Просмотр содержимого документа
«Урок- взаимообучение "Знакомимся с токарными операциями"»
Урок - взаимообучение «Знакомимся с токарными операциями»
Цель: ознакомление учащихся с профессией «Токарь» и основными токарными операциями
Задачи:
познакомить учащихся с профессией «Токарь»
дать возможность учащимся попробовать себя в выполнении простейших токарных операций
прививать учащимся уважение к делу других людей
научить учащихся не только обучаться, но и обучать
Оснащение: выставка творческих работ учащихся токарного участка, цитаты и высказывания о профессионализме, мастерстве, профессии «Токарь». Информационная листовка с профессиограммой профессии «Токарь» и образовательной картой. Резцы, сверла, переходные втулки, сверлильный патрон, заготовки, ШЦ, токарные станки.
Ход урока
Вступительная часть
Вступительное слово учителя
Мы живем на Урале, а Урал всегда был опорным краем Державы, славой России. Потому что на Урале сосредоточены предприятия металлургии, тяжелой промышленности, машиностроения. Они являются краеугольным камнем в экономике страны. Без машин немыслима жизнь человека в современном обществе. А чтобы эти машины создать, необходим труд станочников. В том числе и токарей.
Я убеждена, что нет дела интереснее и увлекательнее, чем труд на металлорежущем станке. Этот труд не просто интересен и сложен, он необходим!
1.2. Первый учащийся
По улицам городов и сел спешат автомобили, плывут стрелы башенных кранов над строящимися зданиями, проносятся самолеты. В космосе, на земле, на воде, под землей и под водой несут службу механизмы, созданные из деталей, сделанных умелыми руками станочников- токарей. Ведь токарь – самая массовая профессия в металлообработке.
1.3. Второй учащийся
Токарь должен очень много знать и уметь: подбирать и затачивать инструмент, выбирать режимы резания, использовать приспособления, знать черчение, изготавливать детали с разными степенями точности – от десятых долей мм до тысячных. Кроме того, токарь должен разбираться в марках металлов и сплавов и их применение, должен знать систему допусков и посадок, квалитеты точности, классы чистоты обработки. Должен уметь составлять технологическую последовательность обработки с режимами резания, мерительными и режущими инструментами и приспособлениями. Это все сродни труду инженера.
1.4. Третий учащийся
Для кого-то профессия станет главным делом жизни, определяющим ее смысл. Хочется надеяться, что успех ждет и вас на профессиональном пути.
Мастерство-это то, чего можно добиться. И как может быть мастером-профессионалом врач, актер, художник, так может быть и мастером-профессионалом токарь.
Спросите любого опытного токаря, что было самым удивительным в его жизни, и он среди главных событий обязательно назовет знакомство со станком. Узнав станок и полюбив его, обнаруживается, что это на всю жизнь. Так, летчик, испытав себя в полете, навсегда остается пленником высоты.
1.5. Первый учащийся
Станок – тоже завораживающая высота. Ведь, изготавливая деталь, видишь, как на глазах совершается чудо: из некрасивой ржавой заготовки рождается сложная деталь, сверкающая всеми гранями и хранящая тепло рождения, она кажется произведением искусства. Разве это не чудо? Разве это не шаг к творчеству?
В каждом деле можно найти что-то прекрасное, эстетическое, какую-то «изюминку».
1.6. Второй учащийся
Старая притча повествует о трех людях, выполняющих одинаковую работу. На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ. Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю деньги, чтобы накормить семью». Третий: «Строю прекрасный храм».
2. Приглашение попробовать себя в профессии «Токарь»
2.1. Третий учащийся
Народная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку, – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников содержит в себе частичку той или иной профессиональной деятельности. Это дает возможность как бы «примерить» себя к различным видам деятельности.
2.2. Учитель:
Получать знания о трудовой деятельности можно из книг, рассказов друзей и взрослых, но лучше, когда вы реально проверите себя в той или иной профессии.
Лучше всего если вы будете себя «примерять» к различным видам трудовой деятельности, проведете множество профессиональных проб. Это даст возможность более точно выбрать ту профессию, которая максимально подойдет вам.
Сегодня у вас есть такая возможность: попробовать себя в профессии «Токарь», познакомиться с основными токарными операциями и даже самим выполнить какие-то из них.
Сейчас наши ребята познакомят вас с приемами работы на станке и продемонстрируют некоторые операции. Но прежде, чем это сделать, необходимо прослушать инструктаж по технике безопасности, так как наш участок является очень серьезным в плане охраны труда.
З. Взаимообучение (работа «инструкторов» – учащихся)
Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности рассказывают все учащиеся участка)
Демонстрация приемов управления станком (демонстрирует и поясняет приемы первый учащийся)
3.2.1. Учащиеся – гости повторяют простейшие приемы управления станком
3.3. Демонстрация выполнения операции обтачивания (показывает и поясняет приемы второй учащийся)
Учитель: Сегодня вы впервые встали к станку и для вас можно прочесть четверостишие Л. Татьяничевой
Я детали учился точить на станке,
Стружки руки клевали, прикипали к щеке.
Вырывалась, шипела норовистая сталь
И никак не хотела превращаться в деталь!
А теперь я попршу вас высказать свои мнения о сегодняшнем занятии.
3.1. Отзывы учащихся-гостей и учащихся токарного участка о занятии, проделанной работе
Опрос-самооценка учащихся – гостей по результативности усвоения ЗУНов
Таблица №1
Что нового вы узнали на занятии
Что вам понравилось
Как вы оцениваете работу учащихся – «инструкторов»
Что вам не понравилось или было непонятным
Как оцениваешь свою старательность при получении ЗУНов
3.3. Первый учащийся: Сегодня вы увидели лишь тысячную часть того, что должен знать и уметь токарь. Но мы надеемся, что вы поняли суть работы на токарном станке. Увидели, как интересна, увлекательна и ответственна эта работа, потому что сами попробовали выполнить токарные операции.
Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу.