“Устройство и назначение токарно-сверлильного станка”.
“Устройство и назначение токарно-сверлильного станка”.
Даю понятие: орудие труда, инструмент и приспособление.
Орудие труда – инструменты, приспособления, станки, другие технические устройства, которыми воздействуют на материалы и заготовки с целью получения готовой продукции.
Инструмент – служит для обработки материалов, для монтажных работ.
Как по назначению подразделяются инструменты? (Рабочие и контрольно-измерительные).
Как различают инструменты в зависимости от источника энергии? (Ручные и механические).
Как делят инструменты по назначению? (Режущие и ударные).
Приспособление – устройство для закрепления обрабатываемого материала или рабочего инструмента и создание условий по их взаимодействию.
В процессе выполнения практической работы даю понятия о следующих операциях:
Включение и выключение станка.
Вставление резца в резцедержатель.
Прежде чем приступить к практической работе я расскажу вам по каким критериям она будет оцениваться.
Закрепление заготовки в патроне.
Торцевание заготовки.
Разметка заготовки (длиной).
Точение заготовки до диаметра 10 мм.
Чистовая обработка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда. Сформировать у учащихся интерес к рабочим и инженерным профессиям.
Методы проведения занятия:
беседа с закреплением материала;
самостоятельная работа учащихся под контролем учителя
Дата проведения:
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
Школьная мастерская
Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь учащихся
плакаты
Материалы для контроля знаний учащихся:
Литература:
Учебник «Технология» 11 класс.
Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
Организационный момент.
приветствие
проверка явки учащихся
проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)
настрой учащихся на работу.
Актуализация знаний учащихся:
Изложение учителем нового материала:
I. Тема урока: “Устройство и назначение токарно-сверлильного станка”.
II. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами повторим материал предыдущего:
Дать понятие: орудие труда, инструмент и приспособление.
Орудие труда – инструменты, приспособления, станки, другие технические устройства, которыми воздействуют на материалы и заготовки с целью получения готовой продукции.
Инструмент – служит для обработки материалов, для монтажных работ.
Как по назначению подразделяются инструменты? (Рабочие и контрольно-измерительные).
Как различают инструменты в зависимости от источника энергии? (Ручные и механические).
Как делят инструменты по назначению? (Режущие и ударные).
Приспособление – устройство для закрепления обрабатываемого материала или рабочего инструмента и создание условий по их взаимодействию.
Приведите пример развития приспособлений для сверления отверстий?
Как делятся металлорежущие станки в зависимости от вида обработки?
Токарные.
Сверлильные.
Шлифовальные.
Комбинированные.
Фрезерные.
Зубо- и резьбообрабатывающие.
Строгальные.
Разрезные.
Разные.
III. Токарно-винторезный станок. Приемы работы.
Токарно-винторезный станок, так же как и сверлильный, прошел длительный путь развития: от примитивного приспособления с ручным приводом до современного токарно-винторезного станка с числовым программным обеспечением. Но если при эволюции сверлильного станка решалась задача обеспечить вращательного и поступательного движения сверла относительно заготовки, то в токарном станке эти движения были разделены – вращение заготовки и поступательное относительно ее движения резца. В примитивном приспособлении – прообразе токарного станка заготовку вращал один человек, а другой держал в руках резец и перемещал его во время обработки. Затем для вращения заготовки стали использовать лук, который приводился в действие ногой работающего. С изобретением суппорта приспособление для точения деталей превратилось в настоящий станок. Впервые станок с самоходным суппортом изготовил в начале 17 в. русский механик Андрей Нартов. Для вращения заготовки стали подводить механическую энергию от какого-либо общего двигателя: водяной мельницы, парового двигателя и т.д.
Дальнейшее развитие токарного станка шло по линии совершенствования механизмов, обеспечивающих вращение заготовки и перемещение резцов, взаимодействие этих движений, управление станком.
Токарно-винторезный станок ТВ-6 позволяет выполнять следующие основные операции: точение наружных и растачивание внутренних цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отрезание заготовок, сверление отверстий и нарезание резьбы.
В токарно-винторезном станке различают: главное движение и движение подачи заготовки или инструмента. При токарной обработке главным движением является вращение заготовки, а движение подачи – поступательное перемещение резца. Главное движение передается следующим образом: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – шпиндель патроном и заготовкой.
Движение подачи: двигатель – ременная передача – коробка скоростей – коробка подач – фартук – суппорт с резцом.
ТВ-4 состоит из станины, основания, коробки скоростей, коробки подач, фартука, гитары сменных колес, суппорта и задней бабки, ходового винта и ходового валика.
Литая чугунная станина коробчатой формы с окнами имеет по две призматические и плоские направляющие. Станина установлена на двух тумбах. Передняя бабка укреплена в левой части станка. Внутри ее расположена коробка скоростей, служащая для передачи вращательного движения от двигателя на шпиндель, ходовой валик и ходовой винт. В свою очередь шпиндель передает вращение заготовке при помощи трёхкулачкового патрона.
В коробке подач смонтированы механизмы, изменяющие скорость перемещения суппорта путем изменения частоты вращения ходового вала и ходового винта.
С помощью суппорта с фартуком производится продольное и поперечное вращение или подача резца. Ручное продольное перемещение осуществляется маховиком. Включение механизма подачи суппорта осуществляется включением рукоятки на себя. Перемещение резца в поперечном направлении выполняется также рукояткой.
Верхние салазки суппорта перемещаются в продольном направлении, поворачиваются на угол 40 градусов. Корпус задней бабки расположен на основании, которое перемещается по направляющим станинам. В корпусе движется пиколь, имеющая коническое отверстие, в которое вставляется упорный центр или режущий инструмент.
Вводный инструктаж. - Учитель – Инструктаж по технике безопасности:
При работе на токарном станке необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:
Включайте станок только с разрешения учителя.
Перед началом работы проверьте исправность станка, заземление.
Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих частей.
Во время работы прочно и надежно закрепляйте заготовку и режущий инструмент.
Нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка.
Нельзя брать руками стружку, которая образуется во время работы.
О всех неисправностях станка во время работы немедленно сообщайте учителю.
IV. Практическая работа.
В процессе выполнения практической работы вы должны проделать следующие операции:
Включение и выключение станка.
Вставление резца в резцедержатель.
Закрепление заготовки в патроне.
Торцевание заготовки.
Разметка заготовки (длиной).
Точение заготовки до диаметра 10 мм.
Чистовая обработка.
Прежде чем приступить к практической работе я расскажу вам по каким критериям она будет оцениваться.
Критерии оценок:
Качество обработанной детали.
Точность соблюдения размеров по чертежу.
Соблюдение ПТБ при работе.
Самостоятельность в работе.
В процессе выполнения работы вы должны соблюдать правила техники безопасности и правильность проведения операций по закреплению и обработке заготовок.
V. Заключительная часть.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с устройством и назначением токарно-винторезного станка, провели практическую работу. В процессе работы обращалось внимание на качество обработки. Учащиеся производили разметку заготовок.
При подведении итогов был проведен общий анализ работы. Первый этап обучения приемам работы на станке прошел успешно.