8 класс
Тема урока: Устройство и работа коллекторного двигателя.
Цели: образовательная: познакомить учащихся с устройством и работой коллекторного двигателя.
воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы.
развивающая: способствовать развитию умения делать обобщения и выводы.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: рассказ, практическая работа, инструктаж.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка явки.
Назначение дежурных.
Объявление темы урока: Устройство и работа коллекторного двигателя, (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь)
Объявление цели урока.
2. Повторение материала изученного на предыдущем занятии (по вопросам).
1. Расскажите общие правила электробезопасности.
3.Объяснение нового материала.
К электромашинным потребителям относятся устройства, имеющие электродвигатели. Это бытовые электроприборы (пылесосы, стиральные машины, холодильники, кухонные комбайны, швейные машины, кофемолки и др.) и промышленное оборудование, транспортные средства (станки, автомобили, электрокары, трамваи, троллейбусы и т. д.).
Существует несколько типов электродвигателей, которые отличаются некоторыми конструктивными особенностями, назначением. Но всех их объединяет одно — они превращают электрическую энергию в механическую посредством вращения вала электродвигателя после подачи электрического тока в его обмотку (катушку). Для того чтобы понять принцип действия электродвигателей, необходимо знать некоторые физические законы и явления. Прежде всего, это действие магнитного поля на проводник с током, а также явление электромагнитной индукции (с ними вы ознакомитесь подробнее на уроках физики).
Принцип действия коллекторного электродвигателя (рис. 26) основан на следующем: если проводник с током — рамку прямоугольной формы, имеющую ось вращения, — поместить между полюсами постоянного магнита (или электромагнита), то эта рамка начнет вращаться. Направление вращения будет зависеть от направления тока в рамке. Ток в рамку от источника постоянного тока может подаваться через контакты-полукольца, прикрепленные к концам рамки, и через упругие скользящие контакты — щетки (рис. 26, а). Отметим, что вращающаяся часть электродвигателя называется якорем, а неподвижная — статором.
Контакты-полукольца обеспечивают переключение тока в рамке через каждые пол-оборота, т. е. непрерывное вращение рамки в одном направлении. У реальных коллекторных двигателей таких рамок много, поэтому вся контактная окружность делится уже не на две, а на большее количество контактов.
Эти контакты образуют коллектор — отсюда и название этого электродвигателя. Контакты коллектора изготовляют из меди, а щетки — из графита. Простейший ремонт электродвигателя заключается в замене щеток, запасной комплект которых часто прилагается при продаже устройств с такими двигателями.
Коллекторные электродвигатели имеют широкое применение. Выпускают коллекторные микродвигатели для игрушек, моделей, например двигатель типа ДП-10. Он работает при напряжении 4,5 В, имеет скорость вращения вала 2000 об/мин. Используя этот микродвигатель, а также источник питания постоянного тока, например батарею гальванических элементов.
4. Проверка усвоения нового материала (по вопросам).
1.Что относят к электромашинным потребителям?
2.Что объединяет действия электродвигателя?
3. Принцип действия коллекторного двигателя?
5. Практическая работа по художественному выпиливанию.
1.Выполнение работ связанных с завершающим этапом изготовления поделок.
2. Напомнить правила техники безопасности при выпиливании из фанеры.
3. Самостоятельная работа учащихся.
6. Подведение итогов занятия.
1. Контроль выполненной работы.
2. Разбор допущенных учащимися ошибок.
3. Оценка выполненной работы.
4. Сдача дежурным инструмента.