Цели: ознакомить учащихся с видами пил и приемами работы с ними, научить приемам работы со столярной ножовкой, воспитывать аккуратность во время работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Пиление столярной нажовкой"»
Пиление столярной ножовкой
Цели: ознакомить учащихся с видами пил и приемами работы с ними, научить приемам работы со столярной ножовкой, воспитывать аккуратность во время работы.
Инструменты и оборудование: таблица «Пиление столярной ножовкой», различные виды ножовок и пил, заготовки древесины для демонстрации пиления, стусло, обрезки фанеры или ДВП для проведения эксперимента по пилению листового материала.
Оформление доски: тема урока, новые слова (лучковая пила, курковка, наградка, лобзик), домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Устный ответ по карточкам.
1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:
- Какие инструменты применяются для разметки по древесине?
2. Для этого вспомни:
- определение разметки;
-применение линейки, угольника, ерунка, малки и циркуля;
-правила выполне6ния разметки.
3. Сделай вывод.
2. Работа с классом.
Тест.
Что называется разметкой?
а) нанесение на заготовку линий и точек, указывающих места обработки;
б) нанесение дополнительных, вспомогательных линий при изготовлении изделий;
в) нанесение на заготовку точек для проведения линий.
2. Какой инструмент используется для разметки и измерения углов 45 и 135?
а) угольник б) малка в) ерунок г) рейсмус.
3. Для чего применяется рейсмус?
а) для проведений линий и рисков, параллельных кромкам заготовки;
б) для измерение углов по образцу и перенесения их на заготовку;
в) для вычерчивания дуг окружности и перенесения размеров;
В технологии деревообработки пиление является одной из самых важных операций. Раскрой досок, распиловка деталей по длине, нарезание шипов и проушин, криволинейное и ажурное выпиливание – все эти работы относятся к пилению. Но чтобы их выполнить, требуются разные по форме и назначению инструменты.
План.
Пиление как технологический процесс.
Виды пил.
Форма зубьев пилы и развода.
Приспособления для пиления.
Правила безопасной работы при пилении.
IV.Изучения новой темы.
Работа с учебником.
- Прочитайте и найдите ответ на вопрос: в чем заключается процесс пиления древесины? (Вершины зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины из пропила в виде опилок.)
2. Сообщение учащегося о видах пил, применяемых при работе с древесиной, и их применении.
Можно использовать дополнительные книги.
Существуют следующие виды пил:
- Широкая ножовка. (Для раскроя досок и брусков.)
- Узкая ножовка. (Для распиливания тонких материалов)
- Курковка. (Для выполнения пропильной резьбы)
- Ножовка обушком. (Для неглубоких пропилов и подгонки заготовок)
- Лучковая пила. (Для пиления заготовок)
- Лобзик. (Для выпиливания кривых линий из тонких материалов)
- Наградка. (Для выполнения тонких пропилов)
3. Основные части столярной ножовки.
Носок; зубец; полотно; спинка; рукоятка; пятка.
4.Рассказ учителя о поперечном и продольном пилении.
В зависимости от формы зубьев различают пилы для пиления поперек волокон, пилы для пиления вдоль волокон и пилы для смешанного (универсального) пиления.
Каждый зуб пилы представляет собой резец. Зубья пилы, отогнутые попеременно в стороны, образуют так называемый развод, который облегчает движение полотна пилы, так как пропил получается шире, чем толщина полотна.
5.Демонстрация приемов работы.
Правила при выпиливании:
- Направляющий брусок или упор совместить с линией разметки, чтобы линия осталась на заготовке и сделать надрез (пропил) несколькими движениями от себя.
- Убрать брусок и отпилить деталь.
- В конце пиления ослабить нажим на пилу, чтобы не скалывать волокна при выходе пилы.
Особое внимание при демонстрации обратить!
- На положение рук при пилении.
- Во время пиления контролировать вертикальность положения пилы.
- На то, что линия разметки всегда должна оставаться на заготовке.
6. Демонстрация пиления с помощью стусла.
Стусло- приспособление для распиливания заготовки под углом в 90 и 45. Применение стусла повышает производительность и увеличивает точность обработки.
7.Самостоятельная работа с текстом учебника.
- Прочитать раздел «Правила безопасности при пилении»
8.Беседа по прочитанному.
- Какие приспособления используются при пилении для обеспечения безопасности? (Упор, стусло, направляющий брусок)
-Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и остро заточенной)
-Где должна находиться левая рука? (Нельзя располагать руку близко к полотну ножовки)
-Как расположить инструмент на верстаке после завершения пиления? (Зубьями от себя)
-Чем удаляются опилки с рабочего места? (Ни в коем случае не руками, а специальной щеткой)
V.Практическая работа.
1.Вводный инструктаж
- Подготовка рабочего места для пиления.
- Выбор нужной пилы.
-Пиление размеченной заготовки для разделочной доски.
2. Текущий инструктаж.
Корректировка хода практической работы.
VI.Закрепление изученного материала.
- Как правильно выбрать пилу для работы? (Пила выбирается в зависимости от физических возможностей ученика, вида заготовки, вида выполняемой работы, будет ли это распиливание заготовок или пропиливание пазов, пиление поперек или вдоль волокон)
- Для чего разводят зубья пилы? (Для облегчения пиления, чтобы полотно пилы не зажимало в пропиле, при пилении без разводки между заготовкой и полотном ножовки возникает трение, а разведенная пила входит в расширенный пропил.
-Почему для пиления влажной древесины развод зубьев должен быть больше, чем для пиления сухой? (При пилении влажной древесины пропил получается уже, так как волокна хуже срезаются зубьями)
-Для чего и как применяют стусло? (Стусло применяется для точной распиловки материала под углом 90, 45,60 и др.)
VII.Подведение итогов урока.
Выставление оценок в журнал и в дневник.
Домашнее задание.
1.Прочитать текст в учебники «Пиление древесины»
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Какие инструменты применяются для пиления древесины?