”.



Звучит песня «Я ухожу…»



Егор: Наши парни выполнили свой долг. За нами, живыми, - долг памяти о тех, кто вернулся в «черном тюльпане», чтобы лечь навечно на сельском или городском погосте. Долг сострадания и помощи перед их матерями, родителями. Долг помощи тем, у кого изранены тело и душа. Будем помнить об этом.



Тонометр



Наташа: Когда руководство СССР осознало, что мы всё более втягиваемся в войну против мирового капитала, решено было вывести советские войска из Афганистана.

Егор: Эта акция длилась 15 месяцев. При этом соблюдалась поэтапность и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50 тысяч 200 человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара.







Наташа: Второй этап вывода советских войск из Афганистана начался 2 января 1989 г. Колонны с техникой и личным составом шли к государственной границе Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях. В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Ушли организованно, без паники, на этот раз без потерь.



Егор: По-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.





Ведущая 2: Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в Афганистан, знали ли Вы, куда Вас отправляют?





Ведущая 1: Как Вы сообщили родным, где Вам пришлось служить? Как отреагировали родные на эту новость? Можете ли Вы сказать, понимали ли Вы цель пребывания в Афганистане, в составе вооруженных сил Советской армии?





Вед: Если можете, то расскажите, как Вы проходили службу вдали от Родины.

Вед: Пережитое – невозможно забыть. Чем Вам запомнился Афганистан?

Вед: Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Нет. Я думаю, что немало было радостей и светлых минут. Помните ли Вы подобные эпизоды сегодня?

Вед: На Ваш взгляд, каковы главные уроки той войны?



Вот и подошла к концу наша встреча. Мы говорим большое спасибо

всем тем, кто не жалея себя, встает на защиту нашей Родины, кто

охраняет покой мирных граждан. Спасибо Вам за доблесть, спасибо

за то, что пройдя через ад и смерть, через кровь и слёзы, вам удается

сохранить человеческую доброту.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Афганистан болит в душе

Автор: Рабочева Наталья Сергеевна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация "Афганистан-боль души народной" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-afghanistan-bol-dushi-narodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "126764"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415210064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект Урока мужества  "Афганистан-боль души народной" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-muzhiestva-afghanistan-bol-dushi-narodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "126785"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415211222"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час «Афганистан-боль моей души» "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-afghanistan-bol-moiei-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "207758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430643913"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Внеклассное мероприятие "Боль души - Афганистан" "
    ["seo_title"] => string(50) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-bol-dushi-afghanistan"
    ["file_id"] => string(6) "111352"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407393774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: Афганистан болит в моей душе. "
    ["seo_title"] => string(38) "tiema-afghanistan-bolit-v-moiei-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "111358"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407401592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства