Уроки бисероплетения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Уроки бисероплетения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Меня зовут Зубарева Людмила Павловна. Я работаю в ГКОУ СО СКОШ №169 учителем трудового обучения. Уроки трудового обучения умственно отсталых учащихся способствуют развитию психических процессов: восприятия, мышления, мелкой моторики кисти и пальцев рук, речи, памяти, эмоционально-волевой сферы и воспитанию личности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки бисероплетения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. »
Л.П Зубарева,
ГКОУ СО «СКОШ № 169», г. Екатеринбург
Уроки бисероплетения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важным звеном в системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида. Уроки трудового обучения умственно отсталых учащихся способствуют развитию психических процессов: восприятия, мышления, мелкой моторики кисти и пальцев рук, речи, памяти, эмоционально-волевой сферы и воспитанию личности в целом. С. Л. Мирский [2], А.Р. Маллер, Ю.А. Гаркуша в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности и отмечают, что процесс развития ребёнка в значительной степени – процесс развития движения.
Виды труда, представляющие собой практические действия с мелкими предметами (какими и являются бисер, бусы), обеспечивают ребёнку всестороннее развитие. Система школьного образования является ключевым в этом поиске. Она закладывает фундамент будущего социального поведения, создаёт условия для формирования личности, развивает творческие способности. Занятия на уроках бисероплетения являются мостиком от развлечения к серьёзному увлечению, с другой стороны, ребёнок получает незаменимый опыт общения, который важен в любой жизненной ситуации.
В специальной (коррекционной) школе № 169 города Екатеринбурга уроки бисероплетения являются не только учебным предметом, но и способствует формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него таких качеств как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, аккуратность, усидчивость, терпение. Несмотря на трудоёмкость, сложность, кропотливость процесса бисероплетения, учащиеся испытывают большую радость от сделанной своими руками поделки, с удовольствием делают подарки своим родителям и друзьям. Таким образом, работа с бисером является эффективным средством трудового и эстетического воспитания.
Большая часть уроков по работе с бисером отводится практической деятельности. Учащиеся работают по плану, схемам. Для работы с учащимися данной школы были выбраны следующие виды доступных техник плетения: низание на проволоке, леске; параллельное плетение; игольчатое плетение; низание дугами; монастырское плетение.
Рассмотрим процесс изготовления поделки «Самолёт».
Материал: крупный бисер синего цвета (корпус), крупный бисер золотого цвета (крылья), две удлинённые бусины (пропеллер), медная проволока (сечением 0,3 см) (фото №1). В изготовлении данной поделки используется техника параллельного плетения, работа по схеме (фото № 2). В изготовлении данной поделки используется техника параллельного плетения: низание бисера (фото № 3).
фото №1 фото № 2
фото №3 фото № 4
Изготовление деталей изделия (фото № 4). Готовые детали соединяются между собой с помощью проволоки (фото № 5).
фото № 5
На каждом уроке оценивается качество выполненных работ, учащиеся делают анализ своего и изделия одноклассника, отчёт о проделанной работе, отмечают аккуратность выполненной поделки. Предлагается учащимся выбрать самую красивую работу, объяснить причину выбора (с помощью учителя) и отправить её постоянно действующую выставку при школе.
Результаты своего труда учащиеся представляют на различных районных, городских и областных выставках, конкурсах, фестивалях: в библиотеке Главы города, в Храме на Крови, во Дворце Молодёжи, в конкурсах «Золотая осень», « Новый год», « К 130 - летию П.П. Бажова», на Международном фестивале, на Областном телевидении, ярмарках. Ряд учащихся стали обладателями призовых мест, дипломантами, победителями среди учащихся коррекционных и массовых общеобразовательных школ. В настоящее время работаем над выставкой 70 -летию Великой Победы.
Литература
1 Исакова Э.Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. «Сказочный мир бисера», Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.
2 Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы. М.: « Педагогика», 1990. С 20.
3 Селевко К.Г. Современные образовательные технологии. М.: « Педагогика», 2003.